Определите стилевую принадлежность текста.
Ф КГМУ 4/3-08/02 ПП КГМУ 4/02 Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра русского языка
Методические рекомендации для семинарских занятий Тема: Виды компрессии научного текста. Внутренние органы. Дисциплина: «Профессиональный русский язык» Специальность: 5В130100 - «Общая медицина» Курс: 2 Составитель: Ускенбаева С.Т. Караганда 2012г.
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка Протокол № __ от_____. 20__г.
Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова Тема: Виды компрессии научного текста. Внутренние органы. Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов. Задачи обучения: - совершенствовать знания о научном стиле речи; - учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы; - учить определять последовательность изложения информации в научных текстах; - развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности; - прививать умение логично и последовательно излагать мысли; - прививать навык постоянного самосовершенствования; - совершенствовать навык работы в команде Основные вопросы темы Тезис – элемент доказательства; положение, утверждение, которое автор намерен доказать, защищать. Тезис – результат компрессии текста; кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.д. Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада). Вторичные тезисы пишутся на основе статьи, лекции и т.п. другого автора (ср.: аннотация, реферат, конспект).
Тезисы доклада содержат те же композиционные части, что и сам доклад: вступление, основная часть и заключение. В тезисах, по сравнению с тезисным планом, представлена более развернутая информация. Тезисы, как и пункты плана, принято нумеровать арабскими цифрами. В языковом отношении для тезисов характерны безличные предложения, предложения номинативного строя, глаголы с возвратной частицей – ся, краткие страдательные причастия (затрагивались, уделялось, представлена, принято и т.п.). В научных статьях и тезисах не принято использовать личное местоимение «я». Его следует заменять местоимением 1л. мн. числа «мы» (так называемым «авторским мы»).
Задание 1 Прочитайте текст. Внутренние органы Печень В брюшной полости рядом с двенадцатиперстной кишкой расположены две самые крупные железы пищеварительного тракта – печень и поджелудочная железа. Печень, вес которой у взрослого человека достигает 1500 граммов, занимает пространство под диафрагмой в правом подреберье. По форме печень напоминает каравай. В ней различают верхнюю и нижнюю поверхности. Печень обильно снабжается кровью. В нее направляются два потока крови. Печеночная артерия приносит кровь для питания ткани органа. Воротная вена доставляет в печень вещества, которые необходимы для синтеза в ней гликогена, белков, липидов, мочевины, витаминов и гормонов. Печень почти полностью окутана брюшиной, которая переходит в желудок, образуя малый сальник. Печень, построенная из железистых эпителиальных клеток, функционирует как железа, которая вырабатывает желчь. Собирается и концентрируется желчь в желчном пузыре, а из него поступает в кишечник, когда сразу требуется большое ее количество для переваривания жиров. Вырабатывая желчь, печень играет важную роль в процессах пищеварения. Выполняет печень и защитную функцию, обезвреживая ядовитые вещества, которые образуются в организме.
