Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

СОЦИОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

 

№ темы Вопросы
Тема 1. Теоретические и социально-философские предпосылки возникновения социологической науки.   1. Социологические идеи в философии конфуцианства и даосизма. Вклад великих мыслителей Древнего Платона и Аристотеля в исследовании развития общества. 2. Изучение социальных процессов в Новое время (Ш. Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Ж. Ж. Руссо и др.) 3. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники позитивистской социологии А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер. 4. Социологическая концепция эмпириков Т. Гоббса, Д. Локка, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др. Социологическая система К. Маркса. 5. Становление и развитие социальных учений в России. Содержание основных этапов развития российской социологической мысли. (П. Сорокин, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Кареев, Е.В. Де Роберти, П. Струве и др.). 6. Основные направления западной социологии X1Х – XX вв.
2. Личность как социальный тип и деятельный субъект.   1. Личность как объект социологического анализа: понятие и структура личности. 2. Личностная и социальная идентификация. 3. Социализация личности: понятие и процесс социализации, агенты социализации. 4. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. 5. Элементы и функции социального контроля. 6. Социальное поведение и социальные связи. 7. Концепции девиантного поведения.(Ломброзо, Теория стигматизация и т.д.)
3.Культура как фактор социальных изменений.     1. Культура как объект социального познания. Специфика изучения культуры в социологии. 2. Элементы и социальные функции культуры. 3. Ценности и нормы как основное ядро культуры. 4. Идеология: понятие, функции и виды. 5. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Процессы изменения в культуре. 6. Закономерности культурно-исторического процесса; - преемственность и новаторство; - единство и многообразие.
4. Общество как социальная система 1. Системные характеристики общества. Подсистемы общества. 2. Социологические теории общества. Характерные черты традиционного, современного общества. 3. Признаки и характеристики общества. Типология обществ. 4. Теории массового, информационного, тоталитарного, постиндустриального, общества эпохи «постмодерна».
5. Социальная структура общества и ее элементы.   1. Социальная структура и ее элементы: понятие, концепции. 2. Социальные группы и их типологии, динамика социальных групп. 3. Значение социальных групп в жизни общества. 4. Социальная роль: понятие и виды. Ролевые конфликты и их типы. 5. Социальный статус: понятие и виды, статусная иерархия.
6. Социальная стратификация и социальная мобильность.   1.Сущность социальной стратификации: понятие, происхождение, теории. 2. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Основные понятия стратификационного анализа. 3. Исторические типы стратификации. Стратификационная структура современного общества. 4. Средний класс и его роль в поддержании стабильности общества. 5. Социальная мобильность: виды, каналы, концепции. 6. Миграционная картина современной России.
7.Социальные институты и социальные организации     1. Сущность и структура социального института. Основные социальные институты общества. 2. Институционализация и изменения в социальных институтах. 3. Понятие и структура организации. 4. Типология организаций. Бюрократия как социальный феномен. 5. Факторы, влияющие на функционирование организации в современном мире.
8. Социальные взаимодействия и социальные отношения.   1. Социальные связи и социальные взаимодействия. Типология социального взаимодействия. 2. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. 3. Социальные общности как основные субъекты социальных отношений и формы социальных взаимодействий. 4. Основные признаки социальных общностей.
9. Эмпирические социологические исследования.   1. Методологическое знание. 2. Программа и этапы эмпирического исследования. 3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов. 4. Опрос как основной метод сбора социологической информации. 5. Анкетирование, интервью, метод экспертных оценок. 6. Уровни социологического анализа.
   
     

Вопросы к зачету

1. Социология как наука. Объект, предмет и функции социологии.

2. Структура социологического знания. Место социологии в системе общественных наук.

3. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.

4. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.

5. «Понимающая социология» М. Вебера

6. Социологические идеи К. Маркса.

7. Основные социологические школы в дореволюционной России.

8. Творческое наследие П. А. Сорокина.

9. Формальная школа в социологии. (Г.Зиммель, Ф.Тённис).

10. Социологическая теория В.Парето.

11. Современная западная социология: этапы и теории.

12. Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние.

13. Общество как социальная система. Типы социальных систем.

14. Понятие социального института. Виды и функции социальных институтов.

15. Социальная группа: понятие, признаки, классификации.

16. Социальная структура общества. Виды и характеристика больших социальных групп.

17. Особенности, структура и динамика малых групп.

18. Семья как социальный институт и социальная группа.

19. Теории элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе.

20. Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.

21. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период.

22. Социальное неравенство как общественная проблема и пути ее решения.

23. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

24. Мировая социальная система: понятие, структура, этапы формирования.

25. Глобализация и ее последствия для современного мирового сообщества.

26. Социальные изменения. Циклические и линейные теории социальных изменений.

27. Проблема общественного прогресса. Критерии прогресса.

28. Социальные движения: понятие, виды, функции.

29. Понятие, структура и типология социального действия.

30. Социальное взаимодействие: основные теоретические подходы.

31. Социальная характеристика личности. Типологии личности в социологии

32. Маргинальность как социальное явление.

33. Статусно-ролевая теория личности.

34. Социальная роль. Ролевые конфликты и способы их разрешения.

35. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация.

36. Теория аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).

37. Социология девиантного поведения.

38. Теории девиации (биологические, культурологические, психологические).

39. Понятие, механизм, институты, стадии и агенты социализации.

40. Социальный статус и социальная роль.

41. Девиантное поведение: понятие, формы и типы, причины возникновения.

42. Теоретические объяснения девиантного поведения.

43. Социальный контроль, механизмы и функции. Виды социального контроля.

44. Методы социологических исследований.

45. Современное российское общество и его проблемы.

46. Массовая культура в современном российском обществе.

47. Общая характеристика методов прикладной социологии.

48. Метод, техника, методика, процедура социологического исследования.

49. Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов в анкете.

50. Программа конкретного социологического исследования. Этапы программы.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается специфика социального?

2. Почему предмет социологии до сих пор вызывает дискуссии?

3. В чем заключается особенность общенаучных и частнонаучных методов

социологического познания?

4. Почему социология имеет двойной статус?

5. Какова междисциплинарная матрица социологии? Какие парадигмы социального знания вам известны? 6. В чем заключается отличие микро- и макро - подходов к изучению социальной реальности?

Выполнить задание: Существуют различные подходы к пониманию социологических законов и закономерностей. Так, например, главный закон развития общества у О.Конта – закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Согласно К. Марксу, ни одна новая формация не наступает, пока не созреют для этого экономические и социальные условия. Глава итальянской социологии Вильфредо Парето считал важнейшей закономерностью развития общества круговорот элит. Приведите примеры подходов других авторов к пониманию социологических законов.

- Определите, представителю какой профессии принадлежит следующая фраза: «Вор делает дырку в заборе, или дырка в заборе делает вора?»: психологу, философу, социологу, юристу. Поясните свой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...