Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ощущение, восприятие, внимание




 

Ощущения, восприятие и внимание, как психические явления, исследовались Ананьевым Б.Г., Леонтьевым А.Н., Лурия А.Р. и другими отечественными и зарубежными учеными. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высоко – развитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители.

Для того чтобы человек осознал какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего, была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из рецепторов человека. Реакция коры головного мозга на стимул влечет за собой серию движений глаз, головы, туловища, отдельных участков кожных покровов. При этом ощущения ограничены индивидуальным порогом чувствительности.

Анализаторные системы человека обеспечивают ощущение окружающей действительности во всем многообразии и позволяют глубже и детальнее перерабатывать информацию о ней. В случае необходимости взаимодополняемы и взаимозаменяемы. По мере поступления новых ощущений они сопоставляются с теми (подобными), что уже хранилось в памяти. Если сигнал окажется похожим на что-то уже известное индивиду, восприятие приведет к узнаванию (идентификации) на основе имеющихся образов. В результате сравнения ощущений произойдет осознание какого-то нового аспекта реальности и фиксация его в памяти. Именно таким образом и создается та картина реальности, в границах которой функционирует психика человека.

Известны несколько возможных вариантов классификации анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

- по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителями, вызывающим ощущение;

- по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции;

- по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее используемой является систематизация ощущений, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном:

1) экстерорецетивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецетивные (органические) сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т.п.);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений И. Шеррингтон подразделяет на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Первичной является интерорецетивная (органическая, прежде всего – болевая) чувствительность, затем – контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) и обонятельные формы, слуховые и зрительные системы рецепторов.

Исследования показывают, что наиболее значительными для функционирования человеческой психики в современных условиях являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

К органическим ощущениям относят, в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе.

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Это способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать и вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз. Скорость адаптации различна: наиболее высокая – у обоняния, низкая – у болевых ощущений.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием – «перцепцией». Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий.

За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния на них смотрим и под каким углом видим. Например, белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если мы видели небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой. Эта особенность восприятия называется константностью.

Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности. Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным ощущением и восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

«Биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм, (то есть обменные процессы) тела. Соблюдая определенный режим жизни длительное время, организм привыкает и ощущения (например: голода) и потребности (например: бодрствования) возникают в одно и то же время ежедневно. Это явление связано с особым ощущением и восприятием времени.

Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритмику нашего организма. В деятельности по интересу время течет незаметно. Заполненный интенсивной деятельностью без особого интереса временной интервал кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для человека событиями. Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее. Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы находимся в состоянии ожидания, следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

Способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы».

Нарушение восприятия заключается в его неадекватности. Так, преувеличения, приукрашивания, чрезмерное устрашение и т.п. называют гиперстезией. Противоположное – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам. Как первое, так и второе часто связано с умственным переутомлением.

Отклонения в восприятии нередко наблюдаются в результате нервных и физических как перегрузок, так и недогрузок. Восприятие нарушается вследствие нездорового образа жизни, увлечения вредными привычками, стрессов и дистрессов. Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами, Человеком, находящемся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинное воспринимаемое, то есть люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как исходящие из объективного мира.

Иллюзии есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволить нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются результатом человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят концентрированность, устойчивость, объем, переключаемость и другие.

Концентрированность внимания – это показатель степени сосредоточенности сознания человека на определенном объекте, интенсивность связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется некий временный центр (фокус) всей психологической активности человека. На данный момент к нему приковано внимание человека. То есть он ощущает и воспринимает его наиболее интенсивно, сконцентрировав все усилия. От интенсивности зависит эффективность восприятия, мышления и фиксации информации в памяти.

Устойчивость внимания – это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Устойчивость внимания различна у людей в зависимости от возраста, уровня интеллектуального развития, общего уровня культуры и даже пола.

Объем внимания – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.

Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного объекта к другому. Переключение внимания обосновывается тем, что максимальная концентрированность, интенсивность, устойчивость позволили в минимальные сроки ощутить и воспринять информацию.

Человеку свойственно как непроизвольное, так и произвольное внимание. Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида. В этом случае индивид подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости. Во время учебной лекции студенты напряжены и активизируют именно произвольное внимание. Однако внезапно влетевший в аудиторию воробей мгновенно вызовет непроизвольное внимание практически у всех. При этом каждый затратит свое время на волевое усилие, т.е. погружение в поле произвольного внимания. Отдельным студентам череда случайностей мешает настолько, что произвольное внимание используется с трудом.

Способность к произвольному вниманию является условием эффективной работоспособности нашего интеллекта и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть, дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.

