Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Мир - это воля».

То, что есть на самом деле, абсолютное начало всего бытия - воля: слепая, свободная, бесцельная и иррациональная жизненная сила, которая имеет всеобщий, космический характер. Эта вечно ненасытная неудовлетворенность толкает природные силы на непрерывную борьбу за возможность жить и доминировать одна над другой. На стадии органической природы она проявляется, например, как «воля к жизни», а в человеке - как «личность».

Мировой воле присуща еще и «нелепость». Она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Мировую волю не интересует ни прошлое, ни будущее, поэтому события истории лишены всякой связи и значения

Воля устремленная на реализацию своей мощи так, что в своих проявлениях сама себя разделяет и разрушает. Она вследствие своей изначальной преступности погрязает во зле. И освобождение от него (и соответственно от страданий) должно быть достигнуто самоубийством.

Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Жизнь человека, по Шопенгауэру, проходит между страданием и праздностью. Из семи дней, отмечал философ, шесть человек «страдает» и «вожделеет», а на седьмой «помирает со скуки». Отсюда и рождается стремление провести свою жизнь как можно «приятнее и счастливее». Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни и т. д.

Эти стремления связывается философом с низкой интеллектуальной активностью человека. «Человек, с богатым внутренним миром, -отмечает философ, - находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях-фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений».

Но почему даже в случае достижения целей «веселого времяпре-

провождения» наступает скука? Потому, что не наделенному природой каким-либо талантом досуг в тягость, так как он вообще не соответствует его природе.

«Глупцы», полагает Шопенгауэр, также могут «успокоить» волю по­средством бездействия разума, когда он становится лишь посредником между мотивами с волевыми устремлениями человека. В результате -страшный застой всех сил в организме, скука. Борясь с ней, люди снова актуализируют волю. Для этого они предлагают ей «ничтожные, временные и по произволу взятые мотивы». Например, такие как карточные игры. «В самом деле, - пишет Шопенгауэр, - так как у людей нет мыслей, которыми бы они могли обмениваться, они обмениваются картами».

Игра, вовлекая «глупца» в мир развлечений и забав, по мысли Шо­пенгауэра, тем самым привязывает его к иллюзорной действительности, скрывает от него настоящую правду, что «жизнь есть страдание», превращая, таким образом, жизнь в игру. А жизнь есть нечто такое, что нужно «отстрадать».

Есть только две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Гений созерцает окружающий мир, растворяется, забывая свою индивидуальность, свою волю, остается только в качестве чистого зеркала мира. Гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полная объективность.

Другой путь освобождения лишит через аскезу: человек может подавить в себе волю к жизни. На этом пути необходимо пройти три ступени. Первая -справедливость, т. е. мы обязаны признать других равными себе, чужую волю равной своей воле. Вторая - сострадание, т. е. уничтожение различий между собой и другими, когда чужая боль, желание, воля воспринимается как своя. Третья - отказ от собственных желаний, подавление своей воли. И третий путь - это самоубийство.

В первой половине XIX века, когда общество прогрессировало в экономике, культуре, образовании, философский пессимизм Шопенгауэра звучал очевидным диссонансом.

Целую эпоху в философии составил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 -1990). Его влияние на современность, причем не только в философии, но и в политике, искусстве, культуре в целом, сравнимо с влиянием таких фигур как Маркс и Фрейд: «Я знаю свою4 судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили». Он провозгласил верность земному и переоценку ценностей. Относительно первого он говорил: «Ни зарывайте голову в песок небесных истин, несите ее гордо». Второе же лучше всего выражено в его самоопределении? «Я не человек, я динамит».

Вслед за Шопенгауэром он воспринимает мир как иррациональный и жестокий. Но выход он видит не в подавлении воли, а, наоборот, в ее культивировании, особенно - той разновидности, которая свойственна человеку - «воли к власти», т. е. самоутверждения в природном и духовном мире.

Пожалуй, самая знаменитая часть философии Ницше связана с его учением о сверхчеловеке. Человека он не считал последним звеном эволюции. Человек -натянутая струна между животным и чем-то высшим - сверхчеловеком. Дело в том, что в человеке слиты «тварь» (пассивное начало, благодаря которому человек выступает как объект внешнего воздействия: воспитания, окружающей природной и социальной среды) и «творец» (активное, самостоятельное, творческое начало). Сверхчеловек же - это существо, в котором «творец» побеждает «тварь». Формированию сверхчеловека, по мнению Ницше, препятствует вся современная культура, но особая вина лежит на трех ее важнейших составляющих: на науке (поскольку в ней теряется неповторимое в угоду общему), на христианстве и на морали.

Христианство он вообще рассматривает как порок, ведь безнадежно испорчены любое животное, вид, индивид, когда они теряют свои инстинкты, когда предпочитают нечто вредящее им. Христианство как раз и защищает все то, что вредно для человека. Это религия сострадания, но сострадание берет под охрану все отжившее, обреченное. Развития нет, ибо закон роста - это селекция. Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым возвышенным человеком».

