Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Организационно-методический раздел

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Для поступающих на 1-й курс на основные образовательные программы бакалавриата и программы подготовки специалиста

по результатам вступительных испытаний, проводимых СПбГУ самостоятельно

 

I. Список произведений

«Слово о полку Игореве».

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

Г.Р. Державин. Памятник.

В. А. Ж у к о в с к и й. Светлана. Море.

А. С. Г р и б о е д о в. Горе от ума.

А. С. П у ш к и н. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило. Узник. Свободы сеятель пустынный. Подражание Корану (IX). Песнь о вещем Олеге. К морю. Няне. 19 октября («Роняет лес багряный свой убор...»). К***. Пророк. Во глубине сибирских руд. Поэт. Зимняя дорога. Анчар. «На холмах Грузии...». «Я вас любил...». Зимнее утро. Бесы. Элегия. Туча. Вновь я посетил. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Медный всадник. Евгений Онегин. Капитанская дочка.

М. Ю. Л е р м о н т о в. Смерть Поэта. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). Бородино. Дума. Родина. Сон. «Как часто пестрою толпою окружен...». Парус. «Выхожу один я на дорогу...». Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Пророк. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Нет, я не Байрон…». Тучи. Три пальмы. Молитва («В минуту жизни трудную»). «И скучно, и грустно…». Нищий. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Из-под таинственной холодной полумаски…». Песнь … про купца Калашникова. Мцыри. Герой нашего времени.

Н. В. Г о г о л ь. Мертвые души. Шинель. Ревизор.

А. Н. О с т р о в с к и й. Гроза.

И. А. Г о н ч а р о в. Обломов.

И. С. Т у р г е н е в. Отцы и дети.

Ф. И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...». «Умом Россию не понять...». Silentium! «Не то, что мните вы, природа...». «Нам не дано предугадать...». С поляны коршун поднялся. Полдень. «Есть в осени первоначальной…». Певучесть есть в морских волнах. К Б. («Я встретил вас»).

А. А. Ф е т. «Шепот, робкое дыханье...». Вечер («Прозвучало над ясной рекою...»). «Сияла ночь, луной был полон сад...». «Это утро, радость эта...». «Учись у них –– у дуба, у березы...». Еще майская ночь. Заря прощается с землею. «Одним толчком согнать ладью живую…».

Н. А. Н е к р а с о в. В дороге. Тройка. Поэт и гражданин. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «Вчерашний день часу в шестом...». «Я не люблю иронии твоей...». Мы с тобой бестолковые люди. Железная дорога. О Муза! Я у двери гроба. Кому на Руси жить хорошо.

М. Е. С а л т ы к о в-Щ е д р и н. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Премудрый пискарь.

Л. Н. Т о л с т о й. Война и мир.

Ф. М. Д о с т о е в с к и й. Преступление и наказание.

А. П. Ч е х о в. Хамелеон. Студент. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. Вишневый сад.

И. А. Б у н и н. Господин из Сан-Франциско. Чистый понедельник.

А. А. Б л о к. Фабрика. Русь. Незнакомка. Россия. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. В ресторане. На железной дороге. «О, я хочу безумно жить...». На поле Куликовом («Река раскинулась...»). «О доблестях, о подвигах, о славе...». «Вхожу яв тeмныe храмы...». Двенaдцать.

М. Г о р ь к и й. Старуха Изергиль. На дне.

С. А. Е с е н и н. «Небродить, не мять в кустах багряных...». «О красном вечере задумалась дорога...». «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Гой ты, Русь, моя родная...». Русь Советская. «Не жалею, не зову, не плачу...». Письмо матери. «Я иду долиной...». «Мы теперь уходим понемногу...». Запели тесаные дроги. «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Отговорила роща золотая.

В. В. М а я к о в с к и й. Послушайте! Нате! А вы могли бы? Скрипка и немножко нервно. Лиличка! Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Разговор с фининспектором о поэзии. Юбилейное. Облако в штанах.

М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи к Блоку («Имя твое – птица в руке»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…». «Тоска по родине! Давно…». Рассвет на рельсах. Роландов Рог.

О. Э. М а н д е л ь ш т а м. Notre Dame. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. За гремучую доблесть грядущих веков. Я вернулся в мой город, знакомый до слез. Батюшков.

