Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протестант вебер эллинистический монархия


2. Конспект книги Ф. Шаму «Эллинистическая цивилизация»

 

Во введении указывается, какими источниками пользовался автор для написания своей работы и почему та или иная информация может быть не полной. Автор попытался объективно и со всей полнотой изложить всю изученную информацию эллинистического периода в долгой и бурной истории Запада [С. 10]. Он указывает на то, что очень много рукописей сохранено не было, в частности практически ничего не сохранилось от великой истории западных греков, для дотошного историка исследователя это конечно неприятно, но большой проблемы не представляет, так как сохранились другие рукописи, которые также представляют большой интерес и на которые можно опереться. Книги, написанные с 17 по 20 век историками тех времен, описывают эллинистический период, и царствование Александра Македонского, что представляет для автора наибольший интерес, поэтому в своей работе «эллинистические цивилизации» он опирается именно на эти источники.

 

Александр и мировая монархия

 

История восхождения Александра на престол, не смотря на его юный возраст Александр, был готов и психологически и теоретически к этому. Александр получил прекрасное образование, в совершенстве владел македонским и греческим языками, его учил три года с 13 до 16 лет сам Аристотель, которому Александр был обязан тем, что научился жить благородно. Город который Александр назвал своим именем еще при жизни отца, Александрополь Фракийский, называется так до сих пор. Александр на столько устрашал противников, что до самого конца его царствования не произошло ни одного серьезного мятежного выступления. [С. 13]

«Александр, пускаясь в эти великие походы, которые закончатся только с его смертью, исподволь заложил основы нового узаконенного права силы исключительного человека, любимого богами, помогающими ему одерживать победы. Последствия этого будут ощутимы еще очень долго». [гл.1 с. 17] Везде где Александр одерживал победу, он устанавливал или снова возрождал автономию и независимость, присуще полисам. Для него было не так важно, какого принципа правления придерживалось то или иное правительство, главное чтобы оно было ему послушно. «Александр применял оригинальную политику личных союзов с местными правителями, которая широко использовалась впоследствии» [С. 22]

Завоевав Египет без особых потерь Александр не доверил правление ни кому из своих военачальников, а стал править сам напрямую, единственно поручив распоряжаться внутренними финансами греку, рожденному в Египте. Именно здесь царь основал полис, и назвал его своим именем Александрия [С. 26]. Александр выступает в грандиозный поход на Восток «Оторванному от своих основных сил, находящемуся слишком далеко, чтобы ожидать подкрепления с родной земли, Александру предстояло покорить регион, равный по площади всей Малой Азии. Александр проявил свою гениальность на всех этапах этой компании» [С. 33].

Слава об Александре пережила века, но мнения о его правлении разделяются, но не смотря на это историки должны опираться прежде всего на факты, которые в случае Александра говорят сами за себя. У Александра было необходимое время и авторитет повелителя, чтобы заставить себя уважать, многие примеры это доказывают, поэтому только Александр мог удерживать свою систему. После его смерти образ вселенской империи не пропал, его продолжил Август в Римской империи, которая в значительной степени станет воплощением мечты Александра.

 

Диадохи и стремление к единству

 

Александр не успел назначить своего приемника, в Азии началось распределение провинций между военачальниками, эти македонские вожди стали настоящими наследниками, преемниками Александра. [С. 51] Со смертью Александра возникает волна мятежей, особенно греческих, в результате которой образовалось новое греческое царство в Бактирии, оно будет независимым и успешным. Птолемей так и остался владельцем Египта, так как это считалось завоевание копьем. Селевк в результате получил плодородную Вавилонию. Возвращение Антипатра обратно в Македонию было символичным, она демонстрировала, как старая традиция аргедонской монархии тесно связана с землей и народом. «Таким образом, с тех пор как Александр в 334 году до н.э. преодолел Дарданеллы, царская династия возвращалась на землю отцов в Европу» [С. 57]

Европой стал править Кассандр, а правителем Азии становится Антигон, поэтому конфликт между ними был неизбежен. Кассандр Лисимах и Птолемей объединяются, им оказывает помощь Селевк, конфликт нарастает, и начинаются военные действия. В результате Селевк завоевывает Вавилон и устанавливает там свою власть, начинается Селевкидская династия, которая в течении веков будет служить началом летоисчисления для всего азиатского региона. После того как Антгон с сыном отвоевали у Птолемея Кипр, они официально взяли себе царский титул и диадему. Птолемей же в свою очередь, чтоб не потерять авторитет сделал то же самое, вместо аргеадской монархии появилось шесть царей, носивших теперь царский титул, таким образом, распад империи Александра был завершен официально. Авторитет Птолемея был настолько высок, что родосцы обожествили его при жизни. С тех пор «обожествление живых царей в Родосе и Афинах стало традицией» [С. 67].

