Жанровая специфика массовой литературы
Тема 1. Постмодернизм (от франц. post – после, modernе - новый)– художественная система, сложившаяся в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. под влиянием идей постструктурализма. Постмодернизм является результатом обобщения и переработки культурного наследия прошлых веков, поэтому вбирает в себя основные элементы парадигм всех предшествующих художественных систем и воспроизводит их в текстах на гибридно-цитатном уровне. Таким образом, цитата является основной категорией постмодернизма. Эпоха постсовременности порождает у человека ощущение, что все слова уже сказаны, что все реалии уже описаны, что все формы выражения уже созданы и опробованы, поэтому в настоящее время все вольно или невольно повторяются. Постмодернисты четко дают себе отчет в этом, поэтому, когда им приходится говорить о каком бы то ни было явлении, они не пытаются тщетно породить что-либо новое, а демонстративно цитируют текст-предшественник, иронизируя над миром и над собой. Постмодернизм не претендует на обретение конечной истины, поэтому любой текст постмодернизма имеет неограниченное количество вариантов прочтения, что порождает ситуацию множественности истин. Для постмодернизма не существует авторитетов, поскольку любой авторитет претендует на монополию на истину. Это влечет за собой такую тенденцию как деканонизация – ниспровержение традиционных ценностей, их ироничное переосмысление и их рождение в новом качестве. Постмодернистский текст многоадресен, он представляет собой многоуровневое образование, причем каждый читатель в зависимости от своей индивидуальности может обойтись рассмотрением как одного уровня, так и большего их количества – восприятие текста от этого не страдает. Художник-постмодернист не навязывает читателю своей точки зрения, ни в коей мере не претендует на господство над текстом, его голос там не звучит, т.к. он растворяется в дискурсах, которые он использует. Эти черты подтверждают глубоко демократичный и плюралистичный характер постмодернизма. Постмодернизм был первым направлением в художественной культуре XX в., признавшимся в том, что текст не отображает реальность, а творит собственную реальность или, точнее, множество виртуальных реальностей. Традиционно говорят о западной и восточной модификациях постмодернизма. Восточная модификация отличается от западной меньшей привязанностью к теории, большей политизированностью, обращением к языку социалистического реализма как к языку массовой культуры, ярко выраженной нотой пессимизма.
В основе эстетики постмодернизма лежит тезис «Мир как текст». Текстуальным отражением этого тезиса является моделирование гиперреальности. В зависимости от того, какой тип моделирования избирается, выделяются различные модификации постмодернизма. Нарративный постмодернизм. Это самая умеренная из модификаций, которая обеспечивает переход от реализма к постмодернизму. Основными чертами нарративного постмодернизма являются этическая направленность, интерес к фигуративности, относительное сохранение кода нарратора, ценности прошлых эпох не столько отвергаются, сколько подвергаются переоценке на основе новой философии и эстетики. Например, А. Битов «Пушкинский дом», В. Пьецух «Новая московская философия». Лирический постмодернизм представляет собой наиболее значимое явление раннего русского постмодернизма. Данная модификация предполагает ситуацию лирического самовыражения писателя на гибридно-цитатном языке симулякров, что требует использование приема авторской маски. Авторская маска не тождественна псевдониму, использование этого приема предполагает значительную степень дистанцирования персонажа от автора. При создании авторской маски возникает пластическая фигура, наделенная известной самостоятельностью. Важнейшей тенденцией русского лирического постмодернизма является разрушение культа писателя-пророка, писателя-учителя жизни. Например, Абрам Терц «Прогулки с Пушкиным», Вениамин Ерофеев «Москва – Петушки», Иосиф Бродский «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».
Шизоаналитический постмодернизм. Представители данной модификации с помощью шизоанализа пытаются выявить специфику современного состояния коллективного бессознательного, либидо исторического процесса, важнейшие характеристики национального архетипа. При этом они приходят к неутешительным выводам: в силу того, что негативный потенциал русского национального архетипа активизировался на протяжении десятилетий (годы террора, репрессий, подавления инакомыслия и т.д.) – он стал преобладающим, баланс между позитивным и негативными потенциалами нарушился. Это ставит нацию на грань самоуничтожения. Например, В. Ерофеев «Жизнь с идиотом», «Попугайчик», «Девушка и смерть», «Russkaja красавица», «Страшный суд». Меланхолический постмодернизм демонстрирует разочарование в ценностях предшествующих эпох, в том числе и эпохи модерна, отказывается от линейно-позитивистского принципа в подходе к истории, декларирует печальное примирение с историей, которая может прекратиться, если баланс окончательно сместится в сторону хаоса. Например, Саша Соколов «Палисандрия», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», Михаил Берг «Рос и я». Лирико-философский постмодернизм порождает мир-текст, созданный из материала философии и литературы. В текстах данной модификации наблюдается сочетание дискурса постмодернистской лирической прозы с постфилософским дискурсом, использование авторской маски, персонаж балансирует между позициями гения и клоуна. Например, Д. Галковский «Бесконечный тупик». Феминистский постмодернизм стремится к развенчанию идеи фаллогоцентризма как культурного символа власти, лидерства, к снятию оппозиции «мужское» - «женское». Например, Л. Петрушевская «Мужская зона».
Экологический постмодернизм пытается у твердить панэкологическое сознание; преодолеть антропоцентризм, восстановить нарушенный баланс экосистемы, ратует за ненасильственное преображение мира. Например, А. Битов «Оглашенные». Соц-арт представляет собой искусство деконструкции языка советской «массовой культуры». Советский культурный космос предстает как тотальная знаковая система, где каждый знак имеет только одну маркировку идеологического характера. Искусство соц-арта чаще носит пародийно-абсурдистский характер. Наиболее ярко соц-арт проявился в живописи. Концептуализм связан с потребностью выхода за рамки текста, в сферу его функционирования, за границы искусства. Для этой модификации характерно использование принципа обыгрывания, представления, обговаривания художественного факта в ходе акций и перфомансов. Например, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, И. Кабаков, Д. Шагин, В. Степанцов и др. Метаметафоризм предполагает попытку синтеза различных культурных контекстов с целью создания собственной духовной реальности. Например, поэзия Татьяны Щербины, Виктора Кривулина и др.
Тема 2. Постреализм. В 90-е годы XX века в русской и зарубежной критике прозвучало предположение, что поздний постмодернизм проявляет тенденцию сближения с реализмом и на этой платформе начинает формироваться новый тип поэтики. В западной традиции это явление обозначают термином «актуализм», а в русской – постреализм. Сторонники гипотезы о постреализме полагают, что в его основе лежит новая эстетика, связанная с реализацией заложенных в трудах М.М. Бахтина принципов относительности истины, идеи диалогичности в познании непрерывно меняющегося мира. Подобная эстетика позволят, с одной стороны, рассматривать мир как хаос, пребывающий в состоянии вечной изменчивости и становления, а с другой – искать в этом алогичном, абсурдном состоянии некий смысл. Таким образом, стратегия постреализма заключается в выстраивании нового диалога с хаосом. При этом постреализм не подвергает сомнению существование реальности, но реальность воспринимается им как совокупность множества обстоятельств самого разного порядка, так или иначе влияющих на человеческую судьбу. Постреализм никогда не игнорирует факт существования конкретной человеческой личности, так как именно ради конкретного человека он и пытается найти в глубине хаоса нечто похожее на опору. Основными принципами постреализма являются следующие: 1) детерминизм выступает в сочетании с поиском иррациональных, мистических связей, существующих в мире. В поиске проявлений детерминизма постреалисты нередко прибегают не к разуму и логике, а к интуиции; 2) социальный, исторический и психологический детерминизм поверяется мифологическим, трансцендентным (отсюда: персонаж, который четко выписанными почти натуралистическими деталями прикреплен к своим типическим обстоятельствам, свободно перемещается в пространстве и времени органично вписываясь в иные эпохи, поверяясь иными обстоятельствами); 3) оценка всех явлений носит амбивалентный характер: «что такое хорошо, что такое плохо» - неразрешимый вопрос как для читателя, так и для писателя; 4) образ мира моделируется по принципу диалога (полилога) культурных языков (часто остро современного и архаического). Сторонники гипотезы о постреализме полагают, что наиболее ярким образцом этого явления можно считать творчество Л. Петрушевской.
Тема 3. Жестокий реализм («грязный реализм», жесткая проза) – тенденция в современной русской литературе, расцвет которой пришелся на 90-е годы XX века. На первый взгляд, «жестокий» реализм обнаруживает сходные черты с неонатурализмом, но момент реального сходства только в одном – обращение к материалу, фактически не освоенному ни официальной культурой, ни высокой литературой. Для жестокого реализма в первую очередь это проблемы жизни тела, как правило, находящей выражение в его сексуальности. Причинами возникновения повышенного интереса к подобной сфере проблем являются следующие: 1) целая зона состояний индивидуума оказалась проигнорирована русской классической литературой, а в период расцвета социалистической культуры и идеологии человеческая сексуальность и вовсе была репрессирована; 2) современная русская литература не имеет адекватного языка для описания подобных состояний; 3) мироощущение эпохи постсовременности (скорее не в эстетическом, а в мировоззренческом плане) оказывает несомненное влияние на изменение отношения к подобным проблемам: литература должна преодолеть «комплекс кастрации». К внешним чертам произведений жестокого реализма относятся: 1) подробные описания физиологических и неотделимых от них эмоциональных ощущений, которые испытывает человек в момент совершения действия сексуально-эротического характера; 2) намеренно детализированное описание подобных действий и состояний; 3) широкое использование табуированной (ненормативной) лексики. Подобные черты проявляются столь демонстративно, так как действия, состояния и переживания сексуально-эротического характера столь очевидно «замалчивались» литературой (даже самые раскрепощенные авторы в подобных случаях прибегали к несколько тяжеловесным эвфемизмам), что для заполнения пустоты необходим концентрированный текст, который для многих читателей, возможно, сыграет еще и роль своеобразной шоковой терапии. С точки зрения представителей жестокого реализма, ненормативная лексика – это целый пласт, который не отторгается языком в силу его активного использования, но фактически не задействован в литературе. Ненормативная лексика обладает повышенной степенью экспрессивности, способна маркировать ситуации, когда человек теряет контроль над своим поведением, а также замещает отсутствие культурного языка для адекватного описания жизни тела (биолого-медицинская терминология воспринимается как стерильная, безликая и «безвкусная»).
Специфика эстетики и поэтики жестокого реализма заключается в том, что, в отличие от произведений неонатурализма, в центре произведения жестокого реализма всегда помещен персонаж, который без всяких натяжек может быть квалифицирован как герой. Большинство произведений жестокого реализма организовано в соответствии с романтической моделью: мир расколот надвое, персонажу необходимо предпринять нечеловеческие усилия, чтобы преодолеть ад реальности и переместиться в идеальный для него мир. Подобно типичному романтическому герою он страдает и мучается, пребывает в непримиримом конфликте с обществом, а мир мечты так и остается для него недосягаемым. В духе романтической традиции создается иллюзия предельной близости автора и персонажа. Эта традиция всемерно укрепляется благодаря маркированию героя-персонажа именем автора произведения и известному соответствию отдельных сюжетных узлов событиям реальной биографии автора. Однако эта условно романтическая тенденция формирует у читателя установку на восприятие текста, текстовых событий как реальной действительности: происходит отождествление автора и персонажа, произведение начинает восприниматься как подлинная автобиография, реальный дневник. Иллюзия реальности усиливается множественной фигурой прототипизации (как правило, достаточно условной: заимствование имени и некоторых черт реальной жизненной коллизии) – в такой ситуации и абсолютно вымышленные персонажи обретают статус «живых». Усиление иллюзии реалистичности достигается и за счет специфического состава детального пласта произведения: детали в тексте жестокого реализма, как правило – образы вещей, имеющих самую прямую и непосредственную связь с жизнью тела: образы одежды и пищи. Крупнейшими представителями жестокого реализма являются Эдуард Лимонов («Это я, Эдичка»), Илья Стогоff («Мачо не плачут»), Игорь Яркевич (в его творчестве пересекаются тенденции жестокого реализма и лирического постмодернизма в духе Венедикта Ерофеева – книги /сборники рассказов/ «Как я и как меня», «Как я занимался онанизмом»), Рубен Давид Гонсалес Гальего («Белое на черном» - его творчество стоит особняком в пространстве жестокого реализма. Тема 4. Неонатурализм – тенденция в современной русской литературе, возникшая в конце 80-х – начале 90-х годов XX века и занимавшая одну из лидирующих позиций в литературном процессе этого периода. Одна из важнейших причин возникновения неонатурализма была связана с жесткой критикой традиционного реализма и формирования убеждения в необходимости его обновления. Один из способов «обновления» реализма – избавление его от идеологической формулы. Следовательно, логичным оказывается обращение к «физиологическому очерку» жизни социального дна, ко всем сферам жизни, которые упорно не замечались официальной культурой. Это опыт натурализма. Происходит возрождение интереса к «униженным и оскорбленным», к «маленькому человеку», но главное отличие неонатурализма от классического реализма XIX века в интерпретациитемы «страданий народных» заключается в том, что народный мир в произведениях неонатурализма показан как средоточие страданий, которые стали нормой человеческой жизни, тогда как реалисты XIX века такое положение нормой не считают и сохраняют возвышенное отношение к теме социальных бедствий. С другой стороны, неонатурализм есть разрушение мифа соцреализма о герое и обстоятельствах, над которыми он может подняться и изменить их – в произведениях неонатурализма человек всегда является жертвой обстоятельств. Основными темами неонатурализма являются армейская дедовщина, ужасы тюрьмы и поселения, проституция, быт бомжей и лимитчиков и другие. Поскольку неонатурализмом затрагиваются темы традиционно табуированные, либо строго регламентированные в «высокой» культуре, то вместе с этим углубляется осмысление таких проблем, как физическое состояние болезни и смерти, сексуальность, аборты, алкоголизм, борьба за выживание и так далее. Основной мотив произведений неонатурализма - страдания, вызванные издевательствами, пытками, унижениями, которые применяют к человеку не властьимущие, а такие же, как и он, обитатели социального дна или среды, к ней приравненной. В русской литературе 90-х годов XX века неонатурализм занимает центральные позиции, так как в обществе сильны вера в очистительную силу жестокой правды, ненависть к идеологии, отвращение к проповедничеству, пафосу любого рода. Произведения неонатурализма во многом перевернули представления о человеке, народе и реальности, в которой он живет. Представителями неонатурализма являются Сергей Каледин, Олег Ермаков, Леонид Габышев, Александр Терехов, Виталий Москаленко, Борис Крячко и др. Тема 5. Сентиментальный натурализм – тенденция, возникшая в русской литературе в начале 90-х годов, связанная, в первую очередь, с феноменом женской прозы.В этовремя в свет выходит ряд коллективных сборников, ставших манифестами женской прозы («Не помнящая зла», «Чистенькая жизнь», «Новые амазонки» и др.).Важнейшей чертой, отличающей сентиментальный натурализм от ненатурализма, является то, что в произведениях сентиментального натурализма хаос «чернушечного» мира проявляет себя, как правило, не в «экстремальных», а во внешне нормальных условиях жизни: в семье, в любовных отношениях и т.п. Важнейшим мотивом творчества представительниц сентиментального натурализма является телесность, непосредственно связанная с изображением женского тела. Женское тело способно быть объектом и субъектом наслаждения, но вместе с этим оно способно переносить ужасные физические мучения. Наслаждение неразрывно связано со страданиями и болезнями. Поэтому центральным хронотопом сентиментального натурализма является больничная палата. В сентиментальном натурализме происходит возрождение «слезной традиции»:сентиментальный натурализм оплакивает погубленные судьбы, совершая своего рода очистительный обряд. Сентиментальный натурализм окружает своего персонажа состраданием, но он не готов к этому, т.к. «он уже не вещь, но еще не личность». Представителями сентиментального натурализма являются Марина Палей, Лариса Ванеева, Светлана Василенко, Ирина Полянская, Николай Коляда и др.
Тема 6. Массовая (формульная литература) - термин, применяющийся для определения таких жанров как детектив, любовный (дамский) роман, фантастика, фэнтази, литература «ужасов» (чиллер) и др. В современном литературоведении существует ряд трактовок понятия «массовая литература»: 1) традиционное литературоведение определяет массовую литературу как совокупность текстов, рассчитанных на читателя, ищущего в художественном произведении только развлекательности, обладающего невзыскательным вкусом, неспособного глубоко проникнуть в замысел автора, по достоинству оценить особенности стиля серьезного художника слова; 2) ряд исследователей (например, М.Ю. Лотман) полагает, что к массовой литературе следует относить все те произведения, которые прошли незамеченными для литературоведов и критиков, а также не были выделены читателями, обладающими развитым литературным вкусом; 3) в последнее время многие литературоведы склоняются к мысли, что массовая литература – это феномен 20 века, сложившийся как результат общей культурной тенденции новейшего времени, когда большой объем информации стремится к схематизации (сворачиванию). Любой текст массовой культуры представляет собой высокоорганизованную модель, элементы которой были опробованы в текстах классической литературы. Например, если текст трагедии У. Шекспира «Гамлет», романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и т.п. свести до уровня модели, они мало чем будут отличаться от повестей и романов Ф. Незнанского или А. Марининой. Жанровая специфика массовой литературы Для каждого жанра массовой культуры создается определенный свод законов и правил - модель, что обеспечивает их узнаваемость, поэтому читатель никогда не испытывает разочарования от несбывшихся ожиданий: в детективе преступник всегда будет разоблачен, героиня женского романа обретет свое счастье и т.п. В отличие от элитарной культуры массовая культура говорит со своим читателем на понятном ему языке. Дамский (женский) роман – один из самых популярных жанров формульной (массовой) литературы, имеющий сверхчеткий, заявленный уже в своем наименовании, выход в сферу прагматики: определяется не только содержательная природа текста, но и основной его адресат. В центре повествования в дамском романе всегда находится женский персонаж. Сюжет дамского романа, как правило, может быть сведен к нескольким основным архетипическим ситуациям, которые условно можно обозначить как “превращение из Золушки в принцессу”, “Красавица и Чудовище” и т.п. Весьма популярны также “семейные саги”, сфокусированные в поле приоритетов центральной героини. Для дамского романа характерны мелодраматические эффекты, обилие персонажей, многочисленные ответвления от центрального сюжета, сохраняющие, однако, четкую связь с ним, развернутые, порой даже излишне детализированные описания (внешний вид, костюм, интерьер), неизменное наличие любовной интриги, happy end. Известнейшими мастерами в жанре дамского романа считаются Д. Стилл и др. Боевик, aсtion (экшин) (от англ. action - действие) – один из популярных жанров современной формульной культуры, нашедший более широкое распространение в кинематографе, но проявляющийся и в литературе, где этот жанр обычно определяется как роман-боевик, роман в стиле aktion. Сюжет боевика составляет активное действие, изображение которого, несмотря на наличие в тексте обозначения факта, номинально обуславливающего это действие, является самоцелью. Под действием в боевике подразумевается силовая акция, безукоризненно выполненная профессионалом-одиночкой либо небольшой группой специалистов-единомышленников. Главной характеристикой героя боевика является черта, которую можно обозначить как “cool” (приблизительный русскоязычный эквивалент – хладнокровие, “крутизна”). Для воплощения данной тенденции автор сознательно отказывается от традиционных приемов психологизма, поскольку уровень героя, разрастаясь за счет психологических мотиваций, наносит ущерб основному аспекту текста – выраженному действию. Стиль боевика отличается предельной ясностью, декларативной простотой слога, четкостью и неамбивалентностью смысловых трактовок образов. Боевик скорее визуальный жанр, поэтому литературному боевику еще предстоит вырабатывать формы словесного выражения адекватные по силе воздействия их видео-эквивалентам. Детектив (от англ. detective – сыщик) – один из самых продуктивных жанров массовой культуры 20 века, сюжетная коллизия которого построена на поиске путей разрешения какой-либо сложной и запутанной задачи, в конечном итоге связана с обретением истины. Центральной фигурой детектива является герой-одиночка, в идеале – частный сыщик, что связано со спецификой обретения гармонии в любом тексте массовой литературы, которая строится на убеждении, что не государственная система, а человек способен изменить мир, сделать его лучше. Основоположниками жанра детектива являются Э. По, У. Коллинз, А. Конан Дойл. Выделяют следующие разновидности классического детектива: английский (аналитический), где действие ослаблено, а сюжет составляют интеллектуальные логические выкладки гениального сыщика (Шерлок Холмс А. Конан Дойля, Эркюль Пуаро А. Кристи); французский (экзистенциальный) детектив, где действие составляет рефлексия сыщика, раскрывающего преступления, благодаря особой тонкости душевной организации (герои Себастьяна Жапризо); американский (жесткий) детектив, где действие насыщено событиями, главный герой – всегда активный, физически сильный человек, способный выйти из любого положения (герои Д. Хэмита). В последние годы классический детектив теряет свои позиции, уступая место триллеру. Триллер (от англ. trill - дрожать) – наиболее продуктивный жанр современного формульной (массового) искусства, во второй половине 20 века практически полностью заменивший собой классический детектив, что объясняется прежде всего тем, что понятие истины, центральное для идентификации и самоидентификации детектива, оказалось не столь существенным для мировоззрения человека эпохи постсовременности. Сюжет триллера, как правило, связан с ситуацией, когда в мирное течение жизни персонажа внезапно врывается некое необъяснимое и неконтролируемое зло, которому он вынужден противостоять. Основной чертой триллера является такое построение сюжета, когда каждый следующий эпизод сопряжен с абсолютно неожиданным и, главное, практически непрогнозируемым путем логических построений оборотом событий, «чрезвычайным происшествием». При этом границы эпизодов также непредсказуемы, что, в совокупности, вызывает у читателя (зрителя) специфическое состояние напряженного «тревожного ожидания». В отличие от детектива обретение истины в триллере с условно детективным сюжетом является не следствием продуманной стратегии и тактики сыщика, а, во многом, результатом стечения обстоятельств, то есть еще одной неожиданностью. Классическим образцом триллера считаются так называемые «истории о маньяках», пример чего - культовый текст конца 20 века «Молчание ягнят». Если в триллере тревожное ожидание представляется как ожидание непременно чего-то ужасного, а события окружены мистическим инфернальным ореолом, то подобная разновидность жанра определяется термином «чиллер». Крупнейшим мастером, работающим в жанре чиллера, является Стивен Кинг. Фэнтези – один из распространенных жанров современного формульного (массового) искусства. В основе фэнтази лежит представление о существовании параллельных миров, где и разворачиваются события произведения. Поскольку речь идет о иной реальности, практически в каждом тексте фэнтази явно присутствует мифологическая основа, ориентированная, как правило, на кельтскую и древнескандинавскую мифологические системы, в отличие от греко-римской мифологии, воспринимаемые среднестатистическим читателем как «неосвоенная» территория. Сюжеты текстов фэнтази зачастую вызывают аллюзии на сюжеты средневековых эпических жанров, прежде всего – рыцарских романов. Текст фэнтази дает возможность писателю и читателю воспринимать происходящее на абстрактном уровне, на уровне некой модели, что позволяет предельно концептуализировать воззрения как по поводу конституирующих основ мироустройства, так и тех или иных животрепещущих проблем современности. Известными представителями жанра фэтази являются У. Ле Гуин, Н. Перумов и др. Элементы жанра фэнтази присутствуют в романах Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере.
Тема 7. Сетевая литература (Сетература). Произведения Сетературы расположены в сети Internet. Но не все произведения, выложенные в Internet’е, являются сетературными. Сетературными являются только те произведения, которые не могут существовать вне сети. Для них характерны следующие особенности: 1. специфические отношения между пишущим и читающим, пишущим и критикующим написанное: размытость границ между ними. (автор сетературного произведения выкладывает его в сети полностью или частично, те, кто читает это произведение дают отзывы о нем, советуют, что изменить, как продолжить некоторые линии сюжет и т.д. – т.е становятся соавторами произведения. Автор соглашается или не соглашается с ними, вступает в обсуждение своего произведения, может использовать предложенные идеи, дописывает произведения, отвечая на вопросы, которые возникли у читателей и т.д.) 2. Так как для сетевых произведений не существует таких понятий, как «цензор», «редактор», «издатель» и т.п., литературное творчество становится массовым – любой желающий может стать сетевым автором, а успешный он или нет решают не деньги, вложенные в его «раскрутку», а только популярность у читателей, 3. В своем развитии сетевая литература начинает формировать собственные жанры. Наиболее интересные и популярные - фанфикшн и блог-литература. Термин «фанфикшн» произошел от английского словосчетания «выдумка фактов» или, по другой версии – «выдумки фататов»; другие варианты названия этого жанра фанфик, фик. Фанфиками называют произведения, отсылающие к другим произведениям (книгам, фильмам, сериалам, песням, клипам и др.). Содержание фанфиков представляет собой: а) продолжения любимых произведений, б) дополнения к не очень четко прописанным местам в первоисточниках, в) предыстории персонажей, г) альтернативные трактовки сюжетных событий («А на самом-то деле было так…») и др. Поклонники текста первоисточника пишут свои фанфики, читают чужие и обмениваются впечатлениями и рекомендациями. Например, цикл романов Джоан Роллинг о Гарри Поттере имеет очень много поклонников. Как известно, события в романах Роллинг подробно описаны только с точки зрения учеников Гриффиндора, где обучаются Гарри и его друзья. Читатель практически ничего не знает о том, что происходит на таких факультетах, как Когтевран или Пуффендуй. Можно предположить, что с их учащимися тоже случаются не менее захватывающие истории и описать их. Так рождается фанфик. Или другой вариант. Джоан Роллинг заявила, что не планирует продолжать свой цикл. Но при этом, буквально на последней странице последнего романа нарисовала такую картину: уже взрослые люди - Гарри и Малфой сталкиваются на платформе, откуда отправляется Хогвардс-экспресс - они отправляют своих детей учиться магии и волшебству. Многочисленные фанфикеры (авторы фанфиков) восприняли этот финал как руководство к действию - на сайтах фанфикшн уже создано и создается множество вариантов продолжения "Поттерианы", где героями являются дети героев предыдущих романов. Героями фанфиков могут быть не только вымышленные герои. Есть фанфики, где действуют вполне реальные люди. Как правило - это известные музыканты, артисты, спортсмены. Так, среди поклонников культуры ЭМО очень популярны фанфики, представляющие собой придуманные истории, героями которых являются участники группы "Tokio Hotel". Фанфики чаще всего представляют собой эпические произведения, но есть и стихотворные, и драматургические. Авторы фанфиков могут писать индивидуально, могут объединяться со своими единомышленниками и создавать коллективные проекты (один автор начинает, другой подхватывает тему, третий вносит новый поворот сюжета - и так далее). Нередко фанфикиры вступают в соревнование: несколко авторов пишут свой вариант одной и той же истории, затем проводится читательское голосование и выбирается самый популярный из них. Иногда фанфикеры проводят так называемые дуэли: один из "дуэлянтов" пишет загадочную, чаще всего детективную историю, которую обрывает на самом интересном месте, а второй должен дописать ее, разгадав поставленную первым автором загадку. Вариантов фанфикшн не счесть. Некоторые фанфики материализуются в обычной "бумажной" литературе. Самый яркий пример этому - серия "S.T.A.L.K.E.R", которая начиналась как сетературная. Еще один популярнейший жанр Сетературы - блог-литература. Блог – личный дневник, который ведется в сети, и доступ к которому открыт либо для всех желающих, либо для некоего ограниченного круга. Читатели получают возможность связываться с автором дневниковых записей, комментировать события, предстающие в них, давать им оценку, предлагать советы, делиться собственным опытом. В скором времени некоторые дневники-блог трансформировались: приблизились к литературным произведениям, авторы многих блогов начали придавать значение художественным особенностям своих текстов. Так возникло понятие блог-литература. Хотя все записи в блогах ведутся от первого лица, в литературном блоге тот, кто обозначается в тексте как "Я", не равен личности автора блога. Истории, которые описываются на страницах блога, чаще всего абсолютно вымышленные, а если что-то подобное и происходило с автором на самом деле - то основательно приукрашенные, сделанные более эффектными, интересными. То есть в литературном блоге действует не сам автор, а (как говорят сами блогеры) - его «лирический герой». Для блогера вершиной успеха считается, если придуманную им историю читатели примут за чистую монету, начнут сопереживать его герою, давать советы, как выйти из трудной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|