Тема 5. Социальная и территориальная дифференциация языков (2)
Семинары по основам науки о языке
Тема 1. Введение ТЕМА 2. Социальные аспекты языка
1. Функции языка как проявление его социальной природы. 2. Язык и речь. 3. Язык и культура. Творческие индивидуальные задания (сообщение может быть представлено во время лекции): подготовить сообщения и рефераты: o Язык и другие средства общения. Язык жестов o Социальное и биологическое в языке. Язык животных o Язык и личность o Язык и религия o Живые и мёртвые языки o Языковые контакты. Билингвизм. o Идеология и язык o Язык и политика o Язык и медицина o Язык и фармация o Язык и межкультурная коммуникация o Детская речь Письменное задание: Подготовить конспект: Т.П. Ломтев. Язык и речь // Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. М., 1976. – С. 54 – 60). Форма выполнения конспекта
Основная литература: Учебники и учебные пособия Кодухова В.И., Баранниковой Л.И., Реформатского А.А., Головина Б.Н. (Разделы «Язык и общество», «Общественная сущность языка»); Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. М., 1976. С. 54 – 60.
Дополнительная литература: Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – 2е изд., испр. М., 1999. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. Изд. 2-е. М., 1986. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1972.
Рахманкулова Н.Ф. Роль языка как средства общения и факора формирования личности. М., 1989. Фоменко Ю.В. Язык и речь. Новосибирск, 1990. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989. Фолсом, Франклин. Книга о языке. М., 1974. Функционирование системы языка в речи. М., 1989. Язык. Культура. Этнос / Отв. ред. Г.П. Нещименко. М., 1994. Язык и личность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. М., 1989.
ТЕМА 3. Язык как системно-структурное образование
1. Язык как система знаков. 2. Понятие ярусов языковой системы. Языковые явления внутри ярусов. 3. Языковая системность как историческая категория. 4.Парадигматические отношения в лексике: синонимия, вариантность, антонимия, гиперо-гипонимические отношения. Творческие индивидуальные задания (сообщение может быть представлено во время лекции): подготовить сообщения и рефераты:
Основная литература: Рождественский Ю.В. Введение в языковедение. М., 2000. С.63-68; 135 – 149; Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962. С. 12 – 75. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1998. С. 6 – 8. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1991 (или 2-е изд. М., 1999)
Дополнительная литература:
Борхвальдт О.В. Языковая системность как историческая категория // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск, 2000. С.56 – 60.
Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка // Вопросы языкознания. – 1968. - № 4. – С. 69 – 79. Савченко А.Н. Язык и системы знаков // Вопросы языкознания. – 1972. - № 6. – С. 45 – 55. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971.
Тема 4. Социальная и территориальная дифференциация языков (1) 1. Социальная типология языков. Понятие о форме существования языка. Исторический характер форм существования языка. 2. Характеристика основных социальных типов языка: литературный язык, народно-разговорный язык, просторечие, социальные диалекты, профессиональные подъязыки. Творческие индивидуальные задания (сообщение может быть представлено во время лекции): подготовить сообщения и рефераты: · Происхождение и основные этапы развития письма. · Разнообразие путей сложения национальных языков. · Множество и разнообразие языков мира. Основные классификации языков. · Ареальная и функциональная классификации языков. · Типологическая (морфологическая) классификация языков. · Генеалогическая классификация языков. Родство языков. · Молодежный сленг. · Профессиональный язык железнодорожников, медиков, фармацевтов и др. · Язык и национальный характер (примеры на усмотрение студента) Основная литература: Бондалетов В.Д. Социолингвистика. М., 1987. С. 44 – 74.
Дополнительная литература : Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М., 2003. – 131 – 156. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1991 (или 2-е изд. – М., 1999).
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКОВ (2) 1. Особые формы существования этнических языков: койне, пиджин, креольский язык, мужской язык, женский язык. 2. Территориальная типология языков. Виды территориальных диалектов. Творческие индивидуальные задания (сообщение может быть представлено во время лекции): подготовить сообщения и рефераты: · Языковая семья, группа, подгруппа. Славянские языки. · Индоевропейская семья языков, её основные группы. · Естественные и искусственные языки международного общения. · Гипотезы возникновения всеобщего (всемирного) языка.
· Понятие о языковом сознании (параметры языкового сознания). Соотношение понятий «ментальность» и «мышление». Ментальность этноса. · Дискурсология. Понятие о тексте и дискурсе. Характеристика видов дискурса. Основная литература: Бондалетов В.Д. Социолингвистика. М., 1987. С. 44 – 74.
Дополнительная литература: Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М., 2003. – 131 – 156. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1991 (или 2-е изд. – М., 1999).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|