В 288 году до н.э. Пирр становится новым царем Македонии одержав победу над Деметрием. Интересно, что мать Александра Олимпиада была сестрой деду Пирра, поэтому получалось, что Пирр еще и являлся, внучатым племянником завоевателя и также как Александр вел свое происхождение от Ахилла, которого выбрал себе в качестве примера подражания. [С. 79] «Около 280 года до н. э., после безуспешных авантюр диадохов, мир эллинистических государств с возглавляемым им царем Антигоном Гонатом, наконец обрел четкие формы, стабильность которых нарушит вмешательство Рима» [С. 81]

 

Расцвет эллинистических государств

 

«Не стоит забывать, что за сценой, на которой главные герои сталкивались в династических конфликтах, в борьбе за независимость или в захватнических войнах, непрерывно вспыхивавших из года в год, существовала глубинная и долговременная реальность греческого полиса, фундаментально не изменившаяся с классической эпохи» [С. 83]. «Южная Сирия, Кипр и Киренаика являлись для Лагидов наиважнейшими опорными пунктами их власти за пределами Египта, но при случае их интересы простирались намного дальше - к Эгейскому морю и Фракии, а также к Элладе: речь идет не о постоянном присутствии, а о случайных походах, установлении единичных форпостов или заключении союзов в военных либо коммерческих интересах» [С. 85].

Цель, которую они преследовали, состояла в равновесии между крупными государствами Восточного Средиземноморья для обеспечения безопасности Египта и пополнения царской казны, которая в свою очередь зависела от свободной морской торговли. Такой политики гибких и осторожных планов придерживались три первых правителя династии. Намного позже эта династия выродится из-за нерадивости государей и их братоубийственных распрей. «Третьей великой эллинистической монархией была Македония, воспринявшая и упрочившая наследие Аргеадов - таким, каким его сохранил Кассандр. Македонское царство, манившее старших диадохов, кроме Птолемея, словно неотступный мираж, и приведшее их одного за другим к поражению, после смерти Керавна и короткой двухлетней передышки, во время которой царский трон был свободен, и оказался наконец в руках молодого энергичного и сильного правителя, сына Деметрия Полиоркета, который вошел в историю как Антигон Гонат» [С. 100]

Антигон Гонат победил орды галлов, поэтому заслужил авторитет полководца, который был необходим в те времена для царского имиджа. «Хремонидова война», которое было дано последовавшим военным действиям историками Античности. Эта война, подробности которой малоизвестны, примечательна лишь тем, что показала прочность македонских завоеваний в Элладе. [С. 106] Таким образом, после Хремонидовой войны в Элладе, только благодаря дальновидной и твердой политике царя Гоната установилось македонское господство, которое казалось довольно прочным и обещало двенадцать лет мира страдающему региону от войн и внутренних раздоров. «Спарта, игравшая когда-то столь важную роль, переживала кризис. Уже более века могущество Лакедемона, серьезно подорванное Эпаминондом и Фивами, лишь сокращалось вследствие его социального устройства, что замечательно проанализировал в своем трактате «Политика» Аристотель» [С. 109].

В конце своего долгого правления Антигон Гонат, который умер зимой 240-239 годов до н. э., не смог удержать всю территорию царства и полную целостность своих владений в Фессалии, некоторые завоеванные земли в Греции. Поэтому путем восстановления людских резервов в Македонии, он смог обеспечить некоторую целостность своих владений, так как принимал активные меры по восстановлению нации, которая понесла потери во время далеких походов Александра и диадохов, а так же войн между претендентами на наследство Кассандра и вторжений галлов. Это было проделано ценой невероятных дипломатических усилий. А меры по восстановлению нации были по плечу только дальновидному и сильному человеку, у которого должно было быть время, чтобы их осуществить.

