Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии к эксперименту №2

Екатерина Веретенникова 07.09.2017

 

 

Предположим, что тип информационного метаболизма действительно существует
и проявляет себя уже на очень ранних стадиях развития человека. Каким образом
это происходит в детстве, покуда человек только осваивает мир? Ведь если ТИМ,
как утверждают современные соционики, формируется к трём годам, должны существовать
и определяться определённые неизменные свойства и признаки ТИМа, в том или ином виде демонстрируемые и взрослыми людьми.

Было бы несерьёзно искать, допустим, формальную логику у трёхлетнего ребенка, её у него попросту нет. А ТИМ, говорят, есть. Пусть говорят! Мы же пока ограничимся Юнгом, общей психологией, трудами Брунера, Аха, Пиаже и Выготского и рассмотрим ощущение
и восприятие в их проявлениях на разных этапах развития человека.

Сперва процитируем Пиаже: «Операциональный акт по своему содержанию может быть очень сходным с интуитивным, сенсомоторным или перцептивным и даже инстинктивным актом: так, геометрическая фигура может появиться в результате логического построения, дооперациональной интуиции, восприятия, автоматизированного навыка и даже строительного инстинкта. Следовательно, разница между различными уровнями — не в содержании акта (то есть до некоторой степени не в материализованной «форме», выражающей его результат, эта разница — в «форме» самого акта и в его развивающейся организации».

Значит, наша задача выделить форму акта и его организацию, то есть два признака: форму отражения и предпочтительную стратегию мышления, причём ту их суть, которая остается неизменной и, подобно игле, пронизывает все стадии становления психики, интеллекта и речи.

Что может отражать психика ребенка на первых трех этапах развития сенсомоторного (доречевого) интеллекта? Каковы соответствующие им стратегии?

1. Ощущение. Ощущение — форма отражения внешней реальности, свойственная первой (элементарной сенсорной) стадии развития интеллекта, это первый виртуальный образ реальности, монтируемый психикой при входе сигнала
от сенсоров. Человек всеми возможными рецепторами считывает свойства предметной среды и ощущает её свойства.

Ощущает он и себя, хотя в столь раннем возрасте ещё не умеет отличать себя
от мира. Содержательный аспект этой стадии — распространение рефлекторных реакций на новые объекты. Функциональный аспект — освоение готовых схем действия ради расширения области применения (ассимиляция[1]). Поведение — безусловно-рефлекторное.

2. Перцепция (восприятие). Формой отражения среды является образ предметного мира. Происходит пассивная аккомодация (изменение готовых схем с учётом свойств объекта), человек учится координации навыка и восприятия. Стадия развития ориентирована на выработку условных рефлексов, образование навыков и обучение простейшим операциям. Отмечу, что в выработке условных рефлексов участвуют эмоции[2].

Здесь нужно быть особенно внимательными. Что есть образ предмета[3]?
Это некий символически[4] объединённый пучок ощущений. Он не целостен, в отличие
от глобального образа объекта, даваемого ощущением. Именно эта «размытость контура», неподробная, воздушная предметность проявляет себя в картинах интуитов.

3. Интеллект (мышление). Форма отражения — образы предметных ситуаций. Любой предмет, одушевлённый или нет, соединяется с его свойствами. Происходит активная аккомодация схем действия, исследуются соотношение действий с результатом. Цель отделяется от средства, и мы наблюдаем практическую логику, логику «действия».

Если предположение верно, при освоении чего-либо человеком прослеживаются
те же стратегии, а привычная форма отражения в психике будет связываться со словом, проецироваться на него. Словесно обозначаются и образ предмета, и образ объекта,
и образы ощущений, а также их возможные изменения.

 

 

Для удобства приведу таблицу, иллюстрирующую стадии развития речевого мышления.

Схема Содержание схемы Преобладающая функция Возможности развития
Символическая (синкретическое обобщение) Схемы практического действия, которые определяют схемы объектов и замещаются словом. Глобальное представление собственного прошлого и его перенос на настоящие ситуации. Аутизм по Блейлеру. Ассимиляция прошлых сенсомоторных схем. Подчинение обозначаемых объектов обозначающему. Подчинение настоящего прошлому опыту. Расширенное восприятие, расширение центрации. Представление объекта вне действия с ним является пока глобальным. Но оно может оказаться неадекватным и обозначаемое (объект) надо уточнять (познавать). Придётся учитывать другого человека. Объективная встреча с социальным миром.
Интуитивная (дологическое мышление) Разворачивание глобального представления (словообраза) в последовательность, которая подражает логическому рассуждению. Мыслить приходится, чередуя части (частное и частное) — трансдукция. По Выготскому — комплекс. Здесь актуальна детская игра, общение между собой, но с учётом взрослого. Попытка освоить связку: «Почему?» — «Потому что» Пассивная аккомодация первичных схем (словообразов). Интерес к действиям и рассуждениям другого. Частный (практический) интерес к настоящему. Подражание действиям другого, трудность, но и возможность принять его точку зрения (и осознать свою). Возможность трансформации схем, но схема может стать постоянной и динамической. Возникает интерес к изменениям объекта.
Операциональная Мобильность интуитивных рассуждений, понимание их относительности. Выделение разных частных свойств. Возможность продуктивного диалога с другим, взаимопонимания. Возможность интерперсонального знания по Роджерсу. Активная аккомодация первичных схем, которая создаёт возможность и приводит к децентрации. Именно этот этап переживается как инсайт Переход к познавательному равновесию. Осознание понятий как динамических целых. Самостоятельное существование внешнего мира в представлении, которое становится понятийным.