Печень называют главной химической лабораторией организма. Почти все вещества, всосавшиеся из пищеварительного тракта в кровь, по воротной вене попадают в печень, где используются для построения сложных, необходимых организму веществ или расщепляются. Оттекающая из печени венозная кровь очищена от ненужных примесей из печеночного депо. Определите тему и стилевую принадлежность текста. Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, определите их роль в тексте. Найдите и выпишите из текста отглагольные существительные. Задание 2 Прочитайте и перепишите текст. Расставьте знаки препинания. Запишите слова в скобках в нужной форме, вставьте пропущенные буквы. Почки В процессе обмена веществ в тканях и органах накапливаются ненужные и вредные для организма шлаки. Они попадают в кровь а (за) тем вместе с избытком воды выделяются из организма в виде мочи. Образуется моча в (почки) выполняющих функцию очищения крови и поддержания водного и солевого баланса. Почки главный орган (мочевыделительная) системы. Они распол…жены по бокам позвоночного столба на высоте последнего грудного и трех верхних поясничных позвонков под диафрагмой. Правая почка помещается обычно на 2 – 3 (сантиметр) ниже левой. Каждая почка имеет бобовидную форму. Длина почки у взрослого человека 10 – 12 (сантиметр) ширина – 5 – 6 (сантиметр) толщина – 3 – 4 (сантиметр). Вес колеблется от 120 до 200 граммов. Почки очень щедро снабжаются (кровь): за сутки через них прот…кает 600 – 700 (литр) крови! Образование мочи начинается в почечных тельцах. По соб…рающим протокам она поступает в почечные чашечки а (за) тем в лоханку – основной пр…емник мочи. От лоханки начина…тся мочеточник - проток по которому моча оттекает в мочевой пузырь. Длина каждого мочеточника в среднем 30 – 35 (сантиметр). Определите тему и стилевую принадлежность текста. Составьте план текста в форме назывных предложений.
Задание 3 Прочитайте и перепишите текст. Расставьте знаки препинания. Запишите слова в скобках в нужной форме, вставьте пропущенные буквы.
Легкие Человек дышит легкими. К ним ведут воздухоносные пути – носовая полость носоглотка гортань трахея бронхи. Потребность в дыхании… возникает потому что клетки нашего тела не могут существовать без кислород… Легкие – правое и левое – занимают большую часть грудной полост…. По форме они напоминают две половины усеченного конуса. Словно панцир… защищены они грудной клеткой: сзади позвоночником спереди грудиной с боков ребрами. Каждое легкое окружено плевральным мешком, а в плевр… нет воздуха. Здесь накапливается лишь жидкость играющая роль смазки она облегчает скольжение легких при дыхательных движениях. Если в плевральную полость проникает воздух (например при ранении грудной клетки), легкое сдавливается и выключается из акта дыхания. Бронхи которые соединяют легкие с трахеей представляют собой гибкие трубки состоящие из растяжимой соединительной ткан… и хрящевых полуколец. Ветвясь в легких они образуют бронхиальное дерево. Тот участок где главный бронх проникает в глубину легочной ткан… называют воротами легкого. Здесь проходят кровеносные сосуды малого круга кровообращения соединяющие легкие с сердц… а также лимфатические пути и ветви нервов. Высота легких у мужчин в среднем 27 – 30 (сантиметр) у женщин – 21 – 23 (сантиметр). Правое легкое превосходит по объему левое. Оно разделено на 3 (доля) между тем как в левом легком 2 (доля). Каждое легкое включает в себя 10 (бронхо – легочные сегменты). Хотя сегменты не разделены перегородками они имеют известную самостоятельность: у каждого свой сегментный бронх своя артерия свои нервы. Сегментный бронх продолжая ветвиться в легочной ткан… дает начало дольковым бронхам. В обоих легких около 1000 (дольки). Самая малая воздухоносная трубочка называется бронхиолой. В нее открываются альвеолярные ходы увенчанные большим количеством альвеол содержащих воздух. Поверхность альвеол покрыта густой сетью кровеносных капилляров. Границей между кровью и воздухом в легких служат только две клеточные мембраны. Толщина обеих мембран 2 – 3 (микрон). Именно здесь происходит газообмен: кровь освобождается от углекислоты забирая из воздуха кислород.
Цвет легких у детей бледно-розовый, а у взрослых он меняется становясь аспидно–синим с полосами и пятнами. Это объясняется накоплением в ткан… легкого мелких пылевых частиц сажи. При максимальном вдох… легкие вмещают около 5000 (миллилитр) воздуха. Обычно в минуту человек делает в среднем 16 – 18 (вдох и выдох). За это время легкие «пропускают» примерно 8 (литр) воздуха обеспечивая столь важный и необходимый для жизни обмен газов. Определите стилевую принадлежность текста. Составьте план текста в форме назывных предложений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|