В отличие от современных ему селевкидского и лагидского монархов, Антигон никогда не вынашивал никаких грандиозных наступательных планов. Он не создавал никаких культов, проявлял гуманность к побежденным, был щедрым и великодушным правителем. Поэтому он создал прекрасный образ государя, стратега, политика и философа, доброжелательного и решительного, бесстрашного и благородного, который занимал достойное место в первом ряду среди эллинистических правителей. Досон после 8 лет плодотворного правления передал Филиппу Македонское царство, которое полностью вернуло свое могущество и влияние и снова господствовало в Греции. Однако опасность, появившаяся с Запада, была более чем серьезная. Рим начал вторжение на восточный берег Адриатики, уже подчинив своей власти главные очаги эллинизма в Италии и на Сицилии.

Этой опасности главы Македонии и Греции не придали особого значения, а между тем поражение Пирра и его уход из Тарента в 275 году до н. э. имели роковые последствия для полисов Великой Греции. «К Элладе Рим, занятый в другом направлении, проявлял пока только эпизодический и весьма ограниченный интерес. И лишь военные действия в Иллирии в силу стечения обстоятельств постепенно заставили римлян туда углубиться» [С. 120].

 

Восток расколотый и покоренный

 

Ахейский союз и Арат попытались оказать сопротивление, но были разбиты на аркадской территории: они обратились за помощью к союзникам и Филиппу. Конгресс Эллинского союза, собравшийся в Коринфе во главе с молодым царем, принял решение начать войну против Этолийского союза, подчеркнув, что речь идет о том, чтобы возвратить свободу народам, которые были вынуждены войти в Этолийский союз, и даже о том, чтобы избавить от ее влияния Дельфийскую амфиктионию. Это привело к трехлетней запутанной войне, зачастую кровопролитной, как на Пелопоннесе, так и в континентальной Греции, где этолийцы разграбили додонское святилище в Эпире. Филипп отнял у них Фтиотийские Фивы, расположенные рядом с Деметриадой. В 217 году до н. э., встревоженный обстановкой в Иллирии, он заключил в Навпакте мирный договор, условия которого почти никак не ослабили этолийского могущества. Так завершилась война, получившая название Союзнической. [С. 123]

Оспариваемые территории Иллирии были разделены между Филиппом и Римом, македонский царь сохранил за собой долину реки Аой, в которой был особенно заинтересован. Сохранился нейтралитет городов - Афины и Иллион, который требовал Рим, это показывает, что римская политика даже не имея пока в отношении Востока четкого плана, поскольку она была занята подготовкой к африканской кампании против Карфагена, тем не менее, пыталась все таки сохранить свои контакты вплоть до Эгейского моря и интереса к Греции не потеряла. Этот «вооруженный обход» глубинных территорий Азии был впечатляющим: с полным правом Антиоха после его возвращения стали называть Великим. Он погасил попытки мятежа и восстановил в далеких землях Парфии и Бактрии свою номинальную власть в виде союзнического договора; он появился в восточной Арахосии, покинутой Селевком около века назад; он повторил путь Кратера, возвращавшегося из Индии, с востока империи, через Дрангиану, Гедросию, Карманию, укрепив, таким образом, их связи с центральной властью; он, как и Александр, пересек Персидский залив. В этих походах он продемонстрировал свою смелость, последовательность целей и осмотрительность. Со времен основателя династии у Селевкидской империи не было подобного правителя. [С. 130]

«Поскольку Филипп V, со своей стороны, стремился восстановить свои позиции в Эгейском море, оба государя в соответствии с традицией дружественных отношений, которые связывали два рода, зимой 203/202 года до н. э. заключили соглашение, которое предусматривало раздел лагидских владений: Антиоху должна была достаться Келесирия и Кипр, а Филиппу - Кикладские острова, Иония с Самосом, Кария и Кирена» [С. 131]

