Как спроектировать информационное пространство учебного заведения?
Методические указания к выполнению самостоятельной работы № 17 Тема: Личное информационное пространств Цель: научиться самостоятельно, работать с предложенным материалом, научиться систематизировать и обобщать информацию по теме, составлять опорный конспект по изученному материалу; научиться создавать и работать с личным информационным пространством Количество часов: 4 Вид работы: изучение темы, разработка конспекта по теме самостоятельной работы Вопросы (задания): 1. Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство 2. Проектирование информационного пространство учебного заведения 3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения 4. Составить конспект по изученным вопросам, оформить на листе формата А4 в рукописном варианте и сдать на проверку Методические рекомендации к выполнению: 1.Единое информационное пространство образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели:
• организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения; • интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий. Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства. Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. В данном контексте информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода. ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения — это система, которая: • включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; •обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; •предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. К основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения относятся:
• директор; • зам. директора по информатизации; • зам. директора по учебно-воспитательной работе; • педагог-организатор;
• социальный педагог; • психолог; • секретарь; • библиотекарь; • классный руководитель; • учитель-предметник; • ученик; • родитель. Из всех составляющих информационно-образовательного пространства учреждения более всего интересует информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование. Она включает: • программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); • программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.); •программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); • информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт). Как спроектировать информационное пространство учебного заведения? Для того чтобы понятие единого информационного пространства стало доступным, а задачи и принципы его формирования актуальными для конкретного учебного заведения, необходимо: • описать его структуру и информационные уровни; • определить крут участников и степень их заинтересованности; • формы их взаимодействия как внутри, так и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Мы уже перечислили основных пользователей единого информационного пространства ОУ. Остановимся на тех участниках учебного процесса, которые непосредственно вовлечены в функционирование единого информационного пространства. Это: • администрация (директор, его заместитель, бухгалтерия и т.д.); • преподаватели (классные руководители, учителя-предметники и т.д.); • учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
• родители. Практически все перечисленные выше участники объединены между собой соответствующими информационными потоками. Информационное пространство учебного заведения предусматривает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как внутри заведения, так и вне его. Решение задачи построения единого образовательного пространства на первом этапе сводится, по сути своей, к созданию общей базы данных (по пяти перечисленным выше методическим блокам) — компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, а также организации доступа к ней участников учебного процесса. Единое информационное пространство учебного заведения строится таким образом, чтобы администрация и преподаватели могли достаточно оперативно получить любые необходимые им данные, например об учащихся (где живут, кем работают их родители, их телефоны и т.д.). Эти данные могут содержаться в информационной базе «Отдел кадров», в которую еще должна заноситься информация о преподавателях (паспортные данные, стаж работы, разряд, квалификация и т.д.). В базе данных «Медицинский кабинет» хранится информация о возрастных, психологических и медицинских показателях учащихся, информация о прививках и т.д. При необходимости создается отдельная база «Успеваемость», в которую заносятся оценки учащихся (по возможности с детализацией, за что и как та или иная оценка получена). 3.Классификация информационных средств, составляющих единое информационное пространство учебного заведения Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения можно условно разделить на три группы: • организации и управления; • коммуникации; • обучения. К средствам организации и управления можно отнести информационно-аналитические системы, построенные на основе электронных баз данных. Их назначение — повышение оперативности и качества работы учреждения в целом и индивидуального пользователя (администратора, преподавателя, учащегося).
Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом) уже стали привычными электронная почта (Е-mail), веб-серверы сети Интернет, телеконференции, видеоконференции. Учебные заведения, ведущие дистанционное обучение, активно используют возможности этих средств. Электронная почта обеспечивает доставку учебных материалов, создавая тем самым условия для регулярного оперативного общения преподавателя и ученика, администрации и преподавателя и т.д. Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам. База данных учебного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.). Телеконференции (теле- от греч. «далеко» — часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии) являются активной формой групповой работы, они позволяют организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учеников между собой и с учителем. Видеоконференция представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы. Потребности человека в более совершенных и эффективных формах, методах и средствах обучения непрерывно возрастают. Но в то же время следует помнить, что новые средства обучения целесообразно создавать только в том случае, если они расширяют возможности уже существующих средств. Следовательно, необходимо уметь прогнозировать, какой результат может быть достигнут с помощью того или иного средства обучения.
Вопросы для самоконтроля: 1.Для чего необходимо информационное пространство? 2.Кого относят к основным пользователям единого информационного пространства образовательного учреждения? 3. Как спроектировать информационное пространство учебного заведения? Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы: 1. http://www.myshared.ru/slide/1061844/ сайт Myshared 2. http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/polzovatelskii-interfeis-13898/re-9fab4086-6989-4ef8-8cb6-410ab988bffe сайт ЯКласс учебный портал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|