Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и технологии модульного обучения

 

К настоящему времени создано много различных вариантов технологии модульного обучения. Разрабатываются все новые и новые модульные программы обучения, модульные учебные пособия. Учебными заведениями предлагаются модули и модульные учебные курсы. Модульное обучение как технология в ее различных модификациях при­меняется и развивается в вузах, институтах по­вышения квалификации, бизнес-школах, учебных центрах. В ряде случаев, когда речь идет об организации модульного обучения в рамках всего учебного заведения, можно говорить о нем как о специфической форме, наряду с экстернатом и другими вариан­тами обучения взрослых.

Возможно, именно в связи с разнообразием вариантов модуль­ного обучения и его популярностью трудно дать точное определе­ние самому термину «модуль». Слишком узкое определение, ис­ходящее из того или иного варианта применения, отсечет те но­вые разработки, которые в него не вписываются. Слишком широ­кое чревато потерей специфики, когда между учебным модулем и учебным блоком и даже уроком трудно будет провести разграни­чение. Однако на практике подобные случаи встречаются, и, ве­роятно, в будущем такое положение или сохранится, или специ­алисты в области педагогики и андрагогики придут к однознач­ной трактовке термина «модуль».

Толковые словари приводят различные интерпретации тер­мина «модуль» в зависимости от отрасли знания, в которой он используется. Первоначальное значение латинского слова «модулус» — мера, и пришло оно из архитектуры с возникновени­ем принципа соразмерности частей сооружения (за меру древ­ние принимали диаметр нижнего основания колонны). В даль­нейшем, с развитием техники, соразмерность в ряде случаев уступила место автономности. В радиотехнике модулем стал на­зываться блок устройства, способный автономно выполнять ряд функций, в космонавтике появился космический модуль, на­пример спускаемый на поверхность планеты аппарат, или мо­дуль космической станции. Вместе с тем в ряде областей науки и практики у модуля сохранилось значение соразмерности. При­меры можно найти в архитектуре, дизайне одежды и мебели, печатной рекламе.

Сопоставляя приведенные выше случаи употребления термина «модуль» с различными вариантами модульной технологии, об­ратим внимание на то, что модули, разрабатываемые в рамках деятельностного подхода, развиваемого в учебных центрах МОТ, характеризуются, скорее, автономностью. Ведь деятельность мож­но представить как вариативную последовательность действий и операций. И этом смысле действия независимы друг от друга. Со­размерность же при этом подходе относится к содержанию, а не к процессу (один модуль осваивается разными учащимися с раз­личной скоростью).

Для практики дополнительного профессионального образо­вания характерна тенденция организации изучения модулей кон­центрированно и в сжатые сроки. Один из примеров такой тен­денции был описан выше. Получение конкретных практических результатов в сжатые сроки соответствует современным потреб­ностям и самих людей, и производства. Более того, и практика, и результаты исследований показывают, что по объему и со­хранности знаний и умений эффективность концентрированно­го обучения взрослых людей оказывается выше распределенно­го, где в течение учебного дня и недели чередуются разные пред­меты; еще один положительный эффект концентрированного мо­дульного обучения — полученный в короткие сроки осязаемый обучающимися результат мотивирует их на успешное продолже­ние обучения.

Перспективными направлениями развития модульного обуче­ния являются те, что сейчас рождаются на путях его взаимопро­никновения с компьютерным и дистанционным. Если в начале разработки модульных программ стремились использовать возмож­ности компьютера и переложить их с «ручного» на компьютер­ный вариант представления информации и контроля знаний, то затем сами разработчики компьютерных обучающих программ об­ратили внимание на методические возможности модульного обу­чения. Аналогичная картина происходит и в дистанционном обу­чении, для которого модульная технология оказывается эффективным способом организации учебного материала и последова­тельности его освоения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. По вашему мнению, является ли модульное обучение более техно­логичным по сравнению с традиционным? Если да, то почему?

2. Что требуется для организации занятий по модульной технологии? Велики ли затраты? И если да, то чем они могут оправдаться?

3. Каковы перспективы модульного обучения и его возможные транс­формации?

Рекомендуемая литература

Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. — М., 1987.

Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. — М., 1997.

Беляева А, П. Интегративно-модульная педагогическая система про­фессионального образования. — СПб., 1997.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Бардовский Г. А. Инновационные процессы в современной системе выс­шего педагогического образования. — СПб., 1998.

Бардовский Г. А., Извозчиков В. А, Новые технологии обучения: Вопро­сы терминологии // Педагогика. — 1993. — № 5.

Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. — 1988. - № 6.

Закорюкин В. Б., Паченков В, М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовско­го учебника. — Вильнюс, 1983.

Змеев С. И. Технология обучения взрослых // Педагогика. — 1998. — № 7.

Зобов А. М., Филиппов Н. Б., Наумов А. И. Как работать с модульной про­граммой: 17-модульная программа для менеджеров «Управление разви­тием организации». Модуль 1. — М., 1999.

Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ за­рубежного опыта. — М., 1997.

Модульная технология обучения: Метод, рекомендации. — СПб., 1993.

Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США / Под ред. Н.В.Шумянкова. —М., 1992.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. по­собие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. — М., 1998.

Соколова Е. Модульная профессиональная подготовка: Резервы опти­мизации // Новые знания. — 2000. — № 3.

Трофимов В., Ломова И. Методология разработки модульных курсов // Новые знания.— 2000.- № 2.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.

Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...