Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Патентное право. Охрана прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

____ Б1.В.ОД.9 __ Право интеллектуальной собственности ____

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

по направлению подготовки

_____ 40.03.01 Юриспруденция _____

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

квалификация выпускника «бакалавр»

факультет __ юридический _____________________________________

 

 

Симферополь – 2017 год


Введение

 

Курс «Право интеллектуальной собственности» изучается обучающимися, специализирующимися по дисциплинам гражданско-правового цикла. Данный курс по праву интеллектуальной собственности призван ознакомитьобучающихся с нормативно-правовой основой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, судебной и арбитражной практикой применения законодательства об интеллектуальной собственности, международно-правовым регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности.

 

 

Методические рекомендации

При изучении курса следует учитывать, что понятие «интеллектуальная собственность» является условной конструкцией в том смысле, что применение к нему термина «собственность» не означает его регулирования нормами гражданского законодательства о праве собственности. По смыслу действующей части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «интеллектуальная собственность» определена как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, то есть объекты интеллектуальных прав.

В рамках интеллектуальной собственности условно выделяют промышленную собственность и объекты авторских и смежных прав. Промышленная собственность включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, наименования место происхождения товаров. При этом термин «промышленная собственность» используется условно и в самом широком смысле, поскольку распространяется не только на промышленную и торговую область в узком понимании, но и на другие сферы, включая сельскохозяйственное производство и добывающую промышленность, а также распространяется на любые продукты промышленного или природного происхождения.

Круг объектов авторских прав включает в себя произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ, производные и составные произведения. К таким объектам относятся литературные, музыкальные, драматические, сценарные, хореографические, аудиовизуальные, фотографические произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам

Объектами авторских прав также являются произведения, созданные на основе технологий, включая компьютерные программы (программы для ЭВМ). Кроме того, объектами авторских прав являются не только оригинальные произведения, но и переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переработки литературных, художественных или музыкальных произведений.

Смежные права именуются таковыми, поскольку они являются смежными по отношению к авторскому праву. Смежные права сформировались вокруг охраняемых авторским правом произведений и предоставляют аналогичную, но зачастую более ограниченную по объему и по срокам охрану. От авторского права эти права отличаются тем, что принадлежат не авторам произведений, а лицам, являющиеся посредниками при изготовлении, записи или распространении авторских произведений. Смежные представляют собой права артистов-исполнителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радио и телевизионные программы и т.д. Эти три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными по отношению к авторам произведений. Они либо оказывают содействие авторам в доведении их произведений до всеобщего сведения, либо производят объекты, которые не являются авторскими произведениями, но содержат в себе долю творчества или технического и организационного умения, достаточную для того, чтобы за ними было признано право, сходное с авторским правом.

Изучение курса «Право интеллектуальной собственности» следует начать с выяснения его предмета и источников регулирования. В силу части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; интеллектуальная собственность охраняется законом. Частью 2 этой же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.

Основу для успешного освоения курса о праве интеллектуальной собственности составляют знания, полученные при изучении международных правовых актов и Гражданского кодекса Российской Федерации. Базовые принципы защиты прав на интеллектуальную собственность, содержащиеся в различных международных конвенциях, были обобщены в тексте Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В данном международном документе закреплены минимальные стандарты по защите прав на интеллектуальную собственность для всех стран, входящих в ВТО. При этом в структуру ТРИПС включены главные международные конвенции по правам на интеллектуальную собственность, включая конвенции Всемирной организации по охране прав на интеллектуальную собственность (ВОИС). Обязательным условием успешного освоения курса «Право интеллектуальной собственности» является изучение ТРИПС и международных конвенций по правам на интеллектуальную собственность.

Раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой первую в истории кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку заменил собой шесть законов Российской Федерации, действовавших ранее в этой сфере: «Об авторском праве и смежных правах», «Патентный закон Российской Федерации», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О селекционных достижениях».

