Синергетическая концепция культуры
В наши дни мы приходим к пониманию того, что культура и общество представляют собой самоорганизующуюся систему. Поэтому такую актуальность приобретают идеи бельгийского физика и физикохимика, специалиста в области термодинамики, статистической механики и теории неравновесных процессов, автора работ по философско-методологическим проблемам науки Ильи Романовича Пригожина (1917-2003). Основные работы И. Пригожина: «От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках» (1985), «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» ( вместе с И. Стенгерс, 1986), «Время, хаос, квант» ( вместе с И. Стенгерс, 1994). Исследования И. Пригожина в области физики и химии позволили ему разработать теорию диссипативных систем, т.е. теорию самоорганизации в физических и химических процессах. Данная теория оказала значительное влияние не только на формирование нового взгляда на природу структурных изменений в физике и химии, но и на изменение представлений о мире, обществе, культуре, человеке и его отношении к миру. Изучение процессов самоорганизации в области физики и химии позволили ученому прийти к выводу о том, что изменения в науке вызывают перемены или даже революции во взглядах не только на науку, ее роль и место в человеческой культуре, но и на представления о самой культуре как о сложной самоорганизующейся системе. Помимо теории диссипативных систем изучением процессов самоорганизации структур различной природы занимается и такое междисциплинарное направление современной науки, как синергетика. Под самоорганизацией понимается способность различных систем к саморазвитию и самозарождению, когда система использует не только и не столько приток энергии, информации, вещества извне, сколько свои внутренние возможности. Синергетика и теория диссипативных систем И. Пригожина становятся ядром постнеклассической научной картины мира и являются отличительной чертой так называемого постнеклассического этапа развития науки.
В истории науки каждый этап ее развития – классический, неклассический и постнеклассический – характеризуется наличием определенных исходных положений, основанных на представлениях о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, о типологии изучаемых объектов, об общих особенностях их взаимодействия и о пространственно-временной структуре реальности. Так, классическая наука основное внимание уделяет устойчивости, порядку и равновесию – тем параметрам, которые характеризуют замкнутые системы и линейные отношения, описываемые законами классической механики. Однако в связи с открытиями, сделанными в науке на рубеже XIX-XX веков, а также с появлением представлений об открытых системах, о самоорганизации этих систем, о случайности и необратимости различных процессов в физике и химии изменяется образ мира и образ науки. Важную в роль в указанных трансформациях сыграли исследования И. Пригожина. «Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях – от элементарных частиц до космологии – случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний»[1]. В центре исследований, проводимых И. Пригожиным и его последователями, находится изучение нестабильного, меняющегося, развивающегося мира. Понятие неустойчивости лишается своего негативного смысла. Неустойчивость – это не зло, которое вредит развитию. Неустойчивость – это один из факторов развития, без которого оно невозможно. Ориентация современных научных исследований на неустойчивость и нестабильность актуализирует и понятие случайности. Мир не подчинен только детерминистическим законам. Наряду с причинно-следственной закономерностью в нем господствует и случайность. Любое явление на разных этапах своего развития подвержено воздействию как необходимых, так и случайных факторов. Признание случайности важным элементом развития полагает признание возможности решающего воздействия малых, случайных, а может быть, и побочных факторов на общее течение развития отдельного объекта и истории в целом.
Важную роль отводит И. Пригожин выработанным в современной науке представлениям о неустойчивости, а также снятию противоречия между естественными и гуманитарными науками. В рамках классической науки только естественнонаучное знание, полученное в результате исследований повторяющегося и общего, могло считаться истинным. Все уникальное, единичное и особенное, историческое, т.е. то, что считается предметом гуманитарных наук, рассматривалось как недостойное высокого звания научного и объявлялось как минимум несущественным для научных изысканий. Однако в современных исследованиях в области физики были обнаружены не только равновесные процессы, но и неравновесные, которые также могут способствовать возникновению новых типов структур. Неравновесие предполагает хаос и беспорядок. «В сильно неравновесных условиях, – отмечает И. Пригожин, – может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса к порядку»[2]. Признание важной роли неравновесных условий помогает снять противоречие между естественными и гуманитарными науками, поскольку «при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным мы переходим от повторяющегося и общего к универсальному и специфическому»[3]. Появление представлений о неравновесных состояниях в естественных науках вскрывает роль единичного и уникального в развитии физических процессов. Поэтому так называемым фундаментальным наукам необходимо считаться с особенным, и это сближает их с гуманитарным знанием, основу которого традиционно составляют уникальные события. И. Пригожин подчеркивает, что все естественные науки и научные открытия тесно связаны с общечеловеческой культурой, поскольку и открытия, и те проблемы, которые волнуют ученых в разные периоды истории, зависят от социокультурного контекста эпохи. Огромное количество проблем, связанных с неравновесными системами, могло бы быть разрешено много лет назад, если бы их не подавлял культурный и идеологический контекст того времени. Такой подход к рассмотрению зависимости науки от культурной среды, безусловно, противостоит традиционным представлениям о научной деятельности, как деятельности, отрешенной от всего внешнего, и сконцентрированной только на научном исследовании, независимом ни от личных качеств ученого, ни от внешних культурных, социальных и экономических воздействий. И. Пригожин убежден в необходимости установления новых каналов, которые соединят науку и общество, науку и культуру. Для осуществления этой задачи следует пересмотреть традиционные взгляды на науку как нечто простое, как на такую форму знания, которая может найти универсальную отмычку для решения проблем любой сложности. Достижению этой задачи поможет, прежде всего, развитие тех идей, которые были выработаны брюссельским ученым в исследовании различных процессов физики. Это представления о том, что мир неоднороден, сложен, неравновесен, представления о том, что хаос способен порождать порядок и структурированность более высокого уровня, что случайность может привести к значительным трансформациям системы и т.д.
Одной из отличительных особенностей классической науки является противопоставление мира человека и мира природы, который полагается человеку чуждым. Ученый подчеркивает, что «современные исследования все дальше уводят нас от противопоставления человека миру природы»[4]. Рассмотрение мира как неустойчивого меняет отношение человека к природе. И. Пригожин признает, что в результате многих фундаментальных открытий и ведущихся до сих пор исследований современная наука все яснее осознает, что человек и природа – единое и неразрывное целое. Он пишет, что «в детерминистическом мире природа контролируема, она есть инертный объект, подверженный нашим волевым устремлениям. Если же природа содержит нестабильность, как существенный элемент, то мы должны уважать ее, ибо мы не можем предсказать, что может произойти»[5]. В классической картине мира, основанной на детерминистических принципах, взаимоотношения человека и природы сводятся к воздействию и подчинению человеком природы, ибо природа понимается как простой объект, изучив который, человек сможет предсказывать ее поведение. Нестабильность, рассматриваемая как основополагающий фактор развития любой сложной системы (и природы в том числе) предполагает иное отношение человека к природе. Теперь любое насилие со стороны человека исключается, мы можем только прислушиваться к этой системе, чтобы успешно взаимодействовать с ней. Таким образом, современные научные исследования позволяют преодолевать разрыв между человеком и природой.
Человек и природа должны вести диалог. Научное исследование природы необходимо превратить из монолога в диалог. «Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной»[6]. В современных исследованиях природа уже больше не предстает в качестве неживого объекта, на который можно оказывать любое воздействие, чтобы получить необходимый результат. Природа – это живой организм, это такая реальность, которая не зависит от наших убеждений, амбиций и надежд. Для того чтобы получить от природы ответы на поставленные вопросы, следует научиться слушать природу, как собеседника. Помимо того, что современная наука изменяет отношения человека и природы, эволюция науки переоценивает место, занимаемое наукой в общечеловеческой культуре, поскольку «наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком»[7]. Наука способна выработать культурные ценности, ибо научные открытия лежат не только в основе наших представлений о природе, но и формируют научную картину мира, образ мира и мировоззрение человека на каждом историческом этапе. Благодаря разработкам теории диссипативных систем И. Пригожина в синергетике, мы можем говорить о формировании нового стиля мышления, характеризующего так называемый постнеклассический этап развития научного знания: 1) математические и физические науки не являются единственными науками, которые дают истинное знание; мир не ограничивается только описываемыми математикой и физикой явлениями; он гораздо более неоднородный, многообразный и сложный, поэтому необходимо учитывать опыт гуманитарных наук и культурного контекста;
2) категория случайности также важна в описании мира, как и необходимость; случайность и детерминизм согласуются и взаимодополняют друг друга: в определенных условиях, в так называемой точке бифуркации, в сложных открытых системах доминируют случайность и непредсказуемость, в других же условиях, после выбора системой пути развития, на этапе более устойчивого существования системы в силу вступает детерминизм. Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью; 3) развитие многовариантно и альтернативно; 4) необходимым условием развития является неустойчивость, преодолев которую, система может подняться на более высокий уровень своего развития. [1] Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., 2003. С. 7. [2] Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 21. [3] Там же. [4] Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 13. [5] Цит. по: Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. – 1992. - № 12. С.13. [6] Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 14. [7] Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|