Таможенный Кодекс 1993 года
Таможенный кодекс Российской Федерации 2004 года Курсовая работа по дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России». Автор работы Северо-Кавказский государственный технический университет Кафедра экономики и организации таможенного дела Ставрополь, 2005 Вступление Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей. С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство. Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней. Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ*. Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегося федерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостью таможенного законодательства с запутанностью огромного массива подзаконных актов; недостатками в технологии таможенного процесса. Таможенный Кодекс 1993 года Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года составляет вместе с Законом о таможенном тарифе от 21 мая 1993 года принципиальную основу нового российского таможенного законодательства. Названные ключевые законы прошли длительный и сложный путь. Период разработки и принятия названных законов затянулся на два года. Но таможенное дело в России не приостанавливалось, оно регламентировалось в этот период частично Таможенным кодексом СССР и Законом СССР о таможенном тарифе 1991 года, частично другими союзными правовыми актами. Причем применялись эти законы в части, не противоречащей новым российским правовым установлениям по таможенному делу. К ним можно отнести нормативные указы Президента и ряд постановлений Совета Министров — Правительства Российской Федерации в период с августа 1991 года и вплоть до конца июня 1993 года, когда были приняты Таможенный кодекс России и Закон о таможенном тарифе.
Рассматривая перечень и характер изданных в то время правовых актов и их значение для формирования нового российского таможенного законодательства, выделим изданное Президентом России 25 августа 1991 года распоряжение «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР», которое по праву можно считать началом создания такого законодательства. Позднее оно пополнилось рядом новых указов Президента и постановлений Правительства. К их числу относятся указы Президента: от 12 декабря 1991 года «О едином экономическом пространстве РСФСР»'; от 29 января 1992 года «О свободе торговли»'; от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»3; постановление Правительства от 15 марта 1993 г. «Об Импортном таможенном тарифе Российской Федерации», а также правовой акт (приказ) от 20 марта 1993 г. ГТК России о принятии названного Постановления к исполнению и об утверждении Инструкции о порядке применения Импортного тарифа Российской Федерации с шестью Приложениями к ней: 1 — Импортный таможенный тариф Российской Федерации; 2 — Перечень наименее развитых стран, товары которых не облагаются импортной таможенной пошлиной при ввозе на территорию Российской Федерации; 3 — Перечень развивающихся стран, к товарам которых применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные в два раза (первая колонка тарифа); 4 — Перечень стран, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствующей нации; 5 — Образец гарантийного обязательства уполномоченного Банка; 6 — Перечень товаров, пропускаемых беспошлинно в ограниченных количествах при ввозе и пересылке физическими лицами. Принципиальное значение для регулирования таможенного дела имели: Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 года «О неотложных мерах, по организации таможенного контроля в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 624 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации».
Хотя многие из перечисленных актов имели промежуточный и переходный характер, велика их роль для последующего фиксирования стабильных таможенно-правовых институтов и юридических норм в Таможенном кодексе и Законе о таможенном тарифе 1993 года. Они образовывали самостоятельные блоки, которые затем легли в основание этих законов. Начиная свой анализ Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона о таможенном тарифе, выделим вначале их важную особенность: хотя это два разных закона, отличающихся друг от друга как по степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим свойствам, вместе они в широком смысле образуют единое целое, составляя правовой фундамент современного таможенного дела в России. Вторая и, пожалуй, наиболее существенная отличительная особенность состоит в том, что Таможенный кодекс в органическом контексте с новой Конституцией является основным законом таможенного дела времен формирования рыночных отношений и интегрирования экономики России в мировое хозяйство. В определенной мере, хотя и не достаточно четко, эта мысль выражена в преамбуле Таможенного кодекса. Поэтому, думается, она требует пояснений. Так, в ст. 8 и 9 Конституции Российской Федерации соответственно гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Весьма существенна также ст. 34 п. 1: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Формируется, по существу, новая экономическая система, а это сложный и противоречивый процесс, включающий выявление новых направлений, целей и задач по защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации. И таможенное законодательство, вся совокупность юридических норм, составляющих современное таможенное право Российской Федерации, призваны всемерно содействовать становлению и развитию рыночных отношений и активизации основанной на новых и цивилизованных принципах внешнеэкономической деятельности государства.
Все вышесказанное представляет собой самую общую и принципиальную характеристику значимости Таможенного кодекса и Закона о таможенном тарифе в системе правового регулирования совокупности отношений в сфере таможенного дела. Теперь перейдем к рассмотрению некоторых деталей проблемы. Прежде всего, можно условно говорить о подразделении Таможенного кодекса на две основные части: Общую и Особенную. Общая часть — это своеобразная современная концепция российского таможенного дела, которая включает в себя преамбулу и раздел I «Общие положения Таможенного кодекса». Однако было бы неправильно ограничиться только этим. В часть Обйхукгявйо Яросйтся положения и нормы, содержащиеся в других разделах Таможенного кодекса. Например, ст. 24 «Особенности правового регулирования таможенных режимов»; ст. 110, содержащая классификацию таможенных платежей; ст. 180, определяющая содержание таможенного контроля и его формы; ст. 230, раскрывающая понятие «нарушение таможенных правил», и ряд других. В целом же структура Таможенного кодекса заслуживает совершенствования, о чем подробнее будет сказано несколько ниже. Что касается Особенной части, то в нее могут быть включены те разделы, которые образуют конкретные и относительно самостоятельные блоки таможенного дела. Это перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенные режимы, включая таможенные платежи; таможенное оформление и льготы отдельным категориям иностранных лиц; таможенный и валютный контроль. Другой блок — дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации; нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Это самый объемный раздел Таможенного кодекса — он включает ст. с 230-й по 386-ю и содержит как материальные нормы, так и административно-процессуальные нормы административного права. Курс на детальное административно-процессуальное регламентирование нашел в Таможенном кодексе Российской Федерации дальнейшее последовательное воплощение и развитие. К последнему блоку части Особенной можно отнести раздел VII Кодекса — «Распоряжение товарами и транспортными средствами и использование полученных средств». При этом надо иметь в виду, что Таможенный кодекс по своему характеру — комплексный закон, он регулирует разнообразные по своей природе отношения, затрагивающие различные отрасли российского права — административное, финансовое, гражданское, уголовное и, в определенной части, международное. Поэтому с точки зрения самой архитектоники Таможенного кодекса он не может быть признан оптимальным, поскольку однотипные и базовые явления оказались разбросанными в нем по различным, не во всех случаях взаимосвязанным, разделам и блокам. Это существенное замечание относится в первую очередь к разделу XIV «Должностные лица таможенных органов Российской Федерации» и в значительной мере к разделу VIII «Ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности». Они явно просятся в Общую часть. А проблема ТН ВЭД к тому же может быть самостоятельно рассмотрена в международно-правовом аспекте сотрудничества Российский Федерации с другими странами в сфере таможенного дела. К Общей части должен быть причислен также раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения». А раздел ХШ «Обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» может быть «раскассирован» по двум другим блокам: по разделу X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делай о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» и по разделу XIV «Должностные лица таможенных органов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|