Сценарий полнометражного фантастического фильма
Александр Долгов ЦОЙ. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ Сценарий полнометражного фантастического фильма (Сокращенный вариант)
Лето.Яркий солнечный день. Узкая дорога в живописном месте. Видно, что впереди у дороги поворот направо. Дорога пуста - нет ни людей, ни проезжающих машин. Тишина, только щебечут птицы, и шумит листва на деревьях. Недалеко от дороги хуторок, опушка леса. На пригорке лежит сонная бродячая собака. На экране появляется надпись: Тукумс. 15 августа 1990. 12:28 Крупный план – лежащая собака. Она дремлет. Рядом с ней обрывки газеты на русском языке. Порывы ветра треплют ее страницы. Очередной порыв ветра поднимает газету в воздух, немного покружив, она падает на собаку. Собака испуганно взвизгивает, отскакивая в сторону. Крупный план – газетный заголовок с оборванным концом: Две жизни Рудоль… Под заголовком черно-белый фотоснимок пилота в летном шлеме, смотрящего на нас из кабины самолета. Собака начинает глухо рычать. Изображение мгновенно меняется – картинка на экране начинает трястись, как студень. И сразу же в кадр на большой скорости влетает "Москвич-2141" темно-синего цвета, в салоне которого виден только силуэт водителя. Омерзительный визг тормозящих колес выворачивает душу наизнанку. Крупный план - спидометр машины, стрелка которого показывает отметку 130км/час. Несколько секунд машина едет, петляя по обочине, сбивая оградительные столбики. Затем ее разворачивает и выбрасывает на встречную полосу. Как раз в это время из-за поворота выезжает встречный рейсовый автобус (без пассажиров) "Икарус-280"… Столкновение чудовищно страшное. Под дикий грохот удара гаснет экран.
Черный экран. Появляется надпись:
За семь часов до автокатастрофы (эта надпись гаснет, появляется другая): Алма-Ата. 15 августа 1990. Квартира кинорежиссера Рашида Нугманова. Рашид лежит с открытыми глазами на спине на разобранном диване. Звенит будильник. На часах 9 утра. Рашид нажимает на кнопку будильника. Какое-то время он еще лежит на спине и смотрит в потолок. Потом встает, идет мимо комода, на котором стоят три разных телевизора – один большой, второй поменьше, стоящий рядом с большим, и третий совсем миниатюрный, стоящий сверху на корпусе большого. Все телевизоры работают. На экране большого – военная хроника, скоростной поезд мчится мимо горы с заснеженной верхушкой, опять хроника. На экранах двух других рябь и картинка сетки.Из большого телевизора доносится приглушенный женский голос: - Хочешь я убью его? Мужской голос удивленно спрашивает: - Кого? Женский голос отвечает: - Мне за него больше десяти лет не дадут. Отсижу и вернусь… Нугманов на кухне зажигает газ, ставит на газовую плиту чайник со свистком. Идет в душ. Свист чайника заставляет закрыть кран душа. Рашид с мокрыми волосами сидит на кухне один перед дымящейся чашкой с чаем и о чем-то сосредоточенно думает. Женский голос, доносящийся из телевизора, говорит шепотом по-японски: - Я люблю тебя, Виктор. Похоже, что-то не дает Рашиду покоя. Он снимает трубку телефона, набирает сначала 8, потом длинный номер. На другом конце долго не снимают трубку. Наконец заспанный мужской голос отвечает: -Алло… -Юрик, привет. Это Рашид. Где сейчас Витя? Ленинградская квартира Юрия Каспаряна в Купчино, за окном стоят коробки новостроек, идет дождь. В Ленинграде раннее утро (разница во времени три часа). Каспарян в трусах стоит у телефона с закрытыми глазами: -Витя с Наташей под Ригой… Раш, я только оттуда приехал час назад… Я спал. Рашид: -Прости, что разбудил. Мне нужно срочно с Витей поговорить. У него есть там телефон?
Каспарян: -Нет. Рашид, размышляя, что делать дальше: -Адрес помнишь? Каспарян: -Постой, сейчас посмотрю… Берет записную книжку и говорит адрес. Рашид, вполне удовлетворенный, кладет трубку.
