Теоретические предпосылки развития понятия культуры производства и её роль в государственной безопасности.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В работе «Взгляд с карусели» Иосиф Бродский в 1990–м[1], очень точно сформулировал проблему национальных интересов России в условиях глобализации: «Подлинным эквивалентом третьей мировой войны представляется перспектива войны экономической». По мнению В.Д. Нечаева[2], слово «глобализация», ещё в 1988 году отсутствовавшее в словарях, спустя всего 15 лет после своего появления стало одним из самых распространённых в политическом лексиконе. Произошёл заметный сдвиг в тональности самого обсуждения глобализации. Поначалу преобладали оптимистические настроения. Глобализация понималась как усиление взаимосвязей и взаимозависимостей, повсеместное распространение и проникновение цивилизованного образа жизни. Для мировой экономики глобализация выгодна, так как её идеологический продукт заключается в организации мировых финансовых и информационных сетей. Люди, которые создают глобальные сети, заинтересованы в смывании границ, но под собственным контролем, по своему усмотрению и по всей территории. Когда в рамках этой идеологии говорится, что мир един и неделим, то имеется в виду, что он един и неделим под контролем элиты группы стран. Это просто недоговаривается.
У государства, управляемого транснациональными компаниями и мощными неправительственными благотворительными организациями, интересы будут учитываться в последнюю очередь. Это государство будет получать такую величину выигрышей от работы её экономики, которую сочтут нужным транснациональные корпорации, а не само государство. Глобализация означает жёсткую экономическую конкуренцию не только между отдельными компаниями, но и между государствами и национальными экономиками. Борьба разворачивается и за расширение рынков своих товаропроизводителей, и за привлечение инвестиций, и за квалифицированные трудовые ресурсы. В нынешней системе международных отношений тон задают экономически развитые демократии: США, страны Евросоюза, Япония. Речь идёт о большой игре, главными друзьями – соперниками в которой остаются суверенные национальные государства [3]. Суверенитет – это не закрытость, самоизоляция и новый «железный занавес». Наоборот. В условиях современного мира это открытость и способность обеспечить своё эффективное участие в конкурентной борьбе. В этом случае надо понимать, что лучшим способом защиты от внешней управляемости является собственная конкурентность государства на мировом рынке. Следовательно, суверенитет – это не что иное, как способность успешно конкурировать. Известно, что именно качество продукции практически обусловлено культурой производства присущей данной отрасли и стране. Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 (The Global Competitiveness Index 2015–2016), который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Позиция России в рейтинге улучшилась с 53 до 45 места. Величайшим достижением Советской власти является индустриализация.
Индустриализация 1930-х годов позволила создать промышленность, ставшую каркасом экономики, и за короткое время достичь такого результата, о котором не могли и мечтать прежние руководители. Результаты были на лицо. Если в Первую мировую войну мы уступали в технике и вооружении, получая их образцы от союзников, то в 1941-1945 годах советские специалисты создали одни из лучших в мире образцы военной техники. Основной причиной, на наш взгляд, являются системы, методы хозяйствования, а также самое главное – культурные особенности, одной из которых является – отношение к труду и творчеству. Наше государство на сегодняшний день сохраняет конкурентоспособность с большой натяжкой, в таких отраслях как оборонный комплекс, авиастроение, космическая отрасль и то благодаря тому толчку, который нам дала история до Второй мировой войны и после. В связи с этим возникает вопрос: «А что дальше?». Пришедшие к власти либералы в 90-х разрушили экономические связи и не только в экономике промышленности, но и во всех областях народного хозяйства. Сегодня мы переживаем уничтожение лучшей в мире системы образования ориентированной на народ, массовое знание, которое давало преимущество в развитии государства. Проблема сегодня заключается не в том, что делать, а как? Сегодня уже даже не приходится говорить о трансформировании советской культуры производства в условиях современной России, с учётом достижений отечественной и зарубежной науки и мировой производственной практики, а необходимо все начинать с нуля, чистого листа, чистого поля. Мировые технологии в машиностроении, авиостроении, судостроении, электроники и т.