Ключевые аспекты телевизионного репортажа
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ РЕПОРТАЖ
Мы живем в мире бесконечного потока информации, опоясывающего все сферы и стороны нашей жизнедеятельности. Всепоглощающая стихия различных фактов, сведений и данных проникает в сознание человека, формирует его восприятие действительности, рисует картину мира. Массовая информация – это ключевое понятие в журналистике.
Журналистика — это актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.
Журналистика в свою очередь многогранна и многолика. Ее форма разветвлена на множество жанров, формировавшихся на разных этапах исторического развития. Значимое место в плеяде популярных журналистских жанров занимает репортаж.
Репортаж (франц. reportage, от англ. report — сообщать) – дословный перевод «сообщение». Сам термин возник почти два столетия назад от французского слова «reportage». Обычно под этим словом понимают информационный жанр журналистики – оперативное и подробное сообщение о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то репортаж – это подходящий для работы жанр. Репортаж – самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется, прежде всего, максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж - это все-таки жанр субъективный.
Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора – репортера, то есть человека со своей точкой зрения. В репортаже главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов, это динамизм, наглядность, предельная документальность, образная аналитичность, эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера. Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа. По мнению разных экспертов, репортаж как новостное телевизионное сообщение обладает следующими признаками:
· достоверность, новизна (банальность стремится к нулю), полнота сообщения, актуальность (Р.А. Борецкий) · конфликтность, катастрофа, знаменитость, новизна, сильный человеческий интерес, территориальная близость (Э. Деннис) · близость темы новости к потребителю информации, своевременность, масштабность, конфликтность, необычность, персонификация (В.С. Воскобойников, В.К. Юрьев) · оперативность (Браун)
При подготовке репортажа журналист должен преодолеть дистанцию и барьеры, делая близким и доступным далекое и скрытое. Сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение журналистом места события. Особенный аспект события – это неизвестная читателю сторона темы. Журналист, который не переживает эмоций, написать репортаж не сможет. Цель общения с людьми – выявить их характерные черты, особенности их речи и способа мышления. Покидать место события можно лишь тогда, когда журналист определился с началом и концом репортажа, а также с "красной нитью" – линией повествования. Виды "красной нити" – хроника, путешествие и развитие доказательства. Начинать репортаж следует со сцены, завершать – сценой, цитатой или выводом автора. Напряжение и динамизм достигаются в репортаже за счет смены перспективы, смены сцен и бэкграунда, смены планов, монтажа и смены темпа речи и дискурса.
Гибридные формы репортажа: · новостной (расширение новости) · политический (репортаж плюс комментарий) · специальный (репортаж плюс расследование)
Целью моего реферата является рассмотрение специфики формата телевизионного репортажа, исследование различных аспектов его существования, изучение признаков специального репортажа. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА
v Соблюдение общественных интересов Для многих телевизионных станций подготовка и передача телевизионных новостей является основной функцией их повседневной деятельности. Телевизионные новости должны быть ориентированы на разнообразную и плюралистическую аудиторию потребителей информации — на ваших зрителей. Задача репортера заключается в предоставлении зрителям логически связанной и полезной информации, отвечающей следующим условиям: · информация должна быть им необходима для того, чтобы они чувствовали себя хорошо информированными; · информация должна соответствовать пожеланиям публики.
v Точность
Репортаж должен быть точным и обоснованным, чтобы у вас установились со своими зрителями отношения партнерства. Для достижения доверия зрителей репортер обязан ограничиваться только проверенными фактами. Таким образом — сбор ключевых фактов, имеющих непосредственное отношение к освещаемой теме, и доведение их до зрителей, с указанием источников информации. Для сохранения доверия зрителей репортер обязан относиться к сбору и изложению фактов непредвзято. Пользующиеся доверием публики информационные службы не сообщают слухов. Такие службы не говорят о том, что могло бы случиться. Зрители не могут полагаться на слухи — которые зачастую неправдоподобны, или же на якобы очевидные события — которые зачастую не происходят, таким образом, как они отображаются на экране.
v Ясность изложения материала
Для того, чтобы обеспечить восприятие материала зрителями, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным. Без фактора ясности все остальные аспекты телерепортажа становятся бессмысленными. Телевизионные репортажи должны быть написаны, сняты и поданы с такой степенью ясности изложения, чтобы ваши зрители могли воспринимать их с первого взгляда. Авторский комментарий должен быть четким, ясным и строго организованным. Лексика репортера должна быть точной, используемые слова — легко понятными зрителю. Артикуляция должна быть четкой. Темпоритм сюжета должен позволять зрителю следить за содержанием и воспринимать его без отвлечения. Интонационный строй должен соответствовать содержанию сюжета. Звуковой ряд и картинка должны развивать и усиливать содержательный состав сюжета, а не затруднять его восприятие. Умелое сочетание всех этих элементов — сценария, комментария, подачи материала, интонации, темпоритма, звукового ряда и картинки — обеспечивает единство телевизионного репортажа. Если один из элементов не соответствует всему материалу, то в результате восприятие сюжета зрителем может быть ошибочным.
v Монтаж Видеомонтаж позволяет отбирать наиболее важное и сжимать время. Мы редко показываем события полностью — иначе бы выпуски новостей занимали бы не минуты, а часы эфирного времени. Тележурналист отбирает и располагает кадры и звуковой материал в определенном порядке, отвечающем логической последовательности сюжета. И в том, и в другом случае репортеры перестраивают и перегруппировывают факты и высказывания, чтобы улучшить ход рассказа. При монтаже необходимо приложить максимум усилий, чтобы не ввести зрителя в заблуждение.
Следует помните следующие правила: • Репортер— представитель всех зрителей на месте события. • Задача репортера — правдиво донести событие до зрителя, предложив его вниманию смонтированный рассказ о происшедшем. • Если в материале, подготовленном к эфиру, отсутствуют некоторые необходимые элементы, и он не отражает событие правдиво и точно, следует принять все необходимые меры для того, чтобы устранить этот недостаток.
v Взаимодействие и взаимопонимание
В тележурналистике — более, чем в каком-либо другом жанре оперативной журналистики — репортеры должны учиться работать в контакте со своими коллегами, в едином коллективе. Репортеры, операторы, редакторы и продюсеры должны обладать навыками эффективного общения, чтобы успешно осветить события и подготовить передачу. Репортеры и операторы должны уметь вести непрерывный профессиональный диалог на месте съемки сюжета, чтобы скоординировать все аспекты процесса сбора информации. Репортеры, операторы, продюсеры, художники-постановщики и даже администраторы должны уметь общаться и поддерживать друг друга в процессе передачи материала в эфир.
v Ответственность
Подготовка материала к эфиру и его передача осуществляется силами различных сотрудников редакции новостей (а также других подразделений телестудии — постановщиков, инженеров и др.), но в конечном итоге только репортер — как человек, непосредственно собиравший информацию и факты — должен нести ответственность за точность, достоверность и доходчивость передаваемого материала. Именно репортер должен гарантировать, что переданный в эфир материал содержит сбалансированный и точный отчет о событии.
v Профессиональные принципы В большинстве профессиональных агентств новостей: • точность ценится больше, чем оперативность; • справедливость ценится больше, чем сенсация; • сбалансированное отражение событий ценится больше, чем умение подать материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|