Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Университеты третьего возраста

Семинар 4.

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

 

Особенности народных форм обучения

Народные школы

Открытый университет

Народные университеты

Университеты третьего возраста

 

Особенности народных форм обучения

 

В самом названии «народные» школы, курсы, университеты ясно обозначена обращенность этого типа образовательных уч­реждений к широким массам населения. Можно говорить о двух основных направлениях в развитии народных форм обучения. Первое из них связано с открытием специальных учреж­дений, ориентированных на определенный слой населения: рабочих, крестьян, пожилых людей, представи­телей национальных культур. Второе направление обусловлено по­иском форм, позволяющих раздвинуть границы университетских аудитории и обеспечить доступ широкого круга слушателей к зна­ниям академического уровня.

Народные формы обучения для взрослых характери­зуются:

— общественным характером управления;

— добровольным характером обучения;

— вариативностью программ и сроков обучения;

— сочетанием форм популяризации научных знаний с при­кладными занятиями;

— созданием комфортной образовательной среды для обще­ния взрослых людей;

— возможностью социально-психологической защиты в усло­виях социальных перемен.

Деятельность этого типа образовательных учреждений осно­вана на принципах демократизма, открытости, доступности.

Среди общедоступных просветительских учреждений, способству­ющих повышению общей и профессиональной культуры населения независимо от образования и возраста, особое место занимают на­родные школы и университеты. Первое из таких учреждений, полу­чившее название «Высшая народная школа» («Folke hoj skolen»), было основано в Дании общественным деятелем и педагогом Н. Грунтвигом (1844). Идеи о создании подобных учреждений были изложены им в книге «Школа для жизни» (Skolen for Livet og Akademiet I Soro, 1838) и подразумевали главным образом содействие обучению лю­дей старше 17 лет, не получивших обязательного образования.

 

Народные школы

 

Образовательные учреждения под названием «Народные кре­стьянские высшие школы» возникли в Норвегии (1864), Швеции (1868) и Финляндии (1889). Они не давали формальных прав своим выпускникам, учебные планы и программы официально не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразовательным программам в соче­тании с практическими занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии и т. п.

Как форма обучения взрослых народные школы сохранились в Европе до сих пор. В Дании существуют 107 высших народных школ. Они представляют собой курсы продолжительностью от 4 до 8 месяцев, а также краткие летние курсы, включающие программы по философии, истории идей, музыке, драме, вязанию. Экзаме­нов нет. Учреждения являются частной собственностью.

В Финляндии существует 91 народная школа. Большинство из них либо частные, либо принадлежат ассоциациям, политиче­ским партиям, профсоюзам и другим движениям. Обучение в шко­лах чаще всего социокультурной направленности, иногда профес­сиональное. Курсы длятся 1 — 3 года. Государство в ряде случаев покрывает до 55 % расходов, студенты платят 20%, остальные рас­ходы берут на себя школы.

В Швеции имеется 186 народных школ, в Норвегии — 82.

 

Открытый университет

 

В 1867 г. преподавателем Кембриджского университета Д. Стю­артом было разработано Положение об University Extension (в пе­реводе — расширение университета), в котором предлагались курсы популярных лекций по одному из предметов, последующие об­суждения лекционных занятий и письменные работы по темам лекций. В 1870 г. курсы были преобразованы в университет по типу University Extention, название которого было переведено на русский язык как Открытый университет.

По такому же принципу была организована работа народных университетов в Германии, Бельгии, Франции и других евро­пейских странах, в каждой из которых обучение взрослых отли­чалось содержательной и организационной спецификой. Напри­мер, во Франции Universite Populaire имели характер дискуссион­ного клуба.

Позднее, в 1890 г., идея распространения университетского образования достигла Америки. По инициативе Американского об­щества подобные университеты для народа открылись в Чикаго, Балтиморе и некоторых других городах.

Среди новых общественных инициатив России начала XX в. особое место принадлежало идее народных университетов. Их пред­шественниками были появившиеся в 80 —90-х годах XIX в. раз­личные курсы для взрослых.

Наибольшую известность приобрели Пречистенские курсы в Моск­ве, открытые в 1897 г. Московским отделением Русского технического общества. На этих бесплатных вечерних общеобразовательных курсах для рабочих преподавала профессура Московского университета — И. М. Се­ченов, А.Н.Реформаторский, Н.В.Чехов.

 

Народные университеты

 

Начиная с 1906 г. общества народных университетов возника­ют в Москве, Петербурге, затем в Астрахани, Воронеже, Самаре, Саратове, Ростове, Пскове и других городах России. Университеты, открытые по инициативе этих обществ, были неоднородны по це­лям образования, структуре, содержанию изу­чаемых дисциплин, формам и методам преподавания.

Особым типом народных образовательных учреждений в России стал городской народный университет. В 1908 г. один из таких университетов был учрежден в Москве на средства общественного деятеля А.Л. Шанявского. В университете читали лекции такие ученые, как П. П. Блонский, В.И.Вернадский, Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков, А.П.Павлов, К.А.Тимирязев, А.Е.Ферсман, АУ.Зеленко и др. Имелось два отделе­ния — научно-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и акаде­мическое (3-годичное, в объеме программы университета по двум цик­лам наук — естественно-историческому и общественно-философско­му). В 1912 г. в университете учились свыше 3600 студентов.

В начале 1908 г. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов. В нем приняли участие около 500 представителей.

После Октябрьской революции 1917 г. народные университеты получили название рабоче-крестьянских. В период 1925—31 гг. на базе высших и других учебных заведений создавались рабочие уни­верситеты для повышения уровня общего образования, расшире­ния общетехнических и политических знаний рабочих, а также крестьянские университеты, где изучались вопросы сельского хо­зяйства, колхозного строительства.

В 50-х годах народные университеты стали возрождаться и при­менять новую форму массовой культурно-просветительской рабо­ты, пропаганду гуманитарных и научно-технических знаний. Их учредителями стали организации общества «Знание», Министер­ства просвещения, культуры, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. На­родные университеты, охватывавшие большинство отраслей хозяй­ства, науки, техники, искусства, делились на три типа: развития общего образования (просветительские), повышения профессио­нальной квалификации, обучения общественным профессиям.

К 1986 г. в нашей стране насчитывалось 39 тыс. народных уни­верситетов (20 млн. слушателей, 750 тыс. преподавателей), образо­вание велось по 42 профилям знаний, внутри которых была более детальная специализация. Руководители (ректор, декан) работа­ли на общественных началах. Возглавляли народные университе­ты советы, в которые входили руководители, слушатели, пред­ставители организаций-учредителей. Центральный совет народных университетов действовал (1968 — 1991) при обществе «Знание». Обучение в народных университетах было бесплатным, осуществ­лялось «без отрыва от производства». На базе народных универси­тетов развернулась деятельность по созданию центров непрерыв­ного образования.

На рубеже 80—90-х годов в связи с перестройкой система на­родных университетов фактически прекратила свое существова­ние. В определенной степени ее преемником можно считать мно­гочисленные курсы для взрослых, возникшие при высших и сред­них специальных учебных заведениях, добровольных обществах, творческих союзах и т.д. В отличие от народных университетов эти курсы не преследуют широкие общеобразовательные, про­светительские цели. Их программы носят сугубо прикладной ха­рактер. Как правило, это ускоренное обучение отдельным уме­ниям или профессиям, востребованным в новых экономических условиях (обучение иностранным языкам, овладение компьюте­ром, маркетинг и т.д.). Обучение осуществляется на платной ос­нове. Коммерциализация образовательных услуг нарушила прин­цип всеобщей доступности образования. В целом на этом этапе произошло резкое сокращение образовательных структур, зани­мающихся общим образованием, но возросло количество раз­личных форм профессионального обучения, повышения квали­фикации.

С середины 90-х годов в Украине и бывших союзных республи­ках появились и стали активно работать на общественных началах народные университеты по национальному образованию взрос­лых людей, группы по изучению религии и истории, вероучений при конфессиональных общинах.

