Из слов имама аль-Барбахари
Предисловие переводчика
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Которого мы восхваляем, у Которого мы просим
о помощи и прощении, и к Которому мы прибегаем от зла наших душ и дурных поступков. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет с него, а кого Аллах собьет с прямого пути, того никто не наставит на него. И я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, и нет у Него сотоварища. И я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.
А затем:
Поистине, изучение правильного вероубеждения - это самая важная обязанность для мусульманина, и оно более всего достойно заботы и внимания. И это потому, что принятие наших дел зависит от правильности нашего вероубеждения, и особенно в наше время, когда увеличилось количество смут и страстей, и стали разнообразными дороги заблудившихся и отклонившихся от истины людей, и люди стали упорствовать в своей лжи, а враги Аллаха начали преследовать ислам и мусульман, призывая заменить лучшее худшим, и отказаться от Творца ради прибежища у творения, и оставить свет сунны ради тьмы нововведений, и отвернуться от прямого пути, желая заблуждения, и оставить счастливую жизнь, стремясь за несчастьем. Да упасет нас Аллах от этого.
Из милости Аллаха к общине Его пророка Мухаммада ﷺ является то, что начиная с
первых поколений, один за другим приходили имамы сунны для разъяснения вероубеждения приверженцев сунны и единой общины, предостережения от того, что противодействует ей и опровержения тех, кто противоречит ей. И держались этого
божественного пути ученые общины Мухаммада ﷺ вплоть до наших дней. И одним из
этих благородных имамов, которые оставляли свои души ради дела Аллаха, был имам, муджахид, помощник сунны, гроза нововведенцев и заблудших Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Али аль-Барбахари, умерший в 329 году хиджры.
И мы решили познакомить русскоязычных мусульман с единственным трудом, сохранившимся до наших дней этого великого ученого, книгой "Шарх ас-сунна", разъясняющей основы вероубеждения наших праведных предшественников. Просим Аллаха принять наш скромный труд, сделать его искренним перед Его Благородным Ликом и полезным для мусульман. А также просим читателей делать дуа за то, чтобы Аллах вознаградил каждого, кто способствовал осуществлению этого полезного проекта.
Абдуллах абу Марьям, Раджаб 1436 г.х. (05.2015 г.)
Обратите внимание: примечания переводчика в круглых скобках. Краткая биография имама аль-Барбахари
Его имя и происхождение
Он тот, кто яростно подавлял нововведения, шейх ханбалитского мазхаба своего времени, аль-Хасан ибн Али ибн Халяф Абу Мухаммад аль-Барбахари. "Барбахар" - это лекарства, привозимые с Индии.
Его рождение
Точно не определено, в каком году родился Аль-Барбахари. Известно, что он умер в 329 году хиджры, и сказали, что он жил 76 или 77 лет. И, исходя из этого, получается, что он родился в 252 или 253 году хиджры.
Его шейхи
Имам аль-Барбахари требовал знания у некоторых из сподвижников имама Ахмада, из них:
1- Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Аль-Хадджадж Ибн Абдуль-Азиз Абу Бакр аль-Марвази, один из главных сподвижников имама Ахмада по причине своей набожности и многих достоинств. Имам Ахмад дружил с ним и был доволен им. Когда умер имам Ахмад, он закрыл ему глаза и омыл его. И он передал от имама Ахмада множество вопросов. Умер в 275 году хиджры.
2 - Сахль Ибн Абдуллах Ибн Юнус Ибн Иса Ибн Абдуллах Ибн Рафиа ат-Тустари Абу Мухаммад, известный праведник и проповедник. Умер в 283 году хиджры.
Его ученики
Большое количество учеников получило знание от имама аль-Барбахари и получило от него пользу, из них:
1 - Убейдуллах ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хамдан ибн Батта аль-Укбари Абу Абдуллах аль-Батты из семейства Укбара. Был достойным имамом, знающим хадисы и фикх. Брал знания у группы ученых из Ирака. Был факихом ханбалитского мазхаба. Написал много прекрасных и полезных трудов, из них "Аль-Ибанату аль-Кубра". Умер в 387 году хиджры.
2 - Ахмад ибн Камиль ибн Халяф ибн Шаджара аль-Кады Абу Бакр. Родился в 260 году хиджры и умер в 350 году хиджры. Был знающим в судебных вопросах, в науках корана, грамматике арабского языка, поэзии, истории людей, и написал много трудов в этих науках.
