Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факультет социальных и гуманитарных технологий

Кафедра философии

 

 

Реферат на тему:

Типы толерантности

 

Работу выполнил:

студент гр. 3101-41

Емельянова И.Е.

Работу проверила:

доцент кафедры философии и истории наук,

к.ф.н.

Левашева Е.В.

 

 

Казань, 2012

 

Введение.

«Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.

 

Типы толерантности.

Дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:

естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я»;

моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека);

нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека.

Остановимся на этих типах толерантности подробнее.

Толерантность естественная.

Это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Данный тип толерантности, как показывают современные социобиологические исследования, имеет отчетливые эволюционно-генетические предпосылки в животном мире. Такая толерантность достаточно хорошо исследована также в детской психологии и детском психоанализе.

Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем – тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался. В этом смысле, действительно – родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.

Для З.Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения (есть не когда хочется, а когда научили, не писаться в штанишки, и так далее). Терпение – это, по сути, первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова. Но такое терпение иноприродно и не имеет отношения к толерантности типа «А», изначально присущей ребенку.

Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа «А» обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности типа «А» ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся как правило в форме инволюции (обратного развития) естественной толерантности.

Толерантность морального типа.

Моральный смысл толерантности заключается в том, что она препятствует насильственному насаждению определенного этноса. Принуждение к хорошим поступкам - это самое страшное, что может случиться с моралью. Такая ситуация противоречит добровольной сути моральных отношений. Помимо того, что она открывает простор для агрессии, у человека не остается возможности апеллировать к понятиям справедливости, права и добра, поскольку они «монополизированы» группой лиц и редуцированы к выгодной для них интерпретации.

Поскольку терпимость позволяет сохранить ненасильственные правила общежития между различными группами людей, постольку она несет моральную нагрузку, как правило, пацифизма. Известный исследователь мультикультурализма М. Уолцер полагает, что мирное сосуществование - это всегда благо, поскольку оно позволяет непохожим друг на друга людям преследовать свои цели, не приходя в столкновени. Он прямо называет мирное существование - моральным принципом, который основан на осознанном выборе, возникшем в качестве ответа на повседневные столкновение с «инаковостью» никогда раньше не затрагивали столь широкого круга людей.

Следует помнить, что толерантность - это право, а не привилегия. Главное отличие права в том, что им обладают в равной степени все, а привилегиями - лишь избранные. Отсюда следует, что никто не обязан терпеть кого-либо, если тот сам не выказывает признаков терпимости, ведь он пытается присвоить себе привилегию, а значит должен быть наказан по закону. Но до какой степени человек или группа лиц могут проявить нетерпимость к тем, кто с ними не согласен, чтобы идеал терпимости в целом не был разрушен? На что имеют право люди, чтобы каждой их позиции было уделено равное уважение, и ни одна не претерпела ущерб в пользу другой? Решение здесь находится через рассмотрение прав собственности, которыми обладают стороны. Так, правило толерантности не нарушается, если собственник (земли, СМИ, помещения для собраний и т.д.) по каким-либо причинам не желает заключать сделку с тем человеком, убеждения или образ жизни которого ему не близки. Человек, обладающий титулами собственности, имеет полное право не только обмениваться ими с другими людьми, но и отказываться от любых контрактов. Если он не хочет сотрудничать с кем-то, это не является проявлением нетерпимости. Ведь он готов терпеть на паритетных началах: если альтернативные мнения распространяются «за свой счет». Но совершенно нетерпима ситуация, когда правом на толерантность пытаются оправдать распространение неких доктрин за счет собственности тех, кто их не разделяет; это несправедливое насилие.