Он проводит различие между Христом и христианством, считая, что христианство разительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь - вот что Иисус оставил в наследство людям: активную жизненную позицию, несгибаемость перед судьями, клеветниками, крестными муками. Настоящее Евангелие забыто на кресте. Оно переродилось в церковь, христианство, в ненависть ко всему одаренному, в борьбу за «равноправие». Церковь выпила всю кровь, любовь, веру в жизнь.

Ницше объявляет войну не только христианству, но и морали. Мораль - это механизм господства над себе подобными. Скрывая досаду против силы, здоровья, жизнерадостности, слабые начинают говорить о добродетели, долге, самопожертвовании, бескорыстии. Если мораль сильных - отвага, щедрость и индивидуализм, то мораль неудачников -демократия и социализм.

Фрейдизм и неофрейдизм.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.

Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Физика, химия, биология оказались авангардными областями знания. Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними.

И семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке. Но осуще­ствлению честолюбивых замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к естествознанию.

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при Венском университете, руководимым Эрнстом Брюкке(1819-1892 гг.). Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден, что органом психики является мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что мир материальных предметов существует независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения органов чувств.

После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1883г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.

В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику "Сальпетриер".

В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко - доктора И. Бернгейма (1837-1919) "Внушение и его применение в качестве терапии", в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы.

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и
лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний.
На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством
мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза
воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и
смертью отца), болезненные симптомы исчезли.

Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии (катарсический). Фрейд делает вывод о "энергетической теории", по ко торой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом.

Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В про­цессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности, согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания («вытеснение»). Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном. Так, Фрейд предложил новую структурную модель психики. Психоанализ. Основными теоретическими достижениями раннего периода были концепция психоанализа и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Психический аппарат Фрейд рассматривал в 2-х аспектах - топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике выделяют три области - сознание, предсознательное и бессознательное.

Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены бессознательные желания. В широком смысле это совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Согласно концепции бессознательного, необходимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые «вытесняются» из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя динамических свойств. От сознания окно во внешний мир - бессознательное отгорожено областью предсознательного.

Предсознательное - это разумное «Я» человека, память, мышление. Область сознания Фрейд связывал в основном с восприятием внешнего мира.

Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в виде действия. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного.

Позднее Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного подчиняется принципу реальности. Соединяясь с реальностью внешнего мира, предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания находят "окольные пути" проникновения в сознание, маскируясь и обманывая "цензуру". Это так называемый путь «сублимации», когда «нездоровые желания» выходят наружу в виде социально приемлемых форм: в основном искусства.

К числу таких путей относятся сновидения (Фрейд назвал их "королевской дорогой" в бессознательное), грезы, случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической патологии. Природа этих феноменов одинакова; они выступают в качестве компромисса, служащего удовлетворению желаний и цензурных требований предсознательного.

Концептуальное ядро теории Фрейда, сложившееся в ранний период, стало основой первой психоаналитической системы. Другим ее камнем явилось учение о ЛИБИДО и детской сексуальности. В связи с учением о ЛИБИДО поучает дальнейшее развитие, наметившийся в ранний период, энергетический подход к психике. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия ЛИБИДО. Фрейд описал способы превращения ЛИБИДО.

Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или не разряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии под действием реактивных образований (стыд, мораль).

С точки зрения учения о ЛИБИДО, процесс психического развития человека есть в своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта.

После первой мировой войны критика заставила Фрейда пересмотреть структуру инстинктов. Он вводит новую дуалистическую схему, где действующие в психике инстинктивные импульсы трактуются как проявление двух космических "первичных позывов" - Жизни и Смерти.

В целом, учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет зна­чительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов и культуры. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии ЛИБИДО.

В работе "Неудовлетворенность в культуре" (1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс и комплекс Электры). Эдитов комплекс - это совокупность психических процессов, которые согласно психоанализу, формируются у мальчиков в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу (как к сопернику). Термин обязан своим происхождением древнегреческому мифу, повествующему о трагической судьбе Эдипа, который, женившись на вдове убитого им царя Фив, неожиданно узнал, что он был его отцом. В целом отметим, что Фрейд внес огромный вклад в развитие психологии и психоанализа, а также оказал сильнейшее влияние на дальнейшее развитие представлений о психике индивида. Также отметим, что идеи Фрейда со временем были доработаны его ближайшими учениками, часть из которых породило новое направление в научной мысли известное под названием -неофрейдизма.

Неофрейдизм. Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных

знаний о мировоззрении, психологи и философии (часть психотерапии см. выше), то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма.

В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важ-нейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неоф­рейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и
смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и
"выбирается из него опять же случайно",

2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое
существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может
реализовать их в результате кратковременности своего существования.
Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них
различными способами, со
ответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические проти­воречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церков­ной жизни.

На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порож­даются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. к людям, как потребность в любви

2. от людей, как потребность в независимости

3. против людей, как потребность во власти.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой

2. пытающаяся отрешиться от общества

3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

*****

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...