Его положение и хвала ученых о нем
Передал Ибн Абу Яъля, что Ибн Батта сказал: "Я слышал, как имам аль-Барбахари сказал
в то время, когда людям не давали отправиться в хаддж: "О люди, если кто-то из вас нуждается в помощи в размере ста тысяч динар и ста тысяч динар и ста тысяч динарах (повторил это пять раз), то я помогу ему".
Сказал Ибн Батта: "Если бы он пожелал помощи, то получил бы ее от людей". Сказал Ибн Абу Яъля об имаме аль-Барбахари: "Шейх общины своего времени, предводитель людей в порицании нововведенцев и противоречии им своей рукой и языком. Он был известным среди правителей и выдающимся среди своих сподвижников. Он был одним из мудрых имамов, одним из сильных хафизов священных основ и одним из надежных верующих".
Сказал Ибн Касир: "Ученый, аскет, факих ханбалитского мазхаба, проповедник. Он был суров с нововведенцами и грешниками. Он обладал большим достоинством, и почитала его знать и простые люди".
Сказал аз-Захаби: "Шейх ханбалитского мазхаба, пример для подражания, имам, факих. Много говорил об истине и призывал к хадисам. Не боялся ради Аллаха порицания порицающих".
Его смерть
Сказал Ибн Абу Яъля: "Имам аль-Барбахари обладал большим усердием в религии и положением среди людей. Однако его враги вызвали гнев в сердце правителя против него. И в 321 году хиджры в период правления аль-Кахира и его министра Ибн Мукля было приказано арестовать имама аль-Барбахари. Имам скрылся, но была схвачена группа из его ближайших сподвижников и отправлена в Басру. Всевышний Аллах наказал Ибн Муклю за это его действие тем, что вызвал гнев аль-Кахира против него. Ибн Мукля сбежал, и аль-Кахир отстранил его от должности министра и сжег его дом. Затем сам аль-Кахир был арестован в 322 году хиджры 6 джумада аль-ахира в среду и заключен в тюрьму. Его раздели и выкололи ему глаза, и он ослеп. Затем Всевышний Аллах оказал милость имаму аль-Барбахари и вернул ему почет. И когда умер Абу Абдуллах Ибн Арафа, известный как Нифтавайхи, присутствовали на его похоронах самые достойные люди в сфере религии и мирских дел, и возглавлял эту процессию имам аль-Барбахари. Это было в месяце сафар 323 года хиджры в период правления ар-Рады.
В этом году усилился авторитет имама аль-Барбахари, возвысилось его слово, стали известными его сподвижники, начавшие порицать нововведения. Но нововведенцы не переставали настраивать сердце ар-Рады против имама аль-Барбахари. И приказал ар-Рады начальнику полиции Бадру аль-Харашани отправиться в Багдад и объявить, чтобы не собирались двое сподвижников имама аль-Барбахари вместе. И скрылся имам аль-Барбахари. Он жил в западной части города и скрыто перебрался в его восточную часть. И умер он, скрываясь в месяце Раджаб 329 году хиджры.
Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Мукри сказал: "Рассказали мне мои дедушка и бабушка о том, что Абу Мухаммад аль-Барбахари скрывался у сестры Тузуна в восточной части города, в переулке общественной бани, на протяжении одного месяца. Затем его кровь перестала течь. И сказала сестра Тузуна своему слуге, когда умер имам аль-Барбахари, будучи спрятанным у нее: "Найди того, кто омоет его". Пришел слуга с человеком, который омыл тело. Затем слуга закрыл дверь, чтобы никто не знал, что происходит внутри, и стал в одиночестве читать заупокойную молитву. Хозяйка дома наблюдала за этим и увидела дом, заполненный людьми в белых и зеленых одеждах. А когда слуга закончил молитву, она никого не увидела, затем она позвала слугу и сказала ему: "Ты погубил меня и моего брата". Он сказал: "О госпожа, а видела ли ты то, что видел я?" Она сказала: "Да". Он сказал: "Это ключи от двери и она закрыта". Она сказала: "Похороните его в моем доме, и когда я умру, то похороните меня рядом с ним". Похоронили его в ее доме. Затем через какое-то время умерла она, и похоронили ее в том же самом месте".
Из слов имама аль-Барбахари
"Заседание для искреннего совета открывает дверь пользы, а заседание для споров закрывает дверь пользы".
"Нововведенцы подобны скорпионам, которые закапывают свои головы и тела в землю, вытаскивая свои хвосты, и при любой возможности жалят. Также нововведенцы, они скрываются среди людей, но при любой возможности добиваются желаемого".
