Возможности и ограниченность школы в культурной интеграции иммигрантов.
«Последний урок» кинофильм, премьера которого состоялась в 2008 году. За главную роль в этом фильме Изабель Аджани была в 5-й раз в своей карьере удостоена премии «Сезар» за лучшую женскую роль. Фильм также был номинирован на премию «Сезар» за лучший фильм и за лучший оригинальный сценарий, режесер фильма -Жан-Поль Лилиенфельд. Так о чем же фильм с таким интригующим названием? Почему он завоевал столько премий? И что в нем особенного? Ответы на все вопросы мы получаем после просмотра самого фильма. Действия разворачиваются в обычной гражданской школе, во Франции. Замученная, нервная и затравленная учениками учительница Софи, которую «всякий раз тошнит перед выходом на работу», рассказывает полиции ее муж, неожиданным образом завладевает оружием прямо посреди урока и захватывает своих учеников в заложники. Ее ученики – это дети из неблагополучных семей, семей беженцев, которые никак не могут социализироваться в другой стране, среди других людей, среди другой культуры, во многом отличной от их. Учителя не раз били тревогу, ходили к директору, но их всячески игнорировали, что и привело к такой неконтролируемой ситуации. Если кто-то сразу кинется обвинять во всем учительницу, то я имею по этому поводу иное мнение. Проблемы и неконтролируемость этих детей кроется в том, что само государство, в котором они оказались, не оказывает им соответствующей помощи, поддержки, государство просто закрывает глаза на них, и вещает все эти проблемы на плечи хрупкой женщины, но одна учительница просто не в состоянии справиться с той колоссальной работой, которую должна проводить вся школа. Но ведь и школа не может справиться в одиночку, у нее есть ограничения в успешной интеграции детей-иммигрантов. Государство же должно оказать помощь и организовать культурную интеграцию иммигрантов и то что они включили в их школьную программу изучение Европейской литературы, совершенно не помогает этим детям, а в данном случае, только усугубляет ситуацию. А школа просто не может отойти от предписаний государства. Когда учителя идут с жалобами к директору, он отмахивается от них, в одном из эпизодов он объясняет свое поведение «если всякий раз я буду доносить о проблемах существующих в школе, министерство не погладит меня по головке, рейтинг школы существенно снизится». Мы видим на этом примере, что государство не только ничего не предпринимает, но и отказывается помогать. Что же может сделать школа без помощи государства?
Возможно, учителям и директору стоит выработать собственную тактику в подходе к таким детям, им стоит помогать не только этим детям, но и в главную очередь друг другу. Ведь учительницу, взявшую в заложники детей, никто кроме ее подруги не поддерживал, хотя все учителя находятся в одинаковых условиях, но они просто не замечали, как эти дети уничтожают ее, они были рады хотя бы тому, что они имеют некий авторитет у этих детей. Но это обернулось трагедией, если бы коллектив учителей держался сплоченнее, наверняка, ситуации с захватом удалось бы избежать. Итак, первая возможность школы в помощи культурной интеграции детей иммигрантов- взаимопонимание и взаимопомощь в преподавательском коллективе. Так же учителям стоило бы быть более осведомленными о жизни учеников, т.к. дети были обозлены не только на учительницу, но и на друг друга, что так же всякий раз накаляло обстановку в классе. Уже после того, как Софи захватила детей, после того, как она под дулом пистолета заставляла их учить Мольера, она вдруг узнает о том, что девочку из ее класса изнасиловали и в этом принимали участие ее одноклассники, это еще больше усугубляет обстановку в классе. Так же несколько учеников избивали другого ученика и он не мог найти нигде помощи и защиты от нападений. Школе же следовало защитить, как эту девочку, так и мальчика, но никто не замечал происходящего, только Софи обратила внимание на следы побоев на мальчике, но она не была в силах, что либо сделать. Поэтому, второй возможностью школы в помощи социализации этих детей, является, большая осведомленность о личной жизни учеников.