От Филиппа требовали, чтоб он вывел войска из всех своих владений и крепостей в Греции и в Малой Азии, а также отдать военный флот. Он принял эти условия, так как Македонское царство сохранялось и имело право иметь армию, которая защищала их от варваров, а союз с Римом мог предоставить победителю право контролировать внешнюю политику царства, но Филипп V не соблюдал надлежащим образом союзнический договор и Афины вступили в войну с Филиппом. Ветераны и политики Пунической войны, стремившиеся командовать, также были заинтересованы в этой новой войне. Рим играл теперь ведущую роль в греческом мире. Поскольку сенат был зол на Филиппа, они отправили к нему трех послов, которые и объявили ему войну. «Римские послы потребовали от Филиппа «не воевать ни с каким греческим народом» и признать претензии царя Пергама. Филипп проигнорировал это и начал новые военные действия во Фракии и в Черноморских проливах, в частности осадил город Абидос на азиатском побережье Геллеспонта» [C. 132]

Римская республика считала себя вправе вмешиваться непосредственно в дела Востока и сохранять определенное равновесие между эллинистическими государствами. В Иллирию отправили консула, тридцатилетнего Тита Квинкция Фламинина качестве главнокомандующего, он предъявил жестские требования сенату и потребовал чтоб Филипп вывел свои войска из греческих полисов. Филипп не подчинился, тогда Фламинин начал военные действия, он прорвал оборону и захватив Фиссалию двинулся в Центральную Грецию, после чего Филлип был вынужден просить мира. «Фламинин торжественно провозгласил, что римский сенат и он сам оставляют народы, находившиеся в подчинении у Македонии, «свободными как от военной оккупации, так и от выплаты дани, и предоставляют им право вести свое управление по законам предков». Толпа, охваченная неистовым восторгом, провозгласила Фламинина своим освободителем» [С. 134]

Фламинин собрал последний эллинский конгресс в Коринфе, после чего римляне возвратились в Италию. «Во время триумфа, отмечавшего возвращение проконсула, были продемонстрированы картины, статуи и драгоценности, захваченные его солдатами в качестве добычи: первый пример тех грабежей, которые станут частым явлением в последующие века и сделают Рим городом-музеем трофеев из Греции. Тем не менее в этом не было ничего противоречащего античным законам войны. Но эти шедевры и богатства ожидало совсем другое предназначение: они покинули греческий мир, чтобы оплодотворить цивилизацию другого народа» [С. 135]

Иллюзия мира в Греции была недолгой, через два года ее снова будет завоевывать Антиох, но в результате стратегических действий Ахейского союза и Филиппа V, который был верен Риму по понятным причинам, Антиоху пришлось вернуться в Халкиду с остатками своей армии. В результате развязавшейся войны между Антиохом и легионерами, тот получил серьезные потери и был вынужден снова отдать свои владения. «Антиох терял все свои владения в Европе, в Эгейском море, в Анатолии за Тавром и к западу от реки Галис» [С. 139] в последствии Антиох трагически погибнет, новым царем станет Персей, который тоже пострадает от войны с Римом, его возьмут в плен вместе с сыном, после чего позорно зарежут. «Вместе со своим сыном, тоже плененным, ему предстояло проследовать в триумфальном кортеже своего победителя, после чего он был подло убит в тюрьме в Италии. Так, резней и позором закончилась история династия Антигонидов, погибшая вместе с первой из великих эллинистических монархий» [C. 145]

«Урегулирование отношений между участниками и противниками альянса с римлянами затронуло такие государства, как Этолия и Ахайя. Множество ахейцев, подозреваемых во враждебности к Риму, были высланы в Италию: среди них находился историк Полибий и его отец, который был заметной личностью в Мегалополе, крупном аркадском полисе, входившем в Ахейский союз» [С. 146]. Полибию на тот, момент было около тридцати лет, он завоевывает к себе дружеское отношение Эмилия Павла и его сына Сципионома Эмилианома и проводит свое изгнание, в тесном общении с правящими республиканскими кругами. Таким образом, он и получил информацию и опыт сформировавший его взгляд на историю тех времен. Следующее бистательное царство Пергамское, длилось недолговечно, оно закончило свое существование в обстановке не менее мрачной, что и эллинистическая монархия.

Государство Аттала, единственное в эллинистическом мире, и казавшееся крепким, «было уничтожено всего одним волевым решением одного человека - царя, который завещал его римскому народу» [С. 158], вследствии которого установилось постоянное присутствие Рима в Азии. Теперь римская администрация прочно обосновалась, как в Европе, так и в Азии на обеих побережьях Черноморских проливов. Полибий, который был современником при тех событиях, дает общую информацию об этом периоде.

