Хромосомная теория наследственности 26
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Министерство образования и науки Украины Макеевский экономико-гуманитарный институт Бондарь Л.С. ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования и науки Украины Как учебное пособие для студентов высших учебных заведений Макеевка, 2008 УДК 159.9..575 Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений. (письмо № 1.4/18-Г-591 от 07.03.08). Рекомендовано к изданию Ученым Советом Макеевского экономико – гуманитарного института (протокол № 6 от 25.02.08)
Рецензенты: В. Д. Потапова – д. психол.н., профессор В. М. Синельников – к. психол.н., профессор И. И. Кузнецов – д. биол.н., профессор
Учебное пособие посвящено современным основам психогенетики. В нём представлено три раздела: первый – теоретические основы генетики – науки о наследственности и наследственной изменчивости человека; второй – методы изучения и типы наследственных болезней человека; третий – наследственные болезни человека, вызывающие нарушения интеллектуального развития. Генетика девиантных форм развития и детских психических расстройств, отдельных психических расстройств и диспозиции поведения взрослого человека. Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей специальности «Психология», педагогов, врачей.
© Бондарь Л. С., 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ – НАУКИ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Хромосомы и гены – молекулярные носители наследственности. 7
1.2. Хромосомная теория наследственности. 26 1.3. Влияние генетико-средовых отношений на наследственность человека. 38 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. 61 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ТИПЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Методы изучения механизмов наследственности человека в норме и при заболеваниях. 63 2.2.Типы наследственных болезней человека. 85 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. 109 НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ГЕНЕТИКА ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ И ДЕТСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ОТДЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ДИСПОЗИЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 3.1. Хромосомные болезни человека, вызывающие нарушения интеллектуального развития. 109 3.2. Наследственные ферментопатии, вызывающие нарушения интеллектуального развития человека. 121 3.3. Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных 142 форм развития и детских психических расстройств.
3.4. Генетика отдельных психических расстройств и диспозиции поведения взрослого человека. 154 Список используемой литературы 173 Краткий терминологический словарь 186
ВВЕДЕНИЕ
Одной из базовых дисциплин специалиста психолога является психогенетика. В течение последнего десятилетия возрос интерес психологов к психогенетическим исследованиям наследственных и психических заболеваний, поведенческих расстройств. Развитие сложных молекулярно-генетических методов позволило получить реальную возможность детально изучать механизмы генетических влияний. Находясь на стыке биологии и психологии, психогенетика даёт возможность проследить роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических особенностей человека, их влияние на изменчивость психологических признаков. Психогенетика изучает основы общей генетики, соотношение генетических и средовых детерминант в нормальном и аномальном индивидуальном развитии человека.
Исследование расстройств поведения, связанные с дефицитом внимания и гиперактивностью, как и аффективные расстройства, психогенетические исследования аутизма, деменции при болезни Альцгеймера, шизофрении, некоторых личностных факторов, тревожных расстройств являются актуальной темой сегодняшней психогенетики, что крайне необходимо для эффективной работы психолога. Последнее время наряду с термином «геном» начал употребляться термин «энвиром» (от слова environment – среда) – понятие, включающее в себя средовые факторы риска возникновения психических нарушений. Этим подчёркивается чрезвычайно важная роль среды в процессах развития. Если раньше в психогенетике приоритет удерживали исследования интеллекта, то сейчас ведущее место занимает проблема роли наследственности и среды в развитии различных психических заболеваний и отклонений в поведении. Применяя методы генетики человека и генетико-эпидемиологические методы, имеется возможность: · Уточнить генетические причинные факторы и факторы риска, которые можно идентифицировать в «микро» - плоскости генома. · Выявить механизмы, обусловленные детерминирующими генами, участвующие в развитии фенотипа. · Идентифицировать и выделитть варианты поведения и психических расстройств. · Определить, какие генетические компоненты, какие причинные условия, участвуют в семейном сходстве. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЫЙ МОДУЛЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ – НАУКИ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 7 ХРОМОСОМЫ И ГЕНЫ – МОЛЕКУЛЯРНЫЕ НОСИТЕЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 7 1.1.1.Цель и задачи курса 7 1.1.2.Основные направления истории развития генетики 7 1.1.3.Химическое строение нуклеиновых кислот 9 1.1.4.Этапы биосинтеза белка 15 1.1.5.Определение понятия и химическое строение хромосом 21 1.1.6.Определение понятия и химическое строение гена 22 1.1.7.Связь между геном и ферментом 23 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 24 Вопросы для самостоятельной работы 24 Индивидуальные задания 24 Ситуационные задания 25 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 26 1.2.1.Хромосомы и гены, их роль в механизмах наследственности 26
1.2.2.Митоз – способ деления соматических клеток человека 29 1.2.3.Мейоз – способ деления половых клеток человека 31 1.2.4.Сравнительная характеристика митоза и мейоза 35 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 37 Вопросы для обсуждения. 37 Вопросы для самостоятельной работы 37 Индивидуальные задания 37 Ситуационные задания 38
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|