Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование социальных процессов. Технология моделирования




 

В истории социологических теорий можно условно выделить две основные модели социальных систем - функциональную (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.) и конфликтную (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.). Герберту Спенсеру (1820-1903) принадлежит одно из первых в социальных учениях определение общества как целостной системы. Любая деятельность в обществе ориентирована на реализацию каких-то целей людей с помощью определенных средств и способов. Понятие "функция" отражает отношение соответствия между частью системы и потребностью, которую она удовлетворяет. С помощью анализа функций можно объяснить специфику каждого конкретного элемента социальной системы. Конфликтная модель анализа социальных систем базируется на теории классов и классовой борьбы. Социальные, в том числе и классовые, конфликты являются, по мнению Карла Маркса (1818-1883) и его последователей, важнейшей особенностью социальных систем. Конфликты неизбежно порождаются самими системами и являются источником их развития. Об этом свидетельствует вся история человечества19. Названные модели - это всего лишь два среза социальной реальности, призванные дополнять друг друга.

Для социальной работы как многофункциональной и меж-дисциплинарной деятельности характерен, с одной стороны, разброс привлекаемых и используемых ею теорий, с другой - отсутствие собственных фундаментальных теорий, поскольку еще идет становление этой сферы деятельности и разрабатываются различные "пробные" концепции. Основанием для построения обобщенной модели деятельности социального работника может служить выявление общей структуры человеческой деятельности как познавательной, так и практической. В самых разных, казалось бы, жизненных ситуациях и конкретных проблемах, встающих перед людьми, обнаруживается нечто общее, сходное, повторяющееся. Следовательно, нужно искать то единое, что присутствует в многообразных проявлениях человеческой деятельности.

Обобщенная модель должна характеризовать последовательность действий социального работника от постановки социального диагноза до завершения предполагаемых изменений и перемен.

Точные количественные методы, которые раньше использовались только в естественнонаучном познании, теперь все шире используются в познании социальном. Прогресс социальных наук в немалой степени связан с применением метода социального экспериментирования и с использованием моделей.

Социальный эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую. Применяется как в общественных науках, так и в социальном управлении. Это модельное экспериментирование.

Сегодня все больше внимания в обществоведении уделяют изучению так называемых социальных механизмов, которые представляют собой, по сути дела, причинно-следственные модели социальных процессов. Социальные механизмы всегда связаны с распространением благ, перераспределением собственности.

Социальные процессы сложны как из-за большого числа различных объективных факторов и их взаимных связей, так и из-за субъективных факторов. Реальный эксперимент в социальной сфере имеет много ограничений:

•   невозможно воздействовать на изучаемые объекты, например в исторических исследованиях - события безвозвратно ушли в прошлое;

•   необходимо считаться с возможными негативными последствиями, даже если допустимы экспериментальные воздействия на изучаемый объект;

•   реальное вмешательство может нарушить функционирование объекта исследования;

•   невозможно надолго и полностью "отгородить" какую-либо социальную группу от общественных связей, поставив людей в особые условия жизни;

•   трудно поддаются экспериментальному изучению чувства, настроения, действия личностей.

Эти и другие трудности побудили использовать модельный эксперимент. Здесь мы сталкиваемся еще с двумя разновидностями математического моделирования: имитационным (А) и глобальным (В).

А. Имитационное моделирование. Применение математических моделей весьма успешно началось в экономической сфере (циклы конъюнктуры, хозяйственное прогнозирование). Имитационное22 моделирование как новое направление в прикладной математике и кибернетике интенсивно развивается с 60-х гг. В это время стали широко применяться сложные технические системы в самых разных отраслях деятельности (космос, транспорт, медицина, экономика). Россия имеет большой опыт разработки и внедрения имитационного моделирования в различных сферах. Отечественная школа имитационного моделирования сложилась в послевоенные годы. Ее глава академик Никита Николаевич Моисеев внес большой вклад в оптимизацию параметров советской военной техники.

При помощи имитационного моделирования сегодня получают плодотворные результаты в различных областях социального познания: политике, коммерческой деятельности, маркетинге, образовании, криминалистике и т.д. Имитирование - это способ представить суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте. Технология имитационного моделирования сводится к конструированию мысленной модели, имитирующей процессы по нужным, но не полным, показателям. Именно неполнота описания объекта делает имитационную модель отличной от математической в традиционном ее понимании.