Тукумский район. 15 августа 1990. 12:05 Маленькое озеро в Тукумском районе. На берегу никого, кроме Виктора Цоя. Голый, стоя по пояс в воде, в очередной раз забрасывает в воду удочку. Рядом на берегу ведерко с уловом – там плещется пара мелких рыбешек. Чуть подальше припаркован темно-синий "Москвич-4112". Вдруг со стороны дороги появляется очаровательная шатенка - худенькая, невысокого роста, в узких джинсах и футболке. Это Наташа Разлогова, подруга Виктора. Размахивая чем-то в руке, она кричит: -В-и-и-т-я-я! Виктор, оборачиваясь и улыбаясь - она для него появилась совершенно неожиданно и поэтому ему вдвойне приятно. Он нарочно говорит грозным голосом: -Тише, ты! Всю рыбу мне распугаешь! -Тебе срочная телеграмма, - Наташа снимает босоножки, закатывает джинсы и идет по воде к Виктору. Цой в недоумении разворачивает бланк "Молнии", надрывая корешок, читает текст и начинает хохотать. Наташа непонимающим взглядом смотрит на него. Крупный план - текст срочной телеграммы: СЛЕДИ ЗА СОБОЙ ТЧК БУДЬ ОСТОРОЖЕН ТЧК 15 СЕНТЯБРЯ НАЧАЛО СЪЕМОК НА МОСФИЛЬМЕ ТЧК РАШИД. Виктор, передавая телеграмму Наташе: -У Раша от предстоящих съемок, по-моему, совсем крыша поехала!
Следующий кадр - они вдвоем в машине едут по дороге.В левом зеркале бокового обзора видно лицо Цоя. Скорость машины растет на глазах. Наташа осуждающе Виктору: -Витя, не гони… Машина быстро приближается к роковому повороту. Крупный план - шкала спидометра, стрелка плавно переваливает за отметку 100 км/час и двигается дальше -110, 120, 130. Машина начинает вибрировать. Наташа тревожно следит за стрелкой спидометра, потом обидевшись, отворачивает лицо. Она смотрит в окно и видит лежащую на пригорке бродячую собаку. Наташа: - Смотри, собака… Глазами Наташи мы видим, как собака вскакивает. Крупный план – левое зеркало бокового обзора с лицом Цоя, которое разбивается вдребезги от попавшего в него камня. Наташа испуганно вскрикивает и сразу же меняется изображение – картинка на экране начинает трястись, как студень.
Виктор быстро сбрасывает скорость и говорит примирительным тоном: - Ладно, не бойся… -Терпеть не могу, когда ты гоняешь. Крупный план - на спидометре 90 км/час.Вибрации исчезли, картинка на экране восстановилась. Из-за поворота навстречу выезжает "Икарус". Через пару секунд "Москвич" и "Икарус" разъезжаются в разные стороны. " Москвич " поворачивает направо. Виктор в шутку что-то говорит по-японски. Наташа, смеясь: - Что, хочется в Японию? Виктор: - Очень!
Общий план горы Фудзи с заснеженной верхушкой. В долине мимо горы проезжает скоростной поезд.
Москва. 15 сентября 1990 Рашид в гостях дома у Виктора. Сидят на кухне и разговаривают. "За окном идет стройка, работает кран". Тут же на кухне стоит видеодвойка "SONY", на которой крутится лента с американским фильмом "Великолепная семерка". На экране скачущие на лошадях ковбои, типичный техасский ландшафт - невысокие горы, скудная растительность. Фильм идет с выключенным звуком. Фоном звучит черновая запись группы "Кино" из нового альбома, песня - "Кончится лето". Она нравится Рашиду, он в такт песне мотает головой. Виктор рассказывает: -Мы сделали с Каспаряном черновые записи восьми песен. Из них шесть новых, две старые… (улыбаясь) Я, кстати, песню "Следи за собой" решил включить в альбом после получения твоей телеграммы. Она ведь раньше не выходила у нас. Рашид: - Весьма польщен…(и вдруг оживляясь, показывая пальцем на экран видеодвойки) Витя, видишь, какой пейзаж! Я за две недели все Подмосковье объездил - ничего подобного не встретил, хотя, конечно, мест красивых много… Нам горы нужны. Точно – горы! Виктор: -Значит, съемок не будет? -Ну, почему не будет!? Просто чуть отложим… Надо в Киргизию ехать. -Почему в Киргизию? -Ты на Иссык-Куле был? -Нет. -А я был, и знаю, что там то, что нам надо. В плане натуры просто потрясающе - озеро, горы очень живописные с красным оттенком. И почему я только раньше об этом не подумал! В общем, так - я в Киргизию, а вы тем временем садитесь в студию на "Мосфильме" - записывайте музыку к фильму. За сколько управитесь?
-А ты когда вернешься? -Недели через две. -Ну, к твоему приезду все запишем. У нас уже все на болванках есть. Инструментальную музыку будем писать позже, когда ты смонтируешь материал. -Договорились!
