Выбор территории исследований и организация полевых работ
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение Целями учебной практики по геоэкологии являются: · Закрепление и углубление знаний, полученных в результате теоретической подготовки по учебным дисциплинам: геоэкология, природопользование, учение о гидросфере, учение об атмосфере, экология (ОК. – 6,7,13). · Приобретение практических навыков работы на местности (в окр. среде) по оценке геоэкологического состояния природных и природно –территориальных комплексов (ПК – 3,4,7,12). · Приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности по оценке характера и интенсивности воздействия хозяйственной деятельности людей на природных комплексах (ПК – 12,13,14). Задачами учебной практики по геоэкологии является:
1. Изучение природных условий полигона исследований на основе комплексной характеристики компонентов природы на опорных площадках и маршрутах по линиям геоэкологических профилей. 2. Составление картографической основы территории полигона для проведения исследований и обобщения полевой информации. 3. Изучение методики биоиндикации интегральной загрязненности атмосферного воздуха. 4. Определение на основе указанных методик степени загрязненности атмосферного воздуха, антропогенной измененности и экологического состояния природных комплексов ранга урочищ и фаций. 5. Овладение методами обработки, анализа и синтеза полевой информации. Место проведения практики в структуре ООП ВПО Практика базируется на знаниях, полученных студентами по дисциплинам: география, геоэкология, природопользование, учение о гидросфере, почвоведение, геология, гидрология, в процессе изучения которых студенты получают знания о компонентах природной среды, влияния человека на их состояние. Практика также базируется на умениях и навыках, полученных студентами в процессе прохождения практик по почвоведению, геологии, биогеографии на первом курсе специалитета. Основными требованиями являются входные знания по названным дисциплинам, понимание причинно-следственных взаимосвязей в природной среде, а также умение определять и оценивать характер воздействия человека на природу, составлять описание полигонов природных комплексов – горных пород и форм рельефа, вод, растительности и почвенного покрова.
Прохождение данной практики как предшествующей необходимо для изучения таких дисциплин, как ландшафтоведение, системы природопользования, кадастры природных ресурсов, природно-культурное наследие, а также производственных практик на 3, 4, и 5 курсах специалитета. На производственных практиках,как последующих, студенты должны с учетом знаний и навыков, полученных на учебных практиках, оценивать воздействие хозяйственных объектов экономики на окружающую среду и определить возможные пути решения экологических проблем.
Форма проведения учебной практики: полевая, на заключительном этапе – камеральная с обработкой полученных материалов в аудиториях ВУЗа. Места проведения практики: учебный полевой полигон лесного массива в 1,5 км к западу от базы «Бережок» (Белозерский район), парк Мира в придолинной части реки Вологды (г. Вологда) и ландшафтный заказник «Диковский лес» в 15км к западу от г. Вологды. Порядок работ на учебно-полевой практике 1 день – 30 мая 2012 г. Проведение инструктажа по технике безопасности. 2 день – 26 июня 2012 г. Организация бригад. Распределение обязанностей студентов по видам работ в соответствии с программой практики. Подготовка приборов к работе. Изучение природных условий территории по литературным источникам. 3 день – 27 июня 2012 г. Рекогносцировочное обследование территории исследований. Глазомерная съемка, выбор и назначение маршрутов (профилей) геоэкологических исследований. Пробные полевые работы на опорной площадке. 4-5 дни – 28-29 июня 2012 г. Полевые работы. Комплексное геоэкологическое профилирование с привязкой площадок. Описание по маршруту следования форм рельефа, почв, гидрологических объектов, растительного покрова по ярусам с одновременным сбором образцов для гербария, определение состояния биоиндикаторов методов лихеноиндикации и видов антропогенных воздействий и степени антропогенной измененности по стандартным методикам. 6 день – 4 июля 2012 г. Камеральные работы. Составление комплексной физико-географической характеристики территории. Предварительная оценка экологического состояния исследуемой территории. Оформление журналов (бланков) полевых исследований (описаний). Выбор территории исследований и организация полевых работ 2. Подготовительные работы Для проведения учебно-полевой практики необходимо было выделить участок местности в пределах исследуемого ландшафта. На топографической карте или плане масштаба не менее 1:10000 местность, подлежащая обследованию по программе практики, разбивалась на параллельные маршруты (рисунок 2.1.). На каждую бригаду приходилось по одному маршруту длиной 1 км, т.е. по 10 учетных площадок, расположенных через каждые 100 м по заданному маршруту (профилю). На карте показывалось начало каждого маршруту и устанавливался общий для всех маршрутов азимут движения (240о).
Рисунок 2.1. – Схема параллельного Рисунок 2.2. – План границ территории
2. Рекогносцировочное обследование участка производства полевых работ. При отсутствии картографического материала на исследуемом участке выполняется рекогносцировочное обследование. В процессе его составляются абрисованные территории – ориентированный глазомерный план, который и используется на начальном этапе планирования полевых работ (рисунок 2.2.). В современных условиях контур границ обследуемого участка ландшафта легко получить с помощью GPS – навигатора. Достаточно совершить обход участка и установить условные координаты характерных точек – мест поворотов сторон границ участка. 3. Выбор площадки для выполнения комплексных геоэкологических работ Площадки для комплексных описаний геоэкологического состояния закладывались через каждые 100 м при движении по линии профиля, а при наличии вырубок смещались на определенное расстояние до незатронутого хозяйственным воздействием лесного массива. Через площадку не должны проходить лесовозные дороги. Площадки намечаются номерами на деревьях. Размер площадки 30 на 30 м. На намеченной площадке выбирались и осматривались деревья, покрытые лишайниками. При этом на площадке число деревьев с диаметром ствола 10 см должно быть не менее 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|