Анализ структуры продукции
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Контрольная работа Вариант №7
Выполнил(а): студент(ка) Корельская Н.В. курс IV группа 44МЗ(б) специальность менеджмент шифр зачетной книжки МЗб-1128477 проверил(а) Чепелева О.А.
Архангельск 2016 г. Теоретическая часть. Тема: Анализ ассортимента, структуры и качества продукции. Анализ ассортимента продукции Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.1 Таблица 1 Выполнение плана по ассортименту
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: · по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%); · по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
· по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%, Для нашего примера ВПа = 77664/81600 * 100% = 95,2%. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемому примеру не выполнен. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле , где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.2) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Таблица 2 Анализ структуры продукции
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520/141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800/1,003474). Как показывают данные табл.2, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб. При использовании средних цен расчет производится по формуле , где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители. Анализ качества продукции Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: - удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид ; ; где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Пример. 1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб. 2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. 3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. 4.Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. 5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420 Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности. Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб. Тогда фактический уровень рентабельности: (104300 - 84168)/ 84168 .* 100 = 23,9%. Потери товарной продукции: 420 * 1,239 = 520, 38 тыс. руб. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
Практическая часть Задача 1. Провести анализ товарной продукции. Рассчитать влияние факторов на объем товарной продукции.
1) ТП = V * Ц ТПпл = Vпл * Цпл = 1000 * 6,0 = 6000 тыс. руб. ТПф = Vф * Цф = 1100 * 6,5 = 7150 тыс. руб. 2) Влияние + (V) = (Vф - Vпл) * Ц пл = (1100 – 1000) * 6,0 = 600 тыс. руб. Влияние + (Ц) = (Ц ф - Ц пл) * Vф = (6,5 – 6,0) * 1100 = 550 тыс. руб. Влияние двух факторов: 600 + 550 = 1150 тыс. руб. Вывод: Наданном предприятии объем выпуска продукции возрос на 19,16 %. Дополнительно произведено продукции на сумму 1150 тыс.руб. В результате увеличения количества выполнения продукции на 100 единиц, объем товарной продукции вырос на 600 тыс. руб. В результате увеличения цен на 0,5 рублей, объем товарной продукции вырос на 550 тыс. руб. Предприятию необходимо провести более детальный анализ в целях выявления резерва еще большего увеличения выпуска продукции. Задача 2. На основании уплотненного баланса предприятия проведите анализ структуры имущества. Аналитическую таблицу разработайте самостоятельно.
Вывод: Валюта баланса на конец года увеличилась, что является положительным моментом в работе предприятия так, как это характеризует расширение деятельности предприятия. Доля собственного капитала больше заемного, что говорит о финансовой устойчивости предприятия. Оборотные активы на конец года превышают краткосрочные обязательства. Работу предприятия можно считать удовлетворительной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|