Цой, Гурьянов, Каспарян в тонстудии "Мосфильма" Горит красная лампа – "Тихо! Идет запись!". В аппаратной за стеклом с наушниками стоит Цой и напевает в микрофон куплет из песни "Муравейник" (глухо звучит инструментальная подкладка):
Начинается новый день И машины туда сюда Раз уж солнцу вставать не лень И для нас значит ерунда Муравейник живет Кто-то лапку сломал - не в счет А до свадьбы заживет А помрет так помрет
Каспаряну и Гурьянову, не занятым звукосессией, скучно, и они тут же за спиной звукооператора пытаются разыграть рукопашный бой, делая немыслимые подскоки, смешно размахивая в разные стороны руками и ногами. Когда звукооператор оборачивается, они сразу прекращают свои действия, невинно улыбаясь. Виктор пропевает куплет:
Я не люблю когда мне врут Но от правды я тоже устал Я пытался найти приют Говорят что плохо искал И я не знаю каков процент Сумасшедших на данный час Но если верить глазам и ушам Больше в несколько раз
Глазами Виктора мы видим, как Гурьянов с Каспаряном строят из себя героев кик-боксинга. Ему смешно и последние строчки куплета он пропевает совсем халтурно. Оператор, злясь, говорит в сторону подскакивающих: -Послушайте, у нас тут не ринг, а студия… (И в микрофон Виктору): -Виктор, пожалуйста, припев еще раз… -Я лучше все сразу перепою, только пусть эти два… дурика покинут помещение. Звукооператор многозначительно смотрит на Каспаряна с Гурьяновым, те в свою очередь с глупыми физиономиями выходят вон. Виктор опять поет.
Москва. 29 сентября 1990 В пресс-центре "ИТАР-ТАСС" пресс-конференция по случаю окончания записи нового альбома группы "Кино". За широким столом музыканты группы во главе с очень независимым и гордым Виктором Цоем. Все сидящие за столом изящно дымят сигаретами. На столе перед каждым поставлены бутылки с минеральной водой "Нарзан", двухсторонние таблички (чтобы было понятно кто есть кто) с именами и фамилиями музыкантов: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Георгий Гурьянов. На стене за спинами музыкантов большой щит с лого "ИТАР-ТАСС". Недалеко от стола у стены застыл затянутый в кожу менеджер группы Юрий Айзеншпис. Рядом с ним девушка с микрофоном, ведущая пресс-конференции. Зал полон людей, перед столом вовсю щелкают вспышками с десяток фотокоров. В зале поднимаются руки для вопросов.
-Почему записанный альбом выйдет не раньше следующего лета? Виктор: -Знаете, для нас это не впервые. Если помните, предыдущий альбом "Звезда по имени Солнце" был записан группой в январе 89-го, а вышел только летом. Мы хотим, чтобы выход нашего нового альбома совпал с выходом фильма Рашида Нугманова. Вы, наверное, в курсе, что группа "Кино" всем составом занята в съемках. -Съемки фильма уже начались? Виктор: - Сейчас заканчивается подготовительный период, а съемки начнутся в самое ближайшее время… в Киргизии. -Почему в Киргизии? Виктор: -Наверное, этот вопрос уместнее задать Рашиду Нугманову, который на днях оттуда вернется. - Сегодня многие подростки уже даже одеваются "под Цоя". Виктор, что скажете по этому поводу? -Только одно: не сотвори себе кумира. -Планируются ли концерты у группы "Кино" в ближайшее время? Виктор после непродолжительной паузы: -Ну, наверное, пришло время сделать официальное заявление о том, что группа "Кино" не будет давать концерты на территории Советского Союза до самого выхода в прокат фильма Нугманова (оживление в зале, Юрий Айзеншпис бросает на Цоя взгляд полный недоумения). Фильм выйдет в прокат не раньше следующего лета. Наш тур начнется в это же время. Могу добавить, что в ноябре состоятся лишь ранее запланированные концерты "Кино" в Японии и Южной Корее. -Пожалуйста, более подробно об этом… -Этот тур проводит японская фирма "Амьюз Корпорейшн". Мы выступаем на разогреве в Токио и Сеуле перед японской группой "Южные Звезды". В мае, когда я был в Токио, мне удалось увидеть их шоу. Ну, скажем так, по стилю - это современный вариант Фрэнка Синатры в японской интерпретации. У них прекрасные мелодичные песни, но они особенно сильны в постановочном плане…
Тот же пресс-центр "ИТАР-ТАСС", но после пресс-конференции. Зал пуст. Напротив друг друга стоят Цой и Айзеншпис. Айзеншпис: -Витя, подобными необдуманными действиями ты похоронишь группу… Цой: -Юра, я сам знаю, что я делаю… Тем более меня поддержали ребята. Прекращение гастролей на какое-то время - общемировая практика. Айзеншпис: -Но только не в этой стране. О вас все скоро забудут. Виктор: -Посмотрим (говорит это и гордо уходит). Айзеншпис шипит ему вслед: - А тут и смотреть нечего - через год о вас никто не вспомнит!
