Разделы дисциплины и виды занятий
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.6.1 СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Изобразительное искусство
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения заочная
Составитель:
канд. филос. наук, доцент кафедры историко-правоведческих и социально-гуманитарных дисциплин
_____________________ В.М.Журавлев
Бийск 2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден 04 декабря 2015 г. № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Изобразительное искусство ), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ» (от 18 января 2016 г., протокол № 9/1).
Распределение по семестрам
Номер семестра
| Учебные занятия
| Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
Общий объем (з.ед)
| В том числе
|
Аудиторные
| Самостоятельная работа
| Консультации
|
Всего
| Из них
|
Лекции
| Практ.
| КСР
|
|
(2 з.ед.)
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
Программа обсуждена на заседании кафедры историко-правоведческих и социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Н.В.Виницкая
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Социология» ставит своей целью:
- дать студентам глубокие знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания.
Задачи курса предполагают:
- знание основ социологии, основных закономерностей взаимодействия человека и общества, способствующих развитию общей культуры и социализации личности, пониманию движущих сил и закономерностей общественного развития, места человека в социуме, политической организации общества;
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, социально-политической и научной литературы по социологии, постановке цели и выбору путей её достижения, к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики ведению деловых дискуссий, деловых коммуникаций и способностью работать в коллективе;
- умение использовать систематизированные теоретические и практические социологические знания при решении социальных и профессиональных задач, технологии приобретения, использования и обновления знаний в профессиональной деятельности, в профессиональной коммуникации и межличностном общении, в работе с различными контингентами учащихся.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» (Б1.Б.6.1) - относится к курсам обязательной дисциплины в вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Социология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Право», «История», «Философия».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1).
- В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества;
– основные механизмы социализации личности;
уметь:
– самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу по социологии;
владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
| |
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
|
|
Консультации
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
|
|
| |
В том числе:
| |
|
|
Оформление мультимедийных презентаций
|
|
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
|
|
|
Подготовка к терминологическим диктантам
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации: зачет
| |
|
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела (модуля) дисциплины
| Содержание
|
| Лекции
| |
1.
| Тема 1. Социология как наука. Предмет, структура и функции
| Объект, предмет социологии, методы социологического анализа. Понятие социального. Социологические законы и категории. Структура и функции социологии.
Социологические исследования как инструмент изучения общества, социальных групп и личности. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии.
Функции социологии: методологическая, познавательная, описательная, прогностическая.
Место социологии в структуре современного научного знания. Социология и ее отношение с другими науками об обществе.
|
2.
| Тема 2. История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
| Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы развития социологической мысли. О.Конт и социология позитивизма. Г.Спенсер как основоположник органической школы в социологии. Социология Э.Дюркгейма: «социологизм» и учение о методе. Социологическая концепция М.Вебера: теория идеальных типов, «понимающая» социология, взаимодействие религии и экономики. Формальная школа в социологии (Ф.Теннис, Г.Зиммель). Теория элит В.Парето.
Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние социологии, их взаимовлияние и обусловленность.
Социология П.А.Сорокина «русского периода». «Система социологии» и проблемы социальной структуры. Переход к социальной динамике через категории «стратификация» и «мобильность» на американских материалах. Проблемы феномена культуры и социокультурных изменений. Социологические идеи Питирима Сорокина и реальности XXIвека.
|
3.
| Тема3. Современная западная социология: основные направления и проблемы
| Западная социология как система знаний об обществе: теоретические и прикладные социологические исследования.
Плюрализм западной социологии. Развитие веберовской (символический интеракционизм и теории социального обмена) и дюркгеймовской (функционализм и системно-структурный подход) парадигм.
Функциональные направления. Структурный функционализм (Т.Парсон, Р.Мертон). Символический интеракционизм. Теории социального обмена. Теории социального конфликта. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.
|
4.
| Тема 4. Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
| Понятие «общества» в свете системного подхода в социологии. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия. Типология социальных систем. Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества. Закономерности модернизации общества. Специфика процесса модернизации в России.
Определение понятия «социальный институт». Институциализация общества как средство закрепления типов социального взаимодействия и упорядочивания функционирования социальной системы.
Типы и функции социальных институтов. Роль и задачи некоторых социальных институтов: семья, образование, наука, религия. Особенности институциональных изменений в современной России.
|
5.
| Тема 5. Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
| Социальная структура общества как многомерная система. Классовый подход к анализу социальной структуры. Концепции социальной структуры в современной социологии. Теория классов и теория стратификации:сравнительный анализ методологии.
Содержание понятия социальной стратификации. М.Вебер о трех аспектах (ярусах) стратификации: социальном, экономическом, юридическом. Критерии и модели социальной стратификации. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития. Новые социальные группы и слои. Особенности формирования элит в современном российском обществе. Проблемы формирования среднего класса в России.
Социальная мобильность и ее основные виды, природа социальной мобильности. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности. Маргинальность и особенности ее проявления в переходных обществах (на примере посттоталитарного общества).
|
6.
| Тема 6. Социология культуры
| Основные категории социологии культуры. Общество и культура.