д. ушли на много поколений вперед в своем развитии. Например, согласно последней редакция: 07.07.2014. Рейтинга патентной активности стран мира - Россия находится на 7 месте отставая от Китая, США, Германии, Японии, Индии, причём в Китае и США зарегестировано по 500000 заявок на патент а в России только 40000. Интересен, так же показатель уровня научно-исследовательской активности считается одним из ключевых показателей научно-технического развития страны и рассчитывается как общее количество научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в систему индекса научного цитирования: Science Citation Index (SCI) и Social Sciences Citation Index (SSCI). В качестве источника информации выступает база данных научной статистики Thomson Reuters, Национального научного фонда США и международных научных организаций. Анализ научно-исследовательских публикаций охватывает следующие области: науки о Земле, астрономия и космос, математика, физика, химия, биология, медицина, психология, социология, техника и технологии, машиностроение, сельскохозяйственные науки. Показатель научно-исследовательской активности стран мира публикуется в специальном отчете Национального научного фонда США под названием «Science and Engineering Indicators». Позиция России в рейтинге соответствует 15 месту. Но здесь важно понимать, что лидирующую строчку занимают США здесь более 200 тыс.статей, а у России лишь 14 тысяч.
Конечно, нет смысла в очередной раз говорить о том, что мы все потеряли, какие возможности упустили. Сегодня пришло такое время, что нам всем нужно очень быстро бежать в своем развитии продолжая эволюционировать, т.к. в противном случае придётся делать революционный скачок как на социальном так и производственном уровнях, в противном случае одно государство может превратится в десяток разрозненных. В настоящее время у либеральной элиты России нет понимания термина – культуры производства и нет в нем потребности, как основного показателя развития экономики государства. В настоящее время в экономиках развитых стран львиная доля капитала относится к производственному, промышленному сектору, в то время как в России уже второе десятилетие внедряют модель постиндустриального общества. Культуру производства можно рассматривать как синтез материальных и духовных ценностей, на которые необходимо ориентировать человека с раннего возраста. Применительно к техническому производству можно говорить о культуре производства как о системе ценностей, включающей, кроме духовного начала: технологии конструирования, технологий изготовления и технологии использования[4].
Кроме того, культура производства эта система материально выраженных смыслов, присущих определённому обществу людей и составляющих основу для их взаимодействия между собой, а также приспособления и изменения окружающего мира. Она является коллективным сознанием общества, его историческим опытом. Культура производства постоянно воспроизводится через процессы совместной деятельности и общения людей, передаётся из поколения в поколение. Ни одно техническое, научное решение не является окончательным, так как наука развивается непрерывно и взаимосвязано с различными областями научного знания, следовательно, любое достижение дискретно на данный момент времени. А поэтому культура производства позволяет ставить задачи дальнейшего развития самого производства. Только при такой политике, Россия сможет сформировать средний класс общества, способный учитывая культурные особенности нашего общества и его менталитет развить конкурентоспособную национальную культуру производства как фактор сохранения суверенитета государства в эпоху глобализации. Тем самым сформируется определённа прогрессивная социальная структура, а это будет являться гарантом безопасности страны. Сегодня вопрос создания, развития и совершенствования культуры производства можно отнести к одному из ключевых вопросов национальной безопасности государства. Тот вклад, который сделала советская система образования неоценим, по своим масштабам и результативности. Примером являются существующие на сегодняшний день, и остро нуждающиеся в должной поддержке и внимании Союзы юных техников, Дворцы творчества и т.д. Как показывает практика, сложившаяся в нашей стране, лишь 15-18% выпускников средних и высших учебных заведений работают по специальности. И причина здесь не только в слаборазвитости производства, но и в существовании такого феномена, когда производство и образование существуют сами по себе, в отрыве друг от друга. На протяжении не одного десятилетия в учебные заведения, как правило, студенты приходят не за знаниями, а за дипломами. В результате – не только низкий процент работающих по специальности и низкое качество знаний молодых специалистов, но и низкий уровень культуры производства[5]. Однако, есть и другая практика, когда знаменитые ВУЗы России принимают вне конкурса ребят обучавшихся во Дворцах творчества и других учебных заведениях дополнительного образования. Подтверждением тому являются система непрерывного образования от центра творчества детей до высшего учебного заведения. В этих условиях сложилась определённая закономерность: ребята, посвятившие своё детство решению задач научно-практического характера, как правило, посвящают этому направлению свой профессиональный выбор.