Берег озера Иссык-Куль. 27 октября 1990 В Киргизии неделю идут съемки. Стоит солнечная теплая погода - в это время здесь бархатный сезон. Съемочная группа разместилась в местном пансионате. Утро. Цой спит на кровати в одной из комнат пансионата. Ему снится сон – захлебывающаяся лаем собака преследует легковую машину, корпус которой не виден. Картинка сна вибрирующая. В комнату входит Рашид, одетый в джинсовую черную пару. - Витя, вставай, опоздаем на съемки. Цой, открыв глаза и потягиваясь, спрашивает: - Раш, ты не в курсе, к чему снятся собаки? - Х-м-ы, собаки? А какие собаки – злые или добрые? - К сожалению, злые. - Нет, не знаю… А ты посмотри в соннике, наверняка он есть в библиотеке пансионата. - Что-то неохота… - Ладно, соня, спускайся вниз, чай стынет. Позавтракаем вместе.
На съемочной площадке вся группа "Кино" (практически все одеты так, как в жизни), режиссерская группа, оператор с камерой, осветители, гример и прочие люди кино. Снимается эпизод с проездом главных героев ("хороших парней"), стреляющих по ходу дела из огнестрельного оружия, в автомобиле "Зис" по пыльной дороге на фоне гор. Отчетливо видно, что горы действительно имеют красноватый оттенок, как и говорил Нугманов. Дорога ухабистая, то здесь, то там камни - "Зис" с открытым верхом на них безжалостно подпрыгивает. Вдоль дороги выложена рельсовая дорожка для камеры, стоящей на тележке. Глазами оператора через окуляр камеры мы видим, как "Зис" поднимает за собой клубы пыли. Рашид Нугманов руководит съемкой. Рядом с ним именной раскладной стул. Нугманов то встает, то садится на стул. Крупный план - тыльная сторона машины, едущая по дороге. Отчетливо видно, что откуда-то снизу тонкой струйкой на дорогу течет бензин из-за образовавшегося свища в бензобаке. После очередного проезда и дружного залпа из всех стволов Рашид командует: -Стоп! Снято! Пять минут перекур. Машина тормозит на краю съемочной площадки. Рядом стоят ящики - в них реквизит, а также холостые патроны, пиротехника. На ящиках красная надпись: "Осторожно! Огнеопасно!" Кто-то из вышедших из машины дурашливо требует, размахивая автоматом: -Патроны, дайте патроны! У нас кончились патроны! Другие закуривают тут же у машины, о чем-то неслышно переговариваясь… Под машиной все больше расползается бензиновая лужа. Глазами Нугманова мы видим: Гурьянов, прикурив сигарету, собирается бросить зажженную спичку именно туда, где образовалась бензиновая лужа… Нугманов в ужасе кричит: -Не-е-е-т! Крупный план - брошенная Гурьяновым горящая спичка, неотвратимо летящая вниз. В одну секунду все вспыхивает. Задняя часть машины объята пламенем. Все инстинктивно отскакивают от нее, тупо смотря на разгорающееся пламя. И вдруг Гурьянов, видимо чувствуя вину, вскакивает за руль, пытаясь отогнать машину. Начинает ее заводить, но двигатель не заводится… Виктор кричит: -Г-у-с-т-а-в, назад… Машина взрывается, точно подорванная на мине. Густав летит вверх тормашками из нее прямо в кювет. Какие-то горящие фрагменты машины попадают в открытые ящики с пиротехникой, которая загорается, и тут начинается сумасшедший фейерверк. Съемочная площадка в один миг превращается в настоящее поле битвы. Царит полная неразбериха. Сам Нугманов в это время застыл пригвожденным к стулу - у него шок. Крупный план - расширенные от ужаса зрачки Рашида. В глазах Нугманова отблески пламени. В его голове начинает назойливо звучать "киношная" тема "Следи за собой". Она звучит за кадром, как запоздавшее предупреждение, и от этого приобретает какой-то зловещий характер. Глазами Нугманова мы видим: Вся съемочная площадка в дыму. Под треск взрывающихся патронов и свист пролетающих петард кто-то тушит машину из огнетушителя, кто-то как ненормальный бегает вокруг и орет благим матом, кто-то неподвижно лежит на земле, а кто-то несет тело Гурьянова подальше от горящей машины. Глазами Виктора мы видим застывшее лицо Нугманова, больше похожее на маску. Мы слышим встревоженный голос Виктора: -Раш, ты слышишь меня?.. Что с тобой?.. Рашид! Ответь мне! Камера плавно поднимается вверх. Люди становятся все меньше и меньше. Мы видим, как по земле стелется черный дым. Скоро шлейф дыма становится совсем миниатюрным. Остаются только горы, озеро и необъятное небо. Последние кадры заканчиваются под финальные аккорды "Следи за собой".
Алма-Ата. 01 ноября 1990 Вывеска на здании: "Ожоговый центр. г. Алма-Ата." Виктор открывает дверь и входит в здание. В его руках кулек с апельсинами. Георгий Гуръянов с забинтованными руками лежит на кровати в палате. Вечер. Несмотря на то, что руки забинтованы, он рисует карандашом на ватмане. Сюжет простой - четыре парня в весело расписанных рубашках машут в приветствии руками. Это шарж на группу "Кино". Сходство с персонажами легко угадывается - вот Цой, а это Каспарян, Тихомиров и сам Гуръянов. На тумбочке стоит радиоприемник, из него слышатся позывные радиостанции "Юность". Голос диктора: -Вы слушаете программу "Четыре четверти". У микрофона Андрей Орлов. Сегодняшний гость нашей студии продюсер Юрий Айзеншпис (Гурьянов застывает с карандашом в руке), человек, раскрутивший группу "Кино" (Гурьянов удивляется, потом удивление сменяется возмущением), но повод нашей встречи другой…Юрий Шмильевич, это правда, что… Айзеншпис договаривает фразу: -…группой "Кино" в настоящее время я не занимаюсь, да, это правда. Я работаю с другими ребятами. -Откройте секрет, кто эти счастливчики? -Это молодые талантливые ребята, кстати, из Москвы, которые играют очень модную музыку, электро-поп. Называется группа "Технология". - У вас есть ее записи? -Мы только что закончили запись дебютного альбома, он у меня, кстати, с собой… -Можно послышать? -Непременно! В палату входит Цой. Он кладет апельсины на стол. Гурьянов показывает ему на приемник, мол, Витя, тише! Голос диктора: - Итак, группа "Технология", запомните это имя, потому что… Голос Айзеншписа: -…через полгода у нее будут стадионные концерты. Звучит песня "Технологии". Виктор удивленно: -Это что такое было? Гурьянов объясняет: -Айзеншпис подобрал какую-то новую группу, называется "Технология"…По-моему, похоже на "Depeche Mode "… -Точно," Depeche Mode для бедных…(прислушиваясь к музыке, как будто доносящейся из телефонной трубки). Они смеются. Гурьянов выключает приемник. Виктор говорит: -Ну, флаг им в руки…Ты как себя чувствуешь, Густав? -Да, нормально все… Лучше скажи, как там с Японией? -Не знаю, пока ничего не знаю… Гурьянов с большим сожалением: -Не думал я, что так подставлю тебя… -Ладно, ерунда все это, главное, что ты жив остался. Да и вообще все живы остались. А Япония… Посмотрим.
Токио. 01 ноября 1990 Панорама Токио с высоты птичьего полета. 41-й этаж токийского бизнес-центра - вокруг один бетон, сталь, стекло и пластик. Из скоростного лифта выходят двое японцев. Тот, что постарше - музыкальный менеджер Кайчо, а молодой - его ассистент Кикудзи, он несет кейс. Кайчо и Кикудзи идут молча по длинному коридору, стены которого увешаны портретами японских знаменитостей, среди которых есть и "Южные звезды", главное достижение последних лет "Амьюз Корпорейшн". Лица идущих по коридору сосредоточены. Они входят в приемную, окна которой во всю стену с красивейшим видом вечернего Токио. Но в окна они не смотрят - они ждут встречи со своим господином. При виде Кайчо секретарша сообщает (по-японски) в селектор: -Сакамура-сан, пришел Кайчо. -Пусть пройдет. Кайчо и Кикудзи входят в огромных размеров кабинет Председателя совета директоров "Амьюз Корпорейшн". На стене висит огромный портрет Кейсуке Кувата, лидера группы "Южные звезды". Вошедшие почтительно здороваются со своим господином, сидящим в кресле в центре стола. Господину Сакамуре давно за шестьдесят, его волосы седы. Кивком головы он предлагает им присесть. Кайчо и Кикудзи осторожно садятся на краешки стульев. Кикудзи достает из кейса видеокассету и передает ее Кайчо. Кайчо, вставая: -Сакамура-сан, русские передали свой фильм… Вы позволите? Я сделал метки на самых интересных местах… Все смотрят на внушительных размеров экран видеомагнитофона "SONY". На нем крутится запись с последнего концерта группы "Кино". Заключительные кадры под песню "Перемен!" на большой арене "Лужников" впечатляют - финальный фейерверк, олимпийский факел, четыре фигурки на сцене и море счастливых людей, стоя подпевающих группе. Сакамура: -Сколько здесь зрителей? Кайчо: -Мы навели справки. Большая арена "Лужников" вмещает 64 тысячи человек - здесь явно переаншлаг. Сакамура в раздумьях по слогам: -Шесть-десят-четыре тысячи, подумать только, как много людей! Лицо Сакамуры отнюдь не излучает счастья. Кайчо и Кикудзи непонимающе смотрят на своего шефа. Сакамура: -Так вы говорите, что русские просят переноса срока гастролей. Кайчо: -Да, у них там на съемках фильма несчастный случай произошел… Их барабанщик с сильными ожогами попал в больницу. Сакамура с облегчением принимает решение: -Используйте это как предлог для невозможности продлить контракт. У Кайчо и Кикудзи вытянутые лица - они никак не ожидали подобного поворота. Кайчо: -Сакамура-сан, я вас не понимаю… Сакамура насмешливым тоном: -Эти русские запросто "убрали" бы наших "Южных звезд", думаю, уже на самом первом концерте тура. И тогда "Южных звезд" больше не будет. На них потрачены миллионы йен. Кто за это возьмет ответственность, вы, Кайчо? Или вы, не знаю как вас там? (тыкает пальцем в сторону Кикудзи, затем после паузы многозначительно говорит)… Это знак свыше… Кайчо почтительно: -Сакамура-сан, я все понял - это мудрое решение. Сакамура: -Отправьте им телекс, они сами виноваты, что не уберегли своего барабанщика. Кайчо и Кикудзи раскланиваются и уходят.
