Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение верховой езды в социальной адаптации и реабилитации инвалидов




Отличительной чертой верховой езды является субъектно-субъектный подход во взаимоотношениях между инструктором, клиентом и лошадью. Тренер воздействует на всадника, всадник воздействует на лошадь, а лошадь на всадника и инструктора. Такой подход позволяет реализовать активность клиента в решении своих проблем и превращает его из объекта воздействия в субъект, что является важным фактором для социальной, психологической и физической реабилитации клиента.

Решая вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов важно учитывать и социально-психологические особенности этой группы инвалидов. С точки зрения жизненной ситуации для инвалидов с ДЦП характерны отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением, которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. [17]

Для этих лиц крайне затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие (и не являющиеся надомниками) инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег.

К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у инвалидов с ДЦП относятся эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, тем более - направленной на коррекцию собственного болезненного состояния, невысокий адаптивный потенциал.

Частично эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично - следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье. По мнению Семеновой, у ряда пациентов, с раннего возраста находящихся в домах ребенка и специализированных интернатах, развитие такого рода расстройств связано с психической депривацией, а сложившаяся социальная ситуация обусловливает указанные особенности личности инвалидов с ДЦП. Громадную опасность в этой ситуации представляет пессимистический взгляд на возможности инвалидов с ДЦП, который прочно укоренился в сознании многих медицинских и социальных работников.

Более прогрессивной представляется точка зрения тех реабилитологов, которые считают, что "... неспособность пациента достичь соответствующих целей - это поражение не пациента, а персонала, который не создал технику и программу, соответствующую возможностям пациента". Даже инвалиды, имеющие тяжелую степень двигательных нарушений, при создании определенных условий могут найти применение своим ограниченным возможностям.

Ведущие зарубежные реабилитологи, рассматривая ДЦП не только как болезнь, но и как совокупность обстоятельств, в которых вынужден жить человек, считают, что важно предложить ему такие виды помощи, которые позволили бы ему приспособиться к этим обстоятельствам и жить максимально полноценной жизнью, наблюдая за состоянием пациента до достижения им возможного уровня реабилитации.

Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

 

 

К социальным критериям относятся:

а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, верховая езда способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

д) По средствам занятий верховой ездой происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации. [16]

 

От лечебной физкультуры верховая езда отличается тем, что она способна вызвать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить самооценку. Продолжительность сеансов варьируется в зависимости от болезни, физической подготовки ребенка. В проведении уроков участвуют коновод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности. Все же управлять животным всадник должен самостоятельно, чтобы шел процесс преодоления собственных комплексов и страхов. Инструктор задает различные упражнения, в которых должна применяться физическая сила, смекалка, и фантазия. Нагрузку дают целенаправленно, например, подтянув или ослабив стремена. [17]

 

 

Заключение

Верховая езда - высокоэффективный и экологичный метод реабилитации и оздоровления человека.
Общение с этим прекрасным животным оказывает благотворное воздействие на организм человека. Занятие на послушной, добронравной лошади снимает нервное напряжение, улучшает настроение, повышает общий тонус организма, все системы органов получают возможность «работать в здоровом ритме», не перенапрягаясь, не испытывая утомительной нагрузки, как это бывает во время тренировок на тренажерах или на занятиях в спортзале.

Верховая езда является высокоэффективным методом реабилитации для людей с нарушениями развития.

Кроме психотерапевтического эффекта, верховая езда – отличное средство укрепления организма. Об этом знали ещё античные доктора, которые советовали конные прогулки для поднятия тонуса выздоравливающих после тяжелых болезней, а Цельсий советовал лечить ими заболевания кишечника. Сегодня врачи знают, что верховая езда очень хорошо влияет на дыхательную и эндокринную системы человека, улучшает кровообращение и пищеварение. Она даже рекомендована людям после инфарктов и других сердечнососудистых заболеваний, поскольку при общей физической активности не дает нагрузки на легкие и сердце.

Исключительно полезна верховая езда при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сколиозах, остеохондрозах.

Верховая езда – отличный способ натренировать свой вестибулярный аппарат, ведь вам надо попасть в такт движения лошади. Чтобы сохранить равновесие, сидеть надо ровно, с прямой спиной – у наездников вырабатывается отличная осанка. При езде разными аллюрами – шагом, рысью, галопом – работают практически все группы мышц, особенно сильно напрягаются мышцы ног, в то числе и такие, которые очень редко используются нами в повседневной жизни – например, внутренние мышцы голени. Результат такой тренировки – подтянутые бедра и ягодицы, прямая спина, плоский живот - и всё это достигается не нудной тренировкой в спортзале, а в дополнение к удовольствию от общения с великолепным, полным сил и грации животным.

 

 

Список использованных источников:

1. Белорусова В.В., Физическое образование / В.В. Белорусова. – М.: Логос, 2003.- 263 с.

2. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни /И.И. Соковня-Семенова. - М.: Сфера, 2003.- 96 с.

3. Гурвич П.Т., Центр лечения верховой ездой. / Коневодство и конный спорт, 1997, №2. – 32 с.

4. Филиппов С. П., Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда, как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство) / С.П. Филлипов. - М., МККИ, 1999.

5. Головачёва Я.А., Верховая езда / Я.А. Головачева, под ред. В.А. Шингалова. - М.: Издательский дом "Ниола 21-й век", 2005. – 144 с.

6. Дремова Г.В., Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Г.В. Дремова, П.Л. Соколов, В.И. Столяров. - М., 1997. -174 с.

7. Соколов Г.П., Конный спорт: Справочник / Г.П. Соколов. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 80 с.

8. Храмов В.В., Эволюция социальных взаимодействий в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями / В. В. Храмов.// Адаптивная физическая культура. - 2007. - N 4. - С. 18-20.

9. Штраус И., Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. / И. Штраус. -М.:ММКИ, 2000. - 102 с.

10. Сладкова Н.А., Функциональная классификация в паралимпийском спорте / Н. А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.

11. Никитина Н. И., Паралимпийский конный спорт-спорт сильных / Н. И. Никитина // Конный мир. - 2010. - N 3. – 86 с.

12. Бобылев И. Ф., Конный туризм/И. Ф. Бобылев. - М.: Профиздат, 1985.-214 с.

 

13. Архипов Н.В., Все в поход. Верхом к здоровью / Н.В. Архипов. – М.: Логос, 2011.- 175 с.

14. Спинк Д., Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценки работы терапевтической команды / Д. Спинк. – М.: МККИ, 2001.-

128 с.

15. Лукаш Ю.А., Адаптивная верховая езда / Ю.А. Лукаш. – Москва: Книжный мир, 2002. – 257 с.

16. Коновалова Н. Г., Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом / Н. Г. Коновалова, С. А. Ковалева, О. М. Архипова // Адаптивная физическая культура. - М.: Сфера, 2006. – 314 с.

17. Николаева А. А., ЭквиФорум: первая проба /А.А. Николаева // Коневодство и конный спорт. - 2010. - N 4. - С. 25-26.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...