Основная причина, такого парадоксального положения дополнительного образования в России, заключается не в несовершенстве системы непрерывного образования, а именно в её отсутствии. Сегодня нет единой программы, которая позволяла бы объединить общей целью: дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование с производством. В условиях переживаемого нашей страной кризиса реальной, практической основой его преодоления является серьезное, достаточно радикальное преобразование главного, ключевого «ресурса» нашего общества - человека, россиянина. Преобразование - в направлении развития и культивирования его творческих способностей и возможностей. Кризис настолько глубок, что выйти из него в состоянии только активный, деятельный, творчески одаренный человек и народ. Спасение только в этом, иного не дано. Это единственный адекватный ответ на брошенный Историей вызов. И народ, который по праву считает себя великим, должен суметь достойно ответить на этот вызов. Но необходимость творчества для общества, крайняя потребность в нем обусловлена не только нашими российскими, национальными обстоятельствами. Она вызывается также глобальными, общемировыми условиями - резким ускорением темпов, а также противоречивостью, катастрофичностью социального развития. Отсюда, по мысли В.А.Щученко, вытекает потребность в переориентации воспитательно-образовательной системы»: акцент должен быть сделан не столько на постижении законообразного и регулярного, сколько на воспитании «творческого отношения к делу, «синергийного» стиля мышления», «умении решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями». «Легче будет тем странам и народам, - полагает автор, - которые сумеют перестроить свои подходы в сфере воспитания и образования». ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ЕЁ РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Понятие «культура производства» носит многогранный характер. Это не только теоретическое понятие, но и реальная практика общественной жизни. Поэтому решить эту проблему можно лишь при совместных усилиях представителей философии, политэкономии, социологии, психологии и, конечно, образования. При ее решении необходим комплексный подход, когда производственная культура рассматривается в ее связи со всеми сторонами и процессами жизнедеятельности общества. Профессия - это не только работа, квалификация или общность людей (термин имеет несколько значений). Профессия — это и образ жизни (слово "образ" в данном привычном словосочетании означает не ментальный феномен, не представление, а уклад[6]). И есть основания говорить о профессиональной культуре[7]. О большом множестве профессиональных культур, в чем-то сходных, а в чем-то различающихся. Вместе с тем в каждой профессиональной культуре можно выделять ее составляющие - интеллектуальную культуру специалиста[8], культуру двигательную (психомоторную) [9], коммуникативную[10] и т.п. [11] поэтому здесь задача заключается в определении направленний на реализацию культурологического подхода в профессиоведении. Такой подход позволяет наиболее полно выявить как положительный опыт формирования культуры производства на всех ступенях технического образования, ее воздействия на все стороны жизни общества, так и негативные моменты, мешающие ее дальнейшему развитию. В процессе развития культуры производства сложились определяющие предпосылки: исторические, гносеологические и экономические. В системе подготовки кадров для производства особое место занимают гносеологические предпосылки Наличие в первобытной культуре индивидуальных свобод, с самого начала отличившее человеческую деятельность от поведения животных, таило в себе возможность совершенствовать образ жизни, углублять познание мира и развивать умения человека во всех сферах практики. А индивидуальная свобода – это не что иное, как творческая деятельность. Такое утверждение находит своё отражение в работе М.С.