Москва. 03 января 1991 Тонстудия "Мосфильма". Группа "Кино" в составе - Виктор Цой, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров с инструментами работают в студии - пишут инструментальную музыку к фильму. В аппаратной стоит видео-двойка "SONY". Работа поставлена следующим образом - музыканты с Нугмановым отсматривают смонтированные куски фильма, потом Рашид объясняет, какую музыку он хотел бы услышать в этом эпизоде. Все дружно смотрят сцену мотоциклетной вечеринки, там, где в темном сыром подвальном зале развлекаются рокеры ("плохие парни"). Море выпивки, дым коромыслом, полуголые девицы, на невысокой сцене за решеткой какая-то оголтелая рок-группа импровизирует на музыкальных инструментах. Нугманов объясняет "киношникам": -Мне нужен здесь ужас нечеловеческий - дикий скрежет, какие-то жуткие шумы… Виктор понимающе кивает головой, а Тихомиров говорит: - Может, что-нибудь индустриальное в духе MINISTRY? У них еще та музычка. Рашид: -Не знаю я ваших MINISTRY, мне просто нужно, чтобы зрителю жутко стало. Один из звукооператоров студии открывает дверь и говорит, обращаясь к Цою: -Виктор, вас кто-то спрашивает по телефону, по-моему, из-за границы звонят. Виктор выходит из аппаратной. В приемной берет трубку телефона: -Алло, я слушаю. Ему отвечают по-английски, и Виктор тоже переходит на английский язык. Мы видим Кикудзи, стоящего в будке автомата прямо на токийской улице. В Токио раннее утро, светит солнце, снега нет. Улица заполнена пешеходами. Кикудзи говорит: -Мистер Цой? -Да, кто вы? - Меня зовут Кикудзи Хирано. Я - ассистент Кайчо, вернее сказать, бывший ассистент. Потому что больше не работаю на "Амьюз Корпорейшн"... Я очень сожалею о сорвавшихся гастролях КИНО в Японии, мистер Цой... -Что вы хотите? -Мне очень не просто было вас разыскать (Кикудзи вздыхает). Осталось ли у вас желание сыграть в Японии, мистер Цой? -Да, мне хотелось бы… -В таком случае я вам делаю предложение. Правда, пока речь идет только о ваших сольных концертах, без группы. Для организации тура с группой у меня пока нет бюджета. Но если все получится - осенью будет тур с группой. А пока я предлагаю вам сольный тур по пяти городам Японии, в том числе Токио, в небольших залах до тысячи человек. -Вы серьезно? (через стекло аппаратной глазами Виктора мы видим как Каспарян с Тихомировым что-то оживленно объясняют Нугманову). -Я абсолютно серьезно говорю. Именно потому, что я хотел организовать ваш тур, я и ушел из "Амьюз Корпорейшн"… Вы сможете приехать в марте? -Думаю, да. -Отлично. На днях вы получите договор, я вышлю его на телекс "Мосфильма". Очень скоро я сам буду в Москве. Виктор весьма озадаченный возвращается в аппаратную. Возбужденные поисками нового звука Каспарян и Тихомиров сходу пытаются ему что-то наиграть на гитарах. -Витя, оцени… Но ему явно не до них. Рашид пристально смотрит на Цоя и говорит: -Витя, что-нибудь случилось? -Меня опять зовут в Японию… Все замолкают, не понимая - всерьез это сказано или в шутку.
Ленинград. 9 марта 1991 Рубинштейна, 13. В концертном зале ЛДСТ идет третий день 8-го фестиваля ленинградского рок-клуба. За стеклом витрины афиша, нарисованная от руки. Текст гласит: " Ленинградскому рок-клубу 10 лет. Это просто фантастика!" В небольшом зале забитой публикой на сцене играет группа инструментальную музыку. Это "Джунгли". Глазами публики мы видим играющего на бас-гитаре Игоря Тихомирова.
