Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЭССЕ как жанр художественной публицистики





ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Своеобразие художественной публицистики

Жанрообразующие признаки

Очерк

Предмет, цель, мотоды отображения действительности в очерке

Стилистика очерка. Сюжет, композиция и образность.

Автор и читатель: интимизация и очерковость

 

Публицистика – общественно значимое явление

- массовая актуальное, документально творчество, осуществляющее взаимодействие частного политического опыта с деятельностью всей политической системы (Ученова)

Публицистика – это правдопись. Понятие публицистика русское понятие происходит от лат. Публикус – общественность.

Роль и функция публицистики

Оперативное обслуживание общества сведениями актуальных политических событиях и процессах. Информирую общества анализирую ту или иную ситуацию.

Функции: информативная, директивная (влияние), фактическая (поддержание коммуникативных связей), эстетическая (создание художественного эффекта), экспрессивная (эмоционально оценочное отношение).

Очерк, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, эссе, письмо, исповедь.

Памфлет, фельето, пародия, сатирический комментарий, анекдот, шутка, игра, басня, реплика.

В теории журналистики принято выделять следующие признаки:

Предмет отображения (что?).

Целевая установка (ради чего?)

Метод отображения (как?)

Стилевой (как?)

Соотношение автора и читателя.

Публицистику интересует современность в совокупности множества состовляющих ее социальных ситуаций. Для художественной публицистики предмет не специфичен, исключения группа сатирических жанров, для которых предмет – негативное явление общественной жизни.

 

В качестве цели могут выступать описание предмета и создание его наглядной модели, выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета и формулирования программы действия.

 

Мотоды отображения действительности



Рационально-познавательные (наблюдение, метод проработки документов и др) и теоритические (дедукция, индукция)

Художественные (наглядно-образного обобщения, опирающиеся на приемы ассоциации, метафоризации, метонимии, персонификации, оксюморон, литоты, гиперболы и т.д.)

 

Очерк, как жанр небольшое повествоват произведения содержащие краткое описание реальны факто, лиц. Понятие «очерк» в качестве названия журналистики

В зависимости от предмета выделяют

Портретный

Проблемный

Путевой

 

Шосток выделяет типы портрета:

 

«социальный тип»

Портрет личности

Политически портрет

Портрет деятеля

Нравственный учитель

Полемичный портрет

Антигерой

 

Ким выделяет:

Художественно-изобразительные(путевые очерки и зарисовки)

Художественно-публицистические (портретный очерк биографический и юбилейный)

Исследовательские очерки («проблемные» и «очерки-исследования»: судебные очерки, очерки расследования, очерки нравов, бытовые).

 

«Очерковость» проявляется в резких ассоциативных переходов от одной темы к другой от описания к повествованию, от возвышенного стиля к сниженному.

 

Сюжет – события, ситуация основа содержания произведения.

Особенность очеркового сюжета – фабулалистичность.

В очерке сюжет – концепция действительности, движение мысли автора.

 

Сюжет схема организации текста., отражающие членения текста.

 

Кольцевой сюжет – последовательность.

1)Хроникальное построение материала, последовательное описание события.

2) структуры, на основанное на логике причинно-следственной связи.

3) Эссеистская свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.

 

Образность бывает тропеического и не тропоического происхождения.

 

Образность создавая и достоверную картину действительности используя свое образное мышление, автор социально типизирует картины, ситуации, явления и характеры. Типизации – создание индивидуальных художественных образов.

 

Типизация:

Собирательная обозначаются признаки определенного

Избирательная

 

Автор

 

Булаховский автор термина интимизация изложения

 

Интимизация изложения – это совокупность стилистических приемов, которыми автор входит в контакт со своим читателем, делая его участником своего сообщения, и своих чувств, максимально приобщая его к тому, в чем хочет иметь его участником, напрягая его интерес и по своему изящно играя этим интересом.

 

Средства интимизации:

Обращения к героям повествования.

Формы повелительного наклонения.

«мы» или форма первого лица множественного числа глаголов.

Воображаемый диалог между автором и читателем.

Модальные частицы и слова.

Морфологические формы присущие разговорной речи.

Разговорно просторечная лексика

Фразеология

Формы несобственно-прямой речи

 

РУССКИЙ ОЧЕРК 19 ВЕКА

Путевой очерк

Нравоописательный очерк (20 е года 19 века)

Физиологический очерк (40-50е г.)

Проблемный очерк (60-ее г.)

 

Русские очерки Т.

