Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как общечеловеческая ценность




 

В самом общем понимании «общечеловеческими» принято называть сегодня те ценности, которые сближают духовные устремления представителей различных культур и образовательных систем разных стран. Забота о самосохранении заставляет сближать позиции и взаимно учитывать интересы отдельных групп, сословий, наций, принимать документы, в которых предпринимаются попытки правового закрепления ценностей, признаваемых большинством, в том числе и в области образования.

Мир ценностей – это не мир «вещей», он не поддается рационально-логическому объяснению, и многочисленные попытки создания «научной теории ценностей» пока не увенчались успехом. Ценности вычерпываются и впитываются человечеством из всего контекста культуры. Ценностные подходы к осмыслению образования только начинают предприниматься в современной философии образования, где различаются ценности образования (его значимые приоритеты) и образование как ценность (отношение к образованию и оценка его значимости).

Ценностное отношение к образованию постепенно вырабатывалось в культурно-историческом развитии народов, и каждое поколение осмысливает и оценивает значимость образования заново. В культурно-историческом развитии ценностные ориентации образования изменялись с преобладания отдельных функциональных характеристик образования (ценность грамотности, просвещенности, естественнонаучного знания, способов действия и тому подобное) и до признания самоценности образования, его роли в целостном развитии личности. При этом ценностное отношение человека к миру, мир человеческих ценностей ускользал от внимания педагогов, став основой лишь гуманистических моделей образования.

Уважение к образованию, стремление к достижению высокого его уровня признается важнейшей ценностью современного общества, наряду с открытостью новому опыту, пониманием разнообразия мнений и воззрений окружающих, некоторыми другими приоритетами. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование во многих странах мира, Всеобщей Декларацией прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка (1989). (Декларация имеет рекомендательный характер, а конвенция – соглашение, имеющее обязательную силу для всех присоединившихся к ней государств). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подчеркивает общие ценностные приоритеты образования для различных национальных образовательных систем. В соответствии с Законом об Образовании (1992) основные идеи вышеназванных документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Главными среди таких идей в области образования являются:

- приоритет интересов растущего человека перед интересами общества;

- право каждого человека на образование, причем, на обязательное и бесплатное начальное образование;

- обеспечение учебных дисциплин с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства учащегося;

- право на получение образования, содержание которого утверждает достоинство человека.

Основная идея – наилучшее обеспечение интересов растущего человека – выражается в четырех основных требованиях к обеспечению его прав: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Признание человека высшей ценностью, а его блага – высшей целью образования отражено в принципах его гуманизации, демократизации. Таким образом, гуманистическая ориентация образования признается основой и точкой отсчета в его организации и построении.

Гуманистическая ориентация образования – система приоритетов в деятельности его субъектов, направленных на развитие личности, ее способности к осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях жизнедеятельности на основе ценностей гуманистической культуры. Гуманистические ценности образования – его человеческие смыслы, общественно одобряемые, реализуемые в образовательной сфере.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Человек как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе установления связей сотрудничества учитель-ученик, преподаватель-студент. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Образование – это процесс искусственный, сознательно организуемый, целенаправленный. Категория цели является для педагогики центральной и реализуемой на самых разных уровнях: от стратегических целей образования – до конкретного целевого действия педагога. От того, как будет сформулирована цель, зависит фактически и вся образовательная теория и технология ее реализации.

XXI век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он ее сделает? Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики? В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность.

В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов.

Характерная черта современной мировой ситуации – неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от бездумной зубрежки и заучивания. А это означает, что человеку приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из книг.

Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование: «Век живи – век учись», – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием.

Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.

На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а сворачивает их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. Свертку знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую свертку дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия: она скрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются.

Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования; везде ищут новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее определен. Речь идет о понимании образования как ответственности. В совсем недавнем прошлом цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был переплавлен затем в идеал приобретения правильных практических навыков.

Одной из наиболее проблемных категорий в дидактике является содержание образования. Какой опыт должен обретать человек в процессе образования, чему его учить и как воспитывать? Ответ на это вопрос зависит от ценностных и мировоззренческих установок педагогического сознания конкретной эпохи и определяется представлениями о целях образования: каждая культура ищет свой вариант ответа.

Сегодня в реальной практике сосуществуют различные представления о содержании образования – традиционные и нетрадиционные, но преобладают пока традиционные подходы к построению содержания: «предметный подход», способствующий формированию «мозаичной» картины мира, а не целостному его восприятию и целостному развитию личности; учебный процесс отождествляется с упрощенным воспроизведением логики науки вне особенностей ее исторического развития; увеличение количества новых дисциплин; погоня за объемом знаний и абсолютизация рационально-логического мышления; образование сводится к обучению.