Кагана,[12] где он отмечает, что ремесло стало главной движущей силой прогресса, медленно, но неуклонно изменявшего жизнь первобытного общества: оно даровало мотыгу и копалку, копье и нож, лук и стрелы; оно открыло возможность обжига глины и выплавки металлов. А тем самым оно изменяло сознание и самосознание первобытного человека, динамизируя, в конечном счете, все пространство культуры — ее материальной, духовной и художественной сторон. Свою практическую деятельность греки назвали словом " техне ", вошедшим в лексикон всех европейских народов, — оно означало, по Аристотелю, " единство опыта и знания ", то есть, охватывало всю преобразующую природу созидательной активности людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно — так, как может созидать только человек, по греческой же терминологии, "свободнорожденный" — ведь только свобода открывает перед людьми возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, а прежде всего — мифологически-фантастическое. Обретение такого сознания и самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры. Развитие материальной практики позволило человеку осознать свое кардинальное отличие от всех других живых существ, свою творческую силу, превосходящую физическую силу зверя, и свою свободу действий, более ценную, чем циклическое возрождение лишенного свободы растения. Так появляется у греков понятие "пойезис" — творчество. Вырвавшись из рамок традиционалистского мышления и признав право художника на собственную трактовку библейских и античных сюжетов и образов, ренессансное художественное сознание еще не положило в основу творчества принцип индивидуальной свободы самой инвенции, права воображения сочинять то, чего нет ни в реальном, ни в мифологическом опыте, — еще не был осознан принцип "абсолютной свободы творчества", который станет коренным в буржуазной культуре, начиная с эпохи романтизма, и это вновь говорит о переходном характере данного типа культуры. Культуре во главу угла поставлено именно созидание вещей, то есть, отношение человека и природы, а не человека и человека. Он рассматривается теперь как свободный и автономный товаропроизводитель, способный своей индивидуальной активностью создавать из природного бытия бытие культурное (его идеальная модель — Робинзон Крузо), а на духовном уровне — как демиургическое фихтево "Я", творящее "не - Я". Противоположным по отношению к средневековому стало и соотношение материального и духовного "разделов" культуры: неуклонное и все более технически совершенное развитие производства в союзе с делающим гигантские успехи научным познанием природы, то есть, высокая степень теоретического и практического овладения материальным миром, привели не только к "переоценке ценностей" в соотношении материального и духовного, которую закрепил и обосновал позитивизм, ставший в XIX веке в развитых капиталистически странах способом мышления, а не просто очередным философским течением, но, в конечном счете, к появлению в культуре XX века таких явлений, как "техницизм", "конструктивизм", "функционализм", "вещизм", "бездуховность" — разных аспектов "потребительского общества", вызывающего ужас и резкую критику представителей "романтической оппозиции" индустриальной цивилизации. Так на смену традиционализму — религиозному, политическому, юридическому, этическому, художественному — в историю культуры пришел креативизм, признавший абсолютную ценность новаторства, и чреватый поэтому неизбежными конфликтами каждого поколения с предшествующим. Только в XX столетии высокий уровень технического развития и интересы торговой конкуренции вызвали потребность включить эстетический критерий в качестве необходимого в культуре производства, что породило движение "технической эстетики" или "дизайна'' (поначалу из чисто прагматических прозаических целей — характерна ставшая широко известной мотивационная формула: "Красота приносит прибыль"). Модернизм есть последняя фаза развития буржуазной культуры производства, в которой все заключенные в ней изначально противоречия доведены до логического предела. Это происходило и под влиянием внутренних движущих развитием буржуазной культуры сил, и под влиянием социальных катаклизмов, потрясших Европу в первой половине века, — двух мировых войн, масштаба и смертоносной мощи которых еще не знала история человечества, и двух революций — пролетарско-социалистической в России и национал-социалистической в Германии. Влияние войн на развитие культуры еще должным образом не оценено, но оно прояснится, если мы учтем, какое стимулирующее влияние они оказали на развитие науки и техники — от радио- и телевизионной связи до кибернетических систем управления, космических полетов и атомной энергетики. Культурное значение всех этих великих открытий и изобретений состоит не в их собственном научном и техническом содержании, а в их влиянии на психологию людей XX столетия. Это выразилось, во-первых, в том, что неизмеримо вырос авторитет естественных наук и воплощающей их открытия техники, доведя их приоритет в культуре до такого уровня, какой стал обозначаться понятиями "сциентизм" и "техницизм". Во-вторых, это сказалось на сильном влиянии точного знания и технического конструирования на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество — оно проявилось в таких явлениях, как структурализм, функционализм, конструктивизм, дизайн и многих других. В-третьих, возрастание роли науки и техники в жизни общества вело к изменению отношения человечества к способам разрешения противоречий между человеком и природой и человеком и человеком, ибо достигнутый уровень техники позволял надеяться на возможность преодоления экологического кризиса, грозящего человечеству гибелью, и возможность его избавления от новых мировых войн и революционных катаклизмов, на возможность мирного разрешения всех конфликтов в жизни общества благодаря объединению человечества для решения наиболее опасных для его существования проблем; вместе с тем это обостряло возникшую еще в прошлом веке проблему отношений между научно-техническим прогрессом и нравственными ценностями. В научной литературе нет четкого ответа на вопросы: что входит в понятие «культура производства»; каковы способы и формы ее взаимодействия с обществом и человеком; каким должен быть уровень производственной культуры; каковы ее функции и факторы развития в современных условиях; каковы пути её формирования? Толковый словарь русского языка С,И. Ожегова побуждает нас различать общее и частное значения слова "культура" Первое: "...совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей" Второе выражено так: "...высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. Культура производства. Культура голоса (у певца). Физическая культура (физкультура). Культура речи"[13]. "Высокий" (уровень) можно понять как "геометрическую" (устремленную вверх) или "первобытную" (уходящую в глубь веков) метафору. Но скорее всего под "высоким" уровнем понимается совершенство чего-либо с точки зрения идеалов культуры. Рассматривая мировую историю культуры с максимальной обобщенностью, приходишь к выводу, что гносеологическая сущность культуры производства сформировалась пройдя две большие ступени: — теоцентристскую и натуроцентристскую. Всякое религиозное сознание сковывает свободу и творческую активность личности, подчиняя ее тем или иным мифологическим представлениям и канонам, поведения. Вместе с тем, и натурализм позитивистского толка, и псевдомарксистский социологизм оказались неспособными решить "проблему человека", потому что растворяли его "человеческую, слишком человеческую", по известному выражению Ф. Ницше, сущность в природной или в социальной материи. Человечество сегодня идет к осознанию неразрывности культуры и человека, "ставя на свое место" машину, как бы ни была она полезна для него сейчас и еще более совершенна в будущем, ибо единственное, что неспособна продуцировать машина, — это человеческую духовность, вне которой не было, нет и не может быть культуры[14]. Поэтому именно в наше время стала осознаваться неудовлетворительность той педагогической системы, которая вырабатывалась, начиная с XVIII века, в соответствии с потребностями научно-технической цивилизации, и начала вызревать мысль о необходимости привести ее в соответствие с интересами культуры производства, движение к которой и составляет существо переживаемого нами превращения одного культурного состояния в другое; речь идет о том, чтобы видеть в школе не учреждение системы "образования" и "обучения", а институт культуры, для которого задачи образования и обучения являются лишь сторонами несравненно более сложной, многогранно-целостной деятельности — приобщения к культуре входящего в жизнь молодого человека и формирования его потребности и способности развивать собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода. Речь идет о становлении человека как субъекта труда. Мы разделяем мнение Е.А. Климова[15], о том, что употреблять термины "развитие" "формирование" можно, если правильно их понимать. Иногда развитие видится как разновидность становления[16]. Кроме этого следует отметить, что, например, в работах Л.С. Выготского термин "развитие" трактуется как "культурное развитие" Собственно человеческое развитие мыслится как "овладение собой" связанное и с "соматической мощностью" и с культурным опытом, приобретаемым во взаимодействии с людьми[17]. Однако термин "развитие" может толковаться как завышенная оценка спонтанного (пусть закономерного) или даже рокового изменения предмета рассмотрения. Случается, говорят и пишут: "развитие и формирование" "развитие и обучение" как бы противопоставляя соответствующие реальности: человек как-то развивается, а мы-де его должны формировать "как надо" И формируем его в ходе образования (обучения и воспитания, включая и профессиональные варианты этого процесса). Термин "формирование" может наталкивать, в частности, на мысль о навязывании человеку чего-то извне (скажем, в ходе формирующего эксперимента). Образование, обучение могут рассматриваться (и не без оснований) даже как насилие над человеком[18]. Необходимое, но все же насилие. Термин "становление " представляется более оправданным в связи с тем, что человек является и "формирователем" (делателем), воспитателем