Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпишите из текста СПП. Укажите виды придаточных предложений. Замените СПП синонимичными предложениями.

Ф КГМУ 4/3-08/02

ПП КГМУ 4/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра русского языка

Методические рекомендации для семинарских занятий

Тема: Виды компрессии научного текста. Нервная система.

Дисциплина: «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Курс: 2

Составитель: Ускенбаева С.Т.

Караганда 2012г.

 

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры русского языка

 

Протокол № __ от _____ 20__г.

 

 

Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова

Тема: Виды компрессии научного текста. Нервная система.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

Задачи обучения:

- формировать знания о синтаксических особенностях научного стиля речи; - совершенствовать знания о способах выраженияпричинно-следственных, условных, временных и др. значений в простом и сложноподчиненном предложениях; - учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить заменять простые предложения с причастным и деепричастным оборотами сложноподчиненными предложениями; - прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

 

Основные вопросы темы.

Написание реферата

Реферат представляет собой краткое устное или письменное изложение содержания научной работы.

Различают три вида рефератов: информативный, индикативный, реферат-обзор.

Информативный (реферат-конспект) – подробный анализ одного текста-первоисточника. Он отвечает на вопрос: какая основная информация заключена в реферируемом документе, чему автор первоисточника уделяет особое внимание, к каким выводам приходит. В нем используются формулировки, обобщения, цитаты, заимствованные из текста-оригинала. Объем информативного реферата не должен превышать 30% объема первоисточника.

Индикативный реферат (реферат-резюме, или указательный) содержит основные положения одного реферируемого текста без упоминания конкретных данных, но с изложением главных результатов и выводов. Объем индикативного реферата для первоисточников, содержащих до 500 слов, следует определять при условии сокращения оригинала в 3-4 раза.

Реферат-обзор представляет собой единый реферат нескольких научных работ, посвященных одной проблеме. Он содержит либо основные положения реферируемых текстов, либо изложение результатов исследований и выводов. Реферат-обзор включает в себя моменты, характерные как для информативного, так и для индикативного рефератов.

Структура реферата

Задание 1

Прочитайте и перепишите текст. Вставьте необходимые формы окончаний.

Строение нервной системы

В нервн… системе различают две части: центральную и периферическую. Центральн… часть состоит из головн… мозга, лежащего в черепе, и спин… мозга, находящегося в позвоночн… канале.

И головн…, и спин… мозг покрыты оболочками. Одна из них очень богата кровеносн… сосудами. Сосуды этой оболочки проникают внутрь нервн… ткани. По ним мозгу доставляются питательн… вещества и кислород, выносятся из него продукты распада.

Периферическ… часть нервн… системы состоит из спинномозгов… нервов, черепномозгов… нервов и нервн… узлов.

Спинномозгов… нервы отходят от спин… мозга и разветвляются в области туловища, шеи и конечностей. Они состоят из центростремительн… и центробежн… волокон.

Черепномозгов… нервы берут начало от головн… мозга и распространяются в области головы и шеи. К черепномозгов… нервам относятся обонятельный, зрительный и слуховой.

Нервн… узлы – это скопления соединенных между собой тел нейронов.

Найдите в тексте причастные обороты, определите их роль в тексте.

Трансформируйте предложения с причастными оборотами в СПП с придаточным определительным. Что изменилось в восприятии предложений?

Трансформируйте предложения, заменив деепричастия личными формами глаголов. Что изменилось в восприятии предложений?

Определите стиль текста.

Определите адресата и КЗ текста.

Определите тему и основную мысль текста

Задание 2

Прочитайте текст.

Кора головного мозга

Вся наша жизнь, наши мысли, ощущения, чувства связаны с корой больших полушарий, которая образует серое вещество головного мозга. Она представляет собой самый сложный и самый совершенный орган.

В коре головного мозга ученые насчитывают 14 – 20 миллиардов нервных клеток – нейронов. Они связаны многочисленными отростками между собой и с различными участками тела.

Кора головного мозга снабжена очень густой сетью кровеносных сосудов. И это понятно. Ведь для нормальной деятельности нервных клеток необходимы питательные вещества и кислород. Их доставляет кровь. Клетки коры очень чувствительны к недостатку кислорода.

Когда у человека прекращается дыхание и сердцебиение, то спустя 4 – 5 минут первыми погибают клетки головного мозга.

Если происходит закупорка какого-либо из мозговых сосудов, может нарушиться работа нейронов того участка коры, который получал кислород и питательные вещества именно по этому сосуду.

Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Укажите виды придаточных предложений. Замените СПП синонимичными предложениями.

Определите стиль текста.

Определите адресата и КЗ текста.

Определите тему и основную мысль текста

 

 

Задание 3

Прочитайте и перепишите текст. Вставьте необходимые формы окончаний. Сотрясение мозга

Сотрясение мозга возможно после падения или удара головой о тверд… предмет. Потеря сознания – наиболее характерн… признак такой травмы. Сразу после случившегося у пострадавшего кожа становится бледной, возникает головокружение, головн… боль, появляется тошнота, рвота, пульс редк… или, наоборот, учащенный.

В более тяжел… случаях у больного расширяются зрачки, урежается пульс, дыхание становится неритмичным.

Человека с сотрясением мозга необходимо уложить на спину на пол, расстегнуть воротник, ослабить поясь. Когда возникнет рвота, надо повернуть его голову набок. Доставлять больного в больницу нужно в лежач… положении на носилках. Резк… движения усиливают тошноту, рвоту, головн… боль.

После сотрясения мозга болезнен… явления чаще всего проходят за одну–полторы недели и в дальнейшем ничем о себе не напоминают. При более серьезн… травме пострадавший две-три недели лежит в больнице, а затем месяц-полтора находится под наблюдением невропатолога.

Перенесшим сотрясение мозга, особенно средн… и тяжел… степени, в течение продолжительн… времени не рекомендуется смотреть телевизор, посещать кино, много читать, совершать значительн… физическ… усилия, употреблять спиртн… напитки, не разрешается загорать, ходить в солнечн… погоду без головн… убора.

 

Определите его тему и стилевую принадлежность.

Выпишите из текста СПП. Укажите виды придаточных предложений. Замените СПП синонимичными предложениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...