Во второй половине 90-х годов обучение взрослых в форме на­родных университетов получает новый импульс. Его основными целями являются:

— развитие личностных качеств, создающих взрослому челове­ку предпосылки для достойной жизни и успешного участия в об­щественной и профессиональной жизни;

— удовлетворение разнообразных индивидуальных образователь­ных потребностей и интересов взрослого человека, не укладыва­ющихся в рамки формального образования;

— компенсация недостаточного объема знаний и умений, сфор­мированного в прежних социально-экономических условиях;

— развитие общей культуры;

— формирование мобильности человека в быстро меняющихся условиях современного мира;

— организация содержательного общения взрослых слушате­лей на основе совместного обучения;

— просветительская деятельность для всех слоев взрослого на­селения.

В Санкт-Петербурге в 1998 г. была открыта Высшая народная школа, в которой ведутся занятия с 600 слушателями свыше чем по 30 учебным курсам. Действуют попечительский совет, совет самоуправления, науч­но-методический совет. Занятия в историко-краеведческом, поэтичес­ком клубах, клубах «В мире прекрасного», «Здоровье без лекарств», «Евроведение» и др. проводятся известными учеными, лучшими сотрудни­ками научных и учебных институтов, музеев. Осуществляется работа по изучению иностранных языков, эсперанто. В проведении ряда курсов, в том числе прикладного характера, участвуют сами слушатели.

Существование и развитие народных университетов сильно за­трудняет и лишает стабильности отсутствие законодательства, а значит, целевого финансирования в области образования взрос­лых. В современных условиях источниками финансирования могут стать средства, заработанные самими народными школами и уни­верситетами как общественными организациями, либо спонсор­ские средства.

 

Университеты третьего возраста

 

В системе народных учреждений особое место занимают универ­ситеты третьего возраста. Изменение возрастной структуры населе­ния — одно из великих достижений XX в. — стало одной из основных проблем человечества, сопряженной со многими нерешенными социальными, экономическими, культурными, медицинскими, а также педагогическими задачами. Рост численности пожилых людей в Европе, в том числе в Украине, исторически беспрецедентен. Их количество перешагну­ло 20 %-ный рубеж, а в Украине составляет почти треть населения.

Университеты третьего возраста — ответ системы образования взрослых на историческое изменение акцентов социального раз­вития в сторону «общества пожилых людей». Неслучайно 1999 год был объявлен ООН Международным годом пожилых людей, ко­торый прошел под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов».

Образование взрослых в пенсионном возрасте не ориентиро­вано на получение профессии или на обеспечение лучшего тру­доустройства. Его цель — личностное развитие, социальная адап­тация и общение людей, сохранение их активной жизненной по­зиции. Особенностями обучения пожилых людей являются при­внесение ими в учебный процесс колоссального жизненного опыта и высокая мотивация.

Обучение в университетах третьего возраста строится, как пра­вило, на основе собственной активности слушателей и постоянного диалога с преподавателем и не регламентируется обязатель­ными программами. Особенно важен фактор человеческого обще­ния людей старшего возраста. Этому способствуют объединение пожилых по интересам, создание условий, обеспечивающих жиз­ненную перспективу, высокую социальную активность, органи­зация регулярных встреч с представителями органов власти, уче­ными, деятелями науки и культуры.

В настоящее время в мире по программам университетов третьего возраста обучается свыше 220 млн. человек. С пожилыми людьми работают специально подготовленные специалисты — андрагоги, психологи, социальные педагоги, геронтологи. Такие программы частично или полностью финансируются государством. Образовательная работа с пожилыми людьми ведется также цер­ковными и благотворительными организациями, профсоюзами, партийными движениями различных политических ориентации.

Из опыта России, значительная часть российских пенсионеров, к сожалению, продолжают пока оставаться вне сферы неформального образова­ния. Работа с ними в большинстве случаев организуется лишь в некоторых регионах страны, чаще всего по инициативе общества «Знание». Деятельность народных университетов третьего возраста в Кирове, Твери, Омске, Челябинске, Тюмени, Кургане, Орле, Ярославле, Курске, Туле, созданных при обществе «Знание», убе­дительно свидетельствует об активном желании и стремлении по­жилых людей повысить свой образовательный уровень. Большой интерес вызывают у них образовательные программы по пробле­мам долголетия, психологической помощи одиноким, больным, инвалидам, по изучению истории родного края, экологии жизни. Пожилые люди хотят приобщиться к искусству, изучать ино­странные языки, овладеть основами компьютерной грамотности.

