Занятие 6. Постмодернизм и проза Х. Л. Борхеса
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система семинарских занятий нацелена на углубленное изучение специфики литературного процесса второй половины ХХ века, на осмысление закономерностей развития западноевропейской, американской, японской литературы и на выработку и закрепление знаний и умений литературоведческого анализа, интерпретации отдельных литературных явлений и художественных произведений в единстве их формы и содержания, поэтики и авторского стиля, а также с учетом специфического постмодернистского подхода к тексту. Ознакомление студентов с совершенно новыми для них философскими и литературоведческими концепциями и принципами анализа художественных текстов данного периода (экзистенциализм, постструктурализм, семиотическая интерпретация, деконструкция и т.д.) требует от студентов большой самостоятельной и индивидуальной работы, которая в итоге выливается не только в освоение совершенно необычного текстуального художественного и литературно-критического материала, но и в составление словаря новой терминологии, который рекомендуется вести самостоятельно и регулярно пополнять при подготовке к обсуждению тем семинарских и практических занятий. Студенты старших курсов университетов к 8 семестру должны уже достаточно хорошо владеть теоретической базой и методикой литературоведческого анализа, приемами историко-литературного комментария. Поэтому система работы и студента, и преподавателя как на практических занятиях и семинарах, так и в процессе самостоятельной работы существенно отличается от организации занятий на младших курсах самим творческим характером учебного процесса и профессиональным научным поиском, отбором и обобщением источников при подготовке материала. Тем не менее главной сложностью для студента оказывается определение соотнесенности тематики и проблематики произведения, идейного замысла писателя и жанровой, сюжетно-композиционной организации художественного текста, способов выражения авторской позиции, определение функциональности отдельных элементов художественного целого. Этим объясняется необходимость использовать в ходе обсуждения идейно-тематического плана произведения углубленный текстуальный анализ.
Невозможно глубинное понимание как литературного процесса в целом, так и отдельных произведений второй половины ХХ века без учета сложного комплекса общественно-исторических, философско-эстетических, психологических и, в целом, социолого-культурологических проблем, составивших специфическую атмосферу эпохи. Отсюда и необходимость обращения студентов к тем знаниям, которые были получены ими в ходе изучения смежных гуманитарных дисциплин. Поэтому изучение литературоведческого материала следует начинать с ознакомления со сложностью и многоаспектностью связей, интегрируя автора и его произведения в контекст эпохи. Отсюда рекомендации широкого использования различных энциклопедических, справочных и информационных материалов: новейших изданий: Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия (М.: Intrada, 2004), Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина (М., 2001), Постмодернизм. Энциклопедия (Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001), Современное зарубежное литературоведение / Под ред. И.Ильина (М., 1996), Энциклопедический словарь культуры ХХ века. В.П.Руднева (М.: Аграф, 2001), Новейший Философский словарь и т.д. Важно учитывать, что целостный анализ крупных художественных произведений зачастую оказывается невозможен в силу ограниченности времени, отведенного на семинарские занятия. Поэтому особенно важно построить работу с произведением таким образом, чтобы вычленить наиболее репрезентативные элементы текста и особенности поэтики, которые бы способствовали адекватному его восприятию.
Количество тем практических занятий избыточно по отношению к выделяемому программой количеству семинарских занятий. Это сделано не случайно. Преподаватель волен сам выбирать более интересные для него и более сложные для студентов проблемы изучаемого курса. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:
Занятие 1. Г.Белль "Бильярд в половине десятого". Милитаризм, тоталитаризм, Вторая мировая война и ее скрытые и явные последствия. Занятие 2. Особенности сатиры в романе г. Грасса "Жестяной барабан" Занятие 3. Специфика сатиры в литературе США. Реализм или черный юмор? К.Воннегут "Колыбель для кошки". Дж.Хеллер "Уловка-22". Занятие 4. Концепция времени и пространства в философско-фантастическом романе Колина Уилсона "Паразиты сознания" Занятие 5. Специфика развития латиноамериканской литературы второй половины ХХ века. Понятие "магического реализма" и роман Г.Г.Маркеса "Сто лет одиночества" Занятие 6. Постмодернизм и проза Х. Л. Борхеса Занятие 7. Японская литература и творчество Ясунари Кавабата. Романы "Тысячекрылый журавль" и "Стон горы". Занятие 8. "Театр парадокса" Э.Ионеско и С.Бэккета и постмодернизм. Занятие 9. Жанрово-композиционные особенности жанра "фэнтези". Цикл Дж. Р.Р.Толкина "Повелитель колец". Занятие 10. Постмодернистский характер прозы Джона Фаулза. Романы "Женщина французского лейтенанта", "Коллекционер", "Волхв". Занятие 11. Интеллектуальный роман А.Мердок "Черный принц" и поэтика постмодернизма. Занятие 12. Постмодернизм и национальная традиция в творчестве Хулио Кортасара ("Игра в классики"). Занятие 13. Семантическая многоуровневость романа Умберто Эко "Имя розы".
