Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Труды Токвиля. «Демократия в Америке».

Введение

В XIX веке во французской исторической мысли становится популярными либеральные идеи. К этому направлению относились выдающиеся умы эпохи – это Мари Жозеф де Лафайет, Жермена де Сталь, Бенжамен Констан, Франсуа Гизо. Отдельную группу «консервативных либералов» формируют Франсуа Рене де Шатобриан и Астольф де Кюстин.

Их младшим современником был Алексис де Токвиль, которого тоже можно отнести к либералам. Его труды были высоко оценены как в XIX веке, так и в XX. Причем в разные периоды отношение к ним было разным. Тем не менее, все исследователи отмечают беспристрастность его работ и использование большого количества источников и, в целом, дают высокую оценку его творчеству.

Выдающийся немецкий философ XIX века Вильгельм Дильтей считал Токвиля «несомненно, самым блестящим из всех политических аналитиков начиная с Аристотеля и Макиавелли». Другой мыслитель, Исайя Берлин, называл Токвиля наряду с Маколеем «самым знаменитым адвокатом индивидуальной свободы в Европе». Английский экономист Фридрих Август фон Хайек видел в Токвиле и лорде Актоне «двух величайших историков и политических философов» XIX века; одна из фраз Токвиля породила название известной книги Хайека «Дорога к рабству». Французский политолог Раймон Арон признавался, что принадлежит к школе Токвиля.

Идеи Токвиля оригинальны для его эпохи и, несмотря на то, что написаны они, были более чем 150 лет назад, не теряют своей актуальности и сейчас. Источниками данной работы стали основные труды историка – «Демократия в Америке» и «Старый порядок и революция». Эти работы оказали существенное влияние на мысль XIX века и составляют политическое наследие Токвиля. Произведения были написаны, изданы и прочитаны в разное время и в совершенно разных обстоятельствах. «Демократия в Америке» появилась в 1835 г. (первые два тома) и принесла молодому автору огромный успех. Французская аудитория была покорена картиной общества, сформировавшегося в Новом свете. Следующие два тома вышли в 1840 г., и работа довольно скоро была переведена на основные европейские языки. С трактатом «Старый порядок и революция» публика ознакомилась в 1856 году.

Биография

Алексис Шарль Анри Морис Клерель де Токвиль родился в нормандском замке Верней 29 июля 1805 года, семье с весьма драматичным прошлым. Его отец Эрве де Токвиль эмигрировал в Брюссель сразу после взятия Бастилии, но вернулся на родину уже летом 1792 года. Вскоре после возвращения он женился на Луиза Мари Лепелетье де Розамбо, дочери маркиза де Розамбо и внучке Ламуаньона де Мальзерба, бывшего министра Людовика XVI, который в январе 1793 года, смело, но безуспешно защищал своего короля перед судом Конвента. В конце 1793 года Токвили были арестованы как «подозрительные», 24 апреля 1794 года казнен старый Мальзерб. Более полутора месяцев Токвили ежедневно ждали вызова в ревтрибунал и казни. От переживаний тех дней Эрве рано поседел. В последующие годы он был мелким служащим, семья жила бедно и без уверенности в завтрашнем дне.

Алексис был младшим сыном в семье. Учился в лицее Меца. В лицейские годы ознакомился с сочинениями французских просветителей. Особенно его задели произведения Руссо и Монтескье, на протяжении жизни он их перечитывал постоянно. Однако, отношение Токвиля к ним было разное: с Монтескье он относился с симпатией, а к Руссо – как к самому последовательному его антагонисту.

Окончив лицей, он без особого энтузиазма по настоянию родителей начал изучать право. Усердно занимался самообразованием. Он внимательно изучал работы Аристотеля, Плутарха, Макиавелли, Монтеня, Фрэнсиса Бэкона, своего прадеда Мальзерба. Из современных авторов Токвиль уделял наибольшее внимание Гизо, Минье, Лакордеру. Особенно любил Паскаля. Посещал лекции Гизо по истории французской цивилизации. В этот же период он подружился с Гюставом де Бомоном, который стал его ближайшим другом и спутником в путешествиях по Англии и Америке.

Примерно в 1829 году Алексис увлекся юриспруденцией, изучение которой до этого для него было скорее в тягость, чем в удовольствие. Токвиль был очень усерден и настолько изучил право, несколькими годами позже смог дать детальный анализ системы американского права, резко отличающейся от системы во Франции. Перед ним были открыты широкие перспективы.

Однако 25 июля 1830 года Карл X и его министры подписали в Сен-Клу составленные Полиньяком ордонансы. На следующий день вспыхнуло восстание, и менее чем через неделю, династия, которой были преданы Токвили, навсегда перестала править во Франции.

Токвиль оказался в сложном положении. Чтобы продолжать работу, ему необходимо было принять присягу новому правительству. Он это сделал. Луи-Филипп к нему относился с недоверием, а друзья-легитимисты отвернулись. У Токвиля возникло желание на время покинуть родину.

