Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Васильева, Юлия Сергеевна
А. Ф. Лабзин в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII - первой четверти XIX веков
Введение. Глава I. А.Ф. Лабзин в общественной жизни столиц. § 1. Мистицизм в русском обществе конца XVIII - I четверти XIX века. § 2. Генезис мировоззрения и общественных взглядов А.Ф. Лабзина. § 3. Религиозно-просветительская и литературная деятельность Лабзина. Глава II. А.Ф. Лабзин на государственной службе и в симбирской ссылке. § 1. Служба А.Ф. Лабзина в Академии Художеств. § 2. Лабзин и русские художники. § 3. «Дело А.Ф. Лабзина». § 4. Симбирская ссылка Лабзина.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Васильева, Юлия Сергеевна Период, охватывающий рубеж веков и царствование императора Александра I, представляет большой интерес для историков многообразием событий внутренней жизни страны и внешней политики. Среди видных государственных и общественных деятелей этой эпохи некоторые до сих пор не стали объектом специального исследования. Сейчас имя Александра Федоровича Лабзи-на (1766-1825) мало кому знакомо, кроме узкого круга специалистов. Однако в первой четверти XIX века Лабзин являл собой пример высокопоставленного сановника с блестящей карьерой, идеолога масонства, выдающегося общественного деятеля и талантливого литератора. А.Ф. Лабзин был учеником и последователем Н.И. Новикова, издателем литературы и периодики просветительского и духовного содержания. Лабзин во многом повторил жизненный путь и судьбу своего учителя. В то время как жизнь и творчество Н.И. Новикова исследованы подробнейшим образом, взгляды и дела Лабзина остаются малоизученными, теряются в тени его знаменитого предшественника и более известных современников.
В 1806 году выходит в свет журнал под названием «Сионский вестник», привлекший внимание русской публики. Издание этого первого в России журнала духовно-мистического содержания предпринял именно Лабзин. Александр Федорович являлся также известным писателем, дружбой с которым дорожил Г.Р. Державин и доверял ему редактирование своих сочинений. Будучи хорошим переводчиком, Лабзин первым познакомил русского читателя с бессмертными произведениями Бомарше. В первой четверти XIX века, когда большое влияние на образованную часть общества оказывало масонство, Лабзин по праву считался признанным лидером этого течения русской мысли. Вместе с тем, Лабзин был талантливым администратором и видным государственным деятелем. Он внес заметный вклад во внешнюю политику России и строительство русского флота, находясь на службе в Коллегии иностранных дел и Адмиралтейском департаменте. Наиболее ярко творческие начала личности А.Ф. Лабзина и его административные способности сочетались и органично дополняли друг друга в его деятельности в Академии Художеств. В 1822 году все петербургские салоны обошла весть о ссылке действительного статского советника А.Ф. Лабзина в Симбирскую губернию. Это стало важным фактом в истории идейной борьбы, развернувшейся в России в последний период правления Александра I. Однако последующие события заслонили собой гонения на Лабзина в глазах современников и потомков, что нашло отражение в последующей историографии. Изучение жизни, взглядов и деятельности А.Ф. Лабзина затрагивает существенные стороны социальной и культурной истории России эпохи «просвещенного абсолютизма» и перехода самодержавия к последовательной охранительной политике в области внутреннего управления, общественной мысли и государственной идеологии.
Хронологические рамки работы охватывают период с рубежа ХУШ-Х1Х веков, когда начинается общественная и государственная деятельность А.Ф. Лабзина, по 1825 год. Верхняя хронологическая граница исследования определяется годом его смерти. Объектом данного исследования является общественная жизнь и духовно-просветительская мысль в России конца XVIII - первой четверти XIX века. Предметом исследования стали взгляды А.Ф. Лабзина, его издательская, литературная и государственная деятельность. Степень изученности темы. Проблема роли А.Ф. Лабзина в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII - первой четверти XIX века не стала предметом специального изучения в российской историографии. Однако существует значительная литература, посвященная разработке отдельных аспектов и периодов жизни и деятельности Александра Федоровича Лабзина и его взаимоотношений с окружающими, которая содержит материалы и ценные наблюдения, необходимые для изучения поставленной проблемы. Прежде всего, необходимо выделить основные проблемные направления существующих исследований: 1) исследования по истории Академии Художеств, затрагивающие и службу А.Ф. Лабзина в этом учреждении; 2) исследования, посвященные мистической и масонской деятельности А.Ф. Лабзина; 3) работы, изучающие «симбирский период» жизни А.Ф. Лабзина; 4) общие работы по истории царствования Александра I, касающиеся проблемы мистицизма и масонства в русском обществе и в связи с этим, содержащие упоминания о А.Ф. Лабзине; 5) сочинения по истории общественной мысли в России в I четверти XIX века. Большая часть работ, охватывающая все проблемные направления, была создана до революции 1917 года. В советский и постсоветский периоды расширяется диапазон изучаемых аспектов в рамках указанной темы. Представляется более обоснованным рассмотреть историографию темы по выделенным направлениям, так как систематизация по хронологическому принципу не точно передаст специфику литературы и не выявит ее смыслового единства. Исследования по истории Академии Художеств, в которой в течении 23 лет служил А.Ф. Лабзин сначала в качестве конференц-секретаря, а затем вице-президента, разноплановы по своему характеру и тематическому охвату. Работы С. Исакова и А. Савинова посвящены изучению становления и развития Академии Художеств. Расширение деятельности Академии авторы связывали с активной работой ее президентов. Служащие, не занимавшие президентской и вице-президентской должности, остались за рамками исследований1.
Исаков С.К. Краткий исторический очерк Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. СПб., 1914; Савинов А. Академия Художеств. М.-Л., 1948. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств» составлен С.Н. Кондаковым и издан в двух томах в 1915 году. Он содержит факты из истории Академии Художеств с момента ее образования до 1914 года. Справочник снабжен подробными списками всех конференц-секретарей и вице-президентов Академии за период с 1764 по 1914 год с краткими биографическими справками. А. Ф. Лабзин указан и в том и в другом списке2. П. Корнилов исследовал историю Арзамасской школы живописи, которая была неразрывно связана с Академией Художеств через своего основателя -художника А. Ступина. Ступин поддерживал дружеские отношения с А.Ф. Лабзиным до самой смерти последнего. В этой связи Корнилов приводит интересные факты из истории их дружбы, снабженные выдержками из документов. Он особо подчеркивает то содействие, которое Лабзин оказывал Ступину и о другим ученикам Академии. Историк И.М. Марисина, представитель новейшей историографии, в своей работе поставила цель - изучение связей Санкт-Петербургской и Лондонской Академий Художеств в начале XIX века. Этой цели автор достигла с помощью рассмотрения взаимодействия конференц-секретарей двух Академий, которые собственно и осуществляли контакты между этими учреждениями. Конференц-секретарем Санкт-Петербургской Академии Художеств в рассматриваемый период служил А.Ф. Лабзин. Работа Марисиной основана на материалах Лондонской Академии Художеств. На основании переписки автор выделяет преобладающую роль Лабзина в процессе налаживания связей между двумя Академия4 ми. л
Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764-1914 / Сост. С.Н. Кондаков. В 2 т. Т. 1. СПб., 1915. С. 288-289. 3 Корнилов П. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.-М., 1947. 4 Марисина И.М. Из истории межакадемических связей начала XIX в. // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. 4. М., 1998. С. 76106. Литература, рассматривающая «симбирский период» жизни А.Ф. Лабзина, представлена преимущественно работами ульяновских историков. Все они являются журнальными или газетными публикациями. Статьи М. Валкина, Н. Задонского, В. Кириллова и Е. Шимонек посвящены изучению причин ссылки А.Ф. Лабзина, а также его пребыванию в Симбирске. Исследователи единодушно признают заметную роль Лабзина в общественной жизни Симбирска и значительное ее оживление, связанное с его приездом5. Эти работы носят публицистический характер, так как они рассчитаны на широкий круг читателей. В. Ефремов свою статью посвящает истории целебных вод Ундоровского источника. А.Ф. Лабзин первым испытал на себе ундоровскою воду во время своего отдыха и лечения у Ивашевых в июне 1824 года и оставил свидетельство с описанием своего лечения и его результатов6. Протодиакон Алексий Скала проводил работы по восстановлению кладбища Покровского мужского монастыря и составил подробный указатель имен всех похороненных на нем до 1917 года, снабженный биографическими данными, а также описанием захоронений. А.Ф. Лабзин был похоронен на этом кладу бище в 1825 году, но могила его до настоящего времени не обнаружена. Е. Беспалова более подробно изучила саму ссылку, связь А.Ф. Лабзина с 5 Валкин М. Памяти достойны // Ульяновская правда. 1988. 18 августа. С. 3; Задонский Н. Академический случай // Ульяновская правда. 1972. 5 марта. С. 3; Кириллов В. Был выслан на Волгу // Ульяновская правда. 1990. 9 августа. С. 4; Шимонек Е. В ссылку, в глушь, в Симбирск: К 230-летию А.Ф. Лабзина // Симбирский курьер. 1996. 13 апреля. С. 6; Шимонек Е. "Ключ к добродетели" в Ба-ратаевке // Ульяновская правда. 1992. 1 августа. С. 9. 6 Ефремов В. Заповедные Ундоры // Памятники Отечества. Вся Россия. Симбирск - Ульяновск - Симбирск 350 лет. Ч. 2. Века над Венцом. Ульяновск, 1999. С. 87-90. у Скала Алексий, протодиакон. Симбирский Покровский некрополь. (Кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря (XVIII - XX вв.). Ульяновск, 1997. С. 86. О симбирскими масонами и предыдущий период его жизни. По ее мнению, Лаб-зин «много сделал для расцвета России»9. Таким образом, исследования, посвященные «симбирскому» периоду жизни А.Ф. Лабзина достаточно многочисленны и созданы в 70-90"6 годы XX столетия. Существует немало общих работ по русскому масонству и мистицизму конца XVIII - первой четверти XIX века, в которых приводятся сведения о масонской принадлежности А.Ф. Лабзина. Г. Вернадский и М. Лонгинов исследовали «московский» период русского масонства во главе с Н.И. Новиковым, из ложи которого вышел А.Ф. Лабзин. Александр Федорович Лабзин на страницах этих исследований выступает в роли ученика Н.И. Новикова10. А.Н. Пыпин, изучая русское масонство XVIII и первой четверти XIX века, особо выделяет самостоятельную масонскую деятельность А.Ф. Лабзина, так как она выходила за рамки существующих масонских систем11. Монография «Масонство в его прошлом и настоящем» - своего рода энциклопедия развития этого течения общественной мысли в России. В ней подробно описывается работа ложи «Умирающего Сфинкса» под руководством А.Ф. Лабзина на протяжении всего периода ее действия12.
Исследований, изучающих собственно масонскую и мистическую деятельность А.Ф. Лабзина, немного. Н.Ф. Дубровин в статье «Наши мистики-сектанты» подробно рассматривает издание Лабзиным религиозно-мистического журнала «Сионский вестник» (в 1806 и 1817-1818 годах) в кон 8 Беспалова Е. Ссылка А.Ф. Лабзина и Симбирские масоны // Памятники Отечества. Вся Россия. Симбирск - Ульяновск - Симбирск 350 лет. Ч. 1. Века над Венцом. Ульяновск, 1999. С. 101-108; Беспалова Е. Тайна альбомного послания // Ульяновская правда. 1996. 2 марта. С. 12-13. 9 Беспалова Е. Ссылка А.Ф. Лабзина и Симбирские масоны. С. 107. 10 Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999; Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867. 11 Пыпин А.Н. Русское масонство (XVIII и первой четверти XIX вв.). Пг., 1916. Масонство в его прошлом и настоящем. В 2 т. Т. 2. М., 1915. С. 154-184. 1 о тексте распространения в русском обществе мистицизма. Дубровин отводил Лабзину «видное место» среди «толкователей» мистических идей14. Автор подробно описал жизненный путь и формирование мировоззрения А.Ф. Лабзина до 1806 года. Статья Н.Ф. Дубровина является попыткой создания монографии, посвященной Александру Федоровичу Лабзину. Современный историк А. Эткинд подверг изучению масонскую принадлежность А.Ф. Лабзина и его мистические взгляды. Лабзин вместе с князем А.Н. Голицыным являлись, по мнению автора, выразителями мистической традиции «петербургского» периода, когда центром была ложа во главе с А.Ф. Лабзиным - «Умирающий Сфинкс». Эткинд ограничился рассмотрением только масонской деятельности А.Ф. Лабзина15. Тема мистической и масонской работы Александра Федоровича Лабзина, таким образом, перешла из дореволюционной историографии в новейшую. Общие труды по истории царствования императора Александра I содержат некоторые сведения о А.Ф. Лабзине. Наиболее детальные сочинения - «Император Александр I. Его жизнь и царствование» Н.К. Шильдера в четырех томах и «Император Александр I. Опыт исторического исследования» великого князя Николая Михайловича в двух томах. Шильдер приводит биографические сведения о А.Ф. Лабзине с момента его высылки из Петербурга в ноябре 1822 года до смерти последнего в 1825 году. На основе документальных материалов автор предлагает свою трактовку «Академического случая»16. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. (А.Ф. Лабзин и его журнал "Сионский вестник") // Русская старина. 1894. №9. С. 145-203; №10. С. 101-126; 1895. №1. С. 56-91; №2. С. 35-52. 14 Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. С. 126. 15 Etkind А. "Умирающий Сфинкс": круг Голицына - Лабзина и петербургский период русской мистической традиции // Studia slavica fmlandensia. Т. 13. Helsinki, 1996. С. 17-47. 16 Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. В 4 т. Т.4. СПб., 1898. С. 268-269. Великий князь Николай Михайлович уделяет большое внимание личности Александра Федоровича Лабзина. Он сам объясняет это тем, что «Лабзин представляет любопытную и своеобразную фигуру в кругу деятелей Александровского царствования, переменчивые настроения которого ярко и рельефно отразились на его службе»17. Автор выражал свои симпатии этому персонажу. Николая Михайловича, по большей части, интересовали мистические идеи Лабзина и их распространение в обществе посредством книг и журнала «Сионский вестник». Профессор Казанского университета H.H. Фирсов в своем исследовании использовал факт ссылки А.Ф. Лабзина в качестве примера реакции в правление императора Александра Павловича. Он писал по этому поводу: «Решитель 18 ного вице-президента Лабзина сослали». Труды Н.В. Путяты и зарубежных историков Дженет Хартли и Дерека Оффорда содержат лишь беглый обзор развития масонства и мистицизма в России, и только упоминают имя А.Ф. Лабзина в этой связи19. Сочинения по истории общественной мысли в России первой четверти XIX века частично касаются рассмотрения деятельности А.Ф. Лабзина. H.H. Булич после детального изучения литературной, переводческой и издательской деятельности А.Ф. Лабзина пришел к выводу, что именно она «сделала Лабзина всем известным и представила несколько любопытных страниц из истории рус 7Q ского общества»". В. Богучарский рассматривал Лабзина - издателя журнала 17 Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. В 2 т. Т. 1. СПб., 1912. С. 188. 18 Фирсов H.H. Император Александр I и его душевная драма. Историко-психологический этюд. СПб.-М., 1910. С. 29. 19 Путята Н.В. Обозрение жизни и царствования императора Александра I // Девятнадцатый век / Под ред. П. Бартенева. Кн. 1. М., 1873. С. 213-219; Hartley J.M. Alexander I. NY., 1994; Offord D. Nineteenth-century Russia: Opposition to Autocracy. NY., 1999. 20 Булич H.H. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века. Т. 1. СПб., 1902. С. 361. Сионский вестник». По его мнению, Александр Федорович Лабзин предпринял выпуск журнала, так как «страстно жаждал широкой общественной деятельности, мечтал начать борьбу с овладевшим тогда обществом «антихристи 0 1 анским направлением». Другой историк И.А. Чистович, бегло исследовав этапы жизни Александра Федоровича в контексте распространения мистицизма в России, сделал акцент на изучение личностных качеств Лабзина. Автор считал, что Лабзин был «человек весьма почтенный; по умственным дарованиям и образованию стоял весьма высоко, а по редкому дару слова мало имел соперников»"". Таким образом, дореволюционные историки общественной мысли давали высокую оценку заслугам А.Ф. Лабзина. В ходе исследования сведений о контактах А.Ф. Лабзина с участниками декабристского движения не обнаружено. В связи с этим, нет необходимости рассматривать здесь обширную литературу по радикальному направлению общественного движения, ярчайшим проявлением которого стали идеи и деятельность декабристов. Историки дореволюционной школы выделили фигуру А.Ф. Лабзина и предприняли первые шаги к написанию монографии, посвященной его жизни и деятельности. П. Безсонов и Б. Модзалевский написали биографические очерки о А.Ф. Лабзине. Эти очерки носят описательный характер и не содержат каких-либо значимых оценок23. Н. Державин в своей статье проследил весь жизненный путь Лабзина, а также изучил его литературную деятельность. Державин дает высокую оценку личным качествам Лабзина. По его мнению, значение Александра Федоровича «в истории умственного движения в России» по сво 9 ] Богучарский В. Из прошлого русского общества. СПб., 1904. С. 289. 2 Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. С. 155. 23 Безсонов П. А.Ф. Лабзин (Литературно-биографический очерк) // Русский архив. 1866. Т. 1. Ст. 817-836; Модзалевский Б.Л. Александр Федорович Лабзин. СПб., 1904. ему масштабу можно приравнять к «значению мистицизма для России». В ] 985 году А.Н. Блохинцев написал еще один очерк о жизненном пути А.Ф. Лабзина2"^. Таким образом, обзор историографии проблемы показывает, что изучению подвергались лишь отдельные аспекты деятельности и периоды жизни А.Ф. Лабзина, единой картины составлено не было. Исследователи собрали и проанализировали фактический материал и наметили некоторые подходы к всестороннему рассмотрению проблемы. До настоящего времени какого-либо монографического исследования, посвященного изучению роли А.Ф. Лабзина в общественной жизни России конца XVIII - первой четверти XIX века не создано. Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении роли Александра Федоровича Лабзина в общественной жизни столиц и провинции в конце XVIII - первой четверти XIX века. Исходя из цели исследования, автором определены следующие задачи: • рассмотреть проявления мистицизма в русском обществе конца XVIII -первой четверти XIX века; • выявить генезис мировоззрения и общественных взглядов А.Ф. Лабзина; • изучить религиозно-просветительскую и литературную деятельность А.Ф. Лабзина; • исследовать службу А.Ф. Лабзина в Академии Художеств и его взаимоотношения с русскими художниками - выпускниками Академии; • определить и рассмотреть причины ссылки и «симбирский период» жизни А.Ф. Лабзина. Рассмотрение всех разнообразных должностных обязанностей, исполняемых А.Ф. Лабзиным за время своей государственной службы, не составило отдельной задачи в ограниченных рамках данной диссертации. 7 й. Державин H.A. "Ученик мудрости" (А.Ф. Лабзин и его литературная деятельность) // Исторический вестник. 1912. №7. С. 173. 7 S Блохинцев А.Н. "И жизни след оставили своей". Саратов, 1985. Источниковая база исследования. Исследование поставленной темы потребовало привлечения разных видов источников, как опубликованных, так и неопубликованных. Мы можем выделить пять больших групп источников, исходя из поставленной цели и задач, а также по степени их достоверности и приближенности к изучаемым событиям: 1) законодательные и нормативные акты центральных органов власти и делопроизводственные материалы (указы, рескрипты и их проекты, служебная переписка, журналы заседаний правительственных учреждений, записки, поданные на рассмотрение в государственные инстанции); 2) эпистолярные источники (переписка частных лиц); 3) мемуаристика (записки, воспоминания и дневники современников); 4) общественно-политические и литературные сочинения; 5) периодика, журнальная публицистика. Особый интерес представляют неопубликованные материалы отечественных архивов, и в частности та часть источников, которая ранее не была изучена и не упоминалась на страницах исследований. Ряд источников, использованных в работе, впервые введен в научный оборот. Основные неопубликованные материалы, использованные при проведении исследования, хранятся в крупнейших архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, а также Ульяновска: Российском государственном историческом архиве, Российском государственном архиве литературы и искусства, Российском государственном архиве древних актов, Государственном архиве Российской Федерации, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и Государственном архиве Ульяновской области. Всего в ходе исследования нами были использованы материалы 28 фондов различных архивов. Привлечение такого количества разнообразных фондов государственных архивов объясняется отсутствием личного фонда А.Ф. Лабзина. По завещанию Лабзина его бумаги перешли сначала к М.Я. Мудрову, а затем к И.Е. Великопольскому26. В.И. Панаев упоминал, что у его отца, И.И. Панаева, хранилось 27 множество писем Лабзина за подписью «Безъеров». Таким образом, документы частного характера, принадлежащие А.Ф. Лабзину, оказались в личных фондах его друзей и единомышленников-масонов, таких как Ф.И. Прянишников28, Д.П. Рунич29, З.Я. Карнеев30, М.М. Сперанский31. Материалы, касающиеся службы А.Ф. Лабзина сосредоточены в фондах Академии Художеств и Департамента Народного просвещения, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве32. Законодательные и нормативные акты центральных органов власти и материалы делопроизводства в рамках данного исследования представлены достаточно разнообразно: указы, рескрипты, государственная переписка, делопроизводственная документация учреждений, должностные отчеты, журналы правительственных учреждений, записки, поданные на рассмотрение в государственные учреждения, следственные материалы. Часть материалов до сих пор не опубликована и хранится в государственных архивах, большинство архивных источников данной группы, использованных в этом исследовании, находится в Российском государственном историческом архиве. Документы фонда Академии Художеств помогают проследить службу Александра Федоровича Лабзина в этом учреждении. Дела содержат императорские указы и решения Академического Совета. Указ Павла I свидетельствуют о назначении А.Ф. Лабзина на должность конференц-секретаря Императорской Академии Художеств. Указ, подписанный Александром Павловичем, про 26 Великопольский И.Е. Из архива // Русская старина. 1901. №7. С. 171. 27 Панаев В.И. Воспоминания // Вестник Европы. 1867. №9. С. 248. 28 ОР РНБ. Ф. 618. Оп. 1. Д. 2, 3, 5, 8, 19. 29 ОР РНБ. Ф. 656. Оп. 1. Д. 26. 30 ОР РНБ. Ф. 338. Оп. 1. Д. 6. 31 ОР РНБ. Ф. 731. Оп. 1. Д. 1896,2110. 32 РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1428, 1644, 2619, 2735; Оп. 1 Ч. 2. Д. 148, 452; Оп. 19. Д. 1601,244. изводил Лабзина в действительные статские советники. Следующие два указа императора Александра I были посвящены награждению конференц-секретаря Лабзина орденом Святого Владимира II степени, назначению его на должность вице-президента и пожалованию столовых денег34. Решения Совета Академии были связаны с принятием мер по поводу отъезда Лабзина в Москву на 29 дней и исполнением обязанностей конференц-секретаря в его отсутствие, выдачей свидетельства о смерти вдове бывшего вице-президента Академии Художеств А.Е. Лабзиной35. Самостоятельно изучались определения Совета Академии за 1804 год, а также «Книга выдачи жалованья»36. В фонде Департамента народного просвещения содержатся разрозненные документы о службе А.Ф. Лабзина в Академии Художеств, преимущественно это высочайшие указы и определения Совета. Они свидетельствуют о награждении конференц-секретаря Лабзина орденом в 1816 году, прошение президента Академии А.Н. Оленина о присвоении Лабзину чина тайного советника и назначения сенатором в 1818 году, о денежном награждении вице-президента Лабзина за выслугу лет в 1822 году и об увольнении и высылке последнего в деревню37. В фонде канцелярии обер-прокурора Синода хранится высочайший указ по представлению президента Академии Художеств графа A.C. Строганова о награждении чиновников Академии, принимавших участие в строительстве Казанского собора в Санкт-Петербурге (в том числе и А.Ф. Лабзина); и материалы переписки, производившейся по делу об увольнении А.Ф. Лабзина из Академии и его ссылке38. 33 РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1428. 34ОР РЫБ. Оп. 1. Ч. 1. Д. 2619, 2735; Оп. 1. Ч. 2. Д. 148. 35 Там же. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1644; Оп. 1. Ч. 2. Д. 452. 36 Там же. Оп. 19. Д. 244, 1601. 37 РГИА. Ф. 733. Оп. 16. Д. 72, 98, 171, 172. 38 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5679; Ф. 1409. Оп. 1. Д. 3868. Некоторые документы по делу Лабзина были опубликованы в журнале «Русская старина»39. Отдельно было напечатано всеподданнейшее письмо графа В.П. Кочубея императору Александру I о высылке А.Ф. Лабзина из столицы40. Для полного изучения деятельности А.Ф. Лабзина в Академии Художеств также были привлечены уставные документы этого государственного института, отражающие специфическую иерархию должностей и соответствующие им обязанности4', и журналы заседаний Академического Совета, в которых фикси 42 ровались все события, касающиеся функционирования Академии. В фонде Бартенева Российского государственного архива литературы и искусства хранится «формулярный список» А.Ф. Лабзина. Он содержит указание всех занимаемых им должностей, начиная с 1776 года - момента поступления в Императорский Московский университет - до 20 октября 1822 года -увольнения из Императорской Академии Художеств по именному указу, и полученных вознаграждений43. Общественная деятельность А.Ф. Лабзина прослеживается по материалам Канцелярии Его Императорского Величества. Указ императора Павла I в апреле 1800 года повелевал кабинету выдать А.Ф. Лабзину деньги на издание «Истории ордена Святого И. Иерусалимского». В 1803 году по именному высочайшему указу Лабзину был пожалован перстень за «участие в составлении этой 39 Дело А.Ф. Лабзина // Русская старина. 1885. №11. С. 381-388; Ссылка А.Ф. Лабзина в 1822 году // Русская старина. 1875. №10. С. 291-296. 40 Кочубей В,П. граф. Всеподданнейшее письмо императору Александру. 10 ноября 1822 г. // Русская старина. 1811. №12. С. 881-882. 41 Дополнительные статьи к Уставу Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств // Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764-1914 / Сост. С.Н. Кондаков. Т. 1. СПб., 1915. С. 164-167; Штат Императорской Академии Художеств с воспитательным при оной училищем // Там же. С. 167-171; Штат Императорской Академии Художеств со всеми принадлежащими к ней департаментами // Там же. С. 161-163. 42 Сборник материалов для истории Санкт-Петербургской Академии Художеств за 100 лет ее существования / Под ред. П.Н. Петрова. В 3 т. СПб., 1864-1866. 43 РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 2. Д. 16. истории»44. Издание журнала «Сионский вестник», предпринятое Александром Федоровичем Лабзиным, в 1806 году и возобновленное в 1817 году, нашло отражение в фондах Российского государственного исторического архива в связи с передачей его из ведения гражданской цензуры в духовный цензурный комитет45. Данное дело содержит служебную переписку министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына и митрополита Новгородского Михаила. Целый корпус документов этой группы помогает осветить проблему развития масонства и мистицизма в России и проводимой в этом отношении государственной политики. Фонд департамента полиции Российского государственного исторического архива содержит обязательства, взятые с чиновников, не участвовать в работе масонских лож в связи с изданием рескрипта на имя министра внутренних дел В.П. Кочубея о запрете деятельности любых тайных обществ от 1 августа 1822 года46. Показания А.Ф. Лабзина относительно его масонской деятельности и подписка о ее прекращении в дальнейшем была опубликована Н.С. Михалковым и студией «Тритэ» в серии «История Отечества в свидетельствах и документах»47. Работа масонской ложи А.Ф. Лабзина «Умирающий сфинкс» в Санкт-Петербурге освещена в материалах фонда Ф.И. Прянишникова, хранящемся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Ф.И. Прянишников состоял секретарем в этой ложе. «Список членам достопочтенной ложи «Умирающий сфинкс» за 1820 год содержит 11 фамилий с указанием посвящения в ученическую, товарищескую и мастерскую степени48. «Опросный лист для вступающего в ложу «Умирающий Сфинкс» предлагает 13 вопросных пунктов желающему пройти обряд посвящения в ма 44 РГИА. Ф. 468. On. 1. Ч. 2. Д. 3916. Л. 155; Д. 3920. Л. 251-252 об. 45 РГИА. Ф. 807. On. 1. Д. 26. 46 РГИА. Ф. 1286. Оп. 3. Д. 276. 47 Лабзин А.Ф., Батюшков К.И. Показания // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. Вып. 9. М., 1999. С. 82-85. 48 ОР РНБ. Ф. 618. On. 1. Д. 3. соны49. Наконец, самый подробный и полный документ о работе ложи под руководством А.Ф. Лабзина, насчитывающий 99 листов - протоколы заседаний ложи за 1819-20 масонский год50. В этом деле кроме подробных описаний каждого заседания в указанный период также содержатся краткие отчеты за предыдущие годы, начиная с 1816 года. Данные материалы служат для изучения деятельности всего одной ложи, действующей в Санкт-Петербурге, так как непосредственное руководство ей осуществлял персонаж настоящего исследования. В «Русской старине» было опубликовано отношение князя А.Н. Голицына к управляющему министерством внутренних дел о запрете печатать любые масонские песни и сочинения» в прессе51. Количественные и качественные данные о столичном масонстве отражены в донесениях высшей полиции за пег 7 риод с августа 1818 по май 1819 года Деятельность Российского отделения Библейского общества и его роль в общественной жизни столицы и провинции была исследована на материале отношения Смоленского губернатора, направленного губернскому прокурору. К этому источнику прилагались правила Смоленского отделения Библейского общества с подробным изложением его целей, задач, организационного устройства и условий ученичества53. Отдельный вид источников данной группы составляют записки, поданные на рассмотрение в государственные учреждения. Документы этого вида также содержат сведения о мистицизме и масонстве в России. Всеподданнейшие письма» М. Магницкого, адресованные императору Николаю I, излагают данные о масонских ложах в российской провинции, в том 49ОРРНБ. Ф. 618. Оп. 1. Д. 5. М1 Там же. Д. 2. 31 О непечатании масонских песен // Русская старина. 1901. №8. С. 426. 52 Толки и настроения умов в России по донесениям высшей полиции в Санкт-Петербурге с августа 1818 по 1 мая 1819 г. // Русская старина. 1881. №11. С. 667-676. 53 Дело по отношению Смоленского гражданского губернатора, об открывающемся в Смоленске отделении Библейского общества // Русский архив. 1868. №9. Ст. 1395-1403. числе в городе Симбирске во главе с князем М.П. Баратаевым. Эти письма знакомят с состоянием масонства и мистицизма в столице, в том числе и с активностью в этом направлении А.Ф. Лабзина. Данный источник содержит много интересных деталей и отличается живым языком, несмотря на его официальный характер54. Граф Ф.В. Растопчин представил в 1811 году на рассмотрение великой княгине Екатерине Павловне записку о мартинистах. Растопчин сообщает великой княгине о работе масонских лож, начиная с 1806 года, и об известных ему масонах, в число которых входил и А.Ф. Лабзин55. Другая записка - «о крамолах врагов России» написана неизвестным автором без указания даты. Нам представляется наиболее вероятным, что она могла быть составлена в 1824-1825 году на волне изменения государственной политики и отхода от мистицизма. Этот источник рассматривает состояние общественной мысли после войны 1812 года в свете крайне негативного отношения к мистицизму и мистической литературе. Автор анализирует «Победную повесть» Юнга Штиллинга, как один из образцов подобной литературы, и деятельность Библейского общества в России. Автор свидетельствует о распространении мистических сочинений А.Ф. Лабзиным через структуру Библейского общества56. Записка о пропущенных цензурой книгах, наполненных богохульством» также составлена анонимно. Неизвестный автор, судя по тексту записки, являлся воинственным защитником православия. Дата составления «записки» определяется нами концом 1817 - началом 1818 года. Документ посвящен текстовому анализу статей «Сионского вестника», выходившего под редакцией А.Ф. 34 Магницкий М. Всеподданнейшие письма императору Николаю об иллюминатах // Русская старина. 1881. №1. С. 67-87; №2 С. 289-314; №3. С. 607-631. 55 Растопчин Ф.В. граф. Записка о мартинистах, представленная в 1811 году великой княгине Екатерине Павловне // Русский архив. 1875. Кн. 3. С. 75-81. 36 Записка о крамолах врагов России // Русский архив. 1868. №9. Ст. 1329-1391. Лабзина, с точки зрения соответствия догматам православия. Автор выявил 57 большое количество мест, наполненных богохульством. Таким образом, как показано выше, многие источники данной группы были опубликованы в конце XIX - начале XX века. Актовые документы и делопроизводственные материалы представляют информацию по разным аспектам предпринятого исследования. По своему видовому разнообразию и наибольшей степени достоверности они являют собой наиболее ценный вид источника в рамках настоящего исследования. Следующая группа источников - эпистолярные материалы частного характера. Этот вид источников можно условно разделить на две подгруппы: переписка по служебным вопросам и личная (дружеская) переписка. Переписка по служебным вопросам представлена преимущественно письмами А.Ф. Лабзина к вышестоящим чиновникам: президенту Академии Художеств А.Н. Оленину, под началом которого он долгое время служил, и министру духовных дел и народного просвещения, князю А.Н. Голицыну. Основная часть этих документов хранится в рукописном фонде Российской национальной библиотеки и фондах центральных государственных архивов. Небольшой процент данной переписки опубликован на страницах дореволюционных периодических изданий. Переписка А.Ф. Лабзина с Алексеем Николаевичем Олениным не опубликована и находится в личном фонде Олениных рукописного отдела Российской национальной библиотеки58. Письма Лабзина Оленину охватывают период 1817-1818 годов и касаются обсуждения отдельных служебных вопросов, выходящих за рамки протоколов. Письмо князя А.Н. Голицына, адресованное Александру Федоровичу, датированное 1822 годом и отправленное в город Симбирск (место ссылки Лабзина), Записка о пропущенных цензурой книгах, наполненных богохульством // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей российских при Московском университете. 1870. Кн. 1. Смесь. С. 184-193. 58 ОР РНБ. Ф. 539. Оп. 1. Д. 186; Ф. 542. Оп. 1. Д. 232, 254. находится в числе других писем в рукописном отделе Российской национальной библиотеке59. Отдельные места из переписки князя Голицына были опубликованы в «Русском архиве». В 1892 году в последнем номере журнала напечатано письмо А.Ф. Лабзина князю от 3 июня 1823 года и ответ на него. В этом письме Лабзин знакомит князя со своей версией произошедшего в Академии Художеств и послужившего поводом к ссылке60. В нескольких письмах к графу А. Аракчееву Лабзин как представитель Академии Художеств, человек, призванный следить за развитием искусств в России, выражает свою благодарность за покровительство искусству и, таким образом, за вклад в его развитие61. Личная (дружеская) переписка А.Ф. Лабзина довольно обширна. Особо выделяется блок писем Александра Федоровича своему другу Захар<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|