Сущность и значение здоровьесберегающих технологий
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин
Швец Алена Александровна 641 группа
Выпускная квалификационная работа Здоровьесберегающие технологии Как средство сохранения и укрепления Здоровья школьников Научный руководитель: преподаватель педагогики Шибаева Анна Петровна
Серпухов, 2014 Оглавление Введение. 3 Глава 1. Теоретические основы организации здоровьесберегающих технологий 6 1.1 Сущность и значение здоровьесберегающих технологий. 6 1.2 История развития вопроса. 13 1.3. Принципы здоровьесберегающих технологий……………………………..
Глава 2. Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий
2.1 Современное состояние здоровья школьников как предпосылка к реализации здоровьесберегающих технологий ………………………………. 2.2 Формирование здорового образа жизни у школьников...............................
Глава 3 Здоровьесберегающие технологии в практике учителя……………30 3.1 Использование здоровьесберегающих технологий учителем физкультуры………
3.2 Роль уроков физкультуры в формировании личности школьников. 44 3.3Спортивные мероприятия в режиме дня. 48 3.4 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий ……………………………………………………………………………..42 Заключение. 42 Список литературы.. 55 Приложения. 57
Введение «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»[1], - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблем. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя из возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования).
Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целей. Это создание в ходе воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно ориентированных технологий, ориентированных на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников. При использовании здоровьесберегающих воспитательных технологий выбирают такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни: оздоровительная, безопасности жизнедеятельности, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая. Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитыващих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся. В результате учебной перегрузки на младшего школьника у детей резко снизились основные показатели здоровья: ухудшилось зрение, осанка, появились заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому в начальной школе введен третий час физической культуры, т.к. двигательная активность – это биологическая потребность. Объект исследования: процесс обучения и воспитания. Предмет исследования: особенности использования здоровьесберегающей технологии. Цель: раскрыть значение и особенности здоровьесберегающих технологий. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: - раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий и историю развития вопроса; - показать роль и значение здоровьесберегающих технологий; - представить пути использования здоровьесберегающих технологий. Для решения намечены задач использовались методы научно-педагогического исследования: анализ и синтез материала по исследуемой проблеме.
Данная работа состоит из введения, глава 1 «Теоретические основы организации здоровьесберегающих технологий», глава II «Использование здоровьесберегающих технологий», глава III «….» заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы организации здоровьесберегающих технологий Сущность и значение здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: o Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. o Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. o Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. o Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.В. Занкова, С. Френе, М. Монтессори или по "технологии здоровье сбережения". Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровье сбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие "здоровье сберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека[2]. Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности. Остановимся только на нескольких концептуальных позициях. 1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся: -приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; -формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия); -развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.); -воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; -формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; -воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; -воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; -формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; -развитие умений оказать первую медицинскую помощь; -формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей[3]. 2. Целостность учебно-воспитательного процесса Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования. 3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании. Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни. 4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. 5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда. 6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении[4]. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи: 1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом. 2.Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний, что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся. 3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др. 4. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением. 5. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании. 6. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как 8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры. 9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся. 10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий. 11. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования. 12. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей. 13. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем. 14. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника. 15. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей. 16. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни»[5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|