Тема 14. Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны.
С началом войны, уже 1941-1942 гг. произошли значительные изменения в судоустройстве, в материальном и в процессуальном праве. В первый же день войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» и «Об утверждении Положения о военных трибуналов в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий» учреждались военные трибуналы в местностях объявленных на военном положении и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной Армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же как и городов (например, Москвы) в период нахождения на осадном положении). Военные трибуналы получали широкие полномочия. В их компетенции находились не только преступления, совершенные военнослужащими, но и гражданским населением в прифронтовых районах, если в составе преступления фигурировали нарушение общественного порядка, хищения, уклонение от воинской службы, повинностей и др. Штаты судов комплектовались как из военно-юридического состава армии, так и из военнообязанных народных судей. В 1941-1942 гг. дела рассматривались тремя военными судьями, а с 1942 г. и до конца войны в состав трибуналов были введены и двое народных заседателей, выделявшихся политическими партийными органами и военным командованием фронта. В связи с военным положением к подсудности военного суда были отнесены и дела о правонарушениях за паникерство, распространение лживых слухов, преступлениях, совершенных лицами, находившимися в ополчении, в истребительных батальонах, а также партийными, советскими и хозяйственными руководителями за нарушение мобилизационных планов и эвакуации, всеми трудящимися за нарушения трудовой дисциплины, отнесенные теперь к преступлению.
Военные трибуналы, по аналогии с советской судебной системой, соответственно Конституции 1936 г. обладали трехзвенной системой, состоявшей из военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и военных учреждений, военных трибуналов фронта, округа, флота, Военной коллегии Верховного Суда СССР. В военных трибуналах устанавливался ускоренный и упрощенный порядок рассмотрения дел с ограничением процессуальных гарантий подсудимого. Большинство дел рассматривалось в закрытом судебном заседании, что было связано с охраной военной тайны. Следует отметить, что в годы войны существовала и получала все более широкое распространение практика отсрочки исполнения наказаний. Многие осужденные получали возможность искупить свою вину в бою, на фронте. Данная практика отсрочки исполнения наказания применялась не только на практике военных судов, где с 1941 по 1942 гг. данная судебная практика стала распространяться, а с 1943 г. и до конца войны стала практически повсеместна, если речь шла о малозначительных преступлениях или нарушениях устава. Названная практика получила широкое распространение и в тылу, где с начала войны осужденные за малозначимые преступления просились на фронт. Их заявления, как правило, рассматривались положительно. Практика отсрочки исполнения приговоров суда и снятие судимости за доблесть и героизм, проявленные в бою основывались не столько на военной редакции соответствующей статьи УК РСФСР 1926 г., сколько на приказе Народного комиссара обороны № 0391 от 4 октября 1941 г. «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями». Данный приказ напоминал судам, что советский уголовный закон нацелен на воспитание, а не на репрессии.
В чрезвычайных условиях войны мера наказания за многие преступления ужесточалась. Так, за призывы к нарушению общественного порядка вводилась смертная казнь на месте преступления. При этом следственные и судебные действия упрощались. В общем, особенностью трибуналов в годы войны была их широкая подсудность, они рассматривали и дела, которые должны были рассматривать по роду своей деятельности, то есть связанные с преступлениями военнослужащих, но вынуждены были рассматривать и другие дела, если правонарушение произошло на прифронтовой территории, например, хулиганство, нарушение трудовой дисциплины, и т.д. Во второй период войны начинается постепенное восстановление советского народного суда. В августе 1942 г. произошло восстановление народного суда Москвы, в 1943-1944 г. и в других областях СССР, освобожденных от оккупантов, за исключением местностей, где имело место организованное сопротивление националистов, активных участников антисоветского подполья на Украине, в Прибалтике. Повсеместное же восстановление советского народного суда и выборы судей прошли в СССР в 1945-1946 гг., уже после победы нашей страны в войне. Великая Отечественная война не внесла особых изменений в существующую судебную систему, в материальное и процессуальное право. Тема 15. Суд в СССР в 1945 – 1950 гг. Осужденные по «политическим преступлениям» не подлежали амнистии. В частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над Гитлеровской Германией» не распространялся по отношению к осужденным за контрреволюционные преступления. Вместе с тем, Указ 7 июля 1945 г. постановлял освободить от наказания, сократить вдвое срок лишения свободы, снять судимость, а также прекратить находившиеся в производстве следственные дела, предписывал не взыскивать административные штрафы. Амнистия касалась значительного количества осужденных, кроме рецидивистов и политзаключенных. Поскольку акт имел позитивное значение, ослаблял репрессии, можно сказать, что после окончания войны в отечественном праве наблюдались две тенденции, послевоенной либерализации и усиливающие сталинский тоталитаризм.
