Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и технология педагогической деятельности




Направление первое: формирование начальных детских убеждений (Н.ДУ) у младших школьников.

Реализовать его - значит подвести серьезную базу под нравст­венную структуру личности, создать фундамент ее духовности.

Ребенок с большой силой верит в те общече­ловеческие идеи, которые доступны его возможностям, его пони­манию. Их немало, но можно выделить наиболее существенные: вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в свое бессмертие, в свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины.

Эту веру дети пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Это и есть зародыш тех социально значимых убеждений, которые могли бы сформироваться при благоприятных условиях. Не вина, а беда многих детей, что едва ли не с младенческого воз­раста эта вера разрушается. Едва ребенок начинает осознавать себя и окружающий мир, он попадает под отрицательное воздей­ствие макро- и микросреды. Школа далеко не всегда в состоянии противостоять разрушительным силам среды. Ее возможности далеко не безграничны. Но и недооценивать роль школы тоже ошибочно. Она может не все, но многое.

Решающее условие формирования НДУ - доминирование лично­стного подхода над индивидуальным.

Индивидуальный подход предусматривает изучение и учет особенностей личности. Личностный подход предполагает разви­тие последних, их преобразование, т. е. включает в себя систему педагогических воздействий. В структуру личностного подхода входят:

1. Опора на положительные качества и вера в оптимистиче­скую перспективу их развития.

2. Признание за школьником не только статуса «учащегося», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповтори­мым человеком», создание ему возможности чувствовать себя единственным и неповторимым в центре внимания и заботы учи­теля, как это происходит в семье.

4. Признавать за ним право на те формы уважительного, куль­турного отношения, которые существуют между взрослыми людь­ми (включая право на признание взрослыми ошибок, извинения перед ними т. п.).

5. Реализация принципа сотрудничества с педагогами с учетом возраста и возможности учащихся.

Направление второе: развитие общественных отноше­ний и предупреждение авторитарности учителя.

Чтобы избежать возможных отклонений, как показывает опыт, желательно соблюдать следующие условия:

- с первых же дней практиковать совместное планирование жизни, деятельности детей на неделю;

- вместе с детьми четко подводить итоги выполнения недель­ного плана;

- практиковать (в доступной для детей форме) комментиро­вание, оценку выполнения персональных и общественных пору­чений;

- комментировать ответы одноклассников, обсуждать отметки;

- обсуждать поступки, проступки, оценивать их и т. п.

Это вполне доступный каждому учителю «набор демократиче­ских ритуалов» (трудно говорить о действительной самостоятель­ности учащихся 1-2 классов), однако далеко не все учителя ис­пользуют его. Либо по незнанию, либо по нежеланию, неумению. Недооценка ритуальных форм демократизации нередко приводит к авторитаризму.

Формирование общественного мнения в начальных классах через набор демократических ритуалов требует большой осто­рожности и психологической зоркости. Младшим школьникам свойственен своеобразный экстремизм в оценке поступков, особенно проступков одноклассников. Они не признают полутонов, их оценки полярны, безапелляционны, особенно в тех случаях, когда совпадают с тоном, оценками учителя, выступающего в ро­ли камертона. Негодование учителя по поводу поступка кого-либо ребенка может породить самые крайние санкции детей, вплоть до физической расправы.

Нравственный, педагогический смысл обсуждения нарушения заключен не в том, чтобы осудить, а в том, чтобы дети (и сам ви­новный) стремились понять, почему оно совершено.

Направление третье: формирование первичных представ­лений о целостности морали, о единстве нравственных норм пове­дения.

 

Единство слова и дела учителя, развитие здорового обществен­ного мнения, самостоятельности оценочных суждений - наиболее эффективный путь предупреждения разделения нравственных пред­ставлений и гипертрофированного детского конформизма.

Направление четвертое: создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что это направление, генерирующее указанные выше доминанты педагогической деятельности. Успех или неуспех в учебной деятельности определяет ведущие тенден­ции нравственного развития младших школьников. Оно наименее разработано в педагогике и нуждается в особом внимании учите­лей, родителей, студентов педагогических вузов.

Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживание же ра­дости, успеха - нечто более субъективное, в значительной мере скрытое от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пе­режить радость Достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным и устойчивым, связанным со всей жизнью и дея­тельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха за­креплена, продолжается ли, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько из­менить психологическое самочувствие ребенка, что резко меняет ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающи­ми. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым меха­низмом» дальнейшего движения личности. Особенно если это ка­сается учебы - самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений.