После концерта Тихомиров в кулуарах фестиваля дает интервью, за плечом гитара в футляре, в руках он держит какой-то пакет: -Я присутствую на фестивале не в качестве музыканта "Кино", а в качестве бас-гитариста группы "Джунгли", в которой, кстати говоря, играю со дня ее основания. Не было никакого разговора о том, что "Кино" будет играть на нынешнем фестивале ленинградского рок-клуба. "Кино" уже давно не является рок-клубовской командой. Кроме того, как известно, нами было принято решение о том, что у группы до выхода нового альбома вообще концертов не будет. - А когда выходит альбом? -Одновременно с выходом на экраны фильма Рашида Нугманова "Дикий Восток". В общем, не раньше лета. -Понятно. И последний вопрос, где сейчас Цой? -Виктор в настоящий момент находится в Японии. У Тихомирова из рук вываливается пакет. Из него веером сыплются на пол письма. Корреспондент помогает их собирать. Крупный план - адрес получателя на одном из конвертов с текстом: Ленинград, ул. Рубинштейна, д.13, рок-клуб, Виктору Цою. Тихомиров доверительно сообщает: -Мы уже сто лет, как вышли из рок-клуба, а письма на этот адрес все шлют и шлют… А почему? -Да, кстати, почему? - спрашивает корреспондент. -Потому что другого адреса нет.
Токио, 9 марта 1991 Вывеска клуба "Котобуки", написанная латинским шрифтом. Вечером перед концертом у входа в клуб длинная очередь волнующихся подростков. Билетная касса закрыта. Там висит объявление на японском (голос за кадром "Надпись в кассе: в 19.00 будет продаваться дополнительный комплект билетов по новой цене")… Красивая девушка-японка лет 22-х останавливается у афиш клуба, сообщающих о концертах в клубе "Котобуки". На шее висит фотоаппарат "NIKON". Она с интересом изучает афиши. Это Акико Ватанабэ, ведущая музыкальной телепрограммы "Как дела?". Ее глазами мы видим первую афишу с фото: четверка мрачных молодых японцев с взлохмаченными волосами (голос за кадром: "Надпись на афише: завтра - рок-группа "Огненные драконы"). Глазами Акико мы видим вторую афишу с фото Цоя (голос за кадром: "Надпись на афише: сегодня - Виктор Цой, из России с любовью"). Акико смотрит на восточные черты лица Цоя и удивленно восклицает: -Он русский!?
В артистической комнате клуба Виктор. Он один. Сидит с гитарой перед большим зеркалом, что-то тихо наигрывая. Рядом на столе закуска, напитки, выпивка. Входит с рацией Кикудзи. Он явно в хорошем настроении: - Поздравляю, Виктор, с первым аншлаговым концертом в Японии. Все билеты проданы. Думаю, это только начало. Потом будут стадионы… Виктор в ответ неопределенно улыбается. Сколько раз он уже это слышал!?
Акико достает пропуск из сумки и показывает охране. Те в ответ ей улыбаются, пропуская в фойе клуба: -Как дела, Акико? -Лучше всех! Акико в фойе клуба около прилавка, где продается всякая музыкальная всячина - виниловые пластинки, компакт-диски, видеокассеты и прочее. Она покупает самопальную видеокассету "Кино" и компакт-диск "Группа крови" (японское издание, выпущен "Амьюз Корпорейшн" в начале 1990).
Виктор на сцене клуба "Котобуки", стоит перед микрофоном с гитарой и улыбается: -Спасибо, большое спасибо (говорит по-английски)… Акико фотографирует Цоя. Публика устраивает ему пятиминутную овацию. Девчонки визжат. Акико восхищенно смотрит на Виктора, она не кричит, только как завороженная повторяет: -Боже мой, какой он высокий… Виктор поет еще одну песню. Это "Дерево". Позади Цоя на экране проецируется текст песни на японском. Акико очень трогает эта песня. Она плачет. После концерта Виктор раздает автографы. Глазами Виктора мы видим, как девушка в красном свитере (это Акико) подает ему для автографа вкладыш из компакт-диска. Виктор подписывает по-русски: "Удачи! В.Цой"
Акико в пункте фотоуслуг "Кодак". Она проверяет негативы и говорит приемщице заказов: -Пожалуйста, печатайте все, включая брак. По одной фотографии на каждый кадр.
