Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как особого свойства и способности социального человека, специфической формы его жизненной активности.




Природопользование, как форма экологического взаимодействия в системе «человек – общество – природа».

В подходах к анализу перспектив развития человеческого общества взаимодействие обнаруживается в трех парных связках: природа—человек, человек—общество, общество—природа. Именно это приводит к выводу о необходимости рассмотрения человека, природы и общества как единой системы взаимодействия, иначе говоря, системность есть обязательное условие изучения человека в природе и обществе.

Сложившиеся не в пользу природы взаимоотношения между обществом и природой в настоящее время являются предметом усиленного изучения такими науками, как биоэкология и геоэкология. В результате в настоящее время собран огромный материал о фактическом состоянии воды, почв, атмосферы, а также животного и растительного мира в связи с хозяйственной деятельностью общества. Эти данные лежат в основе оценок реальной опасности существованию жизни и здоровью людей.

Какая из этих трех связок является наиболее важной, основной, от которой зависит нормализация ситуации в целой системе? Первостепенное внимание следует уделить связкам человек—природа и человек—общество. Тогда получат более прочное обоснование направления совершенствования взаимоотношений в связке общество—природа.

Действительно, каждый человек находится в этой системе. Человек одновременно является частью природы и частью общества. Природа также испытывает воздействие от каждого человека в отдельности и от общества в целом. Равноценны ли эти воздействия? Отнюдь нет. Воздействие общества в целом на природу (антропогенное воздействие) в неизмеримо большее число раз сильнее, чем воздействие одного человека на природу. И, соответственно, то же происходит и в обратном порядке. Природа на каждого отдельного человека влияет менее заметно, чем на общество в целом. В этом состоит один из парадоксов и причин экологического кризиса — недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу.

Таким образом, глобальные экологические кризисы современности являются отражением сущностных свойств системы человек—природа—общество.

 

3. Система «человек – общество – природа».

В соответствии с современными научными представлениями, "природа" и "общество" представляют собой чрезвычайно сложные системы. Обе системы тесно связаны и влияют друг на друга. Если взглянуть на систему "природа - общество" с экономической точки зрения, то на "вход" этой системы поступают природные и трудовые ресурсы, а на "выходе" мы получаем "продукты", которые удовлетворяют общественные и личные потребности. В зависимости от сигналов на "входе" и "выходе" формируется внутренняя структура экономической (социально-экономической) системы, которая обеспечивает ее целостность.

В ходе исторического развития меняется роль и значимость конкретных видов производственных ресурсов. Так, если в традиционной аграрной экономике ключевыми выступали такие ресурсы, как ручная работа, скот и земля, то переход к индустриальной стадии выдвинул на первый план машины и сырье, производимых промышленностью. Становление же постиндустриального общества превращает на главный производственный ресурс образование, информацию, науку. Последняя является качественно отличным производственным ресурсом. Научные знания как продукт представляют собой информацию о законах развития природы и общества, способы их практического применения. Вследствие реализации научных достижений развитие производительных сил все в большей степени осуществляется путем материализации человеческих знаний и в меньшей - за счет распространения объема традиционных ресурсов, которые привлекаются к хозяйственного оборота.

Модель ПП первобытных людей – присваивающая. 3 отрасли:

-собирательство

-охота

-рыболовство

В это время вымерло большое количество видов животных и растений.

По мере развития и приспособления к меняющимся условиям окружающей среды, люди перешли к производящему хозяйству(неолитическая революция 10 тыс.лет назад). Появились растениеводство и животноводство.

В аграрном обществе появляются ремесла, бурное развитие промышленности в Англии середины 18 века. Индустриальное общество: в основе знания лежит опыт. С середины 20 века начинается эпоха глобального экологического кризиса.

Взаимодействие между обществом, природой и человеком должна учитывать не только интересы человека и общества, но и "интересы" природы.

4. Актуальность управления эколого-ресурсными отношениями человека, общества и природы.

Проявляется в двух формах:

1.в глобальном масштабе: 20 век – глобальный экологический кризис:

-нехватка ресурсов

-загрязнение окружающей среды

В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами(это чужеродные вещества, которые имеют уникальную биологическую активность, распространяются в окружающей среде далеко за пределы своего первоначального местонахождения и уже на уровне микропримесей оказывают негативное воздействие на живые организмы) и так называемые озоновые дыры.

2.для РФ:

-отдаленность добываемых ресурсов

-самая северная страна

5Понятие, сущность и основные виды природопользования.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ — сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.ПР. рассматривают как специфический, то есть характерный исключительно для социального человека, способ взаимодействия с окружающей средой. В некоторых случаях проводят границу между собственно ПР и производственной деятельностью: к производственной деятельности относят технологические процессы "под крышей", которые связаны с окружающей средой лишь каналами поступления сырья и выведения продукции и отходов.

Таким образом, выделяют три основные проекции анализа ПР:

1) как деятельности, направленной на создание условий существования общества;

2) как универсальной тенденции развития общества;

как особого свойства и способности социального человека, специфической формы его жизненной активности.

Основные виды:

Отраслевое природопользование включает в себя проблемы природопользования в добывающей промышленности, промышленное лесопользование, промысловое ПР, проблемы ПР в обрабатывающей промышленности, экологические проблемы энергетики (альтернативная энергетика рассматривается как перспективный путь решения экологических проблем), сельскохозяйственное и рекреационное ПР, проблемы ПР в транспортной сфере и сфере связи, военно-промышленного комплекса.

Рассматривая ресурсное ПР мы должны знать об особенностях использования различных видов природных ресурсов, об их территориальных сочетаниях, о проблемах опустынивания, мирового водопотребления, дефицита пресной воды, межбассейновой и внутрибассейновой переброске речного стока, транспортировке айсбергов. О проблемах обезлесения и сокращения видового разнообразия животного мира.

Территориальное природопользование. Влияние экономического развития территории на характер ПР. Переход к рациональному ПР в экономически развитых странах,ПР в городских агломерациях, сельскохозяйственных районах, экстремальных и лесных районах, обострение проблем ПР в развивающихся странах, различия развивающихся стран по условиям и характеру ПР.

6 и 9Определение природопользования. Понятие, объект, цели, задачи и функции природопользования

ПР — сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.

Объект ПР представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, используемые в хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующими и (или) иными субъектами.

Можно выделить следующие основные цели ПР как науки: 1.Рациональное размещение отраслей производства на Земле. 2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств. 3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями: а) исключение вредных влияний на природные ресурсы; б) обеспечение воспроизводства для растущих производств — расширение воспроизводства используемых ресурсов; в) комплексность пользования природными ресурсами. 4. Создание здоровой среды обитания для людей: а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате человеческой деятельности; б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов и недостаточностей. 5.Рациональное преобразование природы. Задачи ПР как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

Функциями рационального природопользования являются:

-воспроизводственная;

-пространственная;

-экологическая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...