Занятие 1. Г.БЕЛЛЬ "БИЛЬЯРД В ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО". МИЛИТАРИЗМ, ТОТАЛИТАРИЗМ, ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ СКРЫТЫЕ И ЯВНЫЕ ВЛИЯНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА.
План
1. Особенности социально-политической и общекультурной ситуации в Германии после Второй Мировой войны (ФРГ – ГДР, «холодная война», литературные течения, группы, основные представители). 2. Творческая биография Генриха Белля. · Место и роль писателя в литературном процессе послевоенной Германии. · «Семейно-географический» католицизм. · Особенности творческой деятельности (основные произведения, художественный метод, тематика). 3. Роман «Бильярд в половине десятого» (1959). А) Жанровая специфика и основная тематика: · семейная хроника; · милитаризм и тоталитаризм во всех сферах человеческого бытия на протяжении 50-ти лет германской истории; · Вторая Мировая война как следствие этого; · послевоенная германская действительность (тема «непреодоленного прошлого»). Б) Особенности композиции: · сюжетная рамка (1 день – 6 сентября 1958 года), · архитектоника персонажей (три поколения архитекторов Фемелей), В) Особенности создания характера (заданность, статичность), · роль детали, · мозаика внутренних монологов (воспоминания, ассоциации, мысли), · пересечение временных срезов, · ретроспекция в начало века; Г) Система символических образов: · «принявшие причастие буйвола», · «принявшие причастие агнца» (сложность и внутренняя противоречивость самого символа – жертвенность, но и террористические методы борьбы), · «пастыри», · аббатство Святого Антония; Д) Специфика финала романа (отсутствие эпилога, множественность сюжетных развязок). Е) Специфика стиля Г.Белля. Художественные тексты:
Г.Белль. Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна. Франкфуртские лекции / Вступ.ст. пер., и коммент. Карельского А. // Вопр. лит. 1988. № 5. В.Кёппен. Голуби в траве. З.Ленц. Урок немецкого. Г.Э.Носсак. Дело Д’Артеза. Ф.Фюман. Барлах в Гюстрове. Критическая литература
· Запевалов В. Дорогой Рене: Сын Г.Белля рассказывает. // Лит.газ. 1989. № 3. · Затонский Д. Проповедник из Кельна: Генрих Белль – человек и писатель. // Лит обозр. 1990. № 5.
· Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988. · Зачевский Е.А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. – Л., 1983. · История зарубежной литературы (1945 – 1980) / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1989. · История литературы ФРГ. – М., 1980. · История немецкой литературы. В 3-х т. Т.3. Пер. с нем. Общ.ред. А.Дмитриева. – М.: Радуга, 1986. · Кантор В. Защищая человека // Новый мир. 1986. № 10. С.259 – 262. · Карельский А. Послесловие // Г.Белль. Семь коротких историй. – М., 1968. С.188 – 205. · Копелев Л.О. О Генрихе Белле: Творческий портрет западногерманского писателя // Иностранная литература. 1988. № 12. С.218 – 225. · Млечина И.В. Литература и «общество потребления». Западно-Германский · роман 60-х – начала 70-х гг. – М., 1975. · Млечина И.В.К чему приводит насилие // Знамя. 1986. Кн.9. С.237 – 240. · Мотылева Т.Л. Беспощадная память: Заметки о романах Г.Белля // Знамя. 1987. Кн.6. С.221 – 225. · Мотылева Т.Л. Послесловие // Г.Белль. Избранное. – М., 1987. · Мотылева Т.Л. Послесловие // Г.Белль. Самовольная отлучка. – М., 1989. · Мотылева Т.Л. Предисловие // Г.Белль. Каждый день умирает частица свободы. – М., 1989. · Мотылева Т.Л. Предисловие // Г.Белль. Женщины у берега Рейна. – М., 1989. · Рудницкий М.В. Вступление // Г.Белль. Под конвоем заботы: Роман. // Иностранная литература, 1988, № 11. · Топер П. Предисловие // Г.Белль. Ирландский дневник. – М., 1988, с.5 – 32. · Фрадкин И.М. Вступительная статья // Г.Белль. Собрание сочинений. В 5-ти т., М., 1989. - Т.1, с. 5 – 28. · Фрадкин И.М. Послесловие // Г.Белль. Бильярд в половине десятого. – М., 1965.