Очень большой и отдельной проблемой, на мой взгляд, является то, что ученики беженцы исламских государств, следовательно все дети придерживаются мусульманского вероисповедания. (В дальнейшем это мы обратим на это внимание с позиции «мы»-«они».) Мальчики часто отказываются что-либо делать, под предлогом того, что религия не позволяет им этого. Учителя в растерянности, не знают, что на это отвечать, т.к. дети, на первый взгляд, рьяно придерживаются своей религии и ревностно ее охраняют. Но один из учителей школы нашел выход из этой ситуации, он стал носить с собой Коран и всякий раз, когда ученик ссылался на него, учитель открывал книгу, находил эпизод с данным моментом и всякий раз убеждался в том, что сам ученик не знает правил, которые там прописаны. Это говорит о том, что дети не социализировались не только в нынешнем государстве, но и о том, что они не прошли эту самую социализацию в своем родном государстве. И тут нам предоставляется еще одна возможность для их интеграции – включить в их обучение элементы их родной культуры. Возможно, это заинтересует детей, они станут внимательнее слушать и с большим уважением относиться к учителю. Ограничивает школу в культурной интеграции сами семьи этих подростков. Чаще всего образцом взаимной симпатии и взаимопомощи, которые мы требуем или ожидаем получить от своей группы, является семья. В семье должна существовать некая «общая связь». Но у взрослых просто напросто нет сил и времени на должное воспитание детей, на развитие и поддержание «общей связи», да и для того, чтобы помочь своему ребенку, пройти социализацию, в новом государстве, самому взрослому требуется хоть немного социализироваться самому, но взрослые не все успешно прошли социализацию, что и создает дополнительные проблемы для школы. Дети, проживающие в таких семьях, заведомо становятся проблемными, ведь о какой школе идет речь, если ими не занимаются даже их собственные родители. Школа уже не в силах образумить родителей, не может просить их о помощи, а ведь при поддержке родителей культурная интеграция проходила бы гораздо легче и быстрее, но увы, такой поддержки школа не получает и это является одним из ее ограничений.
Ограниченностью школы в интеграции детей, является и то, что само государство устанавливает некие предписания,- «мы», «они», «свои», «чужие», «другие». Но тут виновато даже не само государство, а общество проживающее в нем, об этом мне рассказывает одна из прочитанных мною статей «Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества». Ярлыки «свой», «другой/чужой» вешают сами люди и конечно же эти дети-беженцы, получили ярлык «чужих» и они даже изо всех сил пытаются его поддерживать, они как подростки инстинктивно действуют на зло. «Таким образом, имеет место однобокая, необъективная репрезентация “другого”, ведущая к тому, что идентичность строится на стремлении закрыться от внешнего мира – с одной стороны, и противопоставить себя ему, возвысившись над ним – с другой. Такого рода идентичность не способствует эффективной интеграции и коммуникации.» В этом случае школа бессильна, она не может противостоять всему обществу, всему миру, все что она может оберегать детей в своих стенах, но и это у нее не получается. Для детей «они»-эта та группа, к которой они не могут или не хотят принадлежать. Для любого человека «мы» это прежде всего люди с которыми я, непосредственно, взаимодействую, общаюсь, они исполняют какие либо функции в моей жизни. Но в то же время, даже эти «мы» не должны переходить некие границы, не влезать в личное пространство человека. Вот поэтому дети- иммигранты друг для друга «мы», они общаются, функционируют вместе, но они не знают ничего лишнего о личной жизни друг друга. Два типа близости- духовная и физическая- не всегда пересекаются.
Мы можем сделать вывод о том, что школа не всесильна, она одна не может справиться с культурной интеграцией детей-беженцев. У детей огромное количество проблем, для решения, которых следует подключать самые различные аспекты и в этом, несомненно, должно оказывать помощь государство, оказывать поддержку школам и самим детям, а так же их семьям. Но государство бездействует, оно откликается на зов о помощи только уже в экстренной ситуации, ситуации вышедшей из под контроля. В качестве итогов следует составить список возможностей и ограниченностей школы в интеграции детей. Возможности: 1. Сплоченность самого педагогического коллектива, выработка общей методики. 2. Осведомленность учителей о личной жизни учеников. Ограниченности: 1. Различное вероисповедание. 2. Семьи учеников. 3. Само государство и общество. Это все те вещи, на которые школа повлиять просто не в силах. Тех усилий, что она совершает просто недостаточно чтобы преодолеть такие преграды. Мы зачастую сваливает на школу и учителей слишком многое, непосильную ношу, а потом ужасаемся, когда происходят подобные происшествия. Всему обществу следует оказывать помощь школе в любой ее работе, тем более в работе в детьми- беженцами, которые не могут нормально функционировать не только в этой самой школе, но и во всем обществе. Для этого, каждому человеку следует ощутить себя «чужим», чтобы в полной мере понять серьезность и многогранность данной проблемы.
Ключевые слова: государство, интеграция, учитель, школа, «мы», «они», иммигранты, общество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|