 

Теперь мы можем выделить некоторые общие признаки, объединяющие стадии развития сенсомоторного интеллекта со стадиями развития речи. Эти признаки будет разумным искать и в речи взрослого человека при определении его «излюбленных» форм отражения и стратегий мышления.

Сенсорика в форме отражения ощущения и стратегиях будет представлена:

· ощущениями;

· глобальным представлением объекта вне действия с ним;

· субъективным обобщением без участия свойств объекта, инклюзивностью (всебяканностью) оценки;

· переносом прошлого опыта в настоящее, «подтягиванием» его к ситуации;

· подчинением обозначаемых объектов обозначающему.

Интуицию представляют:

· образы предметного мира, выбранные для совершения дальнейших операций;

· интерес к настоящему (или к описываемому моменту), к практическим действиям;

· «подтягивание» к предмету обсуждения его разрозненных свойств и качеств;

· наборы объектов, между которыми не наблюдается ни одного общего признака.

Если сравнить сенсорный и интуитивный размыто-субъективные (каркасные) образы (соотносимо с БС и БИ), мы увидим, что за сенсорным всегда имеется в виду некий объект,
а за интуитивным — отношение между предметами, где очередная «атмосфера» приписана конкретному «месту», объекту, а иногда и взаимодействию их между собой или человека
с ними.

 

 

Немного о логике. Если не стоит задача «отделить логику от этики», обладающая самоценностью, логику можно отделить от всего остального, а точнее — от пралогического мышления. Мы проверяем не общую развитость, не словарный запас, а «любимый», удобный для человека способ мышления.

В нашем эксперименте мы именно искали сильную естественную логику,
а не гадали на собственной одномерочке: «А не этик ли это часом»?

Предполагалась, что при прохождении квеста человек выберет самую удобную для него стратегию. Квест заведомо был достаточно трудоёмким и требующим активного осмысливания. Его можно пройти любым удобным способом, в том числе при помощи пралогического мышления.

Как бы развит ни был человек, в сложной ситуации он опирается на свои сильные стороны.

Что нас интересовало?

· Что именно выделит человек, что «отразит» в процессе решения задачи
и каким образом. Будет ли это собственное субъективное восприятие или же наш герой уверенно выделит объективный признак? Предмет?

· Какова предпочтительная стратегия? Будет ли заметно отделение формы
от содержания?

· Какие виды комплексов образует человек при решении каждой из задач? Будет ли оперировать понятиями? Произведет ли логическую операцию
или воспользуется подбором по образцу? Увидим ли мы синкретические образы?

Квест позволяет избежать множества искажений, связанных со сложившимися стереотипами и предвзятой оценкой самого себя, а также своих действий и намерений.

Когда человек поставлен в позицию ребёнка, осваивающего коробку с незнакомыми игрушками непонятного назначения, он может достаточно уверенно показать свои сильные стороны.

На этом этапе эксперимента мы не берёмся выявлять социотип, или же подтверждать (опровергать) существование такового. Мы ищем сенсорику, интуицию и логику, методом исключения выявляя симптоматику этики.

 

 

А что же с психософией?

Психософия показывает не форму отражения и стратегии мышления, а стратегии
и формы поведения. Последние будут зависеть не от ТИМа, а от врожденного потенциала человека, возможностей проработки стадии развития по одному из следующих параметров:

· физический;

· интеллектуальный;

· эмоциональный;

· потенциальный (нацеленный на возможности развития).

«Проработка» ПЙ-типа, в сущности, и заключается в завершении взрослым человеком этапа развития по какой-либо из указанных позиций. И психософские «чебурашки» — всего лишь более или менее равномерно развитые люди.

Но это уже совсем другая история… 😊

 

 

 

Список источников:

 

· Piaget, J. The Psychology of Intelligence. London: Routledge and Kegan Paul, 1951.
Пиаже, Жан. Психология интеллекта. Перевод: А. М. Пятигорский. — СПб., 2003. Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.10.2010.
URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3252

· Выготский Л. С. Мышление и речь. Под редакцией и со вступительной статьей
В. Колбановского. — Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

· Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Под редакцией Д. А. Леонтьева
и Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000.

· Носов Н. А. Виртуальная психология — М.: АГРАФ, 2000.

· Петухов В. В. Общая психология. Курс лекций МГУ.

URL: https://goo.gl/fwZVEm

· Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского). — СПб.: Азбука, 2001.

 

При создании квеста мы использовали модифицированную методику
Н. Аха и Л. С. Выготского — Л. С. Сахарова.

 

 


[1] Ассимиляция и аккомодация (от лат. assimilato — слияние, уподобление, усвоение) — конструкт операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счёт
его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер.
При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли
и смена эгоцентрической позиции на относительную.

[2] Эмоции — механизм оценки биологической значимости раздражителей.

[3] Предмет и объект. Предметом назовем всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. Объект же дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако он выступает ещё как бы в скрытой, непроанализированной форме.

[4] Символизация. Образ-символ — способ представления реальности, связанный с практической жизнью субъекта. Символ — способ определения ситуации, Который содержит возможность дальнейшего развития и возможность осознания этого способа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...