Он принимает решение ехать в Америку. Представление о США как о стране политической свободы было широко распространено у французов. Токвиль хотел познакомиться с этим опытом и перенять для блага Франции.

Токвиль не хотел покидать службу и предложил своему начальству, чтобы его и Бомона направили в командировку с целью изучения тюремно-исправительной системы США. Им предоставили полуторагодичный неоплачиваемый отпуск. Предварительно посетив несколько французских тюрем, а так же получив рекомендательные письма к американцам и французам, проживающим в США, Токвиль и Бомон вечером 2 апреля 1831 года разместились в каюте парусника «Гавр». 20 марта 1832 года они вернулись на родину.

После этого он посетил Англию. Все время, набрасывая заметки для своего трактата. После этого дело пошло быстро. Вернувшись в Версаль в октябре 1833 года, Токвиль начал писать связный текст первых двух томов «Демократии» и через год заверши работу.

Летом 1836 года он совершает поездку в Швейцарию, которая укрепила безразличное отношение к форме государственного устройства, теперь он будет высказываться не за республику в принципе, а за ту форму, которая ему покажется уместной в конкретной ситуации.

В ноябре 1837 он выставляет свою кандидатуру на выборах в палату депутатов. Однако потерпел поражение. Раззадоренный неудачей, он с двойным усердием взялся за третий том и 19 октября 1838 года сообщил Бомону, что дописал «последнее слово последней главы». Но Токвиль перечитал свой труд и отправил на доработку.

В январе 1839 ему помешало это сделать избрание его в палату депутатов от департамента Ла-Манш. Наконец, во время парламентских каникул в ноябре 1839 года он завершил третий том. Вышел в апреле 1840 года. Его тоже хвалили и раскупали, но заметно сдержаннее, чем предыдущие. От Токвиля ждали большего.

В 1848 году во Франции начинается революция. После ее окончания Токвиль в 1849 году принимает приглашение О. Барро занять пост министра иностранных дел. Приступ туберкулеза. Не позволил ему долго занимать этот пост и в этом же году он отходит от политических дел.

В 1853г. А.Де Токвиль начинает работу над последней своей крупной книгой – «Старый порядок и революция». За поверхностью фактов и событий он хочет выявить глубинные тенденции, помешавшие прочному укоренению во Франции демократической традиции.

«Старый порядок и революция», вышедший в свет в 1856 г., стал манифестом против силы авторитарной, деспотической власти. Он был очень тепло принят публикой, однако, радость от положительных рецензий в прессе и откликов друзей была омрачена смерть матери. Между тем здоровье самого мыслителя все ухудшалось. Жена увозит его в Канны, где с конца 1858 г. он практически не встает с постели, диктуя письма и послания своим друзьям. 16 апреля 1859 г. Алексис де Токвиль скончался.

Труды Токвиля. «Демократия в Америке».

Первым представителем либерализма, который постиг значение и важность демократии, был Алексис де Токвиль 1805-1859. Юрист по образованию, с 1827 г. он занимал должность судьи. В 1831-1832 годах находился в США с целью изучения американского опыта организации системы исполнения наказаний.

Его труд «Демократия в Америке», написанная после этой поездки в 1835-1840 гг, приобрела широкую популярность и до 1850 г. выдержала 13 изданий. Он принимал активное участие в государственной и политической жизни, был депутатом парламента, министром иностранных дел. В период правления Наполеона III вынужден был эмигрировать. В 1856г. вышла его книга «Древние устройство (старый порядок) и революция».

«Демократия в Америке» - это одновременно эмпирический описание функционирования американской демократии, сборник общих мнений о функционировании государства и осмысления государственно - правового прошлого европейских стран. В этой работе Токвиль сформулировал теорию демократии, изложил взгляды на такие ключевые проблемы, как соотношение равенства и свободы и существования противоречия между ними. Главная идея труда - признание исторической неизбежности упадка аристократии и постоянного и неуклонного движения в направлении свободы и демократии. Он утверждает, что постепенное развитие равенства есть факт провиденциальное и имеются все его главные признаки: он существует во всем мире, постепенно и с каждым днем все больше выходит из-под власти человека, и все события, как и все люди, служат этой равенства.

Понимая равенство как демократию, он отмечает: «Несмотря на все недостатки, правления демократии все же более, чем когда-либо способно содействовать процветанию... общества»[1]. Вместе с тем Токвиль большое внимание уделял организации государственной власти, при демократии имеет особенно большое значение. В частности, анализируя американскую государственно-правовая система, он подчеркивал важное значение «системы сдержек и противовесов» и теории разделения властей, которые нашли закрепление в американской конституции.

О факторах, обусловливающих успех американской демократии, Токвиль пишет: «Физические причины имеют меньшее влияние, чем законы, а законы - намного меньше, чем обычаи (мораль)»[2]. Под последним он понимает всю совокупность знаний, представлений, мыслей и идей, из которых образуется обычный образ жизни, традиционный и интеллектуальное устройство народа. Демократизм американского общественной жизни и стабильность политического устройства объясняются, согласно Токвиль, демократизмом американских обычаев (морали). Корни свободы и демократизма американских обычаев мыслитель видел прежде всего в системе общественного самоуправления, которая сложилась исторически в Новой Англии. И именно в традиции общественного самоуправления содержатся корни народного суверенитета и утверждения на практике принципов свободы.

Однако ни хорошие законы, ни другие факторы не спасли Америку от состояния, которое Токвиль, вслед за Дж.Адамс и другими, назвал «тиранией большинства». Он называл «нечестивым и мерзким» такое правило, когда в деле управления большинство может делать все, что угодно. По его мнению, существует высший закон - «справедливость», которым установлена «границы права каждого народа» и одновременно право каждого индивида апеллировать «от верховной власти народа к верховной власти всего человечества». Однако, в отличие от своих предшественников, которые пользовались понятием «тирания большинства» для критики демократических законов, Токвиль видел «тиранический» проявление американской демократии прежде всего в господстве общественного мнения. Это мнение в связи со стремлением каждого получить поддержку других граждан в условиях демократии неизбежно становится мнением масс и поэтому обладает колоссальной принудительной силой, которую невозможно сравнить ни с какими законами. Ученый подчеркивал: «Маси нет необходимости прибегать к законам, чтобы наказать тех, кто думает иначе - ей достаточно выразить свое неодобрение, и чувство гнетущей одиночества и бессилия доведет их до отчаяния». И далее: «Когда люди равны по своему положению, то всегда общественное мнение огромной силой давит на разум каждого индивида, она руководит им, охватывает и подавляет его, это зависит не столько от политических законов, сколько от состава самого общества».[3] Поэтому как бы ни были уравновешены и распределенные власти в демократическом обществе и как бы юридически не гарантировались основные гражданские права и свободы, высказывать мнения, противоречащие мнению массы, становится чрезвычайно трудно. Итак, освободившись от тирании государства, американцы создали в обществе свою собственную тиранию - тиранию однообразного мышления и поведения людей, не терпит инакомыслия. Вместе с тем Токвиль отметил ряд факторов, которые смягчают «тирании большинства» в Соединенных Штатах Америки. Токвиль характерно противопоставление равенства и свободы. Он считал, что в демократических республиках равенство является большей социальной ценностью, чем свобода. Тогда как потребность в свободе жизненно важна для немногих, равенство делает счастливым каждого. Поэтому, хотя демократические общества и стремятся к свободе, это стремление подчинено более устойчивому и массовому стремлению к равенству, ради которой они, в конечном счете, готовые отказаться от свободы. «Они хотят равенства со свободой, но, если это им недоступно, то хотят ее даже в рабстве. Они перенесут нищета, угнетение, варварство, но не перенесут аристократии», - подчеркивал Токвиль. Однако одновременно равенство порождает индивидуализм, а это отрицательное явление, поскольку он ведет к таким негативным последствиям, как постепенный отказ граждан от участия в общественной жизни. Он подчеркивал, что люди в демократических обществах» всегда с большим трудом отрываются от частных дел, чтобы заняться общими»[4].

Опасность деспотического перерождения демократии особенно велика в тех странах, где отсутствуют традиции политической свободы. «Когда равенство вводится среди народа, который никогда не знал или уже давно не знает свободы, как это наблюдается на европейском континенте, - писал Токвиль, - то старые привычки сразу и как бы путем естественного тяготения сочетаются с привычками и взглядами, которые порождает новый общественный строй, при этом все власти как бы сами собой стремятся к центру, сосредотачиваясь в нем с удивительной быстротой, и государство сразу же достигает крайних пределов своей силы, тогда как частные лица так же быстро доходят до последней черты бессилия»[5].

Важным во взглядах Токвиля является его отношение к государственному устройству или, точнее, к проблеме централизации и децентрализации. В труде «Древний уклад и революция» он подчеркивал, что централизация является фактор, что парализует все общественную жизнь. И потому как в период абсолютизма, так и после революции главным препятствием для утверждения свободы и демократии была именно централизация, сосредоточение всех вопросов общественной жизни в компетенции центральной власти.

Как сторонник демократии и свободы, мыслитель был убежден, что они являются ценностью сами по себе. Люди, которые видят в свободе исключительно средство достижения материальных благ, никогда не могут удержать ее надолго. Согласно Токвилю, стремление к свободе - это свойство далеко не всех народов, а только тех, которые созданы для нее, ненавидят, как зло, саму зависимость, как в свободе не только материальные блага, которые она им дает, но видят в ней самой такое драгоценное и необходимое благо, теряя которое ничем нельзя утешиться, и владение которым является наивысшей наградой. Настоящая любовь к свободе присуще немногим - это свойство людей особой, большой души, которые находят высшее наслаждение, по словам Токвиля, в праве говорить, действовать, дышать без притеснений, подчиняясь только Богу и закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...