Сохраненные фрагменты документов свидетельствуют, что македонцы очень плохо приспосабливались к демократическому режиму, заменившему их традиционную монархию, это приводило к внутренней напряженности и сокращению числа граждан полисов. Но главным событием этих мрачных лет, стало появление претендента на трон, который назвался сыном Персея, на самом же деле его звали Андриск. Римский корпус разбил Андриска и Македония становится Римской провинцией, теперь начинается новая история в качестве провинций. «Разрушение Коринфа, на месте которого образовалась пустыня, пока Цезарь в 44 году до н. э. не отстроил здесь заново город, осталось в памяти человечества символом римского могущества на Востоке, подобно тому как разрушение Карфагена в том же году закрепило победу Рима на Западе. Несоразмерность между проступком, поставленным в вину коринфянам (дурное обращение с римскими послами в Коринфе в связи с собраниями Ахейского союза), и жестоким наказанием прекрасно демонстрирует истинные намерения Рима: речь шла о том, чтобы совершенно определенно дать понять, кто здесь хозяин. А уж это было абсолютно очевидно» [С. 164].

Только Греция на некоторое время, не была преобразована в провинцию, так как не принимала большого участия в конфликте. Но она не смогла сохранить свою независимость, поскольку Ахейский союз выступил с войной. Афины и Спарта, Фессалия и Магнесия, Этония и Аркалия все таки, остались автономными, так как не намеревались портить отношения с республикой. От торгового и богатого города Каринфа ничего не осталось, он был разрушен полностью. «Таков был результат раздробленности, ослабившей Грецию, и политических ошибок, допущенных ее руководителями. Полибий с удивительной проницательностью высказался об этом: «Такова была обычная политика Рима: он использовал ошибки других, чтобы расширять и укреплять собственное господство, но он делал это с такой ловкостью, что казался этим бедным людям благодетелем, да еще и получал от них благодарность» [С. 165]

 

Агония эллинистического мира

 

«Приход Митридата Эвпатора к власти в Понте в 121-120 годах до н. э. почти совпал со смертью последнего из великих лагидских государей - Птолемея VIII Эвергета II Фискона (116). Это было благоприятное стечение обстоятельств, ибо личность понтийского царя и его неустанная деятельность будут определять историю греческого Востока между концом II века и 64-63 годами до н. э., когда Митридат умрет, а Селевкидская империя станет римской провинцией Сирией» [С. 173]. Начался процесс окончательного распада политических структур оставшиеся, в унаследованной от Александра Азии. Риму пришлось расширять свою сферу действий, что привело к исчезновению крупного эллинистического государства Лагидов.

На всем средиземноморском Востоке устанавливается римский порядок. Династия Селевкидов уничтожила себя сама постоянными семейными распрями, что привело к внутреннему распаду. Они разодрали все, что осталось от Сирийского царства, постепенно избавляясь от царей и узурпаторов. «Таким образом, по странному стечению обстоятельств исконные греческие полисы обращались отныне к римской власти как к привычному вершителю их судеб» [C. 176] Следующая царская династия Понта, была глубоко эллинизирована.

Матридат VI становится единоличным правителем, ему предвещали исключительную, выдающуюся судьбу, говорили, что рождение его сопровождалось появлением новой звезды. Это был последний эллинистический монарх, он расширил экономические связи и торговые отношения, о чем свидетельствую современные раскопки. «Таким образом, в последние годы II века до н. э. Митридат стал для Черноморского региона последней надеждой эллинизма перед лицом опасностей, идущих из внутренних земель. Очевидно, что этого правителя с иранским именем воспринимали как греческого царя: именно поэтому впоследствии он был признан греками Малой Азии и старой Греции как освободитель перед угрозой римского завоевания» [С. 180]