В Орле в 1997 г. был создан Народный университет третьего возраста. В нем работают факультеты права, медицины, краеведения, психопомо­щи, садоводства и огородничества, декоративно-прикладного искусст­ва, истории православия. Университет посещают свыше 300 человек. Для слушателей организуются обучающие, информационные циклы лекций, встречи со специалистами здравоохранения, права, политиками, депу­татами Государственной Думы, специалистами управлений областной администрации.

При Тюменской организации «Общество знания» в 2001 г. начал рабо­ту Народный университет третьего возраста, в котором учатся студенты-пенсионеры. Для них бесплатно проводится обучение на факультетах пра­ва, здоровья, психологическом, истории русского искусства, «сад-ого­род». Планируется открытие факультета педагогики, чтобы пожилые люди могли профессионально воспитывать своих внуков.

В Челябинске областной организацией общества «Знание» открыт На­родный университет пожилого человека. Пожилые люди и те, кто испы­тывает социальный дискомфорт, могут бесплатно получить знания на университетских факультетах здоровья, экономики и права, агрономическом, политическом. Кроме того, в программе университета предусмотрены лек­ции по искусству, семейной педагогике и другим областям знаний.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых Народный университет в г. Старая Русса был ос­нован в 2000 г. при поддержке Комитета образования г. Старая Русса и Старорусского района. Народный университет является учреждением, ре­шающим задачи прежде всего профессионального образования взрослых людей. В нем организованы различные курсы как на платной, так и на бесплатной (для социально незащищенных слоев населения) основе. По окончании курсов людям, успешно прошедшим обучение, выдается сер­тификат установленного образца. Продолжительность обучения на кур­сах — от одной недели до 1,5 лет.

Вопросы для самоконтроля

1. Если бы вам пришлось возглавить попечительский совет Народного университета, какие категории взрослого населения вы предложили бы обучать? По каким научным и практическим направлениям организова­ли бы обучение?

2. Лекции каких известных ученых, общественных деятелей, полити­ков, представителей мира искусства вы сами хотели бы прослушать и почему?

3. Какие темы, курсы, циклы лекций предложили бы вы прослушать своим родителям, дедушкам, бабушкам в рамках системы народного обучения? Нужна ли информационному обществу XXI в. такая форма образования, как народные школы и университеты? Обоснуйте ответ.

Рекомендуемая литература

Арабажин К. И. Народный университет в С.-Петербурге: Доклад пред­седателя комиссии по устройству курсов общеобразовательных предме­тов при С.-Пб. педагогическом обществе взаимной помощи в учебно-воспитательном комитете Педагогического музея 8-го января 1898 г. — СПб., 1898.

Гебелъ В. Внешкольное народное образование в Западной Европе и Северной Америке. — М., 1989.

Даринский А. В. Народные университеты — центры самообразования. — М., 1977.

Дубровина Л. В. Народные университеты. — М., 1963.

К 25-летию Пречистенских рабочих курсов: (Пречистенский рабфак и практический институт, 1897—1922): Сборник. — М., 1922.

Как работают народные университеты. — Л.; М., 1926.

Корсгард О. Борьба за просвещение. Образование взрослых в Дании: Опыт пяти столетий / Пер. Е. Огарева, Г. Ключарева. — 2000.

Левашова Т.Н., Балакирева Л.А. Народные университеты — одно из звеньев непрерывного образования взрослых // Проблемы непрерывно­го образования взрослых. — Л., 1979.

Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского: Исторический очерк. — М., 1914.

Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. — Т. 2.

Смушков В. Народные университеты: (Обзор уставов и принципы орга­низации) // Внешкольное образование. — 1919. — № 2, 3.

Учебно-тематические планы народных университетов / Под ред. А.В.Даринского, А.Д.Юрова. — Л., 1971.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...