Культура как система. Социокультурные институты, наука и искусство, просвещение, образование. Социальные функции культуры: освоение и преобразование природы; накопление, хранение и трансляция знаний; нормативная, коммуникативная, социализация личности. Интериоризация и экстериоризация культуры в процессе развития личности. Субкультуры. Контркультура как механизм социодинамики и самоидентификации. Феномен массовой культуры. Массовые коммуникации.
Культура и модернизация. Социокультурная трансформация России.
|
7.
| Тема 7. Социология личности
| Социологическое понятие личности, ее структура. Соотношение природного и социального в становлении и развитии и детерминации человеческого поведения.
Личность и общество. Понятие социальной среды личности. Два типа вхождения человека в социальную среду (систему): адаптация как пассивное приспособление и интеграция как активное взаимопонимание личности и социальной среды. Социализация как процесс интеграции индивидуума в социальные системы. Механизмы социализации личности и ее поведения. Первичная и вторичная социализации, их особенности. Агенты и институты социализации.
Ролевые теории личности. Социальный статус и роль. Типология социальных статусов. Социальная роль: ролевые требования и ролевые ожидания. Ролевой набор, ролевые конфликты и способы их решения.
|
8.
| Тема 8. Социология девиантного поведения
| Понятие девиации. Некоторые предпосылки анализа дискурса девиантности. Попытка объяснения девиации (теории биологические, психологические, социологические, теория Р.Мертона, теория стигматизации и др.).
Основные виды девиации: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Девиация в молодежной среде. Система социального контроля и социальный патронаж.
|
9.
| Тема 9. Социология семьи
| Семья как социальный институт. Типология семей. Функции семьи. Мотивы и динамика браков и разводов. Партнерство, родительство, одиночество. Преодоление внутрисемейных конфликтов. Сплоченность семьи: внутренние и внешние факторы. Критерии успешного брака.
Семья и дети. Насилие в семье.
Положение женщин в обществе и семье. Гендерная социология. Феминизм и гендер: традиции и стратегия изучения. Гендерная картина мира. Гендерный идеал.
Семья – субъект и объект государственной политики.
|
10.
| Тема 10. Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования
| Понятие методологии, метода, методики и процедуры в социологическом исследовании. Функции и назначение прикладного социологического исследования.
Понятие, структура, цели и функции социологического исследования. Виды социологического исследования. Подготовка исследования: разведывательное, описательное, аналитическое, точечное и панельное.
Этапы социологического исследования. Подготовка исследования: формулирование темы, разработка программы и инструмента исследования. Методологический раздел программы: определение проблемы, цели и задачи объекта и предмета исследования, формулировка гипотез, предварительный системный анализ объекта исследования.
Полевой этап: сбор эмпирической информации, анализ информации об исследуемом объекте, проведение обследования по составленной методике.
Первичная обработка материалов социологического исследования. Подготовка информации к обработке.
Анализ полученных данных, их теоретическое осмысление, формулировка эмпирических закономерностей.
Составление отчета по итогам исследования, разработка выводов и рекомендаций.
|
11.
| Тема 11. Методы исследования в социологии
| Общая характеристика методов исследования, применяемых в социологии. Классификация методов.
Метод наблюдения. Наблюдение как источник социологической информации. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Преимущества и недостатки наблюдения. Анализ документальных источников. Классификация документов. Методы анализа. Традиционные приемы социологического изучения документов. Формальный анализ. Контент-анализ (категории, индикаторы, единицы текста, объем, статистическая обработка, интерпретация).
Опрос как метод социологического исследования, его познавательные и исследовательские возможности. Программа опроса, ее структура и функции. Этапы и процедура опроса. Виды опроса. Анкетный опрос (Техника процедуры. Объективность. Структура, классификация вопросов, композиция анкеты, специфика анкетного опроса). Интервью (классификация, приемы поведения). Почтовый опрос (специфика, способы повышения эффективности). Экспертный опрос (особенности, типичная логика). Социометрия. Социальный эксперимент.
|
| Практические занятия
| |
| Тема 1. Научный статус социологии, уровни и структура социологического знания
| 1. Объект и предмет социологии.
2. Понятие социального и сфера социологического познания.
3. Своеобразие познания социальных явлений и процессов и проблема его объективности.
4. Проблема закономерности социальных процессов.
|
| Тема 2. Общество как социальная реальность
| 1. Общество: специфика существования и структура.
2. Общество как развивающаяся система. Поиски детерминант общественного развития.
3. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества.
4. Современные модели развития общества.
|
| Тема 3. Социальное неравенство и социальная стратификация
| 1. Проблема социального неравенства.
2. Социальная стратификация.
3. Социальная мобильность.
4. Половозрастное неравенство.
5. Этническое неравенство.
|
| Тема 4. Личность как социальная система
| 1. Проблемы цивилизованного человека. Личность и научно-техническая революция.
2. Социализация личности. Проблемы самореализации и самоактуализации личности.
3. Социальный статус личности и его формирование.
|
| Тема 5. Отношения полов.
| 1. Брак и семья в России. Функции, виды и структура семьи.
