Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ниже мы представим таблицу с результатами эксперимента.

Кафедра клинической психологии

Отчет на тему:

 

Исследование эффективности произвольного и непроизвольного запоминания

 

Выполнили студентки 1 курса

Князева Дарья (1212), Наврузова Мария (1212)

Преподаватель:

Железова С.М.

 

Дубна, 2016

Введение

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущем и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память как объект исследования интересует многих. Психологов интересует, что делает человек, когда запоминает и воспроизводит увиденное, услышанное. Разделение произвольной и непроизвольной памяти является ключевым вопросом психологии.

Зинченко П.И. писал, что деление «процессов памяти на произвольное и непроизвольное должно вступать в качестве основного, определяющего. Это деление должно выступить в качестве ведущего и в характеристике развития памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение являются двумя последовательными ступенями в развитии памяти детей». А непроизвольное запоминание как продукт деятельности «является также всегда опосредствованными, хотя и иначе, чем произвольное запоминание», поскольку «всякая деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, всегда связана и с наличием соответствующих ее целям и содержанию средств».

Произвольное запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.

Непроизвольное запоминание — запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

Методика исследования

Цель – исследовать условия, влияющие на продуктивность непроизвольного запоминания различного материала.

Испытуемые:

1. Петя (6 лет)

2. Варя(6 лет)

3. Василиса (8 лет)

4. Дарья (9 лет)

5. Иван (14 лет)

6. Алина (16 лет)

7. Вика (19 лет)

8. Сухроб (20 лет)

 

Гипотезы

1. У дошкольников будет преобладать непроизвольная память и в целом их результат будет ниже, чем у старших групп. Лучшие результаты будут показывать во 2-ой серии.

2. У младших школьников наиболее развито произвольное запоминание. Меньше всего ошибок будут совершать в 1-ой серии.

3. У подростков будет лучший результат в опосредствованном запоминании. Меньше всего ошибок будут допускать в 3-ей серии.

4. Запоминания у взрослых будет лучше, чем у детей во всех сериях, так как мышление у взрослых развито лучше, благодаря чему взрослый и без средств будет запоминать больший объем информации.

 

Экспериментальный материал

Слова для дошкольников

I. Произвольное запоминание (18 слов): медведь, лисица, воробей, корова, бабочка, повар, орел, учитель, продавец, собака.

 

II. Непроизвольное запоминание (18 картинок): врач, моряк, уборщица, лошадь, овца, слон, петух, береза, ландыши, мак.

 

III. Пиктографическое запоминание (10 словосочетаний): веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, смелый поступок, теплый вечер, обман, голодный ребенок, дружба, темная ночь, справедливость.

Слова для школьников, подростков и взрослых

I. Произвольное запоминание (20 слов): слесарь, черепаха, пшеница, эпитет, крапива, теорема, рябина, воробей, юрист, базис, повар, трава, учитель, орел, врач, вишня, продавец, собака, физика, закон.

II. Произвольное запоминание (20 слов): Магнолия, химик, гипотеза, крапива, токарь, синтез, медведь, биолог, вывод, лисица, геолог, аксиома, лошадь, электрик, аналогия, петух, оператор, знание, анатом, проблема.

III. Пиктографическое запоминание (20 слов): веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, смелый поступок, болезнь, счастье, разлука, ядовитый вопрос, дружба, темная ночь, печаль, справедливость, сомнение, теплый вечер, обман, богатство, голодный ребенок, равнодушие, сила духа.

 

Инструкция.

· Для произвольного запоминания «Я буду читать вам слова, попытайтесь запомнить все, что сможете».

· Для непроизвольного запоминания: «Я буду читать вам слова, пишите их в таблицу, разделяя по группам». – Пауза. – «Попытайтесь вспомнить все, что сможете».

· Для пиктографического запоминания: «Я буду читать вам слова, для удобства рисуйте к каждому рисунок, но в нем нельзя использовать слова, буквы и числа. Попытайтесь вспомнить все, что сможете».

   

 

Ниже мы представим таблицу с результатами эксперимента.

(цифрами указано количество ошибок)

Результаты дошкольников были увеличены в два раза, чтобы были сопоставимы с результатами других групп.

    Таблица №1. Результаты эксперимента.        
         
  Испытуемые Произвольное запоминание Непроизвольное запоминание Произвольное запоминание с пиктогр.запоминанием
Дошкольники Петя:   Варя:      
Младшие школьники Дарья:     Василиса:            
Подростки Ваня:   Алина:      
Взрослые Вика:   Сухроб:      

Петя: испытуемый в первой серии не слушал внимательно слова, постоянно отвлекался, весьма неусидчивый, никак не мог вернуться к заданию после паузы, его заинтересовала игра. Во второй серии мы долго распределяли слова в группы, затем после паузы он ответил, совершив две ошибки. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 2-3 минуты, старался как можно быстрее нарисовать.

Варя: в первой серии испытуемый внимательно вслушивался в слова, очень растроился, поскольку в испытании мы сделали паузу, боялся забыть слова, но вскоре отвлёкся на разговор и был увлечён им. Во второй серии испытуемый всё также вслушивался, был спокоен. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 5-7 минут.

Дарья: в первой серии испытуемый серьёзно отнёсся к заданию, был весьма напряжён, закрывал глаза иногда, я так полагаю, пытался произнести про себя запомнившиеся слова. Во второй серии испытуемый всё также серьёзен. В пиктографическом исследовании испытуемому понадобилось на каждое задание 2-4 минуты.

Василиса: в первой серии испытуемый был весьма спокоен, рассеян, отвлекался на посторонние предметы. Во второй серии испытуемый был увлечён распределением слов в группы, благодаря чему смог запомнить множество слов. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 7-8 минут, тщательно вырисовывал.

Ваня: в первой серии испытуемый пытался сконцентрировать внимание на произнесенных нами словах, даже во время паузы пытался прошептать слова. Во второй серии испытуемый увлёкся игрой во время паузы. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 2-3 минуты.

Алина: испытуемый в первой серии внимательно слушал слова и весьма увлечённо говорил, боялся во время паузы забыть слова. Во второй серии испытуемый всё также волновался во время паузы и быстро сдавался, когда не мог вспомнить слова. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 4-7 минут.

Вика:

 

 

Сухроб: испытуемый в первой серии внимательно слушал слова, был в шоке от того, что после паузы нужно воспроизвести слова. Во второй серии быстро распределил все слова в группы и весьма успешно их запомнил. В третьей серии испытуемому понадобилось на каждую пиктограмму 4-5 минут. Отвлекался, переводил всё в шутку, потерял концентрацию внимания.

 

Обсуждение результатов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...