Структура учебного курса «Право интеллектуальной собственности» состоит из девяти основных частей. Первая часть носит общий характер и призвана дать представление об общих положениях об интеллектуальной собственности. Вторая и третья часть соответственно посвящены проблемам охраны авторского права и смежных прав, а четвертая – защите авторских и смежных прав. Пятая и шестая части затрагивают вопросы охраны патентного права и защиты патентных прав. Седьмая и восьмая части посвящены охране и защите средств индивидуализации, а девятая часть – правовой охране иных объектов интеллектуальной собственности.

Практическое занятие является одним из значимых видов учебных занятий, позволяющих при изучении дисциплины приобрести необходимые профессиональные знания, умения и навыки в области юриспруденции.

Учебным планом по курсу «Право интеллектуальной собственности» предусмотрено для студентов в соответствующем семестре проведение практических:

 

№ п/п Название темы Количество часов Уровень освоения
О.Ф.
  Тема 1. Общие положения о праве интеллектуальной собственности.   1, 2, 3
  Тема 2. Авторское право. Права, смежные с авторскими.   1, 2, 3
  Тема3. Патентное право. Охрана прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы.   1, 2, 3
  Тема 4. Права на средства индивидуализации юридических лиц, оборота товаров, работ, услуг и предприятий.   1, 2, 3
  Тема 5. Правовая охрана иных объектов интеллектуальной собственности   1, 2, 3
  Всего    

При подготовке к семинарскому занятию следует обратиться к предложенному далее плану семинарских занятий соответственно формам обучения, которые включают изучаемые темы курса и вопросы их составляющие, задание для подготовки, в том числе решение задач по каждой теме семинарского занятия.

Успешное овладение знаниями по праву интеллектуальной собственности предусматривает не только аудиторные занятия, но и значительную самостоятельную работу студентов с рекомендованными учебниками, иной основной литературой, включая и судебные акты.

Для успешного освоения и закрепления изучаемого материала, общее содержание которого изложено в программе курса, студентам настоятельно рекомендуется использовать основные нормативные источники по праву интеллектуальной собственности, тексты актов судебной практики.

При подготовке к семинарским занятиям следует обращаться к следующим официальным сайтам в Интернет: ВОИС: http: //www.wipo.int; Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент): http: // www.rupto.ru и др.

Обучающийся должен принимать активное участие в работе семинара, показать знание вопросов темы, рекомендованной учебной и специальной литературы, действующего законодательства, судебной практики, способность применять нормативные правовые акты, давать правильную юридическую квалификацию при разрешении практических ситуаций (вопросов). Необходимо отметить, что деятельное и заинтересованное участие в семинаре обеспечивает приобретение навыков публичных выступлений, необходимых для будущей профессии.


 

Тема 1. Общие положения о праве интеллектуальной собственности

 

(продолжительность: 4 ч.)

 

Вопросы

1. Интеллектуальная деятельность и ее место в социально-экономическом развитии общества.

2. Понятие и система права интеллектуальной собственности.

3. Правовая природа прав на результаты интеллектуальной деятельности. Соотношение права интеллектуальной собственности и права собственности.

4. Субъекты права интеллектуальной собственности.

5. Объекты права интеллектуальной собственности.

6. Содержание права интеллектуальной собственности. Срок действия прав интеллектуальной собственности.

7. Понятие и виды источников права интеллектуальной собственности

8. Национальное законодательство о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.

9. Международный уровень охраны результатов интеллектуальной деятельности.

 

Задачи

1. Художник Иванов вел переговоры с предприятием, изготавливающим изделия прикладного искусства и сувениры, об использовании нескольких сюжетов по его эскизам, переданных им предприятию. В журнал он передал статью о народных художниках, а в издательство - рукопись книги на ту же тему. Кроме того, Иванов участвовал в съемках научно-популярного фильма в качестве консультанта. После смерти Иванова его наследники потребовали от соответствующих организаций оформить отношения, участником которых он был, договорами с указанием на всех работах его имени.

Какие произведения являются объектами права интеллектуальной собственности? Кто является субъектом права интеллектуальной собственности? В каком порядке используются произведения, охраняемые авторским правом? Какие права принадлежат наследникам автора?