"Люди находятся в постоянном обмане". «Шарху ас-Сунна»
Хвала Аллаху, Который направил нас к Исламу, облагодетельствовал им и сделал нас лучшей из общин. Мы просим Его о помощи в том, что Он любит и чем Он доволен, и защиты от того, что Он не любит и что вызывает Его гнев.
1. Знайте, что Ислам - это сунна, а сунна - это Ислам. И одно без другого быть не может.
2. Является из сунны придерживаться джамаата. А тот, кто не желает джамаата и отделяется от него, снял петлю Ислама со своей шеи и является заблудшим и вводящим в заблуждение.
3. Основа, на которой строится джамаат, это сподвижники Мухаммада ﷺ. Они и есть люди
сунны и джамаата. А тот, кто не последовал за ними, заблудился и стал нововведенцем. Каждое нововведение - это заблуждение, и каждое заблуждение и те, кто совершает его, в Аду.
Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Нет оправдания в заблуждении тому, кто совершил его и посчитал его правильным путем, и нет оправдания в правильном пути тому, кто оставил его и посчитал его заблуждением. Воистину, все дела разъяснены, довод установлен и больше нет оправдания".
И это потому, что сунна и джамаат сделали совершенной положение религии, и она стала ясной для людей. И стало обязательным для них следовать сунне и джамаату.
4. Знай, да помилует тебя Аллах, что религия пришла от Аллаха, Свят Он и Велик, и не была основана на разуме людей и их мнениях. Знание религии находится у Аллаха и Его посланника, и не следуй ничему по своим страстям, иначе отступишься от веры и выйдешь
из ислама. Поистине, нет оправдания для тебя! Разъяснил посланник Аллаха ﷺ сунну для
своего народа и сделал ее ясной для своих сподвижников. Они и есть джамаат и великая община. А великая община - это истина и люди истины. И тот, кто противоречит
сподвижникам посланника Аллаха ﷺ, в чем-либо из дел религии, стал неверующим.
5. И знай, что люди не вводят новшества, кроме как оставляя подобное им из сунны. Остерегайся новшеств в делах, ведь поистине, каждое новшество - нововведение, и каждое нововведение - заблуждение, и каждое заблуждение и те, кто совершает его, в Аду.
6. И остерегайся малых новшеств в делах. Поистине, малые нововведения повторяются до тех пор, пока не становятся большими. Так все нововведения в этой общине вначале были малыми и походили на истину. И обольщались ими те, кто совершал их. Затем не смогли избавиться от них. И стали малые новшества большими и превратились в религию, которая противоречит прямому пути и не является исламом. Посмотри на того, чью речь ты слушаешь, особенно из современников. Не спеши и не бери их слова, пока не увидишь, что
так говорили сподвижники посланника Аллаха ﷺ или кто-либо из ученых. И если ты
увидел, что на этом были сподвижники, то держись за это, не оставляй этого и не желай другого, иначе попадешь в Ад.
7. И знай, что выход с прямого пути бывает двух видов: первый из них - человек поскользнулся на прямом пути (т.е. ошибся), однако он не желает ничего, кроме блага. Нельзя следовать за его ошибкой, поистине он погиб; второй - тот, кто противится истине и противоречит тем, кто был до него из числа праведных людей. Такой человек, заблудший и вводящий в заблуждение других - последователь шайтана в этой умме. Он заслуживает того, чтобы предостерегали от него людей, разъясняли его положение, чтобы никто не совершал его нововведения, иначе они погибнут.
8. И знай, да помилует тебя Аллах, что не будет полноценным Ислам человека до тех пор, пока он не станет следовать за пророком ﷺ, подтверждать его правдивость и полностью
не покорится Аллаху. И тот, кто утверждает, что остались какие-то дела в Исламе, которые не донесли до нас сподвижники Мухаммада ﷺ, посчитал лжецами сподвижников. И
достаточно того раскола, который он внес, и порицания сподвижников, чтобы считать такого человека нововведенцем, заблудшим и вводящим в заблуждение других, привнесшим в ислам то, чего в нем не было.
9. И знай, да помилует тебя Аллах, что нет в сунне сравнения, и не приводятся для нее примеры, и не следуют в ней страстям. Это подтверждение того, с чем пришел посланник Аллаха ﷺ без вопросов и объяснения. Не говорится: почему и как?
10. Разговоры и различного вида споры - это новшество, которое бросает сомнение в сердце человека, даже если он находится на истине и на сунне.
