По теме: «Семья и Отечество в моей жизни»
Основные идеи единого урока в школах Российской Федерации Урок рекомендуется провести и в детской, и в родительской аудиториях в рамках родительского образования. Основная цель: предоставить аудитории возможность осознать, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого из нас в их благополучии. Содержание урока определяют следующие высказывания: · «Семья – это та среда, где человек учится творить Добро» (В.А.Сухомлинский); · «Любовь к Родине начинается с любви к семье» (Ф.Бэкон); · «Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине, к своему Отечеству» (античный афоризм); · «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Ш.Монтескье). Для достижения результата урока используется технология развития личности: участники разговора рассаживаются по кругу, и ведущий делит их на микрогруппы по 2-3 человека. Обучающимся предлагается вопрос, проблема, задание и даётся время для обсуждения. Каждая микрогруппа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу. При помощи ведущего согласовывают друг с другом свои точки зрения. Ведущий может добавить к обсуждению новый блок знаний по теме урока: зачитать мнение известного и уважаемого человека, выдержки из газет или журнальных статей, строчки из писем, выступление политиков, ученых и т.д. Весь процесс общения в ходе урока строится на сопоставлении точек зрения. Роль педагога заключается в том, что он постоянно выстраивает диалог участников друг с другом и между микрогруппами. Делает это на основе доверия и уважения. Именно такой подход обеспечивает практически каждому участнику разговора внутренний диалог – диалог с самим собой, т.е. рефлексивный процесс. А этот процесс является механизмом развития личности.
Слово педагога очень значимо в обобщении высказываний детей и взрослых. Педагог знакомит обучающихся с правилами разговора в «кругу» и сам соблюдает эти правила: · каждый поочерёдно говорит своё мнение, своё решение, свою точку зрения, свою версию; · «пропустить круг» (т.е. не высказаться) можно только один раз; · нет точек зрения правильных и неправильных, они просто есть и имеют право быть. Важно помнить: своя точка зрения на обсуждаемую проблему является точкой роста личности – слушая других, дети (взрослые) корректируют, дополняют своё мнение, свой вывод. Именно при таком построении разговора идёт самокорректировка личности. Урок продолжается от 30 до 45 минут. В начале встречи у аудитории формируется интерес, а в лучшем случае – потребность (как осознанный интерес) к содержанию разговора и делается это при помощи проблемного вопроса: – Каждый ли человек в своей жизни имеет и семью, и Отечество? Педагог не спешит с готовыми знаниями, с готовым ответом. Он обобщает сказанное в кругу: «Человек, который не ценит семью, как правило, не ценит и Отечество. И есть люди, которым дорога семья, но они особо не задумываются, что значит для них Родина, и только в сложные моменты в жизни страны они понимают, как дорого им их Отечество». После обобщения мнений присутствующих обозначается цель разговора, а сам урок начинается с согласования на понятийном уровне ключевых слов – «Семья» и «Отечество». Делается это по микрогруппам при помощи методики незаконченного предложения: «Семья для человека – это…», «Отечество для человека – это…». Затем поочерёдно микрогруппы говорят свою точку зрения: сначала о семье, затем об Отечестве.
Ведущий по ходу разговора обобщает сказанное на доске, используя приём «солнышко»: в центре круга – ключевое слово «семья», а по «лучикам» - то, что говорят дети (взрослые). Например, семья – это отец, мама, дети; это любовь; это счастье; мой дом; радость; маленькое государство; ценность; защита; ответственность и т.д. «Солнышко» по слову «Отечество» может выглядеть так: Отечество – это Родина, Держава, Отчизна, государство, страна; родная земля; семья тех, кто здесь родился; защита; ответственность; долг; ценность; законы и т.д. После согласования понятий ключевых слов необходимо «погружать» аудиторию в содержание разговора. Это можно сделать с помощью: · вопроса к аудитории: «Что сближает, на ваш взгляд, эти два понятия?» (любовь, ответственность, ценность…); · работы в микрогруппах: «Как вы понимаете поговорку «Крепка семья – крепка Держава?» Ответы обсуждаются в «кругу». И через 3-4 минуты участникам предлагается новое задание микрогруппам – создать словесный образ хорошей и достойной семьи. Затем идёт согласование этого образа в «кругу». Вывод педагога: «Именно люди, выросшие в такой семье, творят историю своей семьи, любят Родину, своё Отечество, вкладывают свой труд в доброе будущее своей семьи и своего государства». Можно дать ещё одно задание микрогруппам с последующим обсуждением в «кругу»: – Каким будет наше Отечество через 25 лет? Попытайтесь создать словесный образ своей Родины. Выводим присутствующих на конкретный поступок, используя приём – «вопрос по кругу» (т.е. отвечает каждый): – Что надо сделать нам самим, чтобы семья и Родина были нашей гордостью? Разговор подходит к концу и необходимо, чтобы каждый участник индивидуально подвёл свой итог того, о чём здесь говорилось. Для этого предлагается задание на выбор: написать письмо-признание в любви: а) семье; б) Отечеству; в) семье и Отечеству. По предложению ведущего желающие читают свои письма полностью или частично. Таким образом, формируется общественное мнение о том, что семью и Отечество нельзя не любить, они главные в жизни человека. Ведущий подводит итог разговора, напоминает, какую ставили цель, и просит отрефлексировать встречу при помощи методики незаконченного предложения: «Человек, в жизни которого есть семья и Отечество…» И закончить урок можно одним из высказываний, определяющим содержание разговора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|