 

2. Сердюк, Пинчук, Бугрий и Осипов заключили с издательством договор о подготовке двухтомника «Техническая документация для скважин». Когда вышел первый том, то его составителями были указаны только Сердюк и Пинчук. Они были названы авторами вступительной статьи. В исковом заявлении Бугрий и Осипов требовали обязать издательство опубликовать соответствующие исправления во втором томе и выплатить им авторский гонорар. Бугрий - журналист. Он совершил вычитку, проверку структуры и содержания опубликованных текстов. Осипов, который владеет иностранными языками, сделал проверку текстов по иностранным источникам. Сердюк и Пинчук подтвердили выполнение работ Бугрим и Осиповым.

Какие произведения являются объектами авторского права? Кто является субъектом авторского права? Кто признается соавтором произведения? Какие личные неимущественные и имущественные права имеют авторы (соавторы) произведения?

 

3. На региональной конференции Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов обсуждались итоги работы по ускорению оформления и подачи заявок на служебные изобретения, создаваемые на предприятиях и организациях области. В ряде выступлений поднимались вопросы о возможности признания изобретениями математических концепций, компьютерных программ для ЭВМ, идеи о происхождении планет, дорожных знаков; данные, содержащиеся в компиляции баз данных; компоновки интегральных микросхем.

Могут ли указанные объекты по действующему законодательству признаваться объектами права интеллектуальной собственности, если да - к каким объектам они относятся?

 

4. Руденко, Яременко и Зеленский являются авторами изобретения «Способ получения углеродистой стали». Изобретение было создано ими в связи с выполнением задания на разработку нового способа получения стали. Шморгун и Комаров обратились в суд с иском о признании их соавторами этого изобретения. При рассмотрении дела установлено, что проведение комплекса работ, приведших к созданию изобретения, осуществлялось на металлургическом заводе научно-исследовательским институтом черной металлургии. Исполнителями работ были сотрудники института - ответчики по делу. Шморгун как начальник цеха металлургического завода и Комаров в качестве его заместителя обеспечивали условия проведения исследовательских работ. Ими был также подписан технический отчет о результатах исследований. Наряду с другими работниками завода они были выдвинуты на соискание премии за осуществление комплекса работ по технологии выплавки стали. По заключению судебно-технической экспертизы результаты работы, Шморгуна и Комарова, не нашли отражения в формуле изобретения.

Какие критерии соавторства? Каким образом распределяются права интеллектуальной собственности на объекты, созданные в связи с выполнением трудового договора? Определите круг субъектов права интеллектуальной собственности и содержании их прав.

 

5. 12 ноября 2009 предприниматель Петров Г.Т. заключил договор с изобретателем Высоцким П.Н. по созданию изобретения с обработки кофе. После смерти 20 июня 2010 Высоцкого П.Н. в нотариальную контору обратился сын умершего с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство:

- на использование изобретения;

- на право присвоения изобретению своего имени;

- на право на препятствование неправомерному использованию объекта права интеллектуальной собственности;

- на право на препятствование любому посягательству на право интеллектуальной собственности, способному нанести ущерб чести или репутации творца объекта права интеллектуальной собственности (изобретения).

Определите содержание прав лиц по договору на создание изобретения. Какие права принадлежат наследнику Высоцкого П.М.? На что может быть выдано свидетельство о праве на наследство?

6. Серов, являясь автором проекта постановления Правительства РФ, обратился в суд с иском к издательству о взыскании вознаграждения за опубликование этим издательством в сборнике нормативных актов данного постановления.

Разрешите спор.

 

7. ЗАО «Луч» обратилось в суд с требованием к ООО «Интеграл» о выплате компенсации в сумме 100000 рублей. Требование мотивировано тем, что ответчик, используя товарный знак истца, маркировал произведенную им продукцию. Вместе с тем, поскольку нарушение было однократным, и по мнению истца, не повлекло существенного ущемления его прав, требование о прекращении незаконного использования товарного знака не заявлялось, компенсация заявлена на минимальную сумму – 10 000 рублей.