Рассмотрим тенденцию возобновления репрессий, ужесточения наказаний, как тенденцию апогея сталинского тоталитаризма после окончания войны. В 1947 г. были приняты Указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества в целях усиления охраны социалистической собственности» и «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну». В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления против чести, здоровья, жизни граждан. Забота о браке и семье объясняла указ 1948 г., запрещавший браки с иностранцами. То есть проявлялась тенденция ужесточения наказаний, усиления запретительных мер, ограничений граждан в их правах, то есть мер репрессивно-карательного характера. Апогей тоталитаризма характеризует не только исполнительным производством, но и развитием системы наказаний в послевоенной стране. После войны, количество лагерей в системе ГУЛАГ и численность осужденных стало возрастать Определенные изменения после окончания войны затронули и государственный строй. В первые послевоенные годы произошли заметные изменения в системе органов государственного управления. В марте 1946 г. Правительство СССР (Совнарком) было преобразовано в Совет министров Советского Союза, соответственно наркоматы были переименованы в министерства. Основным политическим стержнем «советской» государственности в СССР все также являлась жесткая иерархическая структура партийных комитетов, от райкомов до ЦК партии. В 1946 г. особое внимание уделялось усилению общего надзора за точным исполнением законов, были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского регулирования на установленные нарушения закона. Из числа приоритетных задач прокуратуры определялись борьба с администрированием, бюрократизмом и волокитой, с незаконными штрафами и мобилизационными работами, защита прав демобилизованных и членов их семей.
Количественные и качественные статистические показатели показывали, что от трети до половины народных судей и народных заседателей не имели юридического, некоторые, даже высшего образования, не говоря об опыте работы. Поэтому ЦК ВКП (б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР. Смерть И.В.Сталина 5 марта 1953 г. завершила собой эпоху апогея советского тоталитаризма. Назревшие в обществе ожидания перемен не могли не сказаться на изменениях во всех сферах общественной жизни, в том числе и в советском правосудии. Вскоре после ареста Л. П. Берия в июле 1953 г. была проведена чистка аппарата МВД и МГБ и осуществлена первая широкомасштабная политическая амнистия. Органы внутренних дел и, особенно, выведенные из их состава органа госбезопасности, подверглись значительным структурным преобразованиям, были поставлены под жесткий контроль ЦК КПСС и Н.С. Хрущева, избранного в сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС. С самого начала изменения структуры государственной власти носили декларативно-косметический характер и последующая история страны показывает, что СССР не стал правовым государством. Среди мер, осуществленных до ХХ съезда КПСС, наиболее знаменательна была начатая в марте 1953 г. амнистия для заключенных, чей срок наказания не превышал 5 лет лишения свободы. Однако, система исправительно-трудовых лагерей осталась, перейдя позднее в Минюст СССР, который также был упразднен в 1956-1963 г. Период 1945-1950 гг. сменился следующим периодом в истории советского суда послевоенного периода 1960-1991 гг. Тема 16. Суд в СССР в 1960 – 1991 гг. Либерализация общественной жизни осуществлялась также путем совершенствования законодательства. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. В актах упразднялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной ответственности, судебные заседания становятся открытыми. Одновременно с либерализацией продолжалась борьба с преступностью, так возросла уголовная ответственность за умышленные убийства (1954 г.), за особо опасные преступления (1961 г.), за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников милиции (1962 г.), за взяточничество (1962 г.). В декабре 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства, а затем, в 1964 г. новый гражданский кодекс РСФСР. 8 декабря 1961 г. были приняты «Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик». Изменения затронули и трудовое право. В 1956 г. рабочий день для трудящихся 16-18 лет сокращался до семи, а затем до шести часов в день, а в 1960 г. этот закон распространился на всех трудящихся СССР. В 1956 г. был принят закон «О государственных пенсиях». Пенсионный возраст для мужчин устанавливался 60 лет, для женщин – 50 лет, трудовой стаж, соответственно, 25 и 20 лет. В 1956-1958 гг. отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы и невыполнение планов, снижалась ответственность за мелкие хищения на производстве (1955 г.).