Ещё один актуальный вопрос состоит в том, какова должна быть роль правительства в разрешении проблем толерантности. Имеют ли право органы государственной власти запрещать к распространению определенные мнения? Или, напротив, принудительно обеспечивать терпимое отношение к некоторым из них? Здесь нужно исходить из того, что право на терпимость относится к области частного, а не публичного права, то есть к взаимодействию лиц, а не к государственным функциям. Поэтому, государство не имеет права ни запрещать, ни опекать какую-либо точку зрения. Это просто не его задачи. Если же правительство поступает таким образом, то оно ограничивает свободу и попирает права собственности известных лиц: либо принуждая их использовать свою собственность к пользе заинтересованной группы, либо заставляя не участвовать в тех соглашениях, в которые собственники вступили бы в отсутствие властного вмешательства. Можно сказать, что любое государственное регулирование вопросов терпимости порочно в нравственном смысле, поскольку лишает людей их законного выбора. Допустимая деятельность правительства здесь может заключаться лишь в защите титулов собственности граждан, если преступники по своей нетерпимости станут на нее посягать.

Конечно, моральные отношения в условиях толерантности, часто подвергаются критике. В частности, Е.Л. Дубко считает, что толерантность предоставляет «простор для релятивизации и упразднения нормативной нравственности». И далее: «Это опасный для морали феномен. Скорее, это неохотное, молчаливое согласие, скрывающее презрение к чужому мнению, способ игнорировать чужие интересы и мнения... Под влиянием этой доктрины общество вынуждено насаждать спорные стандарты, не реагировать на аморальные явления, более того, снимать с них все ограничения, развивать противоречивые и непримиримые моральные позиции». Однако, признавая множество не совсем приятных последствий, надо сказать, что все они не являются последствиями концепции толерантности. Они берут начало в человеческом выборе, который может склониться как к хорошему, так и плохому. Толерантность же позволяет им сосуществовать вместе, не допуская насилия. Запрещается принудительное доминирование одной или нескольких точек зрения, но ничего не предрешается о том, каково должно быть их содержание. Оно остается в сфере человеческой свободы. Это значит, что моральное поведение выбирается добровольно, а ответственность за зло является абсолютной.

 

Толерантность нравственного типа.

Она построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа «В», напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.

В своих проявлениях толерантность типа «В» ассоциируется с триадой К.Роджерса – безусловным принятием, безоценочностью и конгруэнтностью. Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, трансперсональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности, напротив, предельно выражены.

Толерантность во взаимоотношениях детей и родителей. Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение (взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок – по принципу «открытости»). В результате такой «сшибки» развитие изначальной детской толерантности оказывается не столько в «зоне ближайшей эволюции», сколько в «зоне ближайшей инволюции».

Именно толерантность этого типа составляет основу реальной практики семейного воспитания: «я знаю истину, но ты ведешь себя вовсе не в русле этих ценностей, и я даю тебе это понять», этот же тип толерантности обычно транслируется в культуре (особенно в СМИ). Скорее всего, так происходит потому, что в современном обществе и в современной массовой культуре доминируют нетерпимость и насилие. Поэтому можно утверждать, что хорошо известный в психологии семейного воспитания конфликт между представителями разных поколений – это, прежде всего, конфликт «ценностных систем», каждая из которых проявляется как толерантность этого типа – толерантность-терпимость. Например, проблемы, возникающие у родителей в общении с ребенком-подростком, зачастую связаны с неконтролируемыми вспышками нетерпимости, или, иначе говоря, с внешними проявлениями тех «гроздьев гнева», которые зреют за «фасадами» людей, обнаруживающих толерантность-терпимость или толерантность этого типа.

Взаимная нетерпимость в детско-родительских отношениях не возникает на пустом месте, она есть следствие толерантности-терпимости взрослых (их терпения и снисхождения), практиковавшейся в семейном воспитании ранее, на более ранних возрастных этапах. Как свидетельствуют психологические исследования, ранняя психологическая травматизация ребенка в семье, постоянное подавление его индивидуальных проявлений неизбежно приводят к развитию авторитарной интолерантной личности.