 

Путевой очерк. Термин отечественный. На западе – эссе, репортаж. В русской публицистики очерка иногда называли опытами. Опыт и эссе не прижились и стал очерк. Первыми очерки литература – путешествия (Хождения за три моря). Традиции этой литературы способствовала формированию очерка (летописи, жития). Первыми образцами очерками на газете появились в Ведомостях в 1730. Материал о путешествие монаха в русскую глубинку. За тем материалы о кругосветных путешествиях. В них появляется образ рассказчика. Путевые очерки были популярны в Европейской литературой. Это предвосхитила предромантическая и сентементалистская литература.. Английские письма Вальтера, Очерки нижнего Рейна. Эпоха подготовки великой французской революции. На первый план выдвигается гражданской позиции личности и возможности воздействия на общественное мнение.

 

В России предпосылки: влияние литературы сентеминатализма, эпоха – время предшестаующая великой французской революции, время соц. Изменений.

 

1790 Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

 

1791- 1795 Карамзин «Письма русского путешественника»

 

1835 Пушкин «Путешествие в Арзрум» Прямое отображение действительности и его оценка. Выразительные портреты действующих лиц.

 

Нравоописательный очерк: А. С. Грибоедов «Загородная поездка» (20-е гг. 19 века). Уклад жизни простого народа и господ.

 

Булгарин: Поездка в парк Горова

 

«Петербургские записки 1836 года» Н. В. Гоголя (1836-1837)

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Сборник Башуцкого «Напиши, списанные с натуры русскими» (1841-1842).

 

В 1845 году Н. А. Некрасов издал в двух частях альманах.

 

Широта охвата действительности. Очерк должен интересоваться деталями подробностями, но такими которые рисуют самое главное в повседневной жизни. Русский физиологический очерк стремится к охвату всех сословий, но на первый план выдвигаются маленькие люди. Во всех бедах виновата иерархия. Физиологии характерно точность, скрупулёзность.

 

Части очерка: описательная и бытовая.

В. Даль «Уральский казак» характерен типизм. Описан как тип сложившийся вне конкретной исторической ситуации.

 

Некрасов «Петербургские углы» (отрывок из романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843 - 1845))

 

И. С. Тургенев (1818 -1883) Хорь и Калиныч

 

Л. Н. Толстой изображает военных, раньше этим никто не занимался. «Севастопольские рассказы»

 

Проблемный очерк. Появление цикла очерков, объединенных одной большой социальной проблемой. В частности крестьянский вопрос. Цикл очерков позволял освещать больший круг актуальных проблем.

 

Г. И. Успенский 1866 «Нравы Растеряевой улицы»

 

В. Г. Короленко «В голодный год» 1892-1893, «Мултанское жертвоприношение» (1895)

 

Короленко проводит время в губернии, которая пострадала от голода. Он написал цикл очерков «В голодный год».

 

1895 год. Процесс против удмуртов, которые принесли в жертву человека. Короленко понял, что это дело клеветническое и доказал ложность обвинения. Очерки Короленко вышли в журнале русское богатство.

 

А. П. Чехов

 

Цикл очерков «Сахалин», в журнале русская мысль. Идея путешествия. Путешествия на каторжный остров. Очень часто смертная казнь заменяется каторжными.

 

 

К концу 19 века складывается два типа очерка

- Безадресные (беллетристические)

- Точно адресованные (документальные)

 

 

Русский очерк 20 века

 

Максим Горький 1868 – 1936. Публиковаться Горький начал в 1892, а в 1898 цикл очерков и рассказов. Поэт босястской воли. Его считают приемником Глебом Успенского, он видит не только придавленность личности. Горький развивает теорию очерка, он должен показывать инициативу творческую идею. 1907 Горький очевидец кровавого воскресенья «9 января». Перерождение толпы в народ.

1911-1913 «Сказки об Италии» Летом 1928 года Горьки путешествуют по СССР в то время, когда был ребенком. Очерк обнаруживает такие качества как исторический оптимизм, страстность, публицистическая открытость, многообразие тематики.

Очерк развивается нетолько благодаря Горькому, Лариса, Мариэтта Шагинян, Илья Оренбург. Популярен Михаил Кольцов, тема строительства социализма.

Михаил Кольцов.

Наше достижение – журнал для пропаганды очерка.

 

Международный очерк

 

Маяковский «Мое открытие Америки»

Рейснер «Афганистан»

Кольцов «Испанская весна», «Испанский дневник».

Ильф и Петров «Одноэтажная Америка». Очерки на основе путевых заметок.

Генрих Боровик «Как я был корреспондентом Эсквайра» 1972.