Б. Л. П а с т е р н а к. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Определение поэзии. Никого не будет в доме. Снег идет. «Во всем мне хочется дойти…». Гамлет. Зимняя ночь.

А. А. А х м а т о в а. Песня последней встречи. Я научилась просто, мудро жить. «Заплаканная осень, как вдова…». Творчество. «Сжала руки под темной вуалью…». «Мне ни к чему одические рати…». «Мне голос был. Он звал утешно…». Приморский сонет. Родная земля. Реквием.

М. А. Б у л г а к о в. Белая гвардия. Мастер и Маргарита (по выбору абитуриента).

А. Т. Т в а р д о в с к и й. Памяти матери. «Не стареет твоя красота...». «Вся суть в oдном-единственном завете...». «Я знаю, никакой моей вины...». Василий Теркин (главы: Переправа. Два бойца. Поединок. Смерть и воин).

М. А. Ш о л о х о в. Судьба человека. Тихий Дон.

А. И. С о л ж е н и ц ы н. Матренин двор.

Проза второй половины ХХ века. Ф.А. Абрамов. Ч.Т. Айтматов. В.П. Астафьев. В.И. Белов. А.Г. Битов. В.В. Быков. В.С. Гроссман. С.Д. Довлатов. В.Л. Кондратьев. В.П. Некрасов. Е.И. Носов. В.Г. Распутин. В.Ф. Тендряков. Ю.В. Трифонов. В.М. Шукшин. Произведения не менее 3-х авторов по выбору.

Поэзия второй половины ХХ века. Б.А. Ахмадулина. И.А. Бродский. А.А. Вознесенский. В.С. Высоцкий. Е.А. Евтушенко. Н.А. Заболоцкий. Ю.П. Кузнецов. Л.Н. Мартынов. Б.Ш. Окуджава. Н.М. Рубцов. Д.С. Самойлов. Б.А. Слуцкий. В.Н. Соколов. В.А. Солоухин. А.А. Тарковский. Стихотворения не менее 3-х авторов по выбору.

Драматургия второй половины ХХ века. А.Н. Арбузов. А.В. Вампилов. А.М. Володин. В.С. Розов. М.М. Рощин. Произведения не менее одного автора по выбору.

 

II. Организационно-методический раздел

На экзамене по литературе абитуриент должен продемонстрировать конкретное знание текста программных произведений, понимание их исторического и художественного своеобразия, владение навыками их анализа, в том числе сопоставительного.

Кроме того, абитуриент должен показать свободное владение русским литературным языком: богатый словарный запас, умение выдерживать стилевое единство текста, умение строить любые типы синтаксических конструкций и создавать логически выстроенный и законченный в смысловом отношении текст, знание правил ор­фографии и пунктуации и умение использовать эти правила.

 

Независимо от формы проведения экзамена по литературе абитуриент должен показать знание текста перечисленных ниже художественных произведений; умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство; характеризовать во взаимосвязи:

род и жанр произведения;

тему;

основных героев;

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа;

особенности авторской речи и речи действующих лиц.

 

Абитуриент должен уметь:

выявлять авторское отношение к изображенному и давать произведению личностную оценку, мотивированную содержанием текста;

выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку, мотивированную содержанием текста;

обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем написания;

выявлять «вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе; использовать понятия «психологизм», «народность», «историзм».

Абитуриент должен также иметь представление о литературных направлениях и течениях (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм); знать роды литературы (эпос, лирику, драму) и уметь характеризовать их специфику, основные жанры; иметь понятие об основных стихотворных размерах (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) с приведением соответствующих примеров; об особенностях художественной речи (ирония, сатира, юмор, сарказм, гротеск, эзопов язык) и текста (Признаки текста. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). Деталь. Символ. Подтекст).

Абитуриент должен показать знание следующих средств выразительности речи: звуковые (аллитерация, ассонанс), лексические (аллегория, гипербола, ирония, лексический повтор, литота, метафора, метонимия, окказионализмы, олицетворение, перифраз(а), деталь, символ, синекдоха, сравнение, эпитет, экспрессия), синтаксические (анафора, антитеза, градация, именительный темы, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, оксюморон, парцелляция; риторический вопрос, восклицание, обращение; ряды, парное соединение однородных членов, синтаксический параллелизм, умолчание, эпифора).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...