Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы.
ЛЕКЦИЯ 2 ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА. Специфика структуры английского произношения
Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Произношение – это совокупность особенностей артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке, термин, объединяющий в практическом аспекте все компоненты фонетического строя языка, т.е. фонемный состав, ударение и интонацию. Правильное литературное произношение – это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам данного языка. Орфоэпия буквально значит правильное произношение. Однако иногда под этим разумеют вообще произношение литературного языка и говорят о «хорошей» и «плохой» орфоэпии. В науке о языке орфоэпия означает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радио вещания, театра, школы и ораторского искусства. Орфоэпическая норма является одним из двух аспектов произносительной нормы и определяет употребление фонем, порядок их следования в слове, т.е. нормативный фонемный состав слова, подобно орфографии, определяющей нормативный буквенный состав слов на письме. Второй аспект произносительной нормы – орфофония – устанавливает нормативную реализацию звуковых функциональных единиц, т.е. правила произношения аллофонов фонем. Различение двух аспектов нормы - орфоэпии и орфофонии – имеет большое значение при исправлении диалектических ошибок и при обучении иностранному языку, т.к. овладение орфофонией требует создания новых артикуляторных привычек, воспитания новых произносительных навыков. Т.о. литературное произношение находится в зависимости от фонологической системы языка, т.е. от инвентаря фонем, правил их дистрибуции, чередования, сочетаемости, функциональной нагрузки.
В английском языке литературное произношение определяется так называемым вариантом Good English, Well-bred English, King’s English, Received (Standard) English, Public School English. Американский вариант английского – это General American (GA)+ Eastern American, Southern American, в Австралии – Educated Australian (Cultivated Australian), General Australian, Broad Australian. Т.о., как вы уже поняли, произношение ни коим образом нельзя назвать величиной постоянной. Оно может меняться в зависимости от различных факторов, в том числе и экстралингвистических: территориальных, социальных, ситуационных. В соответствии с этими факторами, можно выделить следующие направления фонетики: лингвогеографию, социофонетику и фоностилистику, о которых мы поговорим чуть позже. Языковая (фонетическая) интерференция. Ещё одним из таких факторов, приводящим к отклонению от принятого произносительного стандарта может стать ситуация двуязычия. . Результатом такой ситуации может стать так называемая межъязыковая интерференция (от лат. Inter между собой, взаимно и ferio касаюсь, ударяю), которая выражается в отклонениях от нормы и от системы второго языка под влиянием родного. Предлагается различать 4 основных типа фонологической интерференции: недодифференцированность и сверхдифференцированность фонем, реинтерпретация (переосмысление) различий и звуковая субституция. Термин «интерференция» используется также для обозначения её результата. Интерференция, происходившая в прошлом, может оставлять следы в системе языка в виде субстрата и суперстрата.
Понятие фонетической базы. Общая совокупность произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как её характерная окраска, называется - фонетической базой языка. Фонетическая база любого языка представлена двумя аспектами: артикуляционным и просодическим.
Артикуляционная база: статический и динамический аспекты.
Артикуляционная база – совокупность особенностей артикуляционной работы органов речи, свойственных данному языку и выделяемых путём сопоставления с фонетической системой родного языка. Т.о. специфика артикуляционной базы любого языка проявляется двояко: для неё характерны определённые точки артикуляции и траектории артикуляции, описывая которые, можно получит представление о статических и динамических характеристиках артикуляционной базы данного языка.
Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы.
Существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией. Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: просодию - к слогу, интонацию – к фразе Вторая точка зрения понимает под просодией систему супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Выделяются следующие основные компоненты: речевая мелодия, ударение, ритм и некоторые другие. Под речевой мелодией понимается изменение высоты тона. Уточним прочие понятия, с которыми будем работать. Терминальным тоном мы называем тональные изменения, реализующиеся в последнем ударном слоге и последующих безударных слогах. В английском языке различаются простые терминальные тоны и сложные. Простые тоны характеризуются тональными изменениями, по преимуществу, в одном направлении (вверх, вниз или вперёд). Сложные тоны характеризуются изменениями в разных направлениях. Простые тоны имеются во всех языках и могут быть отнесены к категории универсалий. Сложные тоны – явление более редкое и менее изученное
К простым тонам относятся: 1. Низкий средний нисходящий тон (Low Fall). Второй вариант этого тона имеет увеличенный интервал падения. 2. Высокий нисходящий тон. Падение в этом случае заканчивается на низком уровне, т.е. тон имеет максимальный интервал изменения. (High-Fall or Glide-Down) 3. Восходяще-нисходящий тон. Восходящая часть локализуется в высоком регистре, а нисходящее движение доходит до низкого регистра. 4. Низкий восходящий тон. Он имеет 2 варианта – с малым и увеличенным интервалом подъёма. (Low-Rise or Glide Up Take Off) 5. Высокийсредний восходящий тон (High Mid-Rise).Второй вариант имеет увеличенный интервал изменения. 6. Нисходяще-восходящий тон (Fall-Rise or Dive).Движение тона происходит в низком регистре. Фонетическая реализация этого тона зависит от структуры акцентированного слова. Если это односложное слово с конечным шумным согласным (типа 6), то весь контур реализуется на гласном. Если слог закрыт сонорным (как в слове 10), то восходящее движение происходит на этом звуке. Наконец, если имеется заядерная часть, то восходящее движение реализовано на ней (neve/r) 7. Восходяще-нисходяще-восходящий тон в низком регистре (Rise-Fall-Rise).
8. Ровный тон на среднем уровне (Mid-Level).
В лингвистике чётко различаются словесное и фразовое ударение. Словесное ударение выделяет слог и организует слово, фразовое ударение выделяет наиболее важные по смыслу слова и наряду с организующей функцией выполняет и смысловую функцию. Обычно выделяется 2 типа фразового ударения: централизованное и децентрализованное. Во фразе с децентрализованным ударением смысловая связь между словами более тесная, чем при централизованном. Поэтому-то вся фраза и воспринимается как единый смысловой центр. При централизованном ударении слова получают индивидуальную выделенность, и поэтому связь между ними менее тесная.
Наконец, третий основной слой просодической базы языка представлен ритмом. Речевой ритм – это периодичность, сходных и соизмеримых явлений. Периодичность в речи на фонетическом уровне создаётся различными факторами: звуковыми (сегментными) и просодическими (супрасегментными).
К звуковой периодичности можно отнести смену согласных и гласных, повторение одинаковых звуков (аллитерация, ассонанс) или группы звуков и т.д. К просодическим относится периодичность употребления определенных тонов, акцентных структур, мелодических контуров и т.д.
Что касается просодических баз, тот количество наиболее употребляемых интонационных конструкций русского языка в отличие от английского с его 10 тоногруппами, сводится к 7, хотя основные ядерные тоны те же: восходящий, нисходящий, ровный и их разнообразнейшие комбинации и вариации по высоте.
ИК – 1: нисходящий тон () – сообщение:
- Здесь живут мои родители (=). И сестра () здесь живёт.
ИК – 2: нисходящий тон в сочетании с некоторыми просодическим усилением (+). Так оформлен требовательный специальный вопрос и побуждение типа приказа:
- Когда это произошло? (=+) - Закройте окно (+)! ИК -3: восходящий тон с последующим падением (). Это интонация общего вопроса и незавершённости:
- Вы были в театре (/)? ИК – 4: нисходяще-восходящий тон (/). Типичное использование по Брызгуновой – сопоставительные вопросы:
-Его сестра приехала. – А жена? (/) ИК – 5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (/=). Эта конструкция часто оформляет восклицания.
- Какая погода (/=)! - Великолепно (/ =)!
ИК -6: сочетание восходящего и ровного тонов (/=). Используется в оценочных восклицаниях.
- Какой вечер (/=) тёплый (:)!
ИК -7: сочетание восходящего тона с гортанной смычкой (/q). Используется в экспрессивных оценках:
- Хорошо (/q)! Е.А. Брызгунова признаёт наличие и других просодических признаков и конфигураций (как тональных так и нетональных), но считает их менее значимыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|