самого себя. Нельзя не признать, что человек – система, во многом самоорганизующаяся. Недаром, когда кого-то (достигшего определенных успехов, общественного положения) хотят высоко оценить, похвалить, то говорят о нем, что он Selfmademan (англ.) - "сделал самого себя" (см., например[19]. Чем активнее человек на пути своего развития, тем больший вклад ожидается от него в это "делание самого себя" достойным членом той или иной человеческой общности. Термин "становление" более удобен: здесь подразумевается некоторое соотношение развития, формирования и "самоделания". Этот термин может быть отягощен некоторыми побочными ассоциациями философского толка ("развертывание абсолютной идеи" по Гегелю и др[20].). Но в контексте психологии и профессиональной педагогики он употребляется с учетом многосторонности и сложности соответствующих изменений психики субъекта труда как сложной системы [21]. Едва ли может быть спорным утверждение о том, что образование (в частности, профессиональное) и, следовательно, становление человека как субъекта продуктивной деятельности (труда) должно быть сообразным культуре. Это согласуется с известным положением о том, что содержание образования должно быть изоморфно культуре[22]. Имеется в виду культура, несущая гуманистические идеалы. Правда, на практике, в повседневной жизни люди отнюдь не обязательно осмысливают свою активность в связи с понятием "культура" и задачами ее совершенствования. Вероятно, чаще эта активность понимается примерно так: "вывести детей в люди" "стать не хуже других" "быть все лучше и лучше" "ремесло за плечами не виснет" и т.п. Т ребования к культуре производства непрерывно растут, и отражая рост достижений науки и техники, а также становление духовной жизни общества, сама система постоянно совершенствуется, расширяясь новыми компонентами[23]. Согласно исследованию И.Ф.Байдюка, понятие культуры производства - не простое и однозначное, а сложное переплетение технических, социальных, юридических, психологических, физиологических, и других областей знаний, объединяющих воедино технику и человека. Повышение культуры производства, по мнению автора, должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как совершенствование технической культуры, эстетической культуры производства, культуры труда, управления, а также организационной и информационной культуры. За основу структуры культуры производства было взято видение А.А.Погорадзе[24] и И.Ф.Байдюка, которые рассматривают и характеризуют её составляющие. Культура производства – совокупность нормативных требований к технико-экономическому, организационному и эстетическому уровню производства. В понятие культура производства входит также степень совершенства овладения той или иной отраслью знаний или деятельностью: трудом, техникой, производством, управлением и др. В практике часто пользуются и такими понятиями, как техническая культура, эстетическая, культура поведения, речи, бытовая культура, санитарная, физическая, культура торговли, информационная культура, экономическая, правовая, культура труда, нравственная культура, культура управления и т.д. И во всех случаях понятие культуры связано с прогрессивными изменениями в самом человеке и в жизни общества в целом. Современные достижения науки и техники стали возможны в результате способности общества к творческой деятельности, достижения высокого интеллектуального уровня и определенных положительных субъективных качеств у работающих, благодаря гуманитарной культуре как первоисточника воспитания самосознания личности. К этим качествам относятся: трудолюбие, инициативность, организованность, рационализм, аккуратность, дисциплинированность, результативность деятельности с ее творческим началом, пунктуальность чувство ответственности, самокритичность, гордость за свою профессию и т.д.. Культура производства в широком смысле этого слова характеризуется: деятельностью коллектива, направленной на повышение эффективности производства при использовании достижений науки и техники, улучшением условий труда, повышением квалификации работающих, совершенствованием трудовых отношений в коллективе. Требования к культуре производства непрерывно растут, отражая рост достижений науки и техники, а также развитие духовной жизни общества. Таким образом, понятие культуры производства - не простое и однозначное, а сложное переплетение технических, социальных, юридических, психологических, физиологических, и других областей знаний, объединяющих воедино технику и человека. Повышение культуры производства осуществляется по таким важнейшим направлениям, как совершенствование техники, эстетизация производства, научная организация труда и управления. Техническая культура Техническая культура - это отображение культуры общества в сфере материального производства. Она, как