11. И знай, да помилует тебя Аллах, что речь о Господе без знания - это новшество. И это нововведение и заблуждение. И говорится о Господе только так, как Он описал Себя в
Коране, и как разъяснил это посланник Аллаха ﷺ своим сподвижникам. Аллах - Один, и
"нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий" (сура аш-Шура: 11). Наш Господь - Первый без начала и Последний без конца. Он знает тайное и сокрытое. Он вознесся над Своим троном и везде Своим знанием. И ничто не скроется от Него.
12. И только сомневающийся в Аллахе говорит про атрибуты Господа: как и почему?
13. Коран - это речь Аллаха, и Его послание, и Его свет. Коран не является сотворенным, потому что это атрибут Аллаха. Все имена и атрибуты Аллаха не являются сотворенными. Так сказали Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль и те, кто был до них и после них. И спор в этом вопросе является неверием.
14. Вера в то, что верующие увидят Аллаха своими глазами в Судный День. И Аллах расчитает верующих без преграды и переводчика.
15. Вера в Весы в Судный День, на которых будут взвешены хорошие и плохие деяния. У Весов две чашки и язычок.
16. Вера в мучения в могиле, в Мункара и Накира.
17. Вера в водоем посланника Аллаха ﷺ и в то, что у каждого пророка будет свой водоем, кроме пророка Салиха. Водоемом Салиха будет вымя его верблюдицы.
18. Вера в заступничество посланника Аллаха ﷺ за грешников из числа мусульман в день
стояния перед Аллахом и на мосту Сират (за то, чтобы грешники из числа мусульман не
попали в Ад), и в заступничество о выходе из Ада тех, кто в него попал. Каждый пророк
будет иметь право заступничества, а также правдивейшие, шахиды и праведники. После
заступничества этих категорий людей Аллах проявит благосклонность к кому пожелает
(выведет из Ада часть мусульман по Своей милости, без заступничества кого-либо). Выйдут
грешные мусульмане из Огня после того, как сгорят и станут углем.
19. Вера в мост Сират над Адом. Схватит Сират того, кого пожелает Аллах, и пройдет по нему тот, кого пожелает Аллах. И упадет в Ад тот, кого пожелает Аллах. У каждого человека будет свет в размере его веры.
20. Вера в пророков и ангелов.
21. Вера в то, что Рай - это истина и Ад - это истина. Рай и Ад уже созданы. Рай находится на седьмом небе, и его крышей является Трон Аллаха. Ад находится под нижайшим седьмым слоем земли. Они оба (Рай и Ад) уже сотворены, и Аллах знает число обитателей Рая и тех, кто войдет в него, и число обитателей Ада и тех, кто войдет в него. Рай и Ад никогда не исчезнут и останутся вместе с Аллахом навечно. Пророк Адам был в Раю, но был выведен из него после того, как ослушался Аллаха.
22. Вера в аль-Масиха ад-Дадджала.
23. И в то, что спустится Иса ибн Марьям. Он спустится и убьет ад-Дадджала и женится и совершит молитву позади имама из семейства пророка Мухаммада ﷺ. Он умрет, и похоронят его мусульмане.
24. Вера в то, что иман - это слово и дело, намерение и деяние по сунне, увеличивается и уменьшается, увеличивается настолько, насколько пожелает Аллах, и уменьшается до тех пор, пока от него ничего не останется.
25. Лучшие люди из этой общины после смерти пророка ﷺ - это Абу Бакр, Умар и Усман.
Так дошло до нас от Ибн Умара, который сказал: "Мы говорили, что наилучшие из людей после посланника Аллаха ﷺ - это Абу Бакр, Умар и Усман. Пророк ﷺ был с нами, слышал это и не отрицал".
Затем лучшие из людей после них - это Али, Тальха, аз-Зубейр, Саад ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зейд, Абдуррахман ибн Ауф и Абу Убейда ибн аль-Джаррах. Все они подходили на звание халифа.
Затем лучшие из людей после них - это сподвижники посланника Аллаха ﷺ, первое поколение, в котором он ﷺ был ниспослан. Это первые мухаджиры и ансары, которые молились в направлении двух кибл.
Затем лучшие из людей после них - это те, кто сопровождал посланника Аллаха ﷺ день
или месяц или год или больше этого или меньше. Мы просим милости Аллаха за них, упоминаем их достоинства и воздерживаемся от упоминания их ошибок. И мы не
вспоминаем никого из них, кроме как с благом, следуя словам посланника Аллаха ﷺ: "Если упомянут о моих сподвижниках, то молчите".
