Комментарии к эксперименту №2
Предположим, что тип информационного метаболизма действительно существует и проявляет себя уже на очень ранних стадиях развития человека. Каковы же могут быть его появления в детстве, покуда человек только осваивает мир? Ведь если ТИМ, как утверждают современные соционики, формируется к трём годам, должны существовать и определяться определённые неизменные свойства и признаки ТИМа, в том или ином виде проявляющиеся и у взрослого. Было бы несерьёзно искать, допустим, формальную логику у трёхлетнего ребенка, её у него попросту нет. А ТИМ, говорят, есть. Пусть говорят! Мы же пока ограничимся Юнгом, общей психологией, трудами Брунера, Аха, Пиаже Сперва процитируем Пиаже: «Операциональный акт по своему содержанию может быть очень сходным с интуитивным, сенсомоторным или перцептивным Значит, наша задача выделить форму акта и его организацию, то есть два признака: форму отражения и предпочтительную стратегию мышления, прич`м Что может отражать психика ребенка на первых трех этапах развития сенсомоторного (доречевого) интеллекта? Каковы соответствующие им стратегии?
1. Ощущение. Ощущение — форма отражения внешней реальности, свойственная первой (элементарной сенсорной) стадии развития интеллекта, это первый виртуальный образ реальности, монтируемый психикой при входе сигнала от сенсоров. Человек считывает всеми возможными рецепторами свойства предметной среды и ощущает Ощущает он и себя, хотя в столь раннем возрасте ещё не умеет отличать себя от мира. Содержательный аспект этой стадии — распространение рефлекторных реакций на новые объекты. Функциональный аспект — освоение готовых схем действия ради расширения области применения (ассимиляция[1]). Поведение — безусловно-рефлекторное. 2. Перцепция (восприятие). Формой отражения среды является образ предметного мира. Происходит пассивная аккомодация (изменение готовых схем с учётом свойств объекта), человек учится координации навыка и восприятия. Стадия развития ориентирована на выработку условных рефлексов, образование навыков и обучение простейшим операциям. Отмечу, что в выработке условных рефлексов участвуют эмоции[2]. Здесь нужно быть особенно внимательными. Что есть образ предмета[3]? 3. Интеллект (мышление). Форма отражения — образы предметных ситуаций. Любой предмет, одушевлённый или нет, соединяется Если предположение верно, при освоении чего-либо человеком прослеживаются
Для удобства приведу таблицу, иллюстрирующую стадии развития речевого мышления.
Теперь мы можем выделить некоторые общие признаки, объединяющие стадии развития сенсомоторного интеллекта со стадиями развития речи. Эти признаки будет разумным искать и в речи взрослого человека при определении его «излюбленных» форм отражения и стратегий мышления. Сенсорика в форме отражения ощущения и стратегиях будет представлена: · ощущениями; · глобальным представлением объекта вне действия с ним; · субъективным обобщением без участия свойств объекта, инклюзивностью (всебяканностью) оценки; · переносом прошлого опыта в настоящее, «подтягиванием» его к ситуации; · подчинением обозначаемых объектов обозначающему. Интуицию представляют: · образы предметного мира, выбранные для совершения дальнейших операций; · интерес к настоящему (или к описываемому моменту), к практическим действиям; · «подтягивание» к предмету обсуждения его разрозненных свойств и качеств; · наборы объектов, между которыми не наблюдается ни одного общего признака. Если сравнить сенсорный и интуитивный размыто-субъективные (каркасные) образы (соотносимо с БС и БИ), мы увидим, что за сенсорным всегда имеется в виду некий объект, а за интуитивным — отношение между предметами, где очередная «атмосфера» приписана конкретному «месту», объекту, а иногда и взаимодействию их между собой или человека с ними.
Немного о логике. Если не стоит задача «отделить логику от этики», обладающая самоценностью, логику можно отделить от всего остального, а точнее — от пралогического мышления. Мы проверяем не общую развитость, не словарный запас, а «любимый», удобный для человека способ мышления. В нашем эксперименте мы именно искали сильную естественную логику, Предполагалась, что при прохождении квеста человек выберет самую удобную для него стратегию. Квест заведомо был достаточно трудоёмким и требующим активного осмысливания. Его можно пройти любым удобным способом, в том числе при помощи пралогического мышления.
Как бы развит ни был человек, в сложной ситуации он опирается на свои сильные стороны. Что нас интересовало? · Что именно выделит человек, что «отразит» в процессе решения задачи · Какова предпочтительная стратегия? Будет ли заметно отделение формы · Какие виды комплексов образует человек при решении каждой из задач? Будет ли оперировать понятиями? Произведет ли логическую операцию Квест позволяет избежать множества искажений, связанных со сложившимися стереотипами и предвзятой оценкой самого себя, а также своих действий и намерений. Когда человек поставлен в позицию ребёнка, осваивающего коробку с незнакомыми игрушками непонятного назначения, он может достаточно уверенно показать свои сильные стороны. На этом этапе эксперимента мы не берёмся выявлять социотип, или же подтверждать (опровергать) существование такового. Мы ищем сенсорику, интуицию и логику, методом исключения выявляя симптоматику этики.
А что же с психософией? Психософия показывает не форму отражения и стратегии мышления, а стратегии и формы поведения. Последние будут зависеть не от ТИМа, а от врожденного потенциала человека, возможностей проработки стадии развития по одному · физический; · интеллектуальный; · эмоциональный; · потенциальный (нацеленный на возможности развития). «Проработка» ПЙ типа, в сущности, и заключается в завершении взрослым человеком этапа развития по какой-либо из указанных позиций. И психософские «чебурашки» — всего лишь более или менее равномерно развитые люди. Но это уже совсем другая история… 😊
Список источников:
· Piaget, J. The Psychology of Intelligence. London: Routledge and Kegan Paul, 1951. · Выготский Л. С. Мышление и речь. Под редакцией и со вступительной статьей · Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Под редакцией Д. А. Леонтьева · Носов Н. А. Виртуальная психология — М.: АГРАФ, 2000.
· Петухов В. В. Общая психология. Курс лекций МГУ. URL: https://goo.gl/fwZVEm · Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие
При создании квеста мы использовали модифицированную методику
[1] Ассимиляция и аккомодация (от лат. assimilato — слияние, уподобление, усвоение) — конструкт операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счёт его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли [2] Эмоции — механизм оценки биологической значимости раздражителей. [3] Предмет и объект. Предметом назовем всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. Объект же дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако [4] Символизация. Образ-символ — способ представления реальности, связанный с практической жизнью субъекта. Символ — способ определения ситуации, Который содержит возможность дальнейшего развития и возможность осознания этого способа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|