важнейшая составляющая в области организации производства, труда и управления, по форме и содержанию меняется с каждым новым периодом развития производства. Новая, более высокая, культура создается в результате критического анализа и осмысления достижений предшествующих периодов развития, и процесс этот динамичен. Наиболее эффективное направление в условиях ускорения научно-технического прогресса - повышение эффективности производства, производительности труда. Сложность здесь заключается, прежде всего, в том, что ее решение целиком зависит от интеллектуального потенциала работников, способных создавать технологические схемы, сберегающие труд и материальные ресурсы, широко и полно использовать передовой опыт. Высокая техническая культура, при которой конечный продукт обладает высокими потребительскими свойствами, создается при высоких уровнях механизации, автоматизации, технологичности производственных процессов. А этому способствует высокий интеллектуальный уровень конструкторских и технологических решений, небольшие размеры капитальных затрат на перевооружение производства. В целях обеспечения мобилизации творческого потенциала коллективов на повышение технической культуры нужно умело управлять стимулами. Проблему повышения технической культуры нельзя решать изолированно. Она взаимосвязана с проблемами производства, труда, управления и включает в себя совершенствование объекта производства оборудования, технологии, механизацию и автоматизацию производственных процессов и т.д. Понятие техническая культура характеризует уровень комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения передовой технологии, оборудования, совершенной организации производства. Техническая культура обуславливает высокий уровень разработок и изготовления изделий, удовлетворяющих требованиям к высокому качеству и надежности, унификации и стандартизации, эстетическому и эргономическому совершенству производства. Эстетическая культура В сочетании с технической культурой эстетическая сторона, является одной из важных сфер культуры производства. Так, в области проектирования она охватывает технологию и оборудование, производственные интерьеры иархитектуру зданий и территорий, организацию производства, транспорт, связь. При эстетизации производства предъявляются высокие требования именно к его технико-организационному уровню, художественно-конструкторским качествам средств производства, обеспечивающих: - минимальные затраты ручного труда средствами механизации и автоматизации; - благоприятные условия труда, достигнутые средствами оптимизации световых и акустических режимов, регулированием воздушной среды, соблюдением техники безопасности; - поддержание надлежащего порядка, чистоты средствами зонирования производства, систематизации перемещения обрабатываемых фоновых экранов, средств связи; - эстетичность производственной одежды и обуви; - систему планово-предупредительного обслуживания рабочих мест; - систему управления качеством продукции; - технологическую планировку, учитывающую динамику производства; - производственную тару как элемент технологического оснащения; - конвейерные и транспортные системы по технологическим потокам; - рациональную механизированную систему сбора отходов, их транспортабельность и транспортировку, использование вторсырья и др.; - систему естественного или искусственного освещения (общее, местное), стабильно, поддерживающую требуемый уровень освещенности и комфортности помещений; - вентиляционные и аэрационные системы, для полного отвода вредных выделений, необходимую кратность воздухообмена и требуемый температурно-влажностный режим; - устройства, исключающие возникновение производственных шумов или снижающие их до допустимых пределов; - защитно-ограждающие устройства и сигнально-предупредительные системы, исключающие травматизм; - нормированный комплекс санитарно-бытовых помещений; - максимально-удобные системы питьевого водоснабжения и санитарных узлов; - объекты общественного питания и зон отдыха о учетом врачебно-профилактических рекомендаций, осуществления производственной гимнастики; - культурно-бытовое обслуживание в результате создания современного социального комплекса санитарно-гигиенических средств быта, услуг, питания, здоровья, физической и общей культуры и др. Эстетизация предприятия предусматривает широкий круг объектов проектирования в соответствии с требованиями научной организации труда, производства и управления, в частности: - проектирование типовых рабочих мест как комплексных систем "человек-машина-среда" (оценка организационно-технического, профессионально-квалифицированного потенциала рабочего места, соотвествие его требованиям НОТ); - форму и цвет элементов рабочих мест (основное и вспомогательное оборудование, оргт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|