Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия в эпоху петровских преобразований

Культура XVII в.

1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

XVII век — переходный период русской истории от эпохи Сред­невековья к Новому времени, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Русская культура. этого пери­ода еще сохраняла многие черты средневековой культуры, но уже определились новые элементы, новые тенденции, четко обозначив­шиеся во второй половине столетия.

Новое занимало такие позиции, что многие историки культуры счи­тают, что Россия XVII в. уже не принадлежит Древней Руси. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории Рос­сии. Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неод­нозначность. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое миро­воззрение постепенно начинало разрушаться. Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, распространились авторские (подписные) произведения литературы и искусства. Значительно расширились культурные связи России с За­падной Европой, с родственными украинским и белорусским народа­ми. Возросло число культурных заимствований. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивно­му накоплению разнообразных знаний и появлению первых опы­тов их теоретического осмысления.

 

2. ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активи­зация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения ка­чества образования. Это обусловило быстрое развитие системы об­разования. Расширялась система начального образования: открывались школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных уч­реждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. в Москве на основе училища при Богоявленском монастыре была от­крыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская акаде­мия, в которой наряду с классическими языками и богословием изу­чали и светские дисциплины, в том числе грамматику и физику. Академия готовила священников и чиновников, ее руководитель подчинялся лишь патриарху. Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обя­зательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисцип­лины. Со второй половины века образование постепенно приближа­лось к практическим нуждам, более широкое распространение полу­чили светские дисциплины.

Распространению грамотности способствовало развитие кни­гопечатания. Печатный станок дал возможность издавать массовы­ми тиражами единообразные пособия для обучения грамоте и ариф­метике. Не менее трети продукции Печатного двора составляла бы­стро раскупавшаяся учебная литература. Дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских». Появляется «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник по истории Руси.

Уровень грамотности. Хотя крестьянское большинство стра­ны оставалась неграмотным, количество грамотных людей в городе резко возросло по сравнению с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия в Москве среди монаше­ства и дворянства грамотных было около 3/4, среди купечества — от 3/4 до 9/10, среди посадских — от четверти до половины, что соответ­ствовало уровню Англии того времени.

2.4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая

тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли ориентировавшиеся на приглашение в Москву образованных греков «грекофилы». Важно, что ни те, ни другие не выступали против развития образования.

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления практиче­ских знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и тор­говли: измерение площади, расстояния, массы сыпучие тел. Боль­шие успехи были достигнуты в строительном деле, в области прак­тической медицины, математических вычислений.

XVII век — эпоха великих русских географических откры­тий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспе­диция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хаба­ровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал по­бережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова.

Русские путешественники и послы не только собирали сведе­ния о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия рус­ский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 грече­ских рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

К XVII в. относятся первые опыты теоретического осмысле­ния и обобщения накопленных в процессе практической деятельнос­ти знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключал в себе сведения по ма­тематике, механике, физике и химии. «Устав» формулировал поня­тия и взгляды, являвшиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в.

Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

 

4. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Литература XVII в. характеризуется усилением светского нача­ла (обмирщением), тесной связью с общественно-политической мыслью.

Изживала себя летописная традиция. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение — «Новый летопи­сец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказывались права династии Ро­мановых на царский престол.

На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведе­нием в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Ав­вакума, им самим написанное*.

Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачива­лись церковные элементы, героями становились обычные люди, опи­сывались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраа-мия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государ­стве» и др.

Появились новые литературные жанры: драматургия, поэ­зия, демократическая сатира, бытовая повесть.

 

• Родоначальником русской драматургии и поэзии считают бе­лорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С. Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихо­творные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распростра­нение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоц­кий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотвор­ных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспе­вающих Российское государство и его правителей.

• В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести от­ражали настроения народа. Знаменитые «Повесть о Ерше Ершови­че» и «Повесть о Шемякином суде» обличали социальную неспра­ведливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стали даже священники («Сказание о куре и лисице», «Повесть о Фоме и Ереме»).

• К демократической сатире близка бытовая повесть, отражав­шая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «По­весть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злочастии» описыва­ли купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей. При этом по­вести XVII в. имели прежде всего нравоучительный характер, про­поведуя ценности христианской морали.

• В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого счита­ют С. Медведева.

• Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содер­жания «Полис».

Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая развитие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын («Сказание Авраамия Палицына») и Иван Тимофеев («Временник») в своих сочинениях стремились обосновать законность
власти Михаила Романова.

Под влиянием бурных социальных процессов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхожде­нию, Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политич­ны», написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «об­щего блага» и экономической целесообразности, проповедует соци­альный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными.

Появляются автобиографические повести – «Житие протопопа Аввакума», биографические «Об Ульяне Осорьиной», исторические произведения – «Новая повесть о преславном Российском царстве».

Все большую популярность приобретала переводная литера­тура, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы из­давались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния». Пе­реводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюр­но-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдо­ты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Вове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о Ерус-лане Лазаревиче» (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие. '

В устном народном творчестве по-прежнему преобладала ге­роическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойни­ках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной тради­ции пересказов отечественных и переводных литературных произве­дений.

 

5. АРХИТЕКТУРА

В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый пе­реходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержав­шей ростки нового.

• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы, а в строительстве гражданских зданий появи­лись элементы храмовой архитектуры.

• Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Ка­менные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Осо­бое развитие гражданское каменное строительство получило в Моск­ве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, пала­ты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.

• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и просто­ты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тща­тельной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием вос­точных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

Активное каменное строительство началось в 20-е гг. после изгнания из страны польских и шведских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.

• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые хра­мы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской баш­ней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зод­чества является многошатровая московская церковь Рождества Бого­родицы, в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воз­двигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не ис­чез из русского зодчества. Его широко использовали при строитель­стве колоколен, шатровые храмы продолжали возводить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «ка­менным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распро­странил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайло­вича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр, Сухарева башня, Паганкины палаты в Пскове), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устю­ге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство. В 40—70-х гг. усилился творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название «москов­ское барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто на­зывают «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, много-ярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова «барокко» иногда при­водит к ошибочному утверждению, что «нарышкинский стиль» яв­ляется одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI — сере­дине XVIII в. архитектурного стиля барокко.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии междуна-
родных культурных связей России, но не является механическим за-
имствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и само-
бытное направление русского зодчества.

В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходив­шее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Ко­ломенском, названный современниками «восьмым чудом света». По­строенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскра­ска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.

 

6. ЖИВОПИСЬ

Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живопи­си. Процессы становления и развития реалистической направлен­ности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее жанров. В иконописи в первой половине века господствовали два худо­жественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведе­ний этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых). Годуновский стиль характеризовался ориентацией на тради­ции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону. Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминировало эстетическое начало. Основные черты этого направления: тщательное мелкое письмо, тонкий вирту­озный рисунок, изысканность и богатство орнаментации, полихром-ный колорит, использование золота и серебра. Одним из наиболее зна­менитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин. В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усили­лись черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Од­ним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федоро­вич Ушаков (1626—1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания, а также заимствования, их отлича­ют глубина перспективы, объемность. Наиболее известная работа Ушакова — икона «Троица» (хранится в Русском музее) «Спас Нерукотворный», «Богоматель Владимирская», «Насаждаение древа государства Российского». Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов. После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушен­ные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплош­ным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декора­тивный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчест­ве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее извест­на роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).

Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назы­вались парсунами (от лат. persona — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — не только по форме (писали на досках яичными красками), но и по со­держанию (портретное сходство передавалось условно, образы сохра­няли идеальность и каноничность, письмо оставалось плоскостным).

Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной
манере (изображения царя Федора Ивановича М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны, также написанные по ико­нографическим канонам, характеризуются в то же время не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естествен­ными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышки­на, Г. П. Годунова и др.).

7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии рас­цвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей Рос­сии талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кру­жев, золотого шитья и т. д.

Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось не­отъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев насе­ления. Помимо московских мастеров широкую известность приобре­ли ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

8. ТЕАТР

В XVII в. были предприняты первые попытки создания про­фессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан при­дворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четы­ре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способ­ствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

При Славяно-греко-латинской академии сложился школь­ный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангель­ские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам.Широкое распространение получил бродячий театр, продол­жавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы Масленицы и др.), выступ­ления скоморохов.