 

 

Анатолий Абрамович Аграновский 1922 – 1984.

Военная журналистика то, что начинает Аграновский.

 

1946-47 «За храбрость»

1947 «Литературная храбрость»

1955 Союз писателей СССР

 

Аграновский ведет диалог со своим читателем. Писателя интересуют люди энтузиасты.

 

«Однолюб»

 

Песков Василий Михайлович (1930)

 

 

ЭССЕ как жанр художественной публицистики

 

ЭССЕ - жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с ее изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основной жанр является философское, публицистическое начало и свободная манера повествяования. ЭССЕ относится к нестрого заданным жанровыми характеристиками.

 

ЭССЕ предполагает и запечатляет субъективное видение автора. Суть современного эссе в том, что нем излагается некая теория, концепция.

 

Жанроопределяющие признаки

 

Дмитривоский об эссе:
1) Подчеркнуто индивидуальная позиция автора, индивидуальный взгляд, субъективность в трактовке предмета.

2) самый широкий содержательный-тематический разброс – от науки до беллетристики (но при этом материалом произведение становится лишь экзистенциально окрашенные впечатления)

3) Свободная композиция

4) Стиль ориентирован на бытовую, разговорно-непринужденную речь

 

Предмет ЭССЕ

 

Прецедентное высказывание – это высказывание историко-философского или политического звучания, широко известное современному читателю.

 

Посмодернистская эстетика - это эстетика цитатного, коллажного письма, когда акцент перемещается с информативной стороны текста на его знаковую сторону, и процесс чтения текста становится процессом понимания, чтения и разгадывания знаков, символов.

 

Варианты цитатного письма (Термин Сметаниной)

Текст А = тексту Б (прямая цитата)

Текст А – иллюстрация тексту Б (пересказ)

Текст А – материал для создания текста Б. (все виды трансформации текста)

 

Виды ЭССЕ в зависимости от предмета

Публицистическое

Литературно-критическое

Искусствоведческое

Научно-популярное

Философское

 

Дмитровкий говорит о трех видах эссе:

Познавательном (если духовной доминантной является теоритизм)

Лирическом (поэтизм)

Нравоописательном (этизм)

 

Масштаб охвата действительности

Глобальность помогает четче увидеть актуальные, быстротекущие события в системе более общих, более фундаментальных явлений, закономерностей.

 

Цель. Автор.

Цель эссе – не информирование, не описание, а ознакомление читателя со своим, со своим авторским видением уже известного.

Автор обращен в внутрь текста. Функция убеждения перестает быть главной.

 

Авторское Я. Искренность, как имманентное качество любого эссеистического текста, является не только сознательной задачей жанра, но и естественным и неотъемлемым следствием той особой позиции в отношении самого себя, которую занимает автор во вовремя написания эссе.

Искренность.

 

С формальной точки зрения композиционно текст воспринимается как поток сознания читателя.

 

Дмитровский называет композицию эссе свободной, но при этом выделяет три формы композиционного построения текста.

Линейный тип

Циклический и

Фрагментарныйнекоторые короткие духовные озарения, это заметки, которые не развиваются

 

Границы эссе максимально раздвинуты

Стилистическая модель эссе

В работе все известные типы речи (рассуждение, повествование, описание, объяснение).

Образность и афористичность.

Амплификация

Парадоксальность

 

Разговорная речь

Стиль, ориентированный на бытовую, разговорно-непринужденную речь.

Эссе жанр персонифицированной журналистики и требует подготовки.

 

 

Опыты. Мишеля Монтеня. Тематика эссе. Образ автора

Эссе Р. Стиля и Дж. Аддисона в журнале «Зритель».

 

Истоки жанра

«Дзуйхицу» Сэй Сенагон «Записки у изголовья» X в.

1 Дзуйхицу (яп. Вслед за кистью) –это жанр короткой японской прозы, в котором автор записывает все, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это литературно.

 

Сочетание субъективного взгляда на вещи, собственной позиции и чистосердечного, непосредственного выражения.

 

«Опыты» Мишеня Монтень.

Эссе Р. Стиля и Дж. Аддисона.

«Новый поход» Э. Золя

На рубеже 19-20 веков на смену прессе мнений приходит информирующая пресса

Пресса утверждает себя как важнейший институт общественной жизни во Франции,.

 

Джордж Оруэл (1903 - 1949) «Почему я пишу»

 

Умберто Экко. «5 эссе на тему этики», «Эссе о прессе».