Матридат, чье имя греческие полисы воспринимали, как спасителя развязал войну с Никомедом, которого на это подтолкнул Рим. Матридат завоевывает Азию и окончательно разрывает отношение с Римом. Матридат проявляет стремление уровнять Понтийское царство с эллинистическими государствами. «В том же 88 году до н. э. войска Митридата еще раз пересекли Черноморские проливы и проникли в Европу, заняв сначала Фракию, затем римскую провинцию Македонию, потом Фессалию, и получили поддержку Афин, вдохновляемых философом Аристионом, Беотии, Ахайи и Лакедемона. Здесь Митридата также воспринимали как спасителя эллинизма, освободителя от римского гнета. Казалось, что на обоих побережьях Эгейского моря возрождается империя Лисимаха, способная объединить под единой властью Малую Азию, Фракию, Македонию и Элладу» [С. 183]

Это все застало Рим врасплох, но он все таки вступил в войну и с помощью Суллы, жестокого военачальника и навел порядок на Востоке. В те времена существовала огромная проблема пиратства, которые своими набегами опустошали многие торговые города и порты, от их набегов был разграблен и превращен в руины остров Делос и остров Киклад. «Потеря крупного греческого религиозного центра, бывшего в то же время одним из главных центров товарооборота в эллинистическом мире, стала наглядным проявлением агонии этого мира» [С. 186].

Третья война Матридата с Римом закончилась его поражением он вынужден был отдать земли им завоеванные и бежать в Армению. Царь Армении отказался выдать Матридата, за что римские войска напали на его страну, и вынудили его отступить на равнину Армении. Матридат, тем временем собрал свои войска из единомышленников и смог снова отвоевать свое царство, но не надолго, четвертая война окончилась полной победой Рима. Сирия так же путем постоянных военных действий превратилась в римскую провинцию. «Таким образом завершилась история селевкидской монархии, подобно тому как ранее это произошло с Антигонидами в Македонии или с монархиями в Пергаме, Вифинии и Понте, словно бы превращение в провинцию, управляемую непосредственно Римом было роковым финалом этих эллинистических государств» [С. 191]

«Помпей закрепил в общих чертах облик западной Азии, которая со времен Александра жила в тесных контактах с Грецией, умножала связи с ней и выступала посредником между эллинистическим миром и народами Среднего Востока. Граница по Евфрату, признанная Лукуллом и затем подтвержденная Помпеем, отмечала отныне восточный рубеж античного мира, который от Испании до Каппадокии составлял единое целое, культурную греко-римскую вселенную, составные части которой постепенно осознавали общность своей судьбы. В этом смысле этап, который ознаменовали деяния Помпея, покончившего с Митридатовыми войнами, стал решающим в истории цивилизации» [С. 192]

«Единственный уголок эллинистического мира до сих пор избегал влияния Рима: лагидское царство, ослабленное династическими распрями и внутренними конфликтами, но все еще богатое ресурсами, которые предоставляла плодородная долина Нила. Его вхождение в римский мир произошло в связи с борьбой, которая противопоставила друг другу двух амбициозных римских военачальников и следствием которой стал конец Республики: их соперничество было в то время главной движущей силой истории, где ведущая роль личности в греческих традициях была сыграна поистине замечательной женщиной - великой Клеопатрой. Она стала связующим звеном между последними эпизодами завоевания» [C. 193]

«Клеопатра стала последним представителем династии Лагидов, женщины которой отличались умом и страстностью, - достойный конец ее высокого предназначения» [C. 195] «Антоний, как Новый Дионис, играл первую роль бок о бок с Клеопатрой, Новой Исидой. Теперь этот римлянин разделял верования и обычаи эллинистических монархий и народов. Он упразднил римские провинции Сирию, Киренаику и Армению, чтобы превратить их в царства для своих детей. Он сделал Александрию центром нового мира, контуры которого только что наметились. Через полтора века, в течение которых Рим непрерывно одну за другой разрушал политические структуры, восходящие к империи Александра, чтобы заменить их своей безраздельной властью, Антоний волевым решением, возможно отчасти реализуя планы Цезаря, совершил революцию: старая мечта македонского Завоевателя и диадохов возродилась после столетнего забвения, и дочь Лагидов, опираясь на крепкую руку триумвира, была близка к тому, чтобы вместе с новым супругом и детьми получить своего рода вселенскую монархию в рамках средиземноморского Востока» [С. 198]

В результате войны между Октавианом и Антонием, конечным итогом которой стала полная победа Октавиана, определила на века судьбу античного мира. Дата 2 сентября 31 года до.н. э., считается точкой отсчета новой эры - «от побед Цезаря» «Действительно, она ознаменовала триумф Октавиана и начало нового порядка, но в то же время она означала крушение восточной мечты Клеопатры и Антония и положила конец тому, что мы называем эллинистической эпохой» [С. 199] С Клеопатрой исчезла последняя эллинистическая монархия. «Египет стал личным владением правителя, которому подчинялся напрямую. В остальном Октавиан, получивший имя Август, в основном сохранил облик, приданный римскому Востоку Помпеем и упорядоченный Антонием. Именно в этих рамках на протяжении существования Империи эллинизм продолжал свою историю на службе у Рима» [С. 200]

 

Функционирование полиса

 

Шествие Александра Великого ослепительное и победоносное начинает трехвековую историю эллинистической эпохи, продолжением этой истории явились безрезультатные попытки диадохов возродить вселенские идеалы, которые было невозможно сохранить. Три великие монархии Лагидов, Селевков и Антигонидов не могли сохранить равновесие системы с появлением Римской империи, которая приведет к ускоренному упадку этих государств и просуществует несколько веков. «Эллинистическая монархия, таким образом, успела сыграть в эволюции античного мира существенную роль, признанную современными историками» [С. 202].

Основной формой эллинистического полиса была организация человеческого общества, которое объединялось общей культурой, историей, мифами. В самом центре этого существовал город, который имел свои законы и институты. Он мог быть большим или маленьким, но всегда к нему прилегала не очень значительная по своей площади территория, которая имела свои средства защиты обеспечивающие безопасность. Такое общество могло быть признано государством, другими государствами и обществами. Маленькие государства, такие как Эллада, страдали от последствий соперничества других великих держав. Сохранившиеся в надписях почетные декреты то есть стелы, дают представление о жизни эллинистического полиса. «В данном случае эта традиция оказалась очень удачной для нас, потому что от памятника Хегесагору в Аполлонии не осталось и следов, а стела, установленная в Истрии, сохранилась до наших дней» [C. 215].

Обилие подобных документов свидетельствует о том, что гражданские общества были весьма жизнеспособны, и для большинства греков это было привычными рамками существования. В эллинистическую эпоху не смотря на последствия войн и притеснений властей, которое вело к общественному упадку, полисы сохраняли жизненную активность, доказывая этим, что система гражданского общества не утратила своих преимуществ и эффективности. «На западном побережье Анатолии, старой греческой территории, освобожденной Александром от ахеменидского гнета, находился древний Илион, бывший всего лишь небольшим поселением, которое Александр сделал независимым полисом, прибыв туда, чтобы почтить могилу Ахиллеса и местный храм Афины: впоследствии до конца античной эпохи путешественники и пилигримы, почитавшие Гомера, бесконечной чередой тянулись в греческий город, возведенный на месте Трои» [С. 217].

По всем прибрежным регионом Анатолии, и на севере, и на Юге, и на Западной, и Восточной частях, Черного, Эгейского морей, также Сридиземноморья, и Кипрского пролива находились полисы, древние и недавно основанные, которые превратили Малую Азию эллинистической эпохи в жизнеспособный привилегированный регион греческой цивилизации, плоть до Римской эпохи. На Западе для эллинизма не было таких благоприятных условий, как в Азии и Африке, потому как стремительное развитие Римской империи быстро прекратило внутренние распри между греческими городами-полисами, что явилось концом их независимости. Каждое общество этих маленьких государств, как при Александре, так и после него состояло из граждан, иностранцев и рабов, на рабство было переложено все производство тяжелого труда, от которого зависело экономическое выживание полиса.

Но эллинистическая эпоха внесла существенную поправку в проблему рабства, поправка состояла в освобождении рабов, известно, что благородные люди часто принимали участие в освобождении рабов, так Платон, который оказался в рабстве, был освобожден киренейцем Анникеридом, который узнал в Платоне философа. После Александра политическая организация полюсов практически не изменилась. Одни придерживались смешанного правления, другие традиционного строя, основанного на уважении законов предков, однако не то не другое не гарантировало народных бунтов. В греческом мире всегда были граждане богатые и граждане небогатого достатка, но наиболее важным было равновесие в распределении доходов. Поэтому нельзя говорить о всеобщем экономическом упадке этого времени. Забота об общественном благе осуществлялась и укреплялась за счет комплексной системы регулирования и обеспечения солидарности членов общества, в частности забота о тех, кто был поставлен в крайне неблагоприятные условия жизни. «Полисы нанимали за плату общественных врачей из чужих земель, которые в течение более или менее долгого времени жили в принимавшем их полисе и оказывали свои услуги его гражданам и чужестранцам» [C. 233].