 

9. ВЫВОДЫ

1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени. Преобразования XVIII в. имели глубокие корни в XVII веке.

2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых иде­ологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми сред­невековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплета­лось с традициями религиозного мировоззрения.

3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сфе­рах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению куль­туры, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании ин­тереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и на­правлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура раз­вивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей, а заимствований — все больше. Рост международного авторитета России, активизация ее внешней поли­тики, увеличение объема культурных контактов способствовали обо­гащению русской культуры мировыми достижениями. В свою оче­редь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные в ту эпоху русскими авторами, позже стали достоянием мировой культуры.

5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры.

 

Правление Федора Алексеевича
1676-1682

1. Старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, старший единокровный брат Петра I. С детства был слабым и болезненным (страдал параличем и цингой), но уже в двенадцать лет был официально объявлен наследником престола. В 1675 г. Алексей Михайлович объявил своего сына Федора наследником престола после кончины старшего брата Алексея. Год спустя, 30 января 1676 г. Федор Алексеевич стал государем Всея Руси.

Федор Алексеевич был воспитанником знаменитого богослова, поэта и ученого Симеона Полоцкого. Федор хорошо знал несколько иностранных языков, увлекался стихосложением и, под руководством Симеона Полоцкого, переложил на стихи псалмы 132-й и 145-й Псалтыря. Царь Федор разбирался в живописи и церковной музыке.
Поначалу страной пыталась руководить мачеха Федора, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, отправив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в ссылку в подмосковное село Преображенское.

 


2. В 1680 г. царь Федор приблизил к себе постельничьего Б.М. Языкова и стольника А.Т. Лихачева, а также кн. В.В.Голицына, ставших его советниками во всех государственных делах. Под их влиянием было осуществлено перенесение при Федоре главного центра в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой возросло с 66 до 99. Но несмотря на влияние разных придворных, царь Федор был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости.

В 1678–1679 гг. правительством Федора была проведена перепись населения и отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

В 1679–1680 гг. была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, за воровство было отменено отрубание рук. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность наделять дворян поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление – одна из самых важных подготовительных мер для губернской реформы Петра I.

Важнейшим событием царствования Федора Алексеевича стало уничтожение во время заседания Земского Собора в 1682 г. местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных книг было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Также в 1682 г. на церковном соборе были учреждены новые епархии и приняты меры для борьбы с расколом. Кроме этого были созданы комиссии по выработке новой системы податей и "ратного дела". В последние дни правления Федором был составлен проект об открытии в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища на тридцать человек.



Получивший основы светского образования, Федор Алексеевич был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора Алексеевича велось строительство не только церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана 1-ая общая канализационная система Кремля. Также для распространения знаний Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве.

Во внешней политике царь Федор пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, который был утрачен в годы Ливонской войны. Однако решению этого вопроса мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 г.в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 гг.на юге страны была создана Изюмская засечная черта, позднее соединенная с Белгородской.

По указу царя Федора было открыто Заиконоспасское училище. Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён со своими ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по легенде, якобы предсказавший близкую смерть царю.

27 апреля 1682 г. царь внезапно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682 году.Царями были провозглашены 2 его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора Алексеевича похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

 

 

Россия в эпоху петровских преобразований

 

. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ

Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами:

Экономическое, а следовательно, и военное отставание Рос­сии от европейских стран нарастало, что представляло серьезную уг­розу национальному суверенитету.

Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общест­венного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

«Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабиль­ность порождали необходимость укрепления позиций правящего со­словия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.

Для преодоления отсталости, внешнеполитической и куль­турной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамер­зающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и че­ловеческих ресурсов страны.

Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирще­нием сознания и еще более углубившийся в связи с расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призван­ных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятель­ного внутреннего развития России, укрепить власть новой рациона­листической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой — вернуть страну в лоно европейской ци­вилизации.

• В целом в конце XVII в. Россия переживала структурный кри­зис, наиболее ярким проявлением которого было ее отставание в во­енной сфере.

Возможность петровских преобразований создавалась в резуль-
тате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.

В социальной сфере — сближение поместного и вотчинного зем­левладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, про­исходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.

В экономической сфере — это развитие ремесел, появление пер­вых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и поли­тика протекционизма.