Решением суда, оставленного без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование удовлетворено. В кассационной жалобе ответчик просил изменить принятые по делу судебные акты в части взыскания компенсации в размере 10000 рублей и принять новый судебный акт о взыскании компенсации в размере 1000 рублей. Ответчик полагает: взысканная с него сумма компенсации по своей правовой природе является неустойкой; суд должен был оценить соразмерность суммы компенсации и совершенного нарушения и снизить размер взыскиваемой компенсации в силу ст. 333 ГК РФ.

Правомерны ли требования ответчика? Вправе ли суд взыскивать компенсацию в размере, ниже минимального?

 


 

Тема 2. Авторское право. Права, смежные с авторскими.

 

(продолжительность: 8 ч.)

 

Вопросы

1. Понятие авторского права. Принципы и значение авторского права. Источники авторского права.

2. Произведение и его признаки. Объекты, на которые авторское право не распространяется.

3. Виды объектов, охраняемых авторским правом.

4. Субъекты авторских прав. Соавторство и его виды.

5. Авторские права, их содержание.

6. Права интеллектуальной собственности на объект, созданный по заказу, и в связи с выполнением трудового договора.

7. Понятие и способы использования произведения с согласия автора.

8. Исключения и ограничения в имущественных правах автора.

9. Срок действия авторских прав. Последствия прекращения действия авторских имущественных прав.

10. Договоры в сфере распоряжения имущественными авторскими правами.

11. Защита интеллектуальных авторских прав. Способы и средства гражданско-правовой защиты авторских прав.

12. Понятие, принципы и виды прав, смежных с авторскими.

13. Объекты прав, смежных с авторскими.

14. Субъекты прав, смежных с авторскими..

15. Возникновение и осуществление прав, смежных с авторскими.. Условия охраны прав, смежных с авторскими.

16. Исключительные, личные неимущественные и иные права субъектов прав, смежных с авторскими.

17. Способы использования объектов прав, смежных с авторскими.

18. Случаи свободного использования объектов смежных прав.

19. Срок действия прав, смежных с авторскими.

20. Управление авторскими и смежными правами.

 

 

Задачи

1. Группе студентов было поручено подготовить презентацию юридического факультета. При подготовке к работе было решено написать и исполнить песню, посвященную юрфаку. Сергей написал стихи. Виктор, имеющий музыкальное образование по классу фортепиано, написал музыку. На торжественном мероприятии песня была исполнена Викторией. Данное произведение произвело впечатление на руководство факультета, в результате было принято решение считать данное исполнение официальным гимном юридического факультета.

Какой объект интеллектуальных прав возник в результате данной работы? У кого и какие права возникли в отношении такого объекта?

 

2. Индивидуальный предприниматель Иванов (Режиссер) заключил с обществом с ограниченной ответственностью Продюсерский центр «Ромашка» (Продюсер) смешанный договор, предмет которого являлись: 1) оказание возмездных услуг режиссера-постановщика на съемке 12-ой серии сериала «Богатые и бедные» (далее по тексту - Фильм), 2) передача Режиссером Продюсеру исключительных прав на Фильм, в том числе прав на распространение, публичный показ и распространение в эфир. В акте приема-передачи оказанных услуг по договору было указано, что услуги режиссера-постановщика оказаны при съемке 12-ой серии сериала.

В дальнейшем Иванов обратился в арбитражный суд с иском к Продюсеру о выплате компенсации за нарушение исключительных прав в связи с поступлением в розничную продажу DVD-дисков с 10-ой и 11-ой сериями Фильма, для которых Режиссер снял отдельные эпизоды и участвовал в монтаже указанных серий. Исковые требования Режиссер основывал на том, что он передал Продюсеру исключительные права только в отношении 12-ой серии, поэтому для распространения 10-ой и 11-ой серий Фильма Продюсер должен был получить отдельное согласие Режиссера.

Каков предмет договора, заключенного между Режиссером и Продюсером? Дайте оценку исковым требованиям Режиссера к Продюсеру. Имеет ли возможность Режиссер заявить другие претензии к Продюсеру?