«Таким образом, гражданскому обществу приходилось идти на существенные затраты вдобавок к тем, которые традиционно нес греческий полис, а именно: расходы на культовые и гражданские церемонии, на строительство общественных зданий и религиозных сооружений и на их содержание и, наконец, военные расходы, которые постоянно увеличивались из-за распространения практики наемничества и из-за технического усложнения военных методов» [С. 234]. Гражданская солидарность существовала в сообществе знати, которая обеспечивала стабильность общественного порядка. «Это чувство преемственности, которую не прервали ни завоевания Александра, диодохов и их наследников, ни затем завоевания Рима, лишь постепенно уступило место осознанию глубоких исторических изменений» [С. 238].

Одним из способов пополнить общественную казну, было участие богатых женщин, что в предшествующих периодах не являлось возможным. «В конце эллинистической эпохи Фасос в сложной обстановке охотно принимал добровольные вклады как от мужчин, так и от женщин: не жалевшие ни себя, ни своих денег, они причислялись к почитаемым лицам» [С. 140]. В эллинистическую эпоху полисы так же стали продавать гражданство, что раньше было дорогим благом и великой милостью единичных случаев. Среди иностранцев греческие полисы имели архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов, поэтов, приглашенных для участия в религиозных празднествах или сочинении эпиграмм, здесь находились, и атлеты и медики и группы актеров, под новым видом братства дионисийские артисты.

Все эти люди курсировали по Греции, пересекая Средиземное море, в первую очередь это приводило к пониманию и развитию этнической и культурной общности между полисами. Греческие полюса получали огромное благосостояние и престиж от чужестранцев, о чем свидетельствуют почетные декреты, поэтому ценили их очень высоко. Некоторые из чужестранцев оседали в городах, имея особый статус, и платя особый налог, даже служили в армии и участвовали в культовых церемониях. Эти чужеземцы объединялись в свои ассоциации, создавая кварталы со своей администрацией и культом, образовывая свои автономные общины с архитектурными ансамблями, внутри самого государства.

Конечно, юридические гарантии у них были абсолютно формальные, поэтому они не могли чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому автономные общины создавали определенные разные союзы для защиты, что одобряли и полисы. «В эллинистическую эпоху наряду с крупными монархиями наблюдался расцвет уравновешивающих их союзов и лиг» [С. 251]. В очень неспокойную эпоху, в конце концов, общественные институты оставались незыблемыми, хотя и не подвергались ни каким существенным обновлениям, а политическая система союзов всегда ограничивалась механизмом открытого собрания. Это все помогало людям выживать, и при благоприятном стечении обстоятельств вести полноценную жизнь.

 

Монархическая система

 

То что греки называли демократией, было по сути монархической системой, которую они прошли в первые века своей великой истории. Повседневный образ жизни греков позволял им убеждаться в большой эффективности единоличного правления, от которой зависело их существование в военных действиях, которые постоянно происходили, мирная жизнь была довольно небольшим исключением. Война для монархических государств была основной заботой, поэтому полюсы должны были строить союзы, то есть сплотиться, или подчиниться, или войти в соглашение, поэтому вся Греция, которая сначала противилась монархии, постепенно признала ее. Этот процесс монархизации прекратился только с вмешательством Рима, который в свою очередь в будущем сам поддался ему.

Великая мудрость греков выражавшаяся в идее основанной на опыте, что всякая человеческая деятельность всегда несет в себе элемент непоправимой случайности, поэтому успех и деяния того, кто это совершает, пользуется благосклонностью богов. Атлетические состязания то же приравнивались к божьей милости, а не к физическим способностям, поэтому полюс к которому относился тот или иной победитель по праву гордился полученной привилегией одного из св<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...