Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к личности психолога

· гуманистическая направленность его личности (На практике это проявляется как представление об аб­солютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и со­циальной справедливости, чувство собственного достоинства и Уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, Порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь.)

· гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность

В структуре личности психолога многие исследователи пыта­ются выделить определенные группы основных качеств.

· В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоциональ­но-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдер­жанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решитель­ность, активность и др.).

· Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, само­контролю поведения.

· Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречи­вость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала так на­зываемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения — харак­терное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способ­ностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой про­фессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о воз­можности человека овладеть данной профессиональной деятель­ностью:

· высокий уровень интеллектуального развития;

· здравый смысл, беглость и острота мышления;

· хорошая саморегуляция, самодисциплина;

· большая физическая выносливость, работоспособность;

· способность вносить большие личностные вклады в других лю­дей;

· способность помогать людям в трудных ситуациях;

· чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;

· любовь и эмпатия по отношению к детям;

· оптимистическое прогнозирование;

· креативность — способность к творчеству.

Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окру­жающих людей необходимое впечатление.

Имидж психолога Профессио­нально важ­ные качества Принципы деятельности Статус по отношению к детям к взрослым
Человеческая привлека-тельность Личное обая­ние Интеллигент­ность Вид здорово­го и счастли­вого человека Позитивная модальность настроения Интерес к людям и их проблемам Уверенность в себе Оптимизм Активность Индивиду­альный стиль деятельности* Интеллек­туальность Социабель-ность Аффилиация Эмоциональ­ная устойчи­вость и жиз­нерадост­ность Вниматель­ность и на­блюдатель­ность Инициатив­ность и со­циальная активность % Дипломатич­ность Терпимость Педагогиче­ские способ­ности Профессио­нальная эти­ка и компе­тентность Ответствен­ность Общие: Гуманизма Развития Индивиду­ального и дифференцированного подхода Систсмодея-тельностного подхода Комплексно­го подхода Специальные: Социального реагирования Благополу­чия клиента Конфиден­циальности Объективно­сти Атташе Адвокат Доброжела­тельный собеседник Фасилитатор Психолог Валеолог Психотера­певт Союзник Помощник Сотрудник Дипломат Педагог Психолог Арбитр Посредник Организатор Консультант Психотера­певт

 

2.Специфика статуса психолога в системе образования

Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе он опирается на профессиональные знания овозвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центревсе его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.

3. Трудности профессиональной адаптации молодого психолога

Исследования О.В. Богдановой показывают, что успешной профессиональной адаптации практического психолога препятствуют следующие факторы (Богданова О.В., 2001):

? недостаточная профессиональная подготовка;

? слабая мотивация к профессиональному росту;

? отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств

 

4. Профессиональные позиции психолога

Позиция — это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф.Е.Василюк, Л.С.Вы­готский и др.)- Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Пережи­вания клиента и сопереживания психолога — это две деятельно­сти, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и кли­ент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание пси­холога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение про­блемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога.

Основными онтологическими категориями, на основе кото­рых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного роста и культурной продуктивности.

В отличие, от представителей других «помогающих» профессий, от психолога требуется не лечение, воспитание, защита прав и ин­тересов или отпущение грехов, а сопереживание, со-проживание отрезка жизни клиента, развитие его и со-развитие вместе с ним.

Кроме профессиональной позиции можно выделять социальные и личностные позиции психолога в профессиональной деятель­ности. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определя­ют профессиональные и ролевые стратегии психолога.

Педагогу-психологу приходится осваивать различные соци­альные роли и связанные с ними позиции, менять их в практи­ческой деятельности в зависимости от ситуации и характера ре­шаемой проблемы. Это могут быть роли защитника интересов ре­бенка, психотерапевта, фасилитатора и др.

Различия профессиональных позиций специалистов (по А. Г.Лидерсу)

Профессия Ведущая деятельность Ведущая онтоло­гическая категория Профессиональная позиция
Врач Лечение (тера­пия) Болезнь, нездо­ровье, патология Лечит
Педагог-вос­питатель Оценивание лич­ности в соответ­ствии с идеалом, социокультур­ной нормой Категория идеала Воспитывает
Юрист Защита прав и интересов лич­ности Категория права и правовой нормы Представляет пра­ва и интересы лич­ности с точки зре­ния правовой нор­мы
Священник Отпущение гре­хов Категория греха Отпускает грехи
Психолог Развитие и со- развитие лич­ности Категория лич­ностного развития и активности Сопереживает, соразвивает

Социальные роли психолога

Социальная роль Деятельность
Защитник инте­ресов Защищает право каждого, человека быть уникаль­нойи неповторимой личностью
Духовный на­ставник Содействует личности в контактах с соответствую­щими специалистами, помогая разрешать конф­ликтные ситуации
Фасилитатор Заботится р формировании гуманистических, обще­человеческих ценностей в социуме, создает бла­гоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации
Участник сов­местной деятель­ности, партнер Эксперт Мотивирует деятельность, побуждает социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вме­шательства в решение его проблемы
   
Посредник Связующее звено между личностью и ее микросо­циальным окружением
Собеседник Обладает способностью выслушать, понять и при­нять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему
Психотерапевт Оказывает психоэмоциональную поддержку лич­ности в трудных, кризисных и критических ситуа­циях, развивает способность Личностик самостоя­тельному решению собственных проблем
     

Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответ­ственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой — диктуется концептуальной «школой» психолога и тех­ническими особенностями используемых методов.

Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации по­веденческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «ма­тери» — для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зерка­ла» — психодинамическим методам, позиция директивного «бра­та» — позитивной психотерапии.

Авторитарная позиция «сверху», подразумевает отношение к клиенту как к объекту психологических манипуляций, сопровож­дается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвы­шающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «все­знающего мудреца». Более современный партнерский подход ба­зируется на видении пациента в качестве равноправного субъек­та, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «пле­чом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («про­стого парня» или «затейника»).

В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоцио­нального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотера­певтической группы, ее динамике.

Показатель профессионализма психолога — его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...