Акико в редакции телепрограммы "Как дела?". На ее столе разбросаны фотографии с концерта Цоя. Рядом фотоаппарат "NIKON", компакт-диск "Группа крови", видеокассета (на коробке по-русски написано КИНО) и автограф Цоя. В комнате, оборудованной оргтехникой - стоят компьютеры, мониторы, сканеры, принтеры и другие агрегаты. Вместе с Акико еще несколько человек. В основном молодые парни - операторы и редакторы программы. Они с интересом слушают рассказ Акико. Она говорит: -Вам вчера вместо того, чтобы снимать Оззи Осборна в "Будокане", надо было быть в клубе "Котобуки"… -Кто играл там? -Один парень по фамилии Цой. -Кореец? -Да, нет - русский. Точнее сказать русский корейского происхождения. Лидер группы "Кино". Он один играл акустику… Вот, кстати, можете посмотреть (дает видеокассету). Один из операторов вставляет кассету в видеомагнитофон "SONY", включается картинка - это кадры из клипа "Видели ночь". Один из редакторов говорит со знанием дела: -Неплохо, похоже на ранний "The Cure". -Точно, - подтверждает Акико. -Сделаешь о них сюжет? -Конечно… Но у нас нет своего видео-материала… -Твоих фотографий и твоего комментария будет вполне достаточно для трехминутного сюжета…
Акико вечером в редакции, она одна перед компьютером. Набирая текст на клавиатуре, она бормочет: -Я вижу будущее японского рока - и это будущее зовется Цой… нет, это бред какой-то… Она стирает фразу, потом, немного подумав, говорит: -Нет, это не бред, это правда, - и снова набирает старый текст.
Москва, 17 июля 1991 17-й московский международный кинофестиваль. Мы видим одну из его афиш перед залом "Россия", сообщающей о премьере фильма "Дикий Восток" режиссера Рашида Нугманова. В фойе Государственного киноконцертного зала «Россия» столпотворение. Доминирующая часть публики фанаты группы «Кино» - подростки, одетые в черное, многие с круглыми значками с ликом Цоя. В ви-ай-пи зоне весь московский бомонд, мельтешение знакомых лиц. В ожидании начала стоят скромно у стенки и курят Виктор Цой и Рашид Нугманов, внешне вполне спокойные, но, конечно, волнующиеся - как примет их фильм публика?
Откуда-то из гущи толпы к Цою выруливает неприятной наружности человек с двухдневной небритостью, на приколотой несвежей рубахе бейдж с надписью "ответственный пожарный Сидоров": -Слышь, ты, здесь курить не положено! - по-жлобски заявляет он Цою. -Это Виктор Цой, приятель, - вполне миролюбиво говорит ему Нугманов. -Да мне насрать, пусть хоть сам Папа римский! Цой продолжает невозмутимо курить, а Рашид молниеносно бьет хама по морде. Пожарный летит кувырком, вскакивает и начинает свистеть в свисток. Со всех сторон бегут милиционеры…
В милицейском пикете зала «Россия» арестованные Нугманов и Цой. Они сидят в клетке за решеткой, прикованные наручниками, слегка помятые, с выбившимися из брюк рубахами, у Нугманова надорван лацкан смокинга. Напротив, по другую сторону решетки сидит пожарный Сидоров с подбитым глазом, победоносно посматривающий в их сторону. Немолодой лейтенант милиции монотонно читает протокол: -…на замечания ответственного пожарного Сидорова И.И. прекратить курить в фойе Государственного киноконцертного зала «Россия» реагировали неправильно, при этом оскорбили физически его личность… -Уважаемый, - спокойно говорит Нугманов милиционеру, - у нас через пять минут премьера фильма начнется. Нас люди ждут. - Твоя следующая премьера будет на скамье подсудимых, - зло пробурчал пожарный, держа под глазом мокрый компресс. -Потерпевший, помолчите, - уставшим голосом говорит лейтенант и вдруг вскакивает со стула - в пикет врывается полковник милиции в фуражке, очках с дымчатыми стеклами и почему-то в черных кожаных перчатках. С ним кто-то из фестивальных организаторов, который, увидев за решеткой Цоя и Нугманова, испуганно запричитал: -Сергей Иванович, голубчик, что ж это такое… Полковник - лейтенанту сквозь зубы: -Немедленно выпустить. -Товарищ полковник, - непонимающим тоном начал лейтенант. -Я сказал - выпустить, - взорвался полковник. - Там сейчас весь зал разнесут по кусочкам… эти школьнички. В это же время Сидоров, абсолютно не понимая, что происходит, начинает глухо рычать, затем вскакивает, судорожно хватается за стул, пытаясь им замахнуться в приступе бешенства, но полковник сильным ударом в челюсть вырубает его. Сидоров валится мешком прямо под ноги полковнику. Лейтенант, трусливо озираясь на полковника, торопливо выпускает задержанных, те осторожно перешагивают через тело Сидорова… Виктор говорит Рашиду: -А здорово ты его вырубил. -Нет, у полковника это получилось намного профессиональнее. Полковник, поправляя фуражку и подтягивая перчатки, самодовольно говорит, пок<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|