2. Семья и нравственность.
3. Социально-экономические проблемы современной семьи. Демографические проблемы современной России и семья.
4. Роль женщины в обществе. Проблемы охраны материнства и детства в современной России.
5. Подготовка к семейной жизни в школе.
|
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Консультации
| СРС
| В т.ч. использов. интеракт. форм (ч.)
| Всего
|
1.
| Тема 1. Социология как наука. Предмет, структура и функции
|
| |
|
| Проблемная лекция
|
|
2.
| Тема 2. История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
|
| |
|
|
|
|
3.
| Тема3. Современная западная социология: основные направления и проблемы
| | |
|
| 2 (лекция-визуализация)
|
|
4.
| Тема 4. Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
| |
|
|
|
|
|
5.
| Тема 5. Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
| |
|
|
|
видеосеминар
|
|
6.
| Тема 6. Социология культуры
| | |
|
|
|
|
7.
| Тема 7. Социология личности
| | |
|
|
|
|
8.
| Тема 8. Социология девиантного поведения
| | |
|
|
|
|
9.
| Тема 9. Социология семьи
| | |
|
| |
|
| Тема 10. Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования
|
| |
|
| |
|
| Тема 11. Методы исследования в социологии
|
| |
|
| |
|
| Итого
|
|
| |
|
|
|
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ.
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин. - 2-е изд., доп. - М.: Высшая школа, 2009. - 452 с.
2. Назаренко, С.В. Социология: учебное пособие для курсантов военных вузов / С. В. Назаренко. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 496 с.
3. Павленок, П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов сервисного и социального профилей / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М.: Дашков и К°, 2011. - 736 с.
4. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям / О. В. Бердюгина [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 399 с.
5. Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин. – СПб.: Питер,2009. – 432 с.
б) дополнительная литература:
1. Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2010. - 1312 с.
2. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / ред.: М. К. Горшков, Р. Крумм, В. В. Петухов. - М.: Весь Мир, 2011. - 328 с
3. Динамика социально-экономического положения населения современной России и проблемы адаптации к измененным условиям труда и занятости: по материалам "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения 1992 - 2008 гг.": информационно-аналитический бюллетень. Вып. №4/2009 / М. С. Косолапов [и др.]. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - 96 с.
4. Россия реформирующаяся: ежегодник - 2010. Вып. 9 / отв. ред. М. К. Горшков; ред.: Н. А. Плотников, И. П. Попова. - М.: Новый хронограф, 2010. - 368 с.
5. Летопись реформирования России: новая русская смута на рубеже веков и тысячелетий в зеркале отечественной социологии: годы 1990 - 1991 / А. М. Кольев [и др.]; ред.-сост. Ю. А. Голубицкий. - М.: Вече, 2009. - 544 с.
6. Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации: материалы международной конференции "Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации" / ред. К. В. Султанов. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. политехнический университет, 2010. - 483 с.
7. Социология: учебно-методический комплекс дисциплины для пед. вузов: в 2-х ч. Ч. II / авт.-сост.: А. М. Беспалов, М. М. Прудникова. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2009. - 139 с.
в) программное обеспечение:
1. Работа на компьютерах проводится с использованием лицензионных версий операционной системы MicrosoftWindowsXPProf.
2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение – «Ирбис-64», в составе которого входят АРМ «Каталогизатор», АРМ «Читатель», АРМ «Администратор», АРМ «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50),
3. Для работы с интерактивной доской используется WINDOWS 7 StarterOACTSandGE.
4. Презентации и проекты выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MicrosoftOffice 2003 Prof.
5. Для компьютерного контроля и диагностики студентов используются лицензионные программы АУП (Шахты): комплекс «Электронные ведомости».
6. Компьютерные сети и программы защищены лицензионным программным обеспечением KasperskyTotalSpaceSecurityRussianEdition.
7. Работа с текстом с использованием сканера // FineReader.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
- Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Открытые образовательные ресурсы
1. Проект открытого образования [Электронный ресурс]: бесплатные дистанционные курсы для повышения квалификации в области информационных технологий / Интуит: Национальный Открытый Университет – режим доступа: http://www.intuit.ru
2. Видеозаписи лекций по различным дисциплинам, изучаемым в вузах - несколько сот лекций [Электронный ресурс] / Univertv.ru – режим доступа: http://univertv.ru
3. Уроки школьной программы [Электронный ресурс]: видеозаписи школьных уроков / InternetUrok.ru – режим доступа: http://interneturok.ru
4. Библиотеки, издательства, периодические издания, литературные публикации [Электронный ресурс]: / Auditorium.ru – режим доступа: http://www.auditorium.ru
5. Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал – режим доступа: http://www.edu.ru
6. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.school.edu.ru
7. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена (ЕГЭ) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ege.edu.ru
8. Информационно-комуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ict.edu.ru
9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.window.edu.ru
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fcior.edu.ru
12. Открытый класс [Электронный ресурс]: сетевые образовательные сообщества – режим доступа: http://www.openclass.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: