Сущность и технологии модульного обучения
К настоящему времени создано много различных вариантов технологии модульного обучения. Разрабатываются все новые и новые модульные программы обучения, модульные учебные пособия. Учебными заведениями предлагаются модули и модульные учебные курсы. Модульное обучение как технология в ее различных модификациях применяется и развивается в вузах, институтах повышения квалификации, бизнес-школах, учебных центрах. В ряде случаев, когда речь идет об организации модульного обучения в рамках всего учебного заведения, можно говорить о нем как о специфической форме, наряду с экстернатом и другими вариантами обучения взрослых. Возможно, именно в связи с разнообразием вариантов модульного обучения и его популярностью трудно дать точное определение самому термину «модуль». Слишком узкое определение, исходящее из того или иного варианта применения, отсечет те новые разработки, которые в него не вписываются. Слишком широкое чревато потерей специфики, когда между учебным модулем и учебным блоком и даже уроком трудно будет провести разграничение. Однако на практике подобные случаи встречаются, и, вероятно, в будущем такое положение или сохранится, или специалисты в области педагогики и андрагогики придут к однозначной трактовке термина «модуль». Толковые словари приводят различные интерпретации термина «модуль» в зависимости от отрасли знания, в которой он используется. Первоначальное значение латинского слова «модулус» — мера, и пришло оно из архитектуры с возникновением принципа соразмерности частей сооружения (за меру древние принимали диаметр нижнего основания колонны). В дальнейшем, с развитием техники, соразмерность в ряде случаев уступила место автономности. В радиотехнике модулем стал называться блок устройства, способный автономно выполнять ряд функций, в космонавтике появился космический модуль, например спускаемый на поверхность планеты аппарат, или модуль космической станции. Вместе с тем в ряде областей науки и практики у модуля сохранилось значение соразмерности. Примеры можно найти в архитектуре, дизайне одежды и мебели, печатной рекламе.
Сопоставляя приведенные выше случаи употребления термина «модуль» с различными вариантами модульной технологии, обратим внимание на то, что модули, разрабатываемые в рамках деятельностного подхода, развиваемого в учебных центрах МОТ, характеризуются, скорее, автономностью. Ведь деятельность можно представить как вариативную последовательность действий и операций. И этом смысле действия независимы друг от друга. Соразмерность же при этом подходе относится к содержанию, а не к процессу (один модуль осваивается разными учащимися с различной скоростью). Для практики дополнительного профессионального образования характерна тенденция организации изучения модулей концентрированно и в сжатые сроки. Один из примеров такой тенденции был описан выше. Получение конкретных практических результатов в сжатые сроки соответствует современным потребностям и самих людей, и производства. Более того, и практика, и результаты исследований показывают, что по объему и сохранности знаний и умений эффективность концентрированного обучения взрослых людей оказывается выше распределенного, где в течение учебного дня и недели чередуются разные предметы; еще один положительный эффект концентрированного модульного обучения — полученный в короткие сроки осязаемый обучающимися результат мотивирует их на успешное продолжение обучения. Перспективными направлениями развития модульного обучения являются те, что сейчас рождаются на путях его взаимопроникновения с компьютерным и дистанционным. Если в начале разработки модульных программ стремились использовать возможности компьютера и переложить их с «ручного» на компьютерный вариант представления информации и контроля знаний, то затем сами разработчики компьютерных обучающих программ обратили внимание на методические возможности модульного обучения. Аналогичная картина происходит и в дистанционном обучении, для которого модульная технология оказывается эффективным способом организации учебного материала и последовательности его освоения.
Вопросы для самоконтроля 1. По вашему мнению, является ли модульное обучение более технологичным по сравнению с традиционным? Если да, то почему? 2. Что требуется для организации занятий по модульной технологии? Велики ли затраты? И если да, то чем они могут оправдаться? 3. Каковы перспективы модульного обучения и его возможные трансформации? Рекомендуемая литература Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. — М., 1987. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. — М., 1997. Беляева А, П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб., 1997. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Бардовский Г. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. — СПб., 1998. Бардовский Г. А., Извозчиков В. А, Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. — 1993. — № 5. Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. — 1988. - № 6. Закорюкин В. Б., Паченков В, М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. — Вильнюс, 1983. Змеев С. И. Технология обучения взрослых // Педагогика. — 1998. — № 7. Зобов А. М., Филиппов Н. Б., Наумов А. И. Как работать с модульной программой: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 1. — М., 1999. Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М., 1997. Модульная технология обучения: Метод, рекомендации. — СПб., 1993.
Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США / Под ред. Н.В.Шумянкова. —М., 1992. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. — М., 1998. Соколова Е. Модульная профессиональная подготовка: Резервы оптимизации // Новые знания. — 2000. — № 3. Трофимов В., Ломова И. Методология разработки модульных курсов // Новые знания.— 2000.- № 2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|