И сказал Ибн Уейна: "Тот, кто говорит о сподвижниках посланника Аллаха ﷺ одно порицаемое слово, является приверженцем страсти".
Сказал пророк ﷺ: "Мои сподвижники как звезды. За кем бы из них вы не последовали, последуете правильным путем". 26. Послушание и подчинение имамам в том, что любит Аллах и чем Он доволен. И правителем правоверных является тот, кто руководит халифатом по единогласному мнению народа и кем народ доволен. И не разрешается никому провести одну ночь без имама, будь он благочестивым или грешником.
27. Хадж и военные походы вместе с имамом не прекратятся до Судного Дня. И пятничный намаз позади имамов разрешен, даже если они являются грешниками. После пятничного намаза совершают шесть ракаатов сунны, разделяя между каждыми двумя ракаатами саламом. Так сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль. (Одно из его мнений, но наиболее достоверно четыре ракаата сунны после пятничной молитвы).
28. Халиф назначается из курайшитов до тех пор, пока не спустится Иса ибн Марьям.
29. Тот, кто вышел против имама из числа руководителей мусульман, является хавариджем. Он сеет раздор среди мусульман и противоречит хадисам пророка ﷺ. Его смерть - это смерть времен джахилии.
30. Не разрешается сражаться с правителем и выходить против него, даже если он является несправедливым. Сказал посланник Аллаха ﷺ Абу Зарру: "Терпи, даже если это будет эфиопский раб".
Также он ﷺ сказал ансарам: "Терпите до тех пор, пока не встретите меня у Водоема".
И не является сунной сражение с правителем, поистине в этом разрушение религии и мирской жизни.
31. Разрешается сражаться с хавариджами, когда они затрагивают жизнь, имущество и семьи мусульман. А когда они оставляют сражение с правителем, он тоже прекращает сражаться с ними. Не добивается раненый из них, не берется их имущество в качестве трофеев, не убивается пленный из них и не преследуется убегающий с поля боя.
32. Знай, да помилует тебя Аллах, что нет подчинения человеку в ослушании Аллаха. Не свидетельствуется против мусульманина (о том, что он попадет в Ад) и не свидетельствуется за него (о том, что он попадет в Рай) по причине благих или дурных дел. Поистине, ты не знаешь, на чем он умрет. Ты желаешь ему блага и боишься за него и не знаешь, что постигнет его при смерти из раскаяния и что сделает Аллах в это время, если он умрет в Исламе. Ты желаешь ему милости Аллаха и боишься за его грехи. И только покаяние очистит раба от греха.
33. Побивание камнями прелюбодея - это истина.
34. Протирание кожаных носков - сунна.
35. Укорачивание намаза в путешествии - сунна.
36. Пост в путешествии. Кто желает - постится, кто не желает - разговляется.
37. Нет проблем в совершении намаза в штанах.
38. Лицемерие - это внешнее проявление Ислама и сокрытие неверия.
39. И знай, что мирская жизнь - это территория веры и Ислама. В общине Мухаммада ﷺ есть верующие (муминуна) и мусульмане (муслимуна), на которых одинаково распространяются юридические нормы, права наследования, обряды жертвоприношения, совершение заупокойной молитвы. Не свидетельствуй за кого-либо об истинности его веры, пока он не начнет совершать все законоположения Ислама. Если он сделает упущение в чем-либо из этого, то будет считаться обладателем неполноценной веры до тех пор, пока не раскается. Знание о том, является ли вера человека полноценной или нет, принадлежит Всевышнему, кроме того, что стало ясно тебе из упущений им законоположений Ислама.
40. Молитва за того, кто умер из числа мусульман - сунна, даже если он будет прелюбодеем или прелюбодейкой, самоубийцей или пьяницей и т.д. Заупокойная молитва за них - сунна.
41. И мы не выводим из Ислама ни одного мусульманина, пока он не будет отвергать аяты из Книги Аллаха или хадисы посланника Аллаха ﷺ, или приносить жертву кому-либо,
кроме Аллаха или совершать молитву для кого-либо, кроме Аллаха. Если он сделает что-либо из этого, то становится обязательным для тебя вывести его из Ислама (вынести ему такфир). А если он не сделает ничего из этого, то он называется верующим мусульманином по внешним делам, а то, что у него в душе, знает только Аллах.