 

История русского эссе

Жанровыми признаками эссе обладает «О качествах стихотворца рассуждения» Ломоносов 1755 г.

 

К художественной эссеистике Пушкина относятся такие его литературные биографии, как «Ломоносов», «Александр Радищев», «Дельвиг». Эссеистикой публицистической можно назвать произведения «О прозе», «О поэтическом слоге», «О журнальной критике».

 

Диалог одно из определяющем в эссе.

«Путешествие из Москвы в Петербург».

 

Проблемы, которые ставятся эссеистами в 30-е голы 19 века «я и революция». В начале 20 века появляется серия статей «Несвоевременные мысли» 1917-1918 в газете «Новая жизнь». Советская эссеистика приобретает характер открытого диалога. Эссе становится документальным жанром, отражающим факты эпохи. После войны эссе становится неактуальным. В 1980 годы новый этап для эссе. Михаил Эпштейн.

 

Эпштейн: Эссе самый ходовой жанр. Слово эссе означает попытку опыт.

 

Особенности эссе как жанра (по Эпштейну)

1. Наличие создателя: «Направленность на самого говорящего…» Все сводится к истоку «…к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе»

2. Тяга к парадоксальности

3.

4. Любой порядок в эссе сломан, одно перебивает

5. Ориентация на разговорную речь

6.

7. Неопределенность входит в самое существо эссеистического жанра

8. «Нет ничего тяжелее и требовательнее жанровой свободы, сполна предоставленной эссеисту, - за нее приходится платить

9. Как единица эссеистического мышления, эссема представляет собой свободное сочетание

10. Парадигматическое устройство эссе, направленность на категорию обычая.

11. Само французское слово эссе произошло от латинского «взвешивание».

 

Эссеизм – это синтез разнообразных форм культуры на основе самосознания личности, которая восходит на самосознании личности, которая восходит благодаря такому опосредованию ко все более высоким степеням духовной универсальности.

 

Сатирические жанры и их признаки.

Предмет

Отрицательное, актуальные явления, расширяющиеся до общественно значимых

Предмет – масштаб охвата

Фельетонный факт – всегда подвегается типизации: факт реален, но обыгран (избирательная типизация), факт сочинен, но так, что ситуация узнаваема (собирательная типизация).

Основной характеристикой комического дискурса является отказ его содержания в реальности путем представления его в абсурдном свете, путем осмеяния. Абсурд всегда приводит к смеху.

Цель:

Оценка и итерпретация

Функция: Информационная

Эстетическая (оценивает с эстетических позиций)

Экспрессивная (выражает свое отношение)

Реакреативная

Гедонистическая

Методы:

- Художественного раскрытия комического, парадоксального

Автор и читатель

«Смех, - пишет Лихачев, - требует единомышленников. Смеющиеся – это своего рода заговорщики». Особая характеристика должна присутствовать и у читателя и у автора текста – остроумие, т. е.

Язык и стиль:

- фельетонный, памфлетный, основанный на способах сатирической трансформации.

Способы сатирической трансформации:

Карикатура – словесно-иллюстративный прием сатирического преувеличения, иронического переосмысления реальных фактов, посредством слова или штриха с целью большого снижения объекта осмеяния.

Гипербола – юмористическое преувеличение (литота-юмористическое преуменьшение), одно из сильных средств, сатирической типизации, подчиненной определенной объективной оценке явлений. В сочетании с фантастикой.

Гротеск – комическое сгущения, уплотнения, обобщения, заостренная до крайности, иногда до фантасмогории. Гротеск достигается благодаря искуственному преувеличению внешних и внутренних черт (свойств характера) объекта, сплетению реального и фантастического сочетаний, на встречающихся в природе и обществе (часто – смешение человеческих).

Каламбур. В языке много слов, которые имеют не одно, а два или несколько значений. В речи же, т.е. в контексте, многозначное слово обычно выявляет лишь одно из них.

Стилевой контраст. Из числа художественно-публицистических жанров самым проницаемым с точки зрения стилистического контраста оказывается фельетон.

Сарказм. Терзать, издеваться. Наиболее едкая и язвительная форма сатиры.

 

Фельетон и памфлет

 

Фельетон – это соединение трех начал: публицистическое, художественное и сатирическое. Особенность его в том, что три названные характеристики присутствуют в фельетоне нерасчленимо, иными словами, фельетон – жанр синкретический.

 

Сатиричность фельетона предполагает сатирический анализ факта, выявление комического содержания факта.

 

Художественность фельетона заключается в том, что фельетон сатирический образ. Движение мысли фельетона определяется движением от сатирической информации к сатирической типизации. Фельетонист не просто собирает факты, а обобщает их.

