Определите тему и стилевую принадлежность текста.
Ф КГМУ 4/3-08/02 ПП КГМУ 4/02 Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра русского языка Методические рекомендации для семинарских занятий Тема: Виды компрессии научного текста. Пищеварительная система. Дисциплина: «Профессиональный русский язык» Специальность: 5В130100 - «Общая медицина» Курс: 2 Составитель: Ускенбаева С.Т. Караганда 2012г.
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка Протокол № __ от_____. 20__г.
Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова Тема: Виды компрессии научного текста. Пищеварительная система. Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов. Задачи обучения: - совершенствовать знания о научном стиле речи; - учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы; - учить определять последовательность изложения информации в научных текстах; - развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности; - прививать умение логично и последовательно излагать мысли; - прививать навык постоянного самосовершенствования; - совершенствовать навык работы в команде Основные вопросы темы План, виды планов. Конспект и правила его составления. Существует несколько видов планов: вопросный, назывной, тезисный. Вопросный план представляет собой главные вопросы по тексту, соответствующие подтемам текста; каждое новое предлжение начинается с вопросительного слова и заканчивается вопросительным знаком. Назывной (номинативный) план называет подтемы текста, строится при помощи существительных в виде повествовательного предложения.
Тезисный план представляет собой ответы на главные вопросы по тексту. По структуре тезис соответствует двусоставному повествовательному предложению. Образцы разных видов планов
Конспек т – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1) цитирование основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста «своими словами» 3) смешанный вариант. Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависиет от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй. При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы: 1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу; 2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную; 3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
· Задания Задание 1 Прочитайте текст. Пищеварительная система Путь пищи Уже в полости рта слюна обильно смачивает пищу, а благодаря согласованной работе жевательных мышц, мышц щек и особенно языка пища удерживается между зубами, размельчается, отчасти перетирается, и, наконец, образуется удобный для глотания комок. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания гортань приподнимается, вдох в нее прикрывается опустившимся надгортанником, дыхательные движения полностью прекращаются, и в результате пищевой комок попадает в пищевод. На все это уходит не более полусекунды. Если строго согласованный акт глотания внезапно нарушится, например, вследствие испуга, либо при непреодолимой потребности чихнуть или кашлянуть, пища может попасть в открытый дыхательный путь, что далеко не всегда кончается благополучно. Стенка пищеварительного тракта состоит из трех оболочек. Наружная в основном играет защитную роль. Средняя образована так называемыми гладкими мышечными волокнами - кольцевыми и продольными. Их сокращение обеспечивает перемешивание пищи и ее продвижение вдоль пищеварительного тракта. Внутренняя оболочка называется слизистой. В ней находится огромное количество небольших желез, которые вырабатывают и выделяют слизь, а в большинстве участков тракта – также соки, содержащие пищеварительные ферменты. Такие же соки по особым протокам поступают в полость пищеварительного тракта из крупных желез – слюнных и поджелудочной. В пищеводе кольцевые мышечные волокна расслабляются впереди проглоченного комка пищи и сокращаются позади него. Медленно, одна за другой проходят волны сокращений от верхней части пищевода к нижней, проталкивая комок, который через несколько секунд попадает в желудок – самую широкую часть пищеварительного тракта. До еды объем желудка очень невелик; между его передней и задней стенками имеется лишь узкая щель. При поступлении пищи желудок растягивается и может вместить у взрослого человека 2-3 л и более. При частом чрезмерном наполнении желудка его стенки становятся дряблыми, что ведет к расширению желудка и нарушению нормального пищеварения. Поэтому очень вредно сразу много есть и пить.
В толще слизистой оболочки желудка находится по меньшей мере несколько миллионов маленьких желез. Одни клетки этих желез вырабатывают ферменты – в основном фермент, расщепляющий белки, другие - слизь, третьи – соляную кислоту. Оставаясь в желудке в течение нескольких часов, пища переходит в полужидкое состояние и становится похожей на кашицу. Толстое кольцо мышечных волокон запирает выход из желудка. Когда они на короткое время расслабляются, пищевая кашица маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишок. Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок, способствующий перевариванию жиров. Избыток желчи скапливается в желчном пузыре, оттуда по мере надобности желчь выделяется в кишку. По другому протоку в двенадцатиперстную кишку попадает богатый ферментами сок поджелудочной железы. Многочисленные мелкие железы находятся и в слизистой оболочке тонкой кишки. На всем ее протяжении под влиянием различных ферментов заканчивается расщепление белков, жиров и углеводов. Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания. Последний участок пищеварительного пути – толстая кишка, как бы окаймляющая полость живота. Определите тему и стилевую принадлежность текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|