Такое содержание перестало соответствовать реалиям культуры и разнообразию человеческой деятельности, не обеспечивает свое предназначение – служить эффективной самореализации человека в современной культуре. Человечество прошло путь от постановки вопроса о «своде» знаний в энциклопедии до превращения этого свода в технико-информационные системы. Знания выводятся за пределы человека в мировую компьютерную память, их стремительное умножение и «старение» уже не позволяет им быть возможным фундаментом развития личности. Образованность сегодня – культура мыслей, переживаний, поступков. Богатство культуры не исчерпывается наукой, а однобокое развитие рационально-логического мышления отнимает у «познающего разума» способность к интуиции, озарению – обязательных спутников творчества, тогда как повсюду от человека требуется инновационная деятельность, творческий поиск и принятие решений в ситуациях со многими неизвестными, ответственность за свой выбор. Иначе говоря, само состояние современной культуры протестует против рационально-знаниевого характера образования, но и не позволяет сосредоточиться лишь на «индивидуальном бытии» личности в образовании.

Сегодня крайне обостряется проблема нового наполнения содержания образования, где органично сливались бы духовность и рациональность, обеспечивался бы личностный способ бытия человека и в то же время его научно-теоретическое отношение к миру, стремление понять его и себя в нем. Таким образом, особую актуальность имеет проблема создания условий, обеспечивающих преобразование внешнего по отношению к личности содержания образования во «внутренние» ее силы.

Ценностно-смысловая направленность такого содержания выражена в идеях гуманизации и гуманитаризации, демократизации и культуросообразности образования. С реализацией этих идей связаны многие актуальные проблемы содержания образования.

Гуманизация предусматривает представленность в содержании образования не только опыта наук, но и опыта других способов познания мира, опыта «быть личностью»; тем самым обостряется проблема соотношения естественных и гуманитарных предметов, теоретических и прикладных, обновления содержания традиционных предметов и введение новых.

Гуманитаризация содержания образования нацелена на «очеловечивание» самого знания, которое должно быть личностно значимым для человека, глубоко затрагивающим сферу человеческих переживаний; эта проблема не имеет ничего общего с механическим «вычитанием» естественно – научных дисциплин и «прибавлением» гуманитарных: духовное измерение есть в любой науке.

Демократизация образования предусматривает определенные права для человека в выборе содержания, вариативность и альтернативность образовательных программ; в то же время обостряется проблема стандартизации образования, предотвращения субъективизма в построении программ и учебных планов.

Культуросообразность предполагает «открытость» содержания альтернативным трактовкам в изучении предметов, общечеловеческим и национальным ценностям культуры, отказ от наукообразия в отборе и построении образовательных дисциплин; проблема глобализации содержания образования связана с необходимостью развития «планетарного» мышления, осознающего неоднородность мира и его восприятия, болеющего за состояние планеты и происходящего на ней, способного понимать другие культуры.

Для реализации этих идей нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведения самого педагога, в самой структуре содержания образования, где должны быть представлены, по крайней мере, пять необходимых компонентов: когнитивный, деятельностно-творческий, аксиологический, коммуникативный и личностный.

Когнитивный – включает систему знаний о мире, о способах и инструментах познавательной и практической деятельности, о нормах отношения к явлениям жизни в различных культурах.

Деятельностно-творческий обеспечивает систему практических и интеллектуальных умений и опыт творчества в различных видах деятельности. Актуальная проблема перевода содержания в деятельностную форму связана с переходом от жестокого управления деятельностью учащихся к совместной деятельности и к самоорганизации, от репродукции – к творчеству.

Аксиологический компонент – вводит человека в мир ценностей; опыт ценностного отношения к миру, себе, другим, к выполняемой деятельности составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности; вне такого опыта не решается проблема обнищания души при обогащении знаниями и умениями. Обретается он переживанием в совместной деятельности, диалогическом общении, насыщенных культуросообразными ценностями.

Коммуникативный компонент подчеркивает особое внимание к общению как важнейшему источнику наполнения содержания гуманистическими ценностями, как к способу обмена духовными потенциалами.

Личностный компонент призван реализовать особую функцию образования – личностноразвивающую. В содержании образования для этого актуализируется опыт самообоснования своих мыслей, эмоциональных состояний, поступков; опыт самостоятельного принятия решений и ответственного выбора. Главное в образовании – личностная вовлеченность человека в этот процесс, что заостряет проблемы индивидуализации образования. Личностная вовлеченность – это переживание учащимся занятия, учебного материала, совместной деятельности, где важен не столько факт, понятие, проблема, сколько их человеческие смыслы, субъективное, дополненное собственным отношением значение; это иной способ усвоения содержания, иной способ бытия личности в образовании.

Таким образом, новое смысловое и структурное содержание образования не может строиться на устаревших представлениях, но и не может решительно отбрасывать опыт прошлого. Сам стиль мышления сегодня требует интеграции различных подходов и культурно-исторических моделей образования, взаимодополняющих друг друга на новом уровне.

 

Лекция 16.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...