Занятие 2. ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ В РОМАНЕ Г. ГРАССА "ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН" План: 1. Творческая биография Гюнтера Грасса; место писателя в литературном процессе Германии после Второй мировой войны. 2. Место романа "Жестяной барабан" в творческом наследии писателя. К истории создания. 3. История Германии как клоунада, абсурдный фарс. 4. Политические установления третьего рейха и философия обывателя. Историческая модель и художественная реальность. 5. Особенности сюжетно-композиционной организации романа. Двуплановость повествования. 6. Специфика повествовательной манеры писателя. Образ автора. Образ рассказчика: О.Мацерат – рассказчик и объект авторского анализа одновременно. Пародия на "воспитательный роман". 7. Образ О.Мацерата. Основные способы создания образа (гротеск, метафора). Уродство как способ выражения протеста против мира. Рост как символ нравственной позиции. Цинизм героя-клоуна. 8. Эстетическое равенство тезиса и антитезиса в романе – осуждение филистерского мира и преданность ему. Пародия как средство критики традиционных обывательских ценностей. Ироническая диалектика сочетания обывательского и художественного в образе О. Мацерата.
9. Пространственно-временная организация романа. Образ города. Мифологизм в создании образа Данцига. Город-кентавр. 10. Поэтика романа, стилевые особенности повествовательной манеры. Символы, аллегории, метафоры. Символ барабана. Функциональность использование вульгаризмов и жаргона. 11. Элементы плутовского романа. Раблезианские мотивы. Сочетание фантастики, гротеска, сатиры. Художественные тексты:
Г.Грасс. Жестяной барабан. Продолжение следует… // Звезда. СПб. 2000. № 3. Вчера, полвека тому назад. Переписка с Киндзабуро Оэ / Пер. и вступ. ст. Егоршева А. // ИЛ. 2001. № 12. Критическая литература: · Затонский Д. "Жестяной барабан" Г.Грасса, или понимаем ли мы мир, посрдеством которого мы существуем // ИЛ. 2001. № 12. · Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. – М., 1988. · История зарубежной литературы (1945 – 1980) / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1989. · История литературы ФРГ. – М., 1980. · История немецкой литературы. В 3-х т. Т.3. Пер. с нем. Общ.ред. А.Дмитриева. – М.: Радуга, 1986. · Карельский А. Бунт, компромисс и меланхолия. О творчестве Г.Грасса. // Вопр.лит,, 1979. - № 7. · Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990. · Крепак Е.М. Гюнтер Грасс // Грасс Г. Под местным наркозом. – СПб., 2000. · Млечина И. Литература и "общество потребления". – М., 1975. · Млечина И. Соло на барабане // ИЛ. 1995. № 11. · Что может литература? Беседа Хуана Гойтисолло и Гюнтера Грасса // ИЛ. 2000. № 5.