В политической сфере — проявление черт абсолютистской монархии.

Во внешней политике — присоединение Левобережной Укра­ины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).

В духовной сфере — обмирщение культуры; первый опыт пре­образований, притом в самой консервативной области жизни — ре­лигиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, свя­занные с его европеизацией.

Однако в целом происшедшие изменения создавали лишь мини­мум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.

Опыт предшественника. Свидетельством того, что изменения назрели, стали реформы предшественника Петра I — царя Федора Алексеевича (1676—1682), отменившего местничество, установив­шего новый принцип налогообложения и готовившего другие преоб­разования. Они не только подготавливали эпоху Петра I, но и представ­ляли собой иной, более привычный для России вариант обновления, осуществляемого без насильственной ломки старых структур, а за счет их постепенного приспособления к новым условиям.

Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических усло­виях конца XVII в. и вобравшая в себя все их противоречия. Петр I осознал необходимость изменений, по-своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обнов­ление страны.

. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме об­щества и его неготовности к качественным изменениям жизни опре­делили насильственный характер реформ, что и дало, некоторым исследователям основание назвать их «революцией сверху».

Социальные последствия. Внешне резкий разрыве «Москов­ской Русью» и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее вре­мя, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеиза­ция сочетались с укреплением сущностных основ российской ци­вилизации — самодержавия и крепостничества.

Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преоб­разования Петра I как контрреформы (и даже как контрреволюцию); за­державшие развитие российского общества

Социально-политическое содержание. Реформы укрепили са­модержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сосло­вие, превратили его в дворянство, ставшее опорой абсолютизма. Эти изменения происходили на базе усиления крепостничества, что дает основание характеризовать их как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.

С цивилизационной точки зрения, реформы стали опытом мо­дернизации, неоправданно радикальный характер которой не соот­ветствовал внутреннему развитию страны и потребностям общества, а был обусловлен внешними обстоятельствами и личностью царя. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала XVIII в. фор­му европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:

 

— поверхностным и выборочным заимствованием у европей­ских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;

— ужесточением эксплуатации собственного народа традицион­ными методами;

— растущей централизацией и бюрократизацией управления, которые были направлены на укрепление самодержавного государ­ства.

 

3. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ

Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексе­евича развернулась борьба различных группировок у трона за про­возглашение царем 10-летнего Петра — сына Алексея Михайловича от второй жены — Н. К. Нарышкиной, либо 16-летнего болезненного Ивана — сына царя от первой жены — М. И. Милославской. Бояр­ская дума поддержала Петра в надежде предотвратить наметивший­ся в предшествующее царствование курс преобразований и иностранных заимствований. Однако группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной, воспользо­вавшись стихийно вспыхнувшим стрелецким бунтом, добилась ут­верждения на троне одновременно двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствовавший о глубо­ком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В. В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям, предполагавший превратить помещичьих крестьян в го­сударственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, не соответство­вавшая духу времени, не позволили развернуться его реформатор­скому потенциалу, хотя не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровским реформам).

Внешняя политика периода правления Софьи (1682 – 1689 гг.)

В этот период были предприняты значимые шаги по решению внешнеполитических проблем

1. Урегулирование отношений с Польшей. Был подписан Вечный мир — мирный договор о разделе Гетманщины, заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве 6 мая 1686 года. Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

 

2. Попытка решить проблему обороны южных границ и выхода к Черному морю. Крымские походы — военные походы русской армии против Крымского ханства, предпринятые в 1687 и 1689 годах. Подписав «Вечный мир» с Речью Посполитой в 1686 году, Россия стала членом антитурецкой коалиции, так называемой Священной Лиги, состоявшей из Австрии, Венеции и Польши, боровшихся с Османской империей и её вассалом — Крымским ханством. В мае 1687 года русская армия, насчитывавшая примерно 100 тысяч солдат и возглавляемая князем Василием Голицыным, выступила из левобережной Украины вместе с донскими и запорожскими казаками и двинулась в сторону Крыма. Когда русские переправлялись через Конские воды, крымские татары (по другой версии — украинские казаки) подожгли степь, лишив русских лошадей пастбищ. В результате этого, армия возвратилась назад 17 июня. Голицын требовал от русского правительства заменить гетмана Ивана Самойловича Ива

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...