Все имитационные модели построены по типу "черного ящика". Есть какой-то вход в него, который описывается внешними переменными, возникающими вне системы, и есть выход, описываемый выходными переменными, которые характеризуют результат действия системы. Происходящие в имитационных моделях процессы и взаимодействия описываются в терминах абстрактных потоков и уровней. Описание модели выглядит как множество прямых и обратных связей между компонентами.

Важный момент анализа полученных результатов - оценка траекторий ожидаемого развития.

Имитационное моделирование имеет дело с реально существующими системами и позволяет изучать их как единое целое, при желании фокусируя внимание исследователя на отдельных элементах. Процесс разработки имитационной модели позволяет осмыслить действительность: выявить взаимозависимости, определить необходимые мероприятия, их временные соотношения и требуемые ресурсы. Кроме того, появляется возможность упорядочить наши понятия и представления о действительности. Такая модель заставляет разработчика оценивать и проверять обоснованность его замыслов.

Большой интерес в имитационном моделировании представляет метод системной динамики, разработанный одним из крупнейших специалистов в области теории управления, профессором Массачусетского технологического института Джеймсом Форрестером. Системная динамика была разработана для решения проблем управления в промышленности, но впоследствии стала использоваться для анализа широкого класса динамических систем - экономических, социальных экологических.

В. Глобальное моделирование. Было замечено, что чем глубже изучают исследователи актуальные проблемы современности, тем все больше убеждаются в том, что их нельзя осмыслить и понять по отдельности. Эти проблемы системны, т.е. взаимосвязаны и взаимозависимы.

Развитие вычислительной техники обеспечило возможность изучения широкомасштабных социальных процессов. Возникает так называемое глобальное моделирование и на его основе - прогнозирование мировых социальных явлений. Начало глобальному моделированию положила работа Дж. Форрестера "Мировая динамика" (1971 г.). Здесь он рассматривает мир как единое целое, как единую систему различных взаимодействующих процессов: демографических, промышленных, экологических, исчерпания природных ресурсов и др. В этой книге успешно использованы математические методы и компьютерная техника для создания варианта модели экономического развития общества. Модель содержит четыре параметра, способных ограничить рост населения - это истощение природных ресурсов, увеличение уровня загрязнения среды, перенаселенность, нехватка продуктов питания. Расчеты показали, что при сохранении современных тенденций развития общества неизбежен серьезный кризис во взаимодействии человека и окружающей среды. На основании анализа модели был сделан вывод о необходимости стабилизации промышленного роста и материального потребления.

В 80-х гг. появляются работы в области глобального моделирования и в Советском Союзе. Крупнейший специалист по глобальному моделированию социоприродных процессов Никита Николаевич Моисеев подчеркивал необходимость жесткого контроля за планетарной деятельностью человечества, которая может обернуться целой серией глобальных катастроф. "В одном отношении, - отмечал Н.Н. Моисеев, - мы вполне солидарны с Форрестером - без регламентации человеческой активности, без внедрения планового начала на всей планете развитие человеческого общества бесперспективно".

Постоянно обостряющиеся противоречия между развитыми и развивающимися странами создают угрозу для безопасности и стабильности мира. Стоит подчеркнуть, что для решения проблемы выживания цивилизации помимо новой мировоззренческой основы необходим и новый методологический подход к познанию и пониманию реальности. Суть такого подхода, вероятнее всего, составит именно системно-диалектическая методология. К сожалению, в погоне за сверхприбылью или безграничной властью определенные круги социума способны, не задумываясь о последствиях, погубить цивилизацию в глобальной экономической, экологической либо военной катастрофе.

Моделирование общественно-исторических процессов еще сравнительно молодо, но уже дает важные результаты. Группой ученых под руководством академика Н.Н. Моисеева математическими методами была проанализирована структура международной конфликтной ситуации. Основной вывод, который был сделан из анализа модели, можно сформулировать так: в действиях участников конфликта даже в сверхопасной ситуации существует и может быть достигнут взаимовыгодный компромисс.

Долгое время конкретные науки самостоятельно разрабатывали методологию моделирования, исходя из своей специфики. Отсутствовала должная координация, и даже не было единой терминологии. Лишь постепенно осознавалась роль моделирования как универсального метода познания. Моделирование получает все более широкое применение во многих областях знаний и сферах практической деятельности. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой не использовались бы методы моделирования. Моделировать можно объект любой природы и любой степени сложности. Как раз сложные объекты и представляют наибольший интерес для моделирования. Оно может дать результаты, которые нельзя получить другими способами.

Рассмотрим технологию моделирования. Предположим, вы убедились в невозможности или затруднительности непосредственно исследовать объект-оригинал и пришли к выводу, что его необходимо моделировать. В общем случае процесс моделирования состоит из следующих этапов:

. Постановка задачи и определение тех свойств объекта-оригинала, которые подлежат исследованию.

. Выбор модели, хорошо фиксирующей существенные свойства оригинала. Построение модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте исследования, а вопрос сходства оригинала и модели требует конкретного анализа.

. Исследование созданной модели в соответствии с поставленной задачей. Это проведение так называемых "модельных экспериментов", при которых специально меняются условия функционирования модели и собираются данные о ее поведении. В результате мы получаем определенный объем информации.

. Перенос результатов исследования модели на оригинал. Здесь важно помнить, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте, а к использованию аналогий при моделировании следует относиться с осторожностью, очень критично. Стоит заметить, что на практике результаты первых расчетов при моделировании могут быть далеки от реальных. Мы можем переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат связан с признаками сходства оригинала и модели.

. Практическая проверка результатов и их использование

− для построения обобщающей теории объекта,

− для преобразования объекта-оригинала,

− для управления этим объектом.

Творческое отношение к реальности состоит в сопоставлении действительности и ее модели, т.е. в поиске истины. Моделирование - циклический процесс. Это значит, что за первым циклом из 5 этапов может следовать второй, третий и т.д. При этом уточняется и совершенствуется используемая модель.


Заключение

 

Моделирование представляет собой инструмент проектирования социально-экономических и политических систем с заданными свойствами. Социальные системы представляют собой определенным образом организованные совокупности социальных элементов, располагающих целями и средствами для их достижения. Социальные системы являются источником происходящих в обществе процессов, служащих предметом научного рассмотрения. Основу социальных систем составляют общественные стереотипы, выраженные в виде типовых ориентации представителей отдельных социальных групп, связанных общностью интересов и целей. Общественные стереотипы служат способом типизации социальных процессов и, как следствие этого, выражением системной целостности объединенных посредством проявления этого стереотипа сообществ социальных субъектов. Моделирование социально-экономических и политических систем является одним из этапов в реализации научно-исследовательских программ. Способность программы создавать продукт с заданными свойствами на основе анализа процессов и систем выступает главным свидетельством полезности и методологической состоятельности такой программы.

Технологии проектирования социально-экономических и политических систем часто называют социальными технологиями, ключевым признаком которых является применение на практике управления социальными общностями особых методологических решений, основанных на знании особенностей поведения общественных групп и способов целенаправленного влияния на них.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Модель - это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных состояний этого объекта. Конструируя модели, исследователь реализует процедуру моделирования. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Понятие моделирования тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др.

Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Моделирование является составной частью системного подхода. Благодаря процедуре моделирования исследуемый объект рассматривается во всей полноте внутренних и внешних связей. Моделирование является конечным этапом системного подхода. Здесь системный подход получает свое практическое выражение в способности воспроизведения исследуемого объекта во всей совокупности выявленных в ходе анализа связей и отношений.

Главное предназначение процедуры моделирования заключается в способности опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. При этом модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта способность процедуры моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.


Список используемой литературы

 

•   Гуц А.К., Коробицын В.В., Лаптев А.А. "Социальные системы. Формализация и компьютерное моделирование" 2000. - 175 с.

•   Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 - Социальная работа / Моск. гуманит. ун-т. - 8-е изд. - Москва: Московский гуманитарный университет: Флинта, 2009. - 239 с.

•   Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2004. - 364 с.

•   Самбуров Э.А. Социальное моделирование, прогнозирование и проектирование: курс лекций / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Иркут. гос. ун-т", Ин-т социал. наук. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2010. - 173.

•   Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Социальная работа". - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 234.

•   Шепитько Г.Е. Социальное прогнозирование и моделирование: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Г.Е. Шепитько. - Москва: Акад. экон. безопасности МВД России, 2005. - 270 с.

•   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2001. - 316 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...