Процессы ощущений, восприятия и особенно внимания управляемы. Бытует мнение, что успех в различных сферах деятельности зависит от способности к вниманию. Способность же к вниманию следует развивать с раннего детства, раскрывая широчайшую палитру ощущений. Длительная работа над собой по формированию способности к произвольному вниманию приведет к формированию важного качества личности – внимательности.

 

Лекция 7.

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЕКТ

 

Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими, как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности по сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичны, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений – суждения по сходству или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 лет) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления – понятийное, или словесно-логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Рассмотрим основные виды мышления. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей. Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческого труда, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, связанные с тем, что оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образный мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящего человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом (например, у инженера-механика, сантехника).

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желанного решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом.

Интеллект – это умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении разнообразных задач.

Накапливая и углубляя свои знания о мире, мы развиваем свой интеллект. Умение оперировать этими знаниями, делая оригинальные выводы и суждения о предмете, – тоже интеллектуальная способность человека. В зачаточном состоянии интеллектуальными способностями обладают и животные. Подобными «способностями» с повышенным банком знаний обладают и современные компьютерные системы. Интеллект связан, прежде всего, с деятельностью левого полушария, а духовность – с деятельностью правого полушария. Левое, «сознательное» полушарие реализует, подобно компьютеру, логическую обработку образной информации правого полушария.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды – с другой.

Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, – это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что хотя у матери краснуха может протекать легко, но заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций у ребенка. Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

• социального статуса семьи, связанного с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

• особенностей питания ребенка, его достаточности или недостаточности для полноценного развития;

• психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников).

 

Лекция 8.

ПАМЯТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ; Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения – это не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.

У животных организмов существуют только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая. Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Наиболее высокого уровня развития память достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.

Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по оперативным характеристикам, третье – по преобладающему в процессах памяти анализатору и т.д.

По времени сохранения информации психологи выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная или сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка 1/4 секунды, за которое решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание высших отделов мозга или нет. Если этого не произойдет, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд (без повторения). Любая информация попадает вначале в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память при условии одно-двукратного повторения информации. Объем кратковременной памяти определяется по формуле 7±2, т.е. в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур и т.п. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, так как кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится для очищения промежуточной памяти. Информация обобщается и переводится в долговременную память или вытесняется. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очиститься, и происходит нарушение мыслительных процессов.

Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает двух типов:

• долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек может по своей воле вспомнить информацию;

• закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которые, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.

Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня ее в генотипе. Генетическая память не поддается влиянию через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание. Непроизвольно лучше запоминается материал, имеющий для человека большое значение, представляющий интерес, связанный с увлекательной и сложной умственной работой. Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, недаром народная мудрость гласит, что «повторение – мать учения».

В последнее время все большее значение стало приобретать' представление о множественности систем памяти, сформированное на основе данных, полученных при исследовании больных с различными поражениями мозга, а также в опытах на здоровых испытуемых. В ходе исследований обнаружились системы памяти, которые имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами. Исследователи предположили, что переработка по крайней мере двух видов информации ведется в мозгу раздельно, и каждый из этих видов хранится также отдельно. Полученные данные позволили разделить системы памяти на две большие группы: процедурную и декларативную память.

Процедурная память – это знание того, как надо действовать. Процедурная память, как предполагают, развивается раньше декларативной. Декларативная память обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. В отличие от процедурной памяти она является эксплицитной, т.е. сознательной. Память на события и факты включает запоминание слов, лиц и т.д. Содержание декларативной памяти может быть декларировано.

Память у людей различается по многим характеристикам: по скорости запоминания, длительности хранения информации, объему и точности запоминания. Чем обусловлены качественные и количественные различия памяти?

Во-первых, индивидуальные различия памяти связаны с доминированием тех или иных сенсорных систем при восприятии информации: зрительной, слуховой, двигательной и их различных сочетаний, поскольку на практике мы сталкиваемся с их различными сочетаниями. У большинства людей доминирует зрительная память, наряду с которой типичными смешениями выступают зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.

Во-вторых, наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у актеров хорошо развита память на лица, у ученых – логическая память и т.п.

В-третьих, процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями, физическим состоянием.

При экспериментальном исследовании памяти такими учеными, как Г. Эббингауз, Т. Рибо и др., был выявлен ряд закономерностей:

• сравнительно простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу прочно и надолго;

• более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти не запечатлеваются;

• между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

• повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени, например, через несколько дней или часов;

• при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»);

• то, чем человек особенно интересуется, запоминается безо всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы;

• любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившееся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезий: ретроградную, антероградную и прогрессивную. При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далеком прошлом. При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери.

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо (1839–1916) показал, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью и стоит ей прийти в расстройство, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот – сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

 

Лекция 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...