 

3. Общество с ограниченной ответственностью «Проектная фирма «Радиус» (Проектировщик-1) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВИП-Проект» (Проектировщик-2) о взыскании компенсации (8 млн. рублей) в размере двукратной стоимости проекта строительства жилищного комплекса «Позитивный дом», разработанного Проектировщиком-1. Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, общество с ограниченной ответственностью «Строитель без проблем» (далее по тексту - Заказчик).

Судом установлено, что между Заказчиком и Проектировщиком-1 был заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству жилищного комплекса «Позитивный дом». По условиям договора Заказчик вправе осуществить строительство объекта, при этом исключительные права на результат работ Заказчику не передавались.

Проектные работы по указанному договору были полностью выполнены и Заказчик в установленном порядке начал строительство объекта. Через некоторое время Заказчик обратился к Проектировщику-1 с просьбой изменить проект в целях увеличения этажности жилищного комплекса. Проектировщик-1 ответил отказом, полагая, что такое изменение сделает объект аварийно-опасным.

Однако Заказчик заключил с Проектировщиком-2 другой договор на изменение проекта, разработанного Проектировщиком-1, и после оформления документов продолжил строительство объекта в соответствии с уже измененным проектом. При этом Проектировщик-1 не давал согласия на изменение проекта ни Заказчику, ни Проектировщику-2. В отзыве на иск Проектировщик-2 просил суд требования Проектировщика-1 отклонить полностью в связи с тем, что надлежащим ответчиком по иску, по мнению Проектировщика-2, является Заказчик, так как именно последний должен был получить разрешение от первоначального проектировщика на изменение проекта, что подтверждается тем, что между Проектировщиком-2 и Проектировщиком-1 отсутствуют какие-либо договорные отношения. Кроме того, Проектировщик-2 считал, что после замены ответчика Заказчик может нести ответственность лишь в части стоимости проекта, так как проект строительства – это сложный многосоставный документ, в котором есть разделы, на которые законодательство об исключительных правах не распространяется. Например, таковыми, по мнению Проектировщика-2, являются сметы, технические описания, указания на инженерное оборудование и сети, различные расчеты и другие аналогичные документы.

О каком объекте интеллектуальной собственности идет спор? Кому принадлежат исключительные права на спорный объект? Каково содержание исключительных прав? Оцените правомерность и обоснованность доводов Проектировщика-2.

 

4. Юрист Петров (Работник) в течение 2010 года работал в обществе с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Независимые юристы» (Работодатель). В функциональные обязанности Работника входили защита прав и законных интересов клиентов Работодателя в судах, разработка юридических заключений для клиентов, составление судебных (процессуальных) и иных документов. Работник успешно защитил в арбитражном суде по важному спору интересы клиента Работодателя – общества с ограниченной ответственностью «Инвестиции в будущее». Правовая позиция и судебные документы по указанному спору были разработаны и составлены при непосредственном и активном участии Работника. В этом же году Работник по материалам судебного спора издал в известном юридическом журнале статью, текст которой не повторял судебные документы, разработанные Работником по указанному судебному делу. Обстоятельства арбитражного спора приобрели широкую известность.

Другая юридическая фирма в 2011 году предложила Работнику заключить выгодный контракт. Условия контракта Работник принял и перешел на работу в другую фирму. В этом же 2011 году Работодатель издал рекламный буклет, содержащий большой текст, посвященный вышеуказанному успешному арбитражному спору, который более чем на 2/3 повторял без ссылок на автора статью Работника, изданную в 2010 году, то есть в период, когда Работник работал в прежней юридической фирме. На письменную претензию Работника о несакционированном использовании его статьи, Работодатель ответил, что статья является служебным произведением, поскольку была написана Работником в период исполнения им трудовых обязанностей у Работодателя, а также по материалам судебного дела, которое касалось защиты прав и законных интересов клиента Работодателя.

Насколько правомерен и обоснован ответ Работодателя на претензию Работника-2? Обоснуйте позицию Работника.

 

5. Программист Петров создал компьютерную голосовую («говорящую») программу. Петров записал новогоднее стихотворение, часть которого прочитала (исполнила) компьютерная программа, а другую часть стихотворения исполнил шестилетний сын программиста. Петров разослал запись стихотворения в качестве новогоднего поздравления своим друзьям и знакомым.