 

Автор может быть участником события – 1е лицо.

Автор от третьего лица

Автор, как комментатор события.

Автор занимает нейтральную позицию.

 

Автор выражает гражданскую позицию, оппозиция негативному явлению.

 

Публицистичность фельетона проявляется в актуальности, злободневности поставленной проблемы в исторической ее конкретности. В публицистическом фельетоне отдельный факт включается в широкую систему.

 

Первоначально фельетон слово французское слово, применительно к прессе означало листок, прилагаемый в газете, следовательно, нечто отличительное от газеты.

 

Первый фельетон появился 28 января 1800 года во французской газете «Журналь де деба».

Термином фельетон обозначается не во всех странах. В Англии и Америке фельетон обозначается как сатирическая колонка.

Фельетон заимствовается русскими публицистами.

«Трудолюбивая пчела» 1759 г. – «О думном дьяке, который взял с меня 50 рублей». В 19 веке фельетоном называли газетную рубрику, которая отделяла официальную часть газету от всчего прочего, а также тексты, написанные живо.

В 30-е гг. 19 века, «Телескоп» литературно-критические фельетоны, подписанные именем Феофилакта Косичкина (Пушкин).

Утверждается новый вид фельетона – социальный.

Для 40 – 50ефельетон ведущий жанр публицистики. Писать шутя о серьезном.

 

В 60-70е годы большой интерес к фельетонам со стороны писателей демократов.

 

В конце 19 века Чехов вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».

«Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель», «Свет и тени», «Петербургская газета», «Русская мысль».

 

Максим Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида вел политические фельетоны в 1895 – 1896 гг. на страницах «Самарской газеты» в традициях революционно-демократической журналистики.

 

Малый фельетон форма раннего существования фельетона: юмореска, сценка, миниатюра, которые разрабатывают малые формы.

 

После 1917 года сформировался иной подход к фельетону. Мир в это время делится на своих и чужих, на буржуев и пролетариев. Развивается частушка, карикатура, плакат, подпись под плакатом.

 

Журнал «Жало» в 1905 год. Сатирический журнал «Красный дьявол» (1918), «Гильотина»

 

Журнал «Крокодил».

 

Малый фельетон – небольшая сатирическая зарисовка. Цель фельетона становится критика, направленная против «бывших хозяев жизни». Сатира была оружием большевистской партии. Горький: если враг не сдается – его уничтожают.

 

Опора на достоверный факт и деталь – существенный принцип 20х годов. 20 века

В этот период произошло разделение: публицистический и беллетризованный (фельетон-рассказ).

 

Фельетон-комментарий – первичная форма беллетризации газетной сатиры. В фельетоне-комментарии газетной сатиры. В фельетоны-комментарии всю необходимую информацию содержит эпиграф. Комментируя определенное. Уже свершившееся и известное читателю событие, фельетонист восполняет отсутствие неожиданности использованием художественных приемов. Так постепенно кристаллизируется большой фельетон.

 

Большую роль в развитии фельетона сыграла «Правда». На страницах «Правды», фельетон приобретает аналитический подход.

 

Ильф и Петров – «безадресный» фельетон – фельетон, документальные границы которого размыты (не указано место действия, не названы персонажи, а иногда и ситуации, и герои, и место вымышлены).

 

«Безмятежная тумба», «Техника на грани фантастики», «Веселящая единица», «Отдайте ему курсив».

 

Кольцов создал свой тип фельетона, который послужил образцом для многих фельетонистов. Исследователи считают их особой гибридной формой литературы: очерком –фельетоном или очерковым фельетоном.

Эстетический принцип фельетонного творчества Кольцова – документальность. «Три дня в такси», «Семь дней в классе», «В ЗАГСе»

 

 

Памфлет

От греческого – все воспламеняю.

В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничтожение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

 

Памфлет оружие борьбы с политическими оппонентами.

 

Специфика:

Обличительная направленность. Предметом памфлета – враждебная, неприемлемая идеология, точка зрения. Памфлет отличается особой энергичностью.

Злободневность. Главное в памфлете – насущные проблемы дня. Памфлетность – это злободневность.

 

Тенденциозность – не предвзятость, которая навязывается читателю, а идейная направленность произведения. Она выражается посредством эмоционального-логического и даже научного воздействия на читателя.

Социальный характер предмета. Изображение только негативного в предмете.

Острое политическое звучание.

Общность целей – уничтожение зла.

Использование сарказма.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.