Занятие 3. СПЕЦИФИКА САТИРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ США. РЕАЛИЗМ ИЛИ ЧЕРНЫЙ ЮМОР? К.ВОННЕГУТ "КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОШКИ". ДЖ.ХЕЛЛЕР "УЛОВКА-22". План
1. Понятие «постмодернизма», массовой культуры, «черного юмора» в современном литературоведении (литература абсурда, неоготика и т.д.). 2. Специфика реализма и принципы прозы ХХ века. Особенности литературного процесса второй половины ХХ века в США. 3. Творчество Курта Воннегута и его роман «Колыбель для кошки». · Роль науки и проблема ответственности ученого. · Религия Боконона как иронически-иллюзорный способ выхода из кризиса и абсурда мира. · Современная цивилизация в романе (тоталитаризм в политике, идеологии и духовной жизни). Гротеск, сатира. · Специфика композиции романа и стиль Воннегута. · Особенности авторской позиции. 4. Творческий путь Джозефа Хеллера, место и роль романа «Уловка – 22» в его наследии. · Тема Второй Мировой войны в романе. · Обнажение тотальной коррупции, жестокости, нелепости и безнравственности всей социальной системы (простые солдаты, офицеры, военная администрация, правительственные чиновники и пр.) · Образ капитана Иоссириана как отстраненного комментатора событий. · Авторская позиция в романе (сатира или «черный юмор»?) Художественные тексты (основные):
Воннегут К. Колыбель для кошки Хеллер Дж. Уловка-22.
Художественные тексты (дополнительные):
Барт Дж. Химера. – Спб., 1999. Конец пути // ИЛ. 1999. № 5. Заблудившись в комнате смеха: Роман, рассказы. – СПб.: Симпозиум, 2001. Плавучая опера. – СПб.: Азбука-классика, 2001. Донливи Дж. Джинджермен. Волшебная сказка Нью-Йорка. Берроуз У. Голый завтрак Пинчон Т. V. – СПб, 2000. Энтропия // ИЛ. 1996. № 3. Выкрикивается лот сорок девять. – СПб.: Симпозиум, 2000.
Критическая литература
· Белов С. Социология песни, мифология будней // ИЛ. – 1984. - № 1. · Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. – М., 1984. · Зверев А. Абсурдизм по-американски // Зверев А. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. – М., 1979. · Зверев А. Второе свидание: Американская литература авангарда // ИЛ. 1997. № 2. · Зверев А. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973. · Зверев А.М. Тупик: К вопросу об американском постмодернизме // ИЛ. 1982. № 6. · История зарубежной литературы ХХ века. Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. – М., 2003. – С.385 – 392. · Литература США в 70-е годы ХХ века. – М.: Наука, 1983. · Мендельсон М. Роман США сегодня – на заре 80-х годов. – М., 1983. · Мулярчик А. Американский роман: Ответы на вызовы ХХ века // США. Экономика, политика, идеология. – 1996, № 1, с.65 – 74. · Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М., 1980. · Мулярчик А. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины ХХ века. – М., 1985. · Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-е годы. – М.: Наука, 1982. О Курте Воннегуте
· Алякринский О. Курт Воннегут – с разных точек зрения: (Творчество американского писателя в литературоведении США) // Вопросы литературы, 1982, № 4, с.236 – 247. · Белов С. О людях и машинах, или Канарейка Курта Воннегута. // Новый мир, 1979, № 10, с.273 – 277. · Белов С. Предисловие // Воннегут К. Собрание сочинений: В 5-ти т. – М., 1992, с.3 – 30. · Белов С. Предисловие // Воннегут К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – М.: Радуга, 1983. · Зверев А. Вступительная статья. // К.Воннегут. Бойня номер 5, или Крестовый поход детей: Романы. – М., 1978, с.3 – 19. · Зверев А. Вступительная статья // К.Воннегут. Романы. – М., 1993. · Злобин Г. Предисловие // К.Воннегут. Малый Не Промах. – М., 1988. · Идеологическая борьба и современная культура Запада. – М., 1988. · Мелихов А. Рецензия на роман К.Воннегута «Мать тьма» // Нева, 1992, № 3, с.261. · Шогенцукова Н. Откровение Курта Воннегута // Литературное обозрение, 1988, № 3, с.65 – 67. О Джозефе Хеллере
· Мулярчик А.С. Вступление // Д.Хеллер. Поправка-22: Роман. – М., 1992. · Мулярчик А. Предисловие к главам из романа «Что-то случилось» // Иностранная литература, 1978, № 4, с.158 – 198. О Томасе Пинчоне
· Денисова Т. Томас Пинчон // Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990. · Зверев А. Энигма // ИЛ. 1998. № 3 · Кузнецов С. Обучение хаосу // ИЛ. 1996. № 3. · Стулов Ю. Т.Пинчон // Стулов Ю. 100 писателей США. – Минск, 1998. О Джоне Барте
· Зверев А. М. Модернистская литература США (О Дж.Барте) // Зверев А. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973. · Зверев А.М. Современная Америка в постмодернистком изображении (Д.Бартельм, Д.Барт, С.Сонтаг) // Идеологическая борьба и современная культура Запада. – М., 1988. · Лапицкий В. Блеск и нищета Джона Барта // Барт Дж. Химера. – Спб., 1999. · Муравьев В. Джон Барт // Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990. · Стулов Ю. Джон Барт // Стулов Ю. 100 писателей США. – Минск, 1998.