42. Все, что ты слышал из хадисов, которые не может постичь твой разум, например, слова посланника Аллаха ﷺ:
- Сердца рабов находятся между двумя пальцами Милостивого;
- Поистине Аллах, Свят Он и Велик, спускается на нижнее небо;
- И спускается в День Арафа;
- И в Судный День;
- Поистине не перестанет Ад заполняться до тех пор, пока Аллах не поставит Свою Стопу на него;
И слова Аллаха Своему рабу:
- Если ты пойдешь ко Мне, то Я побегу к тебе;
И слова пророка ﷺ:
- Поистине Аллах создал Адама по Своему образу;
- Поистине я видел моего Господа в наилучшем образе.
и подобных им, ты обязан признать их, уверовать в них, доверять им и проявлять довольство. И не пытайся толковать ничего из них по своей прихоти. Поистине вера в них - это обязанность. А тот, кто толкует что-либо из них по своей прихоти или отвергает их - является джахмитом.
43. Тот, кто утверждает, что видит Господа в этом мире, не верует в Аллаха.
44. Размышление об Аллахе, Свят Он и Велик, (о Его сущности и форме Его имен и атрибутов) - это нововведение. Сказал посланник Аллаха ﷺ: "Размышляйте о творениях
Аллаха, но не размышляйте об Аллахе". Поистине, размышления о Господе оставляют сомнения в сердце. 45. Знай, что все насекомые, дикие и домашние животные, и даже муравьи и мухи - все они выполняют приказы Аллаха. Они делают что-либо только с дозволения Аллаха, Свят Он и Велик.
46. Вера в то, что Аллах, Свят Он и Велик, знал то, что было с самого начала, что есть и чего не было. Аллах каждую вещь подсчитал и записал. И тот, кто говорит: "Поистине Аллах знает только то, что было и что есть", не верует в Аллаха.
47. Никах (обряд бракосочетания) действителен только в присутствии опекуна невесты, двух справедливых свидетелей и приданого (калым) малого или большого размера. А та, у которой нет опекуна, правитель является ее опекуном.
48. Если мужчина трижды дал развод своей жене, то она становится запретной для него. Она не разрешена ему до тех пор, пока не выйдет замуж за другого.
49. Не дозволена кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и посланник, за исключением трех случаев: побывавшего в браке прелюбодея, вероотступника, отступившего от своей веры после того, как принял Ислам, и убийцы мусульманина без права на это. В остальных случаях кровь мусульманина является запретной до наступления Судного Часа.
50. Все, чему Аллах предписал исчезнуть, исчезнет, кроме Рая, Ада, Трона (арш), Престола
(курсий), Хранимой Скрижали, Пера (калям) и Рога (сур). Они никогда не исчезнут. Затем в Судный День Аллах воскресит все творения в том состоянии, на котором они умерли, и расчитает их как пожелает. Одна группа войдет в Рай, а другая - в Ад. А остальным творениям, которые не были созданы для вечности, Аллах скажет: "Будьте прахом".
51. Вера в то, что в Судный День будет справедливое возмездие между всеми творениями: людьми, животными, насекомыми, даже маленький муравей возьмет возмездие от другого муравья. Аллах возместит одним из них от других, возместит обитателям Рая от обитателей Ада и обитателям Ада от обитателей Рая, и одним обитателям Рая от других его обитателей и одним обитателям Ада от других его обитателей.
52. Искренность дел ради Аллаха.
53. Довольство решением Аллаха.
54. Проявление терпения решением Аллаха.
55. Вера в то, что сказал Аллах.
56. Вера в предопределение Аллаха с его добром и злом, с его сладостью и горечью. Аллах знал, что Его рабы будут делать и куда они возвратятся. Они не смогут скрыться от знания Аллаха. Ни на земле, ни в небесах нет ничего такого, что не знал бы Аллах, Велик Он и Могуч.
57. Знай, что то, что постигло тебя, не должно было миновать, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть.
58. И нет другого творца наряду с Аллахом.
59. Такбир (произнесение слов "Аллаху акбар") в джаназа намазе (погребальная молитва) произносится четыре раза. И это слово Малика ибн Анаса, Суфьяна ас-Саури, аль-Хасана ибн Салиха, Ахмада ибн Ханбаля и других ученых фикха. И так сказал посланник Аллаха ﷺ.
60. Вера в то, что с каждой каплей дождя спускается с небес ангел и кладет ее там, где приказал ему Аллах, Велик Он и Могуч.
61. Вера в то, что когда посланник Аллаха ﷺ разговаривал с обитателями колодца (убитыми многобожниками в битве при бадре), они слышали его речь.