Межпоколенный конфликт – это, прежде всего, конфликт ценностных систем. Например, многие проблемы в подростковом возрасте зачастую связаны с нетерпимостью в отношениях подростка с родителями. Конечно, эта нетерпимость не возникает в одночасье. Конфликты в подростковом возрасте интересны тем, что, учитывая последовательность становления форм толерантности, подростка можно рассматривать как «экстремного взрослого», «самого взрослого из взрослых». В жизни подростка все проявления взрослости новые и недостаточно освоены, и в своей непримиримости, нетерпимости, жесткости, категоричности и т.д. подросток намного превосходит взрослого.

Подросток живет в «манихейском мире», его система ценностей, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир; взрослые же, вместо того, чтобы усиливать душевно-сущностную сторону жизни подростка, стремятся его еще более социализировать; в результате чего получается резонанс, т.е. негативизм подростка усиливается в атмосфере негативизма родителей. Именно в подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого. Подростковый суицид в значительной степени обусловливается ограниченными возможностями такой «маргинальной толерантности» подростка.

Основная проблема взрослого во взаимоотношениях с ребенком (в том числе и подростком) заключается не в том, чтобы принять ребенка, а в том, чтобы принять самого себя – самонепринятие родителей первично и возникает там и тогда, где и когда в личности возникает расщепление на «фасад» и «тень». Но если я принимаю «ребенка в себе», тогда я могу отладить взаимодействие со своими детьми, а если я своих детей репрессирую, то на самом деле, в психологическом смысле, я репрессирую своего «внутреннего ребенка», не даю ему проявиться.

Толерантность типа «В» является характерной особенностью ряда практик общения, обладающих отчетливым психотерапевтическим эффектом.

Во-первых, это, прежде всего, практика подлинно духовного отношения к человеку. Так, многие положения мировых религий и, в частности, многие притчи Нового завета, основаны на толерантности типа «В», совершенно непонятной для здравого смысла, выходящей за рамки той или иной морали, но каждый раз преисполненной подлинной мудростью, глубоким психологическим, психотерапевтическим и жизненным смыслом.

Во-вторых, это практика подлинно нравственного отношения к человеку, всегда преодолевающая узкий горизонт любой морали, поддерживающая в любом человеке его свободу, достоинство и самоценность. Прекрасные примеры такого нравственного и толерантного отношения к человеку дает классическая, художественная литература.

В-третьих, это практика подлинного психотерапевтического отношения к человеку, основанная на личностной зрелости и профессионализме терапевта.

В частности, психопрофилактика и коррекция интолерантности во внутрисемейных отношениях – это одна из фундаментальных задач семейной терапии, где можно и нужно культивировать толерантность типа «В». Работая с проблемной семьей, психотерапевт является моделью толерантности типа «В». Сам способ семейно-терапевтического взаимодействия строится по принципам, ориентированным на такую толерантность терапевта и принятие им мира клиентов. Очень важно в ходе семейно-психотерапевтической сессии услышать голоса всех членов семьи, в том числе детей, стариков, физически и психически больных людей, и подтвердить, что их бытие самоценно и в этом смысле имеет позитивное значение для других членов семьи, для сообщества в целом.

 

Заключение.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеет для современного общества особую актуальность. Это обусловлено тем, что современный мир, стремительно осваивая многоуровневое пространство межкультурных отношений, актуализирует потребность в изучении этнонациональных особенностей поведения и навыков эффективной межкультурной коммуникации субъектов, составляющие единое социокультурное пространство. Проблема толерантности привлекла к себе пристальное внимание исследователей в связи с современным процессом глобализации, так как он представляет собой идеальную модель относительной универсализации этнокультур единого региона. Разработка данной проблемы имеет существенное значение для более глубокого понимания современной ситуации в условиях взаимодействия на глобальном и региональном уровнях.

 

 

Список литературы:

Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002

Уолцер М. О терпимости. М.: Идея пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...