Понятие психологической нормы и патологии
Понятие нормы и патологии это одна из проблемных зон (методологических) в клинической психологии (до сих пор не понятно, где эта граница)
Разные модели к определению понятия нормы: (лекции Пушкиной Т.П). - статистическая модель (нормально среднее большинство) спортсмены, например, бегают быстрее – это отклонение, чукча отличает 120 оттенков снега, а лама – 120 оттенков пульса, модель несовершенна, ей нельзя четко следовать, все относительно - психометрический подход (есть определенный среднестатистический результат нормы, кривая нормального распределения, самое трудное – определить на стыке, норма это или патология) у Ламброзо «Гениальность и помешательство» - утопическая модель Роджерса (меньшинство пребывает в состоянии абсолютного психического здоровья, самоактуализирующихся людей мало) - отсутствие девиантного, отклоняющегося поведения (меньшинства, например, подростковые объединения – можно говорить, что там есть девиантное поведение, получается, что они патологичны, как и любой человек, который нонконформен) - системная модель (функционирование человека как набор систем: биологическое, профессиональное и эмоциональное адаптивное поведение) Нет до сих пор четких критерий норм, принято понятие нормальности практического толка: - анормальное поведение причиняет вред самому человеку или его окружению,поведение наносит значительный ущерб профессиональному или социальному функционированию индивида - поведение требует внимание со стороны медицинских, судебных или общественных властей (антисоциальная психопатия – судебная)
Когда говорим о заболеваниях, для каждого есть определенные критерии.
Пять осей в американской структуре, личностные расстройства определяются специальными методами, у нас практически нет психологических методик для этого (Ласовская разрабатывает опросник для определения пограничных состояний, но много критики). Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Норма — это термин, вкоторый может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. Оригинальное значение древнегреческого слова patos,от которого и происходит термин «патология», — это страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Употребление слова «патология» также предполагает наличие одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть не одна, а несколько порой противоположных причин не только биологического, но и социального происхождения. Например, депрессии могут быть обусловлены нейрохимическими нарушениями (пониженная активность биогенных аминов — серотонина, норадреналина, дофамина), нейрогормональными изменениями, вызванными гиперактивностью системы «гипоталамус — гипофиз — надпочечники» (повышенное выделение кортизола). Но депрессии с такой же вероятностью могут также вызываться жизненной ситуацией (не только текущими условиями жизни, но и культурными, эпохальными, политическими и т. д.), а также мотивационно обусловленными особенностями когнитивной переработки информации (интерпретации событий). По причине трех перечисленных особенностей употребления слова «патология» (обязательное наличие у отклоняющегося от нормы человека страдания, плохого самочувствия; предположение одействии одной ведущей причины нарушения; выраженный оценочный компонент) многие ученые выступают за его исключение из лексикона психиатров и клинических психологов, предлагая взамен использование термина «расстройство».
Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня. Определение психического расстройства опирается на три базовых критерия: 2) состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (так называемые «дисфункциональные состояния»); 2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
«Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (индивидуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали»
Нормальные психические процессы должны адекватно отражать окружающую действительность, позволять адекватно воспринимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями. В то же время психическая норма не является чем-то застывшим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и развитием своих потенциальных возможностей. Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели окажется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психологической защиты, облегчающие состояние личности. Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряжения, подъема и т. д. Для детской психопатологии оценка психической нормы потребует диагностики с учетом возрастной динамики. В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|