Предприниматель Сидоров, друг Петрова, создал и выпустил в продажу звуковую («говорящую») новогоднюю открытку с записью указанного новогоднего стихотворения в исполнении компьютерной программы и сына Петрова, которая стала пользоваться большой популярностью на предновогодних распродажах.

Петров обратился в суд с исковыми требованиями от своего имени как автора компьютерной программы и от имени своего шестилетнего сына о прекращении распространения открыток и уплате компенсации, поскольку он не передавал Сидорову каких-либо исключительных прав на исполнение стихотворения компьютерной программой (автором которой он является) и своим сыном.

Может ли Петров как автор компьютерной программы быть обладателем исключительного права на исполнение стихотворения этой программой? Может ли обладать исключительным правом на исполнение стихотворения шестилетний сын Петрова?

 

6. Однажды граждане К. и М. зашли в ресторан «Черная кошка». В этом ресторане вся обстановка напоминала место жительства банды«Черная кошка» из кинофильма«Место встречи изменить нельзя», на стенах ресторана висели портреты героев фильма. Граждане К. и М. увидели в ресторане и свои фотографии, т.к. снимались в этом фильме. Они подали иск в суд на нарушение права на неприкосновенность их произведений, в качестве которых выступают созданные и сыгранные ими образы героев, которые запечатлены на фотографиях.

Правомерны ли заявленные требования?

 

7. Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Р. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Е., персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц.

Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Е. и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях писателя Е. завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности.

Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?

 

8. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые авторским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебного задания?

9. По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

 

10. Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, издательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше никакими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского договора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

 

11. Начинающий автор Песняков опубликовал свое произведение «Адский рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опубликовано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Песняков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики» (Генри Престон «Адский рейд», Гордон Диксон «Дикий волк», Стефан Вуд «Одиссея под контролем», Эдмонд Гамильтон «Молот Валькоров»), выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигрим» напечатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Песнякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

 

12. В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указывалось, что концертная организация без согласия автора переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его свободно читать (целиком или частями - это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допущены, то каковы способы их защиты?

 

13. Общество «Елочка» (лицензиат) на основании лицензионного договора приобрело у общества «Фонограф» исключительное право использования фонограммы музыкального произведения с текстом.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (в данном случае – фонограмма музыкального произведения с текстом, которую создало общество «Фонограф»), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Какие права могут быть переданы по лицензионному договору? Как определяется объем прав, переданных по лицензионному договору? Правомерно ли использование фонограммы музыкального произведения с текстом на основании лицензионного договора, заключенного с изготовителем фонограммы, без заключения соответствующих договоров с авторами музыки и текста?

 

 

14. Дирижер Н. Андрейченко, гражданин Украины, прибыл в г. Санкт-Петербург со своим оркестром, чтобы по договору, заключенному с местной филармонией, дать несколько концертов, на которых планировалось исполнить произведения Чайковского, Скрябина и Шнитке. Незадолго до первого концерта по предложению местной телестудии Андрейченко заключил с ней лицензионный договор на видеозапись концерта с последующей передачей в эфир.

Через несколько дней после передачи концерта по телевидению Андрейченко был сбит автомобилем у входа в гостиницу и через несколько часов умер в больнице. Спустя год после смерти дирижера его жена Жанна, проживавшая в г. Киеве, услышала по радио трансляцию концерта, данного е мужем в г. Санкт-Петербурге. Транслировала концерт московская радиостанция «Разные голоса». Сочтя, что ее права как наследницы умершего дирижера нарушены, Ж. Андрейченко предъявила иск к радиостанции с требованием выплатить ей как наследнице вознаграждение за использование звука, зафиксированного в видеозаписи концерта, данного е мужем в Санкт-Петербурге. При рассмотрении дела в суде представитель радиостанции «Разные голоса» иска не признал, заявив, что Н. Андрейченко, гражданин Украины, не обладает на территории России исключительным правом на результат исполнения как дирижер украинского оркестра, и радиостанция была вправе использовать запись концерта в го исполнении.

Правомерно ли заявление п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...