В младшем школьном возрасте.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ План:
1. Краткая характеристика возраста. 2. Физиологическое развитие. Потребности младшего школьника. 3. Самосознание в младшем школьном возрасте. 4. Развитие познавательно-психических процессов. 1 В 7-ми летнем возрасте ведущей деятельностью становится учебная, но другие виды деятельностей сохраняются. Особенности детей младшего школьного возраста: 1. безграничное доверие взрослому, подчинение и подражание ему. Полностью признают авторитет взрослого. 2. доверительность и открытость внешним воздействиям. 3. послушание и исполнительность. 4. подражательность, внешнее копирование. Новая особенность 5. дисциплинированность и исполнительность. Главная черта возраста: переходность от детского возраста к отрочеству, он соединяет в себе и те, и другие черты. Период характеризуется противоречивыми и скрытыми возможностями. Высокие возможности в усвоении абстрактного мира. 2 Особенности физиологического развития:
1. значительное укрепление скелетно-мышечного аппарата (изгибы позвоночника, мышцы крепнут, окостенение фаланг пальцев). 2. устойчивее сердечно-сосудистая система (выносливость). 3. большее равновесие нервных процессов (возбуждение = торможение)
Потребности. Сохранились с дошкольного возраста: 1. Потребность в игровой деятельности. П/В: игра в тематике, технологии урока, давать выбор. 2. Потребность в движениях. П/В: дать возможность реализовать активность. 3. Потребность во внешних впечатлениях. П/В: необходимо перерабатывать ее в познавательную деятельность.
Новые потребности младшего школьника: 1. познавательная потребность - должна стать ведущей.
2. учебная потребность (успевать в учении, добиваться одобрения, стремление быть лучшим, любимым). 3. потребность в общении со сверстниками и в выполнении общественно значимой роли.
Потребности меняются не только по содержанию, но и по качеству: 1. от внешних к внутренним познавательным потребностям; 2. по устойчивости познавательных процессов; 3. духовные потребности доминируют над материальными; 4. изменения в направленности от себя к другим; 5. осознанность и самоуправляемость потребностями, но минимальные. 6. потребности связаны с этическими нормами (списывать нельзя, не давать). Младшие школьники готовы к усвоению моральных норм, но существует опасность – формализм. П/В: Педагогу необходимо иметь систему требований (по отношению к себе, к товарищу, делу); систему приемов и средств контроля; четкость и обязательность, обоснованность требований.
3 Самооценка и самосознание формируется под влиянием учебной деятельности, отношения со взрослыми, сверстниками и родителями. Особое значение для самосознания и самооценки имеют достижения ребенка в учебной деятельности. Поэтому необходимо учителю стимулировать и максимально использовать мотивацию достижения успеха у ребенка в деятельности. Это приносит двоякую пользу: 1. закрепляется жизненная черта – мотив достижения успеха (= стремлению избежание неудач). 2. приводит к ускоренному развитию способностей у детей.
На самосознание и самооценку влияет отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителями, так как они воздействуют на ребенка, усиливая основную мотивацию (достижение успеха) другими (признание, одобрение со стороны взрослого, стремление получить оценку). На самосознание и самооценку оказывает влияние и отношения ребенка со сверстниками. Дело в том, что в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие способностей, порождающее увеличение индивидуальных различий, что сказывается на их успехе в учении. Происходят соревнования между сверстниками в физическом и умственном развитии. Через эти действия и ситуации затрагивается социальный престиж ребенка.
Таким образом, развитие самосознания и самооценки в младшем дошкольном возрасте происходит интенсивно, зависит от сложной системы отношений ребенка с окружающими людьми. У школьников ярко выражено 3 вида самооценки: 1. адекватная устойчивая (соответствует результату дела). 2. неадекватная неустойчивая (завышенная устойчивая и неустойчивая; заниженная неустойчивая). 3. несамостоятельная самооценка (дети не развиты в социальном плане). 4 Восприятие. Положительные моменты: острота и свежесть восприятия, более целенаправленное, дифференцированное. Дети способны к анализу наблюдаемого. Высокая эмоциональность. Отрицательный момент: поверхностность
П/В: От учителя требуется: А) система обучения. Б) разнообразие приемов. В) структура наблюдения.
Память. Особенности: А) зрительная преобладает над логической. Б) склонность к механическому запоминанию. В) дословное воспроизведение.
Направление в развитии: возрастает роль логической и произвольной памяти.
П/В: Учитель должны учить приемам запоминания (см. общую психологию). Мышление и речь. Особенности: наглядно-образное мышление преобладает, мысль нужно подкреплять учителю наглядными впечатлениями.
Направление в развитии: А) подходят к обобщению, выяснению причины – следствия. Б) отказ от влияния внешних признаков. В) развивается аналитико-синтетическая деятельность (действия без предметов). Г) проявляется способность к словесно-логическому мышлению.
Особенности речи: А) живость, образность, непосредственность. Б) ошибки в окончаниях, падежах («ждут нас новае друзья»). В) «замусоривание речи».
П/В: Прививать привычку к правильному словоупотреблению, исправлять дефекты речи, сохранять яркость, образность речи.
Воображение. Особенности: воображение опирается на восприятие.
Направление в развитии: совершенствовать воссоздающее воображение.
П/В: учителю в рассказе наименее полно и правильно отражать действительность (условие развития воссоздающего воображения).
Внимание. Особенности: А) слабость произвольного внимания (управление им ограниченно). Б) развито непроизвольное внимание. В) небольшая устойчивость внимания.
П/В: А) вызвать интерес. Б) активизировать деятельность учащегося. В) менять виды деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|