Тема: Болонский процесс в контексте глобализации образования.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (магистратура ПО, 1 курс, 1сем, 2017-2018уч. год) Тематика и содержание практических занятий Занятие 1 (2 часа). Тема: Научно-технические предпосылки проектирования будущего человека и цивилизации. Вопросы для обсуждения: 1. Социальные утопии XX века и контуры реального настоящего и будущего. 2. Достижения и тенденции в науке о мозге. 3. Проблемы медикализации поведения человека. Литература: Основная: 1.Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. Часть первая. 2. Юдин Б.Г. Этическая составляющая в научном исследовании человека // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого. М., 2014. С.452-465. 3. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке/ Под общ. ред. Б.Г. Юдина. М., 2007. С. 8-31. Дополнительная: 1. Оруэлл Дж. 1984. (Любое издание) 2. Хаксли О. Прекрасный новый мир. (Любое издание) 3.Эггерс Дэйв. Сфера. – М.: Фантом-Пресс, 2014.
Занятие 2 (2 часа). Тема: Основы гуманитарной экспертизы биомедицинских и информационных технологий. Вопросы для обсуждения: 1. Философско-антропологические аспекты современных технологий продления жизни. 2. Возможности и перспективы генной инженерии. 3. Опасности и риски, связанные с развитием современных технологий, возможности и условия контроля. Литература: 1. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004. Части первая, третья. 2. Юдин Б.Г. Этическая составляющая в научном исследовании человека // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого. М., 2014. С.452-465.
3. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке/ Под общ. ред. Б.Г. Юдина. М.,2007. С. 8-31. 4. Юдин Б.Г. Трансгуманизм – наше будещее?//Человек. 2013. №4. С.5-17.
Занятие 3 (4 часа). Тема: Глобализационные процессы в российской науке и образовании. Вопросы для обсуждения: 1. Основные тенденции влияния глобализации на культуру, науку, образование. 2. Отечественная наука в контексте глобализации: состояние, проблемы, перспективы. 3. Глобализационные процессы в образовании. 4. Национальное и интернациональное в современной науке и образовании. 5. Наука и образование в условиях рыночных отношений. Университет как «экономическая корпорация». Литература: Основная: 1. Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. М., 2010. С. 77-108, 132-146. 2. Юревич А.В., Цапенко И.П. Глобализационные процессы в современной российской науке // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого, М., 2014. С. 307-322. 3. Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Утечка умов из России: причины и масштабы // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого. М., 2014. С. 345-361. Дополнительная: 1. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. №4. С. 148-154. 2. Панфилова Т.В., Ашин Г.К. Перспективы высшего образования в России // Общественные науки и современность. 2006. №6. С. 88-93. 3. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования российской высшей школы (образование: благо или услуга?) // Высшее образование в России. 2010. №10.
Занятие 4 (4 часа). Тема: Роль электронных коммуникаций в сферах научного производства и образования. Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы информатизации научных и образовательных организаций, компьютерной грамотности учёных, преподавателей и обучающихся.
2. Основные направления и возможности использования ИКТ в научно-познавательной деятельности и образовательном процессе. 3. Психолого-педагогические проблемы и риски информатизации образования. 4. Виртуализация реальности и когнитивного обмена: гуманитарные аспекты. Литература: Основная: 1. Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. М., 2010. С. 109-131. 2. Мирская Е.З. Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности российских учёных // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого, М., 2014. С.323-344. 3. Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. М., 2007. С. 90-95. 4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года. (№273- ФЗ). Статьи 15, 16. Дополнительная: 1. Смолин О.Н. Вырастит ли КУРСЕРА человеческий капитал для России? // Народное образование. 2014. №6. С. 9-15. 2. Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. 2008. №2. 3.Верин-Галицкий Д.В. ИКТ шагают по планете. О разумном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Народное образование. 2015. №4. С. 171-174. 4. Сапа О.Н. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Психолог в школе. 2015. №8 (20). С. 2-8. 5. Король А.Д. Информатизация образования и общение в школе // Педагогика. 2011. №7. С. 61-65. 6. Шаров К.С. Под покровом майи: современные компьютерные игры // Человек. 2015. №3. С. 90-104. Занятие 5 (2 часа). Тема: Болонский процесс в контексте глобализации образования. Вопросы для обсуждения: 1. Основные принципы Болонской декларации 1993 г. 2. Мотивы вхождения в Болонский процесс европейских стран и России. 3. Характеристика изменений в образовании, вызванных включением в Болонский процесс. 4. Противоречия и риски интеграционных процессов в сфере высшего образования. Литература: Основная: 1. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. 2. Артамонова М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс в России. М., 2008. С. 17-54, 117-139. (на кафедре) 3. Шпаковская Л.Л. Политика образования в Европе и России. СПб., 2007. Гл. 4, 7.
Дополнительная: 1. Миронов В.В. Реформы образования в России и Болонский процесс как часть глобализации // Ректор вуза. 2007. №4. 2. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. 2007. №6. 3. Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/Болонский процесс; vovr.ru/upload/Bajdenko 1.pdf 4. Кремнет И.И. Моя американская «докторантура» // Наука России: От настоящего к будущему / Под ред. В.С. Арутюнова, Г.В. Лисичкина, Г.Г. Малинецкого. М., 2014. С. 380-399.
Занятие 6 (2 часа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|