Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лингвистические особенности научного стиля

Художественный стиль

Художественный стиль – это стиль произведений художественной литературы.

Он реализуется в создании литературных произведений различных жанров: романов, поэм, повестей, рассказов, стихотворений, басен т.д.

Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей;

передать своё отношение к окружающему, к изображаемому;

нарисовать словами картину, описать событие.

Основные стилевые черты:

образность, эмоциональность;

единство коммуникативной и эстетической функции;

Языковые особенности стиля:

широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор, восклицательных предложений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

проявление творческой индивидуальности автора.

Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

Пример текста художественного стиля:

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся от времён Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками.

(К. Паустовский)

Научный стиль

Что вы знаете о научном стиле? Каковы основные признаки научного стиля?

Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения.

Цель научного текста – ставить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы, передать новые знания.

Форма речи, преимущественно письменная (учебник, статья, реферат и др.), реже – устная (доклад, обсуждение на конференции, обсуждение диссертации). Вне зависимости от формы речи созданию научного текста всегда предшествует обдумывание.

Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм различных знаков.

Тексты, посвященные проблемам точных наук (математике, физике, информатике), отличаются от текстов из области гуманитарных и естественных наук (философии, психологии, биологии).

В зависимости от целей, назначения и адресата научные тексты делятся на:

1. Научно-теоретический;

2. Научно-технический;

3. Научно-учебный;

4. Научно-популярный;

5. Научно-полемический

Научно-теоретический

Этот подстиль реализуется в диссертациях, научных монографиях, докладах, дипломных и курсовых проектах, рецензиях, тезисах и т.д.

Научно-технический

Реализуется в разного рода рефератах, аннотациях, каталогах, различных патентных и технологических описаниях и т.д.

Научно-учебный

Объединяет жанры учебников, учебно-методических пособий, учебных словарей, лекций, конспектов и т.д.

Научно-популярный

К данному подстилю относятся такие жанры, как очерк, эссе, лекция

научно-популярного характера, статья в периодическом издании, текст кинофильма.

Научно-полемический

Используется в статьях, выступлениях, репликах в диспутах.

Свойства стиля научных текстов:

1. Логическая последовательность изложения;

2. Точность и однозначность выражения мысли;

3. Отвлеченность и обобщенность;

4. Аргументированность;

5. Отсутствие эмоционально-экспрессивной окрашенности (безэмоциональность);

6. Объективность излагаемой информации.

Лингвистические особенности научного стиля

Лексика и фразеология научного стиля

Широкое использование терминов (15%-20% всей лексики).

Термин – слово или словосочетание, обозначающее специальное понятие в рамках определенной научной отрасли.

Общенаучные термины (вода, земля);

специальные термины (кардиохирургия, валентность, коэффициент);

термины-синонимы (личность=су6ъект, предмет=объект);

термины-антонимы (прогресс-регресс, конструктивный-деструктивный);

лексика с обобщенно-абстрактным значением (процесс, совокупность, тенденция);

иноязычные заимствования (вербальный, ингредиенты, визуальный);

научная фразеология (вспомогательный глагол, как показали наблюдения, на основании полученных данных).

Морфология научного стиля

Преобладание отглагольных имён сущ. (изучение, исследование, направление);

употребление краткой формы прилагательных (правомерен, характерен, основан);

преимущественное употребление сложных форм степеней сравнений прилагательных (более устойчив, менее гибок, наиболее сложный, наименее важный);

местоимения преимущественно употребляются в форме 1-го лица множественного числа и в форме 3-го лица ед. и мн. числа;

преимущественное употребление глаголов несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (изучает, решают);

широкое использование возвратных глаголов в страдательном значении (рассматриваются вопросы, делятся на разряды);

преобладает цифровое, а не словесное обозначение числительных;

большое количество причастий и деепричастий (приступая, обобщая, заключающий);

наречия, подчёркивающие логичность изложения (сначала, далее, затем);

использование сложных предлогов и союзов (в заключение, в продолжение, ввиду того что).

Синтаксис научного стиля

Прямой порядок слов;

преобладание сложных предложений над простыми предложениями;

причастные и деепричастные обороты (изученный нами вопрос, получив данный результат);

использование вводных слов и вводных конструкций (итак, следовательно, по нашему мнению, разумеется);

текст научного стиля преимущественно имеет форму монолога;

в текстах научного стиля употребляются такие типы речи, как описание и рассуждение.

Пример текста научного стиля:

Холецистит – острое или хроническое воспалительное заболевание желчного пузыря. В большинстве случаев развивается при наличии камней в желчном пузыре. Чаще возникает у женщин старше 40 лет. Выделяют острый и хронический холециститы.

Острый холецистит может быть вызван резкими нарушениями режима питания (приём большого количества жирной, жареной, копчёной пищи и алкоголя), а также закупоркой желчных ходов камнем. Острый холецистит опасен своими осложнениями (перитонит, подпечёночный абсцесс, гнойник желчного пузыря, желтуха и др.).

Хронический холецистит может возникнуть после острого воспаления желчного пузыря, но чаще развивается самостоятельно и постепенно на фоне желчнокаменной болезни, гастрита с секреторной недостаточностью, хронического панкреатита и других заболеваний органов пищеварения и ожирения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...