В 1963—1964 гг. во всех союзных республиках были приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы. ГК и ГПК РСФСР были приняты 11 июня 1964 г. В 1959 г. было кодифицировано финансовое законодательство, так был принят Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик». В 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, в 1973 г. — Основы законодательства о народном образовании. В 1976 г. был принят Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры. Кодифицировано было и законодательство о недрах и лесах Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.). Была предложена и схема будущего Свода законов, она состояла из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государ-ственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Планировалось, завершить работу к 1985 г. и принять первый в истории СССР свод законов. 25 февраля 1958 г. были приняты «Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Основы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Оно выражается в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел, в применении в необходимых случаях государственного принуждения к нарушителям законов и других нормативных актов, а также в воспитательном воздействии на нарушителей норм права и других граждан. Сочетание в деятельности советского суда мер принудительных и воспитательных - принципиальная особенность социалистического правосудия. Советский суд был призван бороться со всякого рода бесхозяйственностью, расточительством, стяжательством, частнособственническими тенденциями, непроизводительными затратами государственных средств, хищениями, с хулиганством, проявлениями бюрократизма. Важнейшим направлением в деятельности органов суда было предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, ее порождающих. Процессы восстановления законности, реабилитации получили в литературе название «Хрущевской весны» или «оттепели». Принятые Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик вносили изменения в судебную систему страны. Предусматривалось упразднение участковой системы народных судов, ее замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был также увеличен до пяти лет, вместо трех ранее. Выборы народных заседателей проводились сроком на два года на общих собраниях рабочих, служащих, колхозников. Основы установили подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами, предусматривали образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов. Конституция 1977 г. определяла судебную систему. Статья 121 гласила, что Президиум Верховного Совета СССР осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, дает толкование законов СССР, издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование. Отдельный раздел Основного закона назывался «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». Глава 20 определяла структуру суда и арбитража в СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. Говорилось, что в СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах. Все суды в СССР (ст. 152) образовывались на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи военных трибуналов избирались Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели - собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели были ответственны пред избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке. Ст. 153 наделяла Верховный Суд СССР полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом. Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых 30 ноября 1979 г. Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. 25 июня 1980 г. в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Не смотря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как правило, на два года коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах. По представлению администрации, партийного, профсоюзного или комсомольского комитета, они рассматривали факты нарушения трудовой дисциплины (опоздания, прогулы, низкое качество труда), проступки (пьянство, мелкое хулиганство) или незначительные преступления (мелкие хищения), совершенные сотрудниками. Конечно же, товарищеский суд был вмешательством во внутреннюю жизнь человека, но многие, представшие перед судом товарищей, коллег, становились на путь перевоспитания, а затем были передовиками производства, их трудовые достижения, карьера и личная жизнь даже приводились в пример окружающим. Таким образом, товарищеский суд можно рассматривать с точки зрения нарушения им прав человека и как пример эффективного досудебного воспитательного метода воздействия общества на личность. Многие законодательные нормы, действующие в советском уголовном процессе, основаны на принципе презумпции невиновности - обязанность доказывать обвинение лежит на обвинителе, а обвиняемый не должен доказывать свою невиновность; всякое сомнение в доказательствах толкуется в пользу подсудимого; обвинительный приговор не может быть построен на предположениях – нужны обоснованные и ясные доказательства вины подсудимого. Правосудие в СССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом. Это равенство осуществлялось для всех советских граждан независимо от их социального, имущественного или служебного положения, национальности, расовой принадлежности, вероисповедания и т.д. Советские законы одинаково применялись ко всем гражданам, никто не пользуется никакими преимуществами; одинаково закон охраняет права и интересы всех граждан без каких-либо ограничений и преимуществ. Большое число законодательных изменений происходило в период перестройки. Верховный Совет в 1989 г. одобрил два Закона – «О статусе судей в СССР» и «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик». Вместе с ранее принятым законом РСФСР о судоустройстве 1981 г. законы должны были начать судебную реформу в СССР, задуманную как часть политических реформ. Но в 1990 г. экономика СССР вступила в затяжной кризис. Однако, с распадом СССР в 1991 г. судебная система и право бывших советских республик стали развиваться самостоятельно, всё больше отдаляясь друг от друга. Формирование же суда современной России открывает новый период и, соответственно, «новую страницу» в тематике истории отечественного государства права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|