62. Вера в то, что если человек заболеет, то Аллах вознаградит его за его болезнь.
63. Аллах вознаградит шахида за его смерть.
64. Вера в то, что дети испытывают боль, если им ее причиняют. Это опровержение на Бакра ибн Ухт Абдуль Вахида (одного из хавариджей), который соврал, сказав: "Дети не чувствуют боли".
65. Знай, что никто не войдет в Рай, кроме как по милости Аллаха, и Аллах не накажет никого, кроме как за его грехи. И если Аллах накажет кого-либо из обитателей небес и земли, будь он праведным или грешником, то Он накажет, проявляя спаведливость к нему. Нельзя говорить на Аллаха, что Он несправедлив, поистине, несправедливым является тот, кто берет то, что ему не принадлежит. Аллаху же принадлежат все творения и все дела. Все творения - Его творения, и все бытие принадлежит только Ему. Аллаха не спрашивают о том, что Он делает со Своими творениями, и не говорится: почему и как? Никто не заходит между Аллахом и Его творениями (нельзя задавать вопросы типа: Почему Аллах создал именно так? Каким образом сотворил? и т.п.)
66. Когда ты слышишь, как человек порицает хадисы посланника Аллаха ﷺ, не принимает
их или отрицает что-либо из них, ты можешь сомневаться в его Исламе, поистине, речь и поведение его скверны, так как он порицает посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников.
Ведь мы узнали об Аллахе и Его посланнике ﷺ, о Коране, о добре и зле, о Мирской и
Последней жизнях из хадисов. Поистине, Коран более нуждается в Сунне, чем Сунна в Коране.
67. Разговоры и споры в вопросе предопределения запрещены у всех течений ислама, потому что предопределение - это тайна Аллаха. Господь запретил Своим пророкам
разговоры о предопределении, и посланник Аллаха ﷺ запретил споры о предопределении, и ученые и набожные люди не любили споры о предопределении. И ты обязан признать и уверовать в то, что сказал посланник Аллаха ﷺ целиком и молчать о том, что помимо этого.
68. Вера в то, что посланник Аллаха ﷺ был перенесен на небо к Трону Аллаха. Он
разговаривал с Всевышним Аллахом, зашел в Рай и увидел Ад. Он видел ангелов и слышал речь Аллаха. Были воскрешены для него пророки (он видел посланников, которые умерли, однако Аллах собрал их для него). Он видел все, что вокруг Трона и Престола и все, что на небесах и на земле наяву. Перенес его Джибриль на Бураке (животное). Ему было вменено в обязанность совершение пятикратного намаза этой ночью. Затем он вернулся в Мекку в ту же ночь, и это было до переселения в Медину.
69. Знай, что души шахидов (убитых на пути Аллаха) находятся в фонарях, подвешенных под Троном Аллаха и летают по Раю. Души верующих находятся под Троном Аллаха, а души грешников и неверующих обитают в колодце Барахут, который находится в Сидджине (Ад).
70. Вера в то, что умершего усадят в его могиле и Аллах отправит к нему его душу, и спросят его ангелы Мункар и Накир о его вере и делах, затем извлекут его душу (душу верующего) без боли.
71. Умерший знает того, кто его посещает. Верующий благоденствует в могиле, а грешник получает наказание таким образом, каким пожелает Аллах.
72. Знай, что добро и зло происходят по воле Аллаха и по Его предопределению.
73. Вера в то, что Аллах разговаривал с Мусой ибн Имраном ﷺ на горе Тур и Муса слышал
речь Аллаха, слышал Его голос своим органом слуха, а не голос кого-то другого. И кто скажет что-либо, противоречащее этому, то такой является неверующим в Великого Аллаха.
74. Разум является рожденным (сотворенным или рожденным вместе с рождением человека). Каждому человеку дано из разума столько, сколько пожелал Аллах. Люди отличаются друг от друга разумом, как пылинки в небесах. И от каждого человека требуется, чтобы он совершал дела в соответствии с тем, что он получил из разума. Разум не приобретается, поистине, это только милость от Аллаха, Свят Он и Велик.
75. Знай, что Аллах предпочел одних рабов над другими в религии и мирской жизни по
Своей справедливости. Не говорится: "Аллах несправедлив и относится с пристрастием". А тот, кто скажет, что милость Аллаха к верующему и неверному одинакова, является нововведенцем. Аллах предпочел верующих над неверными, покорного над ослушающимся и хранимого от ошибок над оставленным без помощи по Своей справедливости. Это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает и лишает ее кого пожелает.
