Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.





ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

План:

 

1. Краткая характеристика возраста.

2. Физиологическое развитие. Потребности младшего школьника.

3. Самосознание в младшем школьном возрасте.

4. Развитие познавательно-психических процессов.


1 В 7-ми летнем возрасте ведущей деятельностью становится учебная, но другие виды деятельностей сохраняются.

Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослому, подчинение и подражание ему. Полностью признают авторитет взрослого.

2. доверительность и открытость внешним воздействиям.

3. послушание и исполнительность.

4. подражательность, внешнее копирование.

Новая особенность 5. дисциплинированность и исполнительность.

Главная черта возраста: переходность от детского возраста к отрочеству, он соединяет в себе и те, и другие черты. Период характеризуется противоречивыми и скрытыми возможностями. Высокие возможности в усвоении абстрактного мира.


2 Особенности физиологического развития:

 

1. значительное укрепление скелетно-мышечного аппарата (изгибы позвоночника, мышцы крепнут, окостенение фаланг пальцев).

2. устойчивее сердечно-сосудистая система (выносливость).

3. большее равновесие нервных процессов (возбуждение = торможение)

 

Потребности.

Сохранились с дошкольного возраста:

1. Потребность в игровой деятельности. П/В: игра в тематике, технологии урока, давать выбор.

2. Потребность в движениях. П/В: дать возможность реализовать активность.

3. Потребность во внешних впечатлениях. П/В: необходимо перерабатывать ее в познавательную деятельность.

 

Новые потребности младшего школьника:

1. познавательная потребность - должна стать ведущей.

2. учебная потребность (успевать в учении, добиваться одобрения, стремление быть лучшим, любимым).

3. потребность в общении со сверстниками и в выполнении общественно значимой роли.

 

Потребности меняются не только по содержанию, но и по качеству:



1. от внешних к внутренним познавательным потребностям;

2. по устойчивости познавательных процессов;

3. духовные потребности доминируют над материальными;

4. изменения в направленности от себя к другим;

5. осознанность и самоуправляемость потребностями, но минимальные.

6. потребности связаны с этическими нормами (списывать нельзя, не давать).

Младшие школьники готовы к усвоению моральных норм, но существует опасность – формализм.

П/В: Педагогу необходимо иметь систему требований (по отношению к себе, к товарищу, делу); систему приемов и средств контроля; четкость и обязательность, обоснованность требований.

 

3Самооценка и самосознание формируется под влиянием учебной деятельности, отношения со взрослыми , сверстниками и родителями. Особое значение для самосознания и самооценки имеют достижения ребенка в учебной деятельности. Поэтому необходимо учителю стимулировать и максимально использовать мотивацию достижения успеха у ребенка в деятельности.

Это приносит двоякую пользу:

1. закрепляется жизненная черта – мотив достижения успеха ( = стремлению избежание неудач).

2. приводит к ускоренному развитию способностей у детей.

 

На самосознание и самооценку влияет отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителями, так как они воздействуют на ребенка, усиливая основную мотивацию (достижение успеха) другими (признание, одобрение со стороны взрослого, стремление получить оценку).

На самосознание и самооценку оказывает влияние и отношения ребенка со сверстниками. Дело в том, что в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие способностей, порождающее увеличение индивидуальных различий, что сказывается на их успехе в учении. Происходят соревнования между сверстниками в физическом и умственном развитии. Через эти действия и ситуации затрагивается социальный престиж ребенка.

Таким образом, развитие самосознания и самооценки в младшем дошкольном возрасте происходит интенсивно, зависит от сложной системы отношений ребенка с окружающими людьми.

У школьников ярко выражено 3 вида самооценки:

1. адекватная устойчивая (соответствует результату дела).

2. неадекватная неустойчивая

(завышенная устойчивая и неустойчивая;

заниженная неустойчивая).

3. несамостоятельная самооценка (дети не развиты в социальном плане).


4 Восприятие.

Положительные моменты: острота и свежесть восприятия, более целенаправленное, дифференцированное. Дети способны к анализу наблюдаемого. Высокая эмоциональность.

Отрицательный момент: поверхностность

 

П/В : От учителя требуется:

А) система обучения.

Б) разнообразие приемов.

В) структура наблюдения.

 

Память.

Особенности:

А) зрительная преобладает над логической.

Б) склонность к механическому запоминанию.

В) дословное воспроизведение.

 

Направление в развитии: возрастает роль логической и произвольной памяти.

 

П/В: Учитель должны учить приемам запоминания (см. общую психологию).

Мышление и речь.

Особенности: наглядно-образное мышление преобладает, мысль нужно подкреплять учителю наглядными впечатлениями.

 

Направление в развитии:

А) подходят к обобщению, выяснению причины – следствия.

Б) отказ от влияния внешних признаков.

В) развивается аналитико-синтетическая деятельность (действия без предметов).

Г) проявляется способность к словесно-логическому мышлению.

 

 

Особенности речи:

А) живость, образность, непосредственность.

Б) ошибки в окончаниях, падежах («ждут нас новае друзья»).

В) «замусоривание речи».

 

П/В: Прививать привычку к правильному словоупотреблению, исправлять дефекты речи, сохранять яркость, образность речи.

 

Воображение.

Особенности: воображение опирается на восприятие.

 

Направление в развитии: совершенствовать воссоздающее воображение.

 

П/В: учителю в рассказе наименее полно и правильно отражать действительность (условие развития воссоздающего воображения).

 

Внимание.

Особенности:

А) слабость произвольного внимания (управление им ограниченно).

Б) развито непроизвольное внимание.

В) небольшая устойчивость внимания.

 

П/В: А) вызвать интерес.

Б) активизировать деятельность учащегося.

В) менять виды деятельности.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.