Качества руководителя по В.М.Шепелю
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На основе изученного материала и мнений различных авторов на тему профессионально-важных качеств руководителя мною выделены следующие:
- интеллект. Он должен быть выше среднего, гениальность не требуется. Существенной является способность к решению сложных проблем; - инициатива, наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость; - уверенность в себе, связанная с высокой обоснованной самооценкой - обаяние, харизма, сила личности - внимание к критике и оценкам - эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. В большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах. Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руководитель – живой человек, он может раздражаться, негодовать, быть не в настроении. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций часто ведет к неврозам и к различным психо-неврологическим заболеваниям. Руководитель должен уметь рационально организовать управленческой деятельности, отводить достаточно времени физическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, общению с семьей и друзьями, всевозможным культурным увлечениям. Особо хотелось бы обратить внимание на такое понятие как «самоменеджмент» руководителя, которое предполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Время является самым дефицитным и важным ресурсом для всех людей. Его нельзя накопить, оно необратимо. Поэтому, умение руководителя правильно распределять свое время с пользой для себя и организации является одним из приоритетных.
Лидерство и управление.
Если проанализировать тематику современных наук об организации и управлении ею, обращает на себя значительное внимание, которое уделяется руководителям. Всех интересуют лидерские качества и умения управленца. Под управлением понимаются последовательные действия, направленные на обеспечение нормального функционирования трудовых коллективов и производственно-технологических систем. Задачи управления: составление бюджета, организаторскую деятельность, работу с кадрами, систему контроля и разрешение проблем. Лидерство – это последовательность действий, нацеленных, прежде всего на создание организаций, их формирование, а также на приспособление их к существенно меняющимся обстоятельствам. В задачи лидерства входят формулирование перспективных целей развития организации, объединение людей этими целями и применение морального и материального стимулирования для их мобилизации на преодоление препятствий в достижении поставленных целей.[3] В силу различий между управлением и лидерством сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индивиды умеют привести свою группу в движение, но не в силах заставить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако такого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, профессиональный руководитель должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более что способности к руководству могут быть усовершенствованы на практике. Предполагается, что лидер и руководитель – это, как правило, одно и то же лицо. При назначении сотрудника руководителем на каком-либо уровне управления желательно, чтобы в течение определенного срока (как правило, нескольких месяцев) он стал лидером. Если это не удалось, то по неписаным правилам руководитель должен освободить занимаемое место для того, кто может стать лидером. Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.
Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя-управленца? Самое главное заключается в том, что лидер не командует, не приказывает и не давит на работников ради достижения каких-либо целей, а ведет людей за собой на решение общих для коллектива проблем. Руководителя-лидерахарактеризует открытость, инициативность, тотальный контроль эмоций, оптимизм, который выражается в видении в негативных ситуациях благоприятную возможность. Воля к победе заставляет лидеров постоянно развиваться, стремиться к самообучению и обучению своих подчиненных. Лидерам присуще такое качество как способность понимать настроения людей, сопереживание, участливость, они умеют ладить с людьми, проявляют осведомленность, создают в компании благоприятный эмоциональный климат, подают пример уважительного и отзывчивого отношения к людям, укрепляют моральный дух и сплоченность коллектива. Лидер всегда находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слушать; с ним легко разговаривать на любую тему, так как он умеет хранить тайны; лидер знает, вчем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе, и готов их отстаивать; способен понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто внем нуждается; готов вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо; способен понимать то, очем люди предпочитают умалчивать.
Заключение В ходе изучения темы «Руководитель как субъект организаторской деятельности» я пришла к следующим основным моментам, которые можно обозначить в качестве выводов. Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и практики управления в рыночных условиях Важными требованиями к руководителям становится опыт работы в области управления, а также высокий уровень общего образования и культуры
Особое значение приобретает выработка плана развития предприятия и линии поведения в деятельности руководителей в условиях высокой конкуренции. Для оптимального и продуктивного использования своего времени руководителю не стоит забывать о таком понятии как «самоменеджмент», которое предполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике. Успех работы руководителя, ее результат зависят от того, как подобраны исполнители той или иной работы, четко ли поставлены цели и задачи, составлен ли план и определена последовательность его выполнения. Существует огромная пропасть между руководителем-менеджером и руководителем-лидером. Главное отличие последнего в том, что он обладает неформальным авторитетом, ему подчинялись бы, за ним бы шли, даже если бы он не имел никакого руководящего поста. В ходе деятельности организации случаются ситуации, которые требуют наличия умений и опыта, когда принятие решений целесообразнее возложить на группу лиц. Руководителю необходимо суметь поступиться собственными амбициями и доверить принятие требуемого решения коллективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|