76. Не разрешается скрывать искренний совет из дел религии для кого-либо из мусульман, будь он благочестивым или грешником. А тот, кто скрыл совет, обманул мусульман, а тот, кто обманул мусульман, обманул религию, а тот, кто обманул религию, предал Аллаха, Его посланника и верующих.
77. Аллах, Свят Он и Велик, Слышащий, Видящий, Знающий, Его обе руки простерты. Аллах знал, что Его творения не будут повиноваться Ему еще до их сотворения. Его знание постигает их, и оно не препятствует Ему указывать им путь к исламу. Аллах Своим знанием даровал им щедрость, существование и благосклонность, и Аллаху принадлежит вся хвала.
78. Знай, что радостная весть при смерти человека бывает трех видов: 1 - обрадуйся, о любимец Аллаха, довольством Аллаха и Раем; 2 - обрадуйся, о раб Аллаха, Раем после очищения; 3 - обрадуйся, о враг Аллаха, гневом Аллаха и Адом. Это слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
79. Знай, что первыми, кто посмотрит на Всевышнего Аллаха в Раю своими глазами, будут слепые (слабый хадис), затем мужчины, затем женщины, как сказал посланник Аллаха ﷺ:
"Поистине, вы увидите вашего Господа, как видите луну в ночь полнолуния и не будете тесниться для того, чтобы увидеть Его". Верить в это обязательно, а отрицание этого - неверие.
80. Знай, что ересь, неверие, сомнения, нововведения, заблужления, растерянность в религии бывают только по причине разговоров, философов и любителей споров. Удивительно, как осмеливается человек на споры в то время, как Всевышний Аллах сказал: "Знамения Аллаха оспаривают только неверующие" (сура Гафир: 4). Ты должен проявлять покорность и довольство словами Аллаха и Его посланника ﷺ, сдерживаться и молчать в спорах.
81. Вера в то, что Аллах, Свят Он и Велик, накажет творения (неверующих) в Аду в железных ошейниках, оковах и цепях. Огонь будет внутри них, над ними и под ними. Это потому, что джахмиты, из них Хишам аль-Футый, сказали, что Аллах накажет возле огня, отвергая слова
Аллаха и Его посланника ﷺ.
82. Знай, что обязательных ежедневных молитв - пять. Нельзя увеличить их количество и нельзя уменьшить. В путешествии разрешается укорачивать молитвы до двух ракаатов, кроме молитвы магриб. Тот, кто сказал, что молитв больше пяти, является нововведенцем, и тот, кто сказал, что молитв меньше пяти, является нововведенцем. Аллах принимает молитву, совершенную только в свое время, кроме случая, если человек забыл. Ему прощается это, и он совершает молитву тогда, когда вспомнит о ней, или если он находится в пути, то объединяет между двумя молитвами, если пожелает.
83. Закят выплачивается с золота, серебра, фиников, злаковых культур и животных, как об этом сказал посланник Аллаха ﷺ. Разрешается выплачивающему закят самому распределить его или отдать имаму. Аллах знает лучше.
84. Знай, что начало Ислама - это свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и посланник.
85. Воистину, то, что Аллах сказал, происходит так, как Он сказал, и нет противоречия в том, что Он сказал, и Он выполняет то, что сказал.
86. Вера во все законоположения в Исламе.
87. Знай, что купля и продажа дозволены, если осуществляются на мусульманских рынках по нормам Корана и сунны без присутствия в них обмана, несправедливости, вероломства, противоречия Корану или противоречия знаниям.
88. Знай, да помилует тебя Аллах, что рабу следует, чтобы его всегда сопровождал страх
(перед Аллахом за грехи), пока он живой, потому что он не знает, на чем умрет и с чем завершится его жизнь и на чем он встретит Аллаха, даже если он совершал только благие дела. А человеку, который расточал себя понапрасну, следует непрестанно надеяться на Аллаха при смерти, быть хорошего мнения о Нем и бояться своих грехов. Если Аллах простит его, то по Своей милости, а если накажет его, то за его грех (по Своей справедливости).
89. Вера в то, что Всевышний Аллах дал Своему пророку ﷺ некоторые знания о том, что произойдет в его общине до Судного Дня.
90. Знай, что посланник Аллаха ﷺ сказал: "Моя община разделится на семьдесят три
течения, все они в Аду, кроме одной, и это джамаат". Сказали: "Кто они, о посланник
|
|
|