Успех - категория не абстрактная. Он имеет пол, возраст и даже социальную принадлежность. Радость успеха младшего школьника отличается от радости, например, подростка, радость ученика - от радости учителя, радость ребенка - от радости родителей.

Младший школьник не столько осознает, сколько переживает успех. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может до­копаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник подходит к своему успеху или неудаче анали­тически: ищет их корни, пытается (чаще всего стихийно) спроеци­ровать на будущее. Девочки реагируют на успех иначе, чем мальчи­ки. У них переживания более тонкие, дифференцированные и эмо­циональные.

В разных «весовых категориях» располагаются успехи и по степени глубины радости. Одни буквально потрясают личность ребенка, значительны для него, оставляют глубокий след; другие как бы скользят по поверхности, не поднимают бури чувств, но тем не менее более; устойчивы, а потому и более глубоки.

С социально-психологической точки зрения важно опти­мальное соотношение между ожиданиями окружающих от лич­ности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщест­ва, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружен системой так называемых экспектаций (ожиданий) от своих поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных экспектаций по

отношению к родным, близким, сверстникам, членам той фор­мальной или неформальной группы, в которую она входит. Она ждет от них определенных поступков, в которых удовлетворя­ются ее надежды (или опасения), и этого же ждут и от нее.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают с ожида­ниями окружающих или превосходят их, можно говорить об успе­хе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется. Так, для младшего школь­ника наиболее значимыми будут сбывшиеся ожидания учителя, родителя. Для подростков - ожидания одноклассников, друзей, наиболее авторитетных взрослых; для старшего школьника - мнение родителей, сверстников.

С психологической точки зрения успех - это переживание со­стояния радости, удовлетворения от того, что результат, к кото­рому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем при­тязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень само­оценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается ус­тойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная ре­акция, высвобождающая огромные скрытые возможности лич­ности, несущие неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целена­правленное, организованное сочетание условий, при которых со­здается возможность достичь значительных результатов в деятель­ности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что если в первом случае ситуация успеха мо­жет быть спонтанной, стихийной, то в педагогическом смысле - это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учите­ля, семьи.

Можно выделить три вида успеха.

Предвосхищаемый успех. Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды (он хорошо учится, старается, хорошо развит), и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает, в учебе - тем более. На пустом месте успех родиться не может. Но ребенок ждет его, на что-то надеется.

Ему может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдатель­ного учителя заметит эту надежду и не даст повода для разочаро­вания: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и об­ратное. Это - беда. Последствия несовершившегося чуда бывают непредсказуемы

Такое наблюдается и у некоторых взрослых. Но взрослые мо­гут разобраться в себе, критически отнестись к собственным при­тязаниям. Их можно, наконец, переубедить. С ребенком сложнее.

Констатируемый успех. Школьник фиксирует достижение, ра­дуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожидаемым, подго­товленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пе­режить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо, так как у ребенка появляется чувство уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - возникает опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Диалектический подход в оценке любого педагогического яв­ления всегда предусматривает рассмотрение пары: успех - неус­пех, знание - незнание, удача - неудача и пр. Стремление к успеху есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно продолжить. Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возмо­жен, он даже неизбежен. Без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха нередко помогает человеку во­обще, а ребенку - школьнику в особенности - постичь всю глуби­ну успеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом, разумеется, особенностей личности, ее способности к преодолению неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разрушить личность, неуспех - сформировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.

Ключ преодоления этого противоречия - в педагогической по­зиции воспитателя, в его умении постоянно держать руку на пуль­се жизни отдельного ребенка и детского коллектива в целом.

Коллектив упомянут не случайно. Успех всегда имеет две взаи­мосвязанные стороны. Одна - сугубо индивидуальное пережива­ние радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы.

Если для взрослого человека радость успеха может носить су­губо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям «про себя», не считаясь с мнением окружаю­щих, то школьник живет в другом измерении. Для него радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостя­ми. В этом смысле слово «разделенная» правильнее было бызаменять на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.

Самый оптимальный вариант: радость одного школьника ста­новится радостью других, а неуспех побуждает ребенка снять огорчения окружающих, потому что он живет не только своими, но и чужими заботами.

Мудрость педагогического руководства в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю. Без опоры на кол­лектив этого не добиться.

.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...