Занятие 4. КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ФИЛОСОФСКО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ КОЛИНА УИЛСОНА "ПАРАЗИТЫ СОЗНАНИЯ" План · Творческая биография К.Уилсона и особенности создания романа. · Философская проблематика и фантастическая художественная модель мира в романе. · Образная система. Главные персонажи – Остин и Райх – два "острия" эволюции сознания. · Социально-философская аллегория образа "паразитов". · Художественное пространство и художественное время: · Военная база, Белый Дом, космос, Луна, Земля; · Индивидуализация пространства через пейзаж и восприятие повествователя, · Пространство "паразитов" и его характеристика, · Время субъективное и историческое (эволюционное), · "Внеисторическое время" и его хронологическая организация, · Образ повествователя и авторская позиция. Способы и приемы выявления авторской позиции через пространственно-временную, сюжетную и композиционную организацию произведения
Критическая литература:
1. Зинде М.М. К.Уилсон "Паразиты мозга"; Рец. // Современная художественная литература за рубежом. – М., 1968, № 2. 2. Ивашева В.В. Английская литература ХХ века. – М., 1987. 3. Ивашева В.В. Что сохраняет время. – М., 1979. 4. Кошелев С.Л. Колин Уилсон – эссеист и романист // Взаимодействие жанров и художественной системы писателя. – М., 1982. 5. Кошелев Л.С. Поэтика иллюстративности в романе Колина Уилсона "Паразиты сознания" // Проблемы поэтики зарубежной литературы ХХ века. – Челябинск, 1991. 6. Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. Экзистенциализм в Англии и США. – М., 1976. 7. Эсебуа З. Научная фантастика в творчестве Колина Уилсона (роман "Паразиты мозга"). – Науч.труды Новосиб.гос.пед.ин-та. - 1972. – Вып.75. Занятие 5. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ПОНЯТИЕ "МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА" И РОМАН Г.Г. МАРКЕСА "СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА" План
1. Своеобразие культурно-исторического пути развития Латинской Америки. 2. Эстетическое и духовное влияние западноевропейской культуры на художественное мышление латиноамериканских писателей. 3. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания (соединение фольклорно-мифологического и эпического начал в одно эстетическое целое, соединение образного видения и идеологизированных концепций). 4. Особенности творческого пути Габриэля Гарсиа Маркеса. Отражение историко-культурной самобытности Латинской Америки в его творчестве. Понятие «магического реализма». 5. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества (эпопея о роде и трагедия одиночества). · Основные сюжетные линии романа, мифообразы. · Мотив земли Макондо как «земли обетованной» (способы моделирования пространства). · Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни 6 поколений рода Буэндиа. · Основные проблемы романа: - родовая замкнутость (мотив инцеста и страх наказания), - любовь и брак, - биологическое, материальное и духовное в развитии личности, - личность и цивилизация (смена поколений и цивилизаций), - технический прогресс, - историческое и метафизическое время. · Особенности поэтики романа: соединение возвышенного и низменного, комического и трагического; соединение эпических, мифологических и библейских элементов. · Способы выражения авторской позиции в романе. Задание 1. Подготовить сообщение о творческом пути Г.Г.Маркеса (7 – 10 минут). В сообщении должен быть указан список использованной литературы (со всеми выходными данными). 2. Найти определение термина "Магический реализм", пользуясь указанным ниже списком литературы, раскрыть полемику по поводу содержания термина, высказать свою точку зрения. 3. Прочитать роман "Сто лет одиночества" и указанную ниже критическую литературу и быть готовыми к анализу романа согласно Плану. Художественные тексты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|