I. Певческий голос учителя музыки
“Признавая известную ограниченность певческого голоса учителя музыки общеобразовательной школы, неверно было бы думать об ограничении его исполнительских возможностей” [9]. На уроках при иллюстрировании вокальных произведений он обязан чувствовать себя певцом-исполнителем, должен демонстрировать искусное пение, т. к. для учащихся его пение является образцом для подражания. Чтобы постоянно “быть в голосе” ему нужна ежедневная тренировка, с использованием привычного комплекса вокальных упражнений (например, <приложение3> и <приложение4>). Формирование певческих навыков и вокального слуха, который развивается параллельно в силу рефлекторных связей ощущений: слуховых, мышечных, вибрационных и других, как известно, условно проходит три этапа развития: первый этап – нахождение и формирование навыка верного звукообразования; второй этап – сохранение, уточнение и укрепление этого навыка на всём диапазоне; третий этап – автоматизация, шлифовка навыка и нахождение вариантов верной работы голосового аппарата, умение пользоваться различными вариантами звукообразования. В зависимости от этого строится работа над голосом. Помня, что внешняя свобода и подтянутость помогает мобилизовать все системы певческого аппарата, можно начать с осанки < рисунок1 >, < приложение1 >. В начале занятий так же полезны артикуляционная гимнастика и упражнения для тренировки дыхательного аппарата < приложение1 >. Первая задача при работе над вокальным голосом – найти наиболее удобно и естественно формирующиеся звуки и на этих звуках выработать правильный, хорошо резонирующий тон. (Звук “под крышечкой”) [4]. Грудное резонирование надо связывать с головным. Гласный звук должен звучать близко, “на кончике языка”, у основания верхних резцов, либо перед зубами.
Дыхание должно быть грудо-диафрагматическим. То есть дышать надо так, чтобы расширялись нижние рёбра, а верх и плечи были покойны. Вдох должен быть спокойным, бесшумным, лучше через нос. (Перегруженный вдох не обеспечивает верной подготовки к пению). После вдоха необходима краткая задержка дыхания, когда вся мускулатура подготавливается к выдоху со звуком. Перед началом пения следует подтянуть нижнюю часть живота, но не подложечную. Выдох производить очень плавно и постепенно, с ровной компактностью дыхательной струи. Для высокого звука требуется одна плотность дыхания, для низкого– другая, для слабого– поменьше, для однородных по высоте и силе звуков необходима одинаковая плотность дыхания. Звук нельзя ни толкать, ни давать ему замирать. Его надо всё время поддерживать, пока этот навык не перейдёт в привычку, автоматизируется. Начинать развитие голоса следует с чистых гласных, прививая мягкую атаку. Гласные нельзя ни толкать, ни подъезжать к ним. Их надо брать, как бы “гладя” голосом. В упражнениях, особенно гаммаобразных, если не удаётся добиться верной атаки гласной, следует применять слоги с согласными: согласный хорошо организует начало звука и “смазывание” прекращается. Надо усиленно работать над активностью губ, щёк, рта и мягкого нёба. Для правильного извлечения звука необходим свободно, естественно,– несколько больше в ширину – открытый рот. Рот следует раскрывать свободно, но не откидывать челюсть сильно. Главное на первых порах – это следить за тем, чтобы была свободна в челюстном сочленении, чтобы челюсть не зажималась. Она должна быть зафиксирована в свободно подвешенном положении. Верхние зубы всегда должна быть видны. Нельзя их закрывать губой, натягивать губы на зубы. Искусственного, однородного положения губ вообще не должно быть. Они укладываются так, как этого требует данный гласный звук. В первой октаве, на которой вначале идут занятия, рот должен быть естественным, но более округлым, как бы в укладе о. На и углы губ должны идти в стороны, а на у – вытягиваются в виде рыльца. Язык в пении должен занимать то положение, которого требует чистое произнесение данного гласного звука. Например, гласный звук и обязательно требует горбатого положения языка. На гласном а у большинства певцов по мере освоения правильного звучания язык сам укладывается в классическое положение в виде “ложечки” с кончиком у нижних зубов. Если язык на а горбится, и это является причиной плохого звучания, язык можно уложить приёмом зевка. Обычно, по мере освоения приёма зевка, мягкое нёбо приподнимается, а корень языка опускается “проваливается”, и язык постепенно укладывается. Если к горбатому языку на а ещё и плохо открывается рот, можно некоторое время петь с ручкой чайной ложечки, поставленной поперёк во рту. При этом нельзя касаться ни губ, ни языка. Вместо этого приёма для освобождения и укладывания языка можно использовать подготовительные артикуляционные упражнения “желобок” и “чашечка” < приложение1 >. Диапазон начинающих – не более децимы. Со второй октавы надо делать зевок, активно разводить углы рта, петь “на улыбке”, сокращая квадратные мышцы щёк. На высоких нотах рот раскрывается широко, челюсть несколько отходит назад. Иначе не будет звонкого, хорошо летящего звука. Однородность голоса на всех гласных и на протяжении всего диапазона – это важнейшее качество профессионального голоса.
Для активизации дикции, нужно отдельно тренировать подвижность и гибкость артикуляционного аппарата. Произносить текст следует соответственно характеру музыки: мягко но активно в напевных, протяжных произведениях, более твёрдо – в маршевых, героических, подвижных. Важен не только чётко произнесённый согласный звук, но и чистота произношения гласного, на котором тянется звук. Лучше всего получается работа над дикцией в удобной тесситуре, при умеренной силе звука. Чтобы не искажать гласные на верхнем участке диапазона, нужно мысленно быть готовым сказать эталонное слово, например у прёк, о зеро. При глубоком, далёком слове следует преодолеть скованность губ, языка, челюсти и устранить перенапряжение в дыхании, в работе гортани и подъязычной мышцы. Больший упор делается на активизацию губ и кончика языка. Губы и щёки должны быть упругими, но легко подвижными. Сильные нюансы требуют чеканной, подчёркнутой дикции, осторожного подчёркивания согласных и мягкого произношения. Чтобы слова были слышны на тихих нюансах, нужно петь на опоре. При исполнении подвижных произведений нужно облегчить и уменьшить силу звука, легко и “близко” произносить слова, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. Иногда следует не распевать, а чеканить, скандировать, акцентируя каждый слог, чётко петь мелкие ноты.
Гортань – орган, в котором возникает звук. Линейное положение гортани при разговоре, как правило, не совпадает с певческим. Для освобождения и стабилизации её положения лёгкие голоса для повышения её линейного уровня относительно положения покоя применяют светлые гласные (И, Е, А), сглатывание и лёгкий зевок. Для стабилизации её пониженного положения крепкие голоса применяют глухие гласные (О, У), более крупный зевок и прикрытие звучания. Приём: нащупайте на гортани кадык – самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Свободная и немного расширенная гортань способствует красивому, естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения гортани – залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать её руками. По ощущению она, как и челюсть стабилизируется при пении в свободно подвешенном положении.
ГИГИЕНА ГОЛОСА УЧИТЕЛЯ Постановка голоса тесно связана с воспитанием правил гигиены голоса и их соблюдением. Необходимо постоянно помнить о неблагоприятном влиянии на качество звучания голоса курения, спиртных напитков и острой, раздражающей пищи.
Необходимо помнить, что даже при незначительных нарушениях голоса, связанных с напряжением, голосовой нагрузкой или воспалительными процессами следует соблюдать голосовые правила. Голосовые правила
Возможно динамическое наблюдение за состоянием голоса и слуха в краевом центре сурдологии, слухопротезирования и фониатрии, где консультируют высококвалифицированные специалисты: врачи-сурдологи, фониатры, невропатологи, отоневрологи, психиатр-психотерапевт, педагоги-логопеды (сурдопедагоги, фонопеды, педагог-вокалист, инженеры слухопротезирования и инженеры голосообразующего протезирования